Разработка урока по теме "Движение земной коры" (6 класс, география)
Оценка 4.9

Разработка урока по теме "Движение земной коры" (6 класс, география)

Оценка 4.9
Аудио +4
docx
география
6 кл
18.04.2018
Разработка урока по теме "Движение земной коры" (6 класс, география)
движение земной коры 6 класс.docx
Айтенова Татьяна Владимировна, учитель географии 6 класс ДВИЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ КОРЫ Планируемые результаты: ­личностные: воспитывать усидчивость, настойчивость в приобретении знаний, развивать познавательный интерес; ­метапредметные:  развивать навыки и умения работать с атласом, текстом учебника, сравнивать и анализировать; ­предметные:  освоение знаний по основным географическим понятиям темы: грабен, горст, эпицентр, очаг землетрясения; сформировать понятие о видах движения земной коры. Оборудование: Физическая карта мира, компьютерная презентация, учебник для 6 класса Герасимова Т.П. «Начальный курс географии», атлас для 6 класса. ХОД УРОКА I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП Настрой учащихся на урок. Подготовка учебного материала. II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Работа у интерактивной доски Задача 1 Распределите горные породы на группы по происхождению: Базальт, галька, глина, гнейс, гравий, гранит, известняк, мрамор, песок Магматические  Осадочные  Метаморфические  Задание 2 подпишите внутренние части Земли Айтенова Татьяна Владимировна, учитель географии III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Слово учителя с элементами беседы Наша планета прекрасна и богата разнообразными удивительными природными явлениями. Многие из них связаны  с особенностями внутреннего строения Земли. Например,   на   Скандинавском   полуострове,   на   побережье   Норвегии, далеко   от   побережья   вбиты   колышки,   к   которым   раньше   привязывали лодки.  ??? Почему колышки для лодок находятся не у самой кромки воды??? Земная поверхность на побережье Норвегии поднялась.   Сотни   лет   главной   бедой   Венеции   считалась разрушительная   сила   приливов   Адриатического   моря. Начиная со средних веков строители возводили земляные каменные набережные, специальные стены и волноломы, надеясь, что система заграждений «выстоит дольше, чем бронза»,   спасет   город.   И   только   в   последние   годы выяснилось,   что   главная   опасность,   угрожающая Венеции,   ­   это   погружение   её   в   воды   Адриатики   со скоростью три сантиметра в десятилетие. и ??? Ребята, какой вывод следует из этих процессов??? Земная кора движется ??? Итак, как вы думаете, какова тема нашего урока??? Движение земной коры.  (  Учащиеся записывают тему урока в свои тетради.  )   Заполним схему в тетради. ??? Какие могут быть направления движения земной коры??? Горизонтальные и вертикальные (Учащиеся последовательно заполняют схему в своих тетрадях).   Движения земной коры Горизонтальные  Вертикальные  И те, и другие движения очень медленные, всего несколько см. в год, поэтому заметить результаты этих движений можно только через сотни лет. Решите задачу: Какую высоту будут иметь Скандинавские горы через 150 лет, если скорость поднятия – 3 см в год при условии равномерного поднятия. 3 см * 150 лет = 450 см = 4.5 м. В свою очередь горизонтальные движения могут быть направлены как навстречу друг другу, так и в противоположные стороны. Айтенова Татьяна Владимировна, учитель географии ??? Как вы считаете, к чему приводят горизонтальные движения земной коры??? К образованию складок, гор, тектонических разломов На карте «Строение земной коры» найдите участки Земли, где расположено большое      количество разломов.         А теперь посмотрим на результаты вертикальных движений. Этот район называется Великие Африканские разломы. ??? как вы думаете, к чему приводят вертикальные движения земной коры??? К образованию возвышенностей, плоскогорий, низменностей   Как вы думаете, могут ли на одной территории наблюдаться медленные вертикальные и    горизонтальные движения?     Когда эти движения накладываются, образуется система горстов и грабенов. По линиям разломов одни участки земной коры поднимаются, образуя выступы – горсты, другие опускаются, в результате чего возникают впадины – грабены.                                                        горст грабен Запишите определения: ­   грабен   (нем.  Graben  ­   ров)   –   участок   земной   коры,   опущенный   относительно прилегающих участков ­     горст   (нем.  Horst  –   холм)   –   участок   земной   коры,   поднятый   относительно прилегающих участков Движения   земной   коры,   вызывающие   возникновение   складок,   горстов,   грабенов,   приводят   к образованию гор. Большинство гор на суше имеет сложное складчато­глыбовое строение.   – Ребята прослушайте отрывок из дневника американского журналиста, и ответьте, о чём пойдёт следующая часть нашего урока.  Отрывок из дневника американского журналиста:  “27 мая 1964 г, Аляска. Я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я жил, раскачивался из стороны в сторону, корчился и стонал. Земля вспучивалась, высокие деревья падали как подкошенные…Куски земли непонятной формы двигались вверх и вниз, наклоняясь под всевозможными углами. Полуразрушенный дом вдруг пополз на меня. Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной. Подо мной открылась новая трещина, и я рухнул в нее. Когда все Айтенова Татьяна Владимировна, учитель географии кончилось.   Я   выбрался   на   поверхность   и   увидел   вдруг   страшный   пейзаж,   который напоминал мне первозданный хаос”.  Вопросы для обсуждения:  – Кто догадался, о чем пойдет речь? (О землетрясениях) – Что в тексте вас навело на эту мысль?  (Земля вспучивалась, куски земли двигались вверх, и вниз, подо мной открылась трещина, дом раскачивался). Одним из самых грозных проявлений огромной внутренней энергии Земли являются землетрясения.  –   Ребята,   кто­нибудь   из   вас   знает,   что   такое   землетрясение?  (Варианты   ответов учеников) Землетрясения – это подземные удары (толчки) и колебания земной поверхности.   1. Причины землетрясений  – Представьте, что есть пружина. Сжав ее, мы придаем ей давление, сдерживаемое нашей рукой.   Так   и   в   природе:   пружина   –   очаг   землетрясения,   где   происходит   накопление напряжения,   а   сдерживает   его   литосфера.   Небольшое   смещение   литосферных   плит, притяжение   Луны,   исчерпание   месторождений   нефти   вызывают   спад   напряжения.   Так появляются сейсмические колебания. 2. Сейсмические колебания Распространяются колебания во все стороны от очага подобно звуковым волнам.  Прочитайте в учебнике (стр. 44), и найдите как называется:   ­   место,   где   происходит   разрыв   и   смещение   горных   пород   ­  ОЧАГ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ   ­ участок земной поверхности над очагом землетрясения ­ ЭПИЦЕНТР   ­ наука о землетрясениях – СЕЙСМОЛОГИЯ Землетрясение имеет силу. Сила землетрясения оценивается в баллах. В большинстве стран принята международная 12­балльная шкала.  Рассмотрите рисунок в учебнике 30 стр. 50  «Очаг и эпицентр землетрясения» и объясните, как изменяется сила землетрясения по направлению от эпицентра.  Сила землетрясения по направлению от эпицентра уменьшается. ???Какие разрушения производят землетрясения в 1, 3, 7, 10 баллов? 1   балл   –   Слабые   толчки,   не   ощущаются   человеком.   Их   отмечают   только приборы; 3 балла – Толчки ощущаются человеком, разрушений не происходит; Айтенова Татьяна Владимировна, учитель географии 7 баллов – Деревья сильно раскачиваются, ветхие здания разрушаются, в крепких зданиях происходят большие разрушения, наблюдаются оползни и осыпи; 10   баллов   –   Дома   разрушаются,   появляются   значительные   трещины   в  почве, обвалы в горах.   ???Что нужно сделать, чтобы уменьшить количество жертв??? Предсказывать землетрясение. –   Можно  ли   как­то   предсказать   это   опасное   природное   явление   в домашних условиях?  Некоторые   особенности   в   поведении   животных   могут   подсказать   человеку,   что приближается землетрясение.  Чувствуя неизбежные земные толчки: Собаки воют, лошадь может понести, а птицы беспокойно   описывают   в   небе   круги,   кошки   покидают   территорию,   предполагаемого эпицентра землетрясения. Так, жители одного китайского города в 1975 году обратили внимание   на   странное   поведение   животных   и   вовремя   оставили   свои   дома   –   через несколько часов случилось землетрясение.   Неплохо предчувствуют наступление природных аномалий не только собаки, но куры и свиньи незадолго до наступления бедствия меняют свое поведение, впадают в апатию и отказываются принимать пищу.  Обитатели   аквариумов   могут   предсказывать стихийные   бедствия.   За   два   дня   до землетрясения   аквариумные   неоновые   рыбки,   беспокоиться.   За   полтора­два   часа   до катастрофы рыбы пытаются выпрыгнуть из воды, а за 30­40 минут до толчка красные неоны ложатся на дно аквариума...  Ученые   утверждают,   что   о   приближении   землетрясения могут   предупредить,   по меньшей мере 130 животных.  Для   обнаружения   и   регистрации   сейсмических   волн   используются   специальные приборы   —  сейсмографы.   Одни   сейсмографы   чувствительны   к   горизонтальным движениям, другие — к вертикальным волнам. Волны регистрируются вибрирующим пером на движущейся бумажной ленте. Существуют и электронные сейсмографы (без бумажной ленты). СЕЙСМОГРАФ – прибор­самописец, улавливающий малейшие колебания земной поверхности. ??? Каковы ваши действия при землетрясении??? Айтенова Татьяна Владимировна, учитель географии Действия во время землетрясения:  ­ Сохраняйте спокойствие, избегайте паники.  ­ Действуйте немедленно, как только ощутите колебания почвы или здания, главная  опасность, которая вам угрожает ­ это предметы и обломки, которые падают.  ­ Быстро покиньте дом и отойдите от него на открытое место, если вы находитесь на первом ­ втором этаже.  ­ Немедленно покиньте угловые комнаты, если вы находитесь выше второго этажа.  ­ Немедленно перейдите в более безопасное место, если вы находитесь в помещении.  Станьте в проеме внутренних дверей или в уголке комнаты, подальше от окон и  тяжелых предметов.  ­ Не бросайтесь к лестнице или к лифту, если вы находитесь в высотном здании выше  пятого этажа. Выход из здании наиболее будет заполнен людьми, а лифты выйдут из  строя.  ­ Выбегайте из дома быстро, но осторожно. Остерегайтесь обломков, электрических  проводов и других источников опасности.  ­ Отдалитесь от высоких сооружений, путепроводов, мостов и линий электропередач.  ­ Остановитесь, если вы едете в автомобиле, откройте двери и оставайтесь в  автомобиле до прекращения колебаний.  ­ Проверьте, нет ли вблизи пострадавших, сообщите о них спасателям и, по  возможности, окажите помощь IV. РЕФЛЕКСИЯ  Что нового вы узнали?  Что было интересного?   Что вызывало затруднение?  V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 1. Как называются впадины, возникшие в результате разломов? (грабен) 2. Как называются выступы, возникшие в результате разломов земной коры? (горст) 3. В каких единицах измеряется сила землетрясения? (баллах) 4. Как называется место на земной поверхности над очагом землетрясения? (эпицентр) 5. Какова максимальная сила землетрясений? (12 баллов) 6. Место на глубине, где образуется разрыв горных пород при землетрясении? (очаг) Самопроверка: 3 – «3»                           4­5 – «4»                           6  ­ «5»  Оценивание учителем работы учащихся VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. § 15   2. Составить презентацию или коллаж «Землетрясение – стихийное бедствие» Айтенова Татьяна Владимировна, учитель географии ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ КОРЫ Движения земной коры Горизонтальные  Вертикальные  Складки (горы) Тектонические разломы   Возвышенности, плоскогорья Низменности                                                                                               горст грабен  Айтенова Татьяна Владимировна, учитель географии                                                                                                                                                                         _____________                                          _____________ Айтенова Татьяна Владимировна, учитель географии Закрепление изученного материала: 1. Как называются впадины, возникшие в результате разломов?  _________________________________________________________ 2. Как называются выступы, возникшие в результате разломов земной коры?  _________________________________________________________ 3. В каких единицах измеряется  сила землетрясения?  _________________________________________________________ 4. Как называется место на земной поверхности над очагом землетрясения?  _________________________________________________________ 5. Какова максимальная сила землетрясений?  _________________________________________________________ 6. Место на глубине, где образуется разрыв горных пород при землетрясении?  _________________________________________________________ Айтенова Татьяна Владимировна, учитель географии

Разработка урока по теме "Движение земной коры" (6 класс, география)

Разработка урока по теме "Движение земной коры" (6 класс, география)

Разработка урока по теме "Движение земной коры" (6 класс, география)

Разработка урока по теме "Движение земной коры" (6 класс, география)

Разработка урока по теме "Движение земной коры" (6 класс, география)

Разработка урока по теме "Движение земной коры" (6 класс, география)

Разработка урока по теме "Движение земной коры" (6 класс, география)

Разработка урока по теме "Движение земной коры" (6 класс, география)

Разработка урока по теме "Движение земной коры" (6 класс, география)

Разработка урока по теме "Движение земной коры" (6 класс, география)

Разработка урока по теме "Движение земной коры" (6 класс, география)

Разработка урока по теме "Движение земной коры" (6 класс, география)

Разработка урока по теме "Движение земной коры" (6 класс, география)

Разработка урока по теме "Движение земной коры" (6 класс, география)

Разработка урока по теме "Движение земной коры" (6 класс, география)

Разработка урока по теме "Движение земной коры" (6 класс, география)

Разработка урока по теме "Движение земной коры" (6 класс, география)

Разработка урока по теме "Движение земной коры" (6 класс, география)

Разработка урока по теме "Движение земной коры" (6 класс, география)

Разработка урока по теме "Движение земной коры" (6 класс, география)
Скачать файл