Разработка урока по теме "География хозяйства США" (11 класс, география)
Оценка 4.9

Разработка урока по теме "География хозяйства США" (11 класс, география)

Оценка 4.9
Домашнее обучение +1
doc
география
11 кл
27.05.2018
Разработка урока по теме "География хозяйства США"  (11 класс, география)
В разработке конспекта урока новых знаний представлен подробный материал о размещении отраслей хозяйства и населении США на основе данных из 2-х том. Максаковского "Географическая картина мира". Представлены фотографии американских городов - промышленных и финансовых центров. Разработан и представлен проверочный тест темы урока.
урок хозяйство США (2).doc
Тема урока географии в 11 классе по теме: «Хозяйство США»                       Форма проведения урока ­ урок – лекция. Учебно­воспитательные цели: оценка структуры и размещения хозяйства США.          Совершенствование навыков работы с картографическим и  статистическим материалом.  Развивающие: развивать навыки работы с текстом, работать в группе,  умения выделять главное, обобщать материал, грамотно излагать свои  мысли формулировать вопросы. Методы и формы учебной деятельности: коллективная и индивидуальная  работа – рассказ учителя, участие класса в обсуждении вопросов с  использованием приёмов технологии критического мышления, работа в  группах. Оборудование: карты США, атласы, справочное пособие под редакцией  В.Н.Холиной, электронная презентация фотоматериала « по городам США»,  световая карта человеческой цивилизации. План урока: 1.   Мотивация   к   деятельности:   демонстрация   фотоснимков   из   космоса   и   их комментарии. 2. Актуализация новых знаний. Объяснение нового:                                                                                                           1. Занятость американского населения и современные сдвиги в хозяйстве. 3.Структура и размещение хозяйства.                                                                            А. Важнейшие районы промышленности США.                                            Б.Важнейшие отрасли и размещение сельскохозяйственного производства. 4. Закрепление материала (работа в группах по заданию) и проверка. Решение теста. 5. Домашнее задание. Ход урока:    Ребята! Тема сегодняшнего урока «Хозяйство США».  Какие ассоциации вызывает у вас эти слова? Учащиеся высказывают свои ассоциации, которые фиксируются на доске. Например:   Сиэтл   ­   самолёт   «Боинг»,   автомобиль   «Кадилак»,   «Макдонольс», разработке компьютерных программ «Майкрософт», Форд, Аляска, Калифорния и т.д. Я   предлагаю   вашему   вниманию   фотослайд  цивилизации» «Ночной   свет   нашей Ученые NASA создали световую карту человеческой цивилизации. Так Земля выглядит ночью. Карта была создана на основе данных, полученных с военных спутников   AMS­3   DMSP   (оборонной   метеорологической   спутниковой программы). Эти спутники предназначены для тактического и стратегического составления   метеорологических   прогнозов,   которые   используются американскими военными для планирования военных операций на море, на суше и в воздухе. Для сравнительного анализа в электронной презентации содержатся световые   Зарубежной   Европы   и   России. ­   Посмотрите   на   экран   и   прослушайте   мои   комментарии   к   показу.   После просмотра будьте готовы составить и задать мне свои вопросы, не отклоняясь от главной   темы   нашего   урока.  ­   «Тонкие»   вопросы   предполагает   однозначный фактический   ответ.   «Толстые»   ­   развернутый   обстоятельный   ответ.  Итак, внимание на экран!    карты   Японии, В Соединенных Штатах ярко освещена вся восточная часть страны — именно здесь сосредоточена основная часть 380­миллионного населения страны, которая по   этому   показателю   занимает   3­е   место   в   мире.   Особенно   освещён   северо­ востоке   страны.   Здесь   выделяются   яркими   пятнами   крупнейшие   города   и индустриальные центры США — Нью­Йорк, Филадельфия, Детройт, Чикаго. Все Восточное   побережье   —   Новая   Англия,   колыбель   американской   культуры   — представляет собой сплошную светящуюся полоску. Слайд №2 Чрезвычайно   развитая   автомагистральная   система   США   на   карте отображается   в   форме   решетки,   соединяющей   яркие   точки   американских городов.   Кроме   того,   в   США   ярко   светится   и   Западное   побережье. Слайд №3  В России ярко светятся Москва, Петербург и города Урала — Екатеринбург и Челябинск. К югу от Москвы также достаточно ярко светятся густонаселенные промышленно развитые районы Ростова и украинского Донецка.                         Европа В Европе — втором ярком центре мира — особенно выделяются огни  Великобритании, стран Бенилюкса — прежде всего Голландии и Бельгии,  Западной Германии и Северной Франции. Именно здесь сосредоточены самые  густонаселенные районы объединенной Европы, здесь расположены и основные  промышленные производства. Бросается в глаза и яркая, но узкая полоска огней  вдоль средиземноморского побережья Европы. Здесь расположены курорты  Лазурного берега с игорными домами Монте­Карло, испанские курорты  Коста­ Брава  со вторым по величине городом Испании, крупным промышленным центром Барселоной, Италия с ее ярко светящимися Римом и промышленно развитым севером.                       Слайд №4       Япония Третий яркий центр мира — Япония. Здесь на небольшой территории архипелага на прибрежных территориях сосредоточено 126 миллионов японцев и крупнейшие промышленные центры — Токио, Осака, Иокогама, Нагасаки и другие японские  города. Кажется, что Япония просто горит огнями, сливающимися в одно  сплошное белое пятно.  2. Актуализация новых знаний.  1стадия. ВЫЗОВ.     Цель этого этапа актуализация знаний, побуждение интереса, постановка  учеником собственных целей.  На данном этапе использованы следующие методы и приемы ­  «Тонкие» и  «толстые» вопросы;  Учащиеся составляют вопросы.  ­ «Тонкие» вопросы предполагает однозначный фактический ответ.  «Толстые» ­ развернутый обстоятельный ответ.  Например: «Тонкие» вопросы: 1). Какую роль в хозяйстве США играет Нью­Йорк? Ответ: Нью­ Йорк –  экономическая столица США, крупнейший транспортный узел и финансовый  центр. Учитель обращается к материалам презентации. Слайд №5 Расположен в штате Нью­Йорк на северо­востоке США, относится к району Средне­Атлантических штатов. Назван так в 60­е годы 17 века в честь герцога Йорского, позднее ставшего английским королём Яковом 2. По площади штат занимает 27­е место (140 тыс. кВ.км.), а по населению – 18 976 тыс.чел. на 2000 г., 3 место в США. В МСА Н­Й  насчитывается около 12 млн. человек. ВРП – 755 млрд.долл. (1999 г.), 2­е место вСША. Личный доход на душу населения 33,9 тыс.долл., 4­е место в США. В составе США в качестве штата с 1788 г. (11­й по времени   возникновения).   Начало   освоению   края   положили   голландцы,   Вест­ Индская компания. Колония по реке Гудзон была названа Новые Нидерланды, а город   Нью­Амстердам.   Однако   в   1664   г.   голландская   колония   перешла   к англичанам под новым названием Нью­Йорк.  В начале 19 века Нью­Йорк сумел воспользоваться своим исключительно выгодным географическим положением – у начала единственного удобного прохода в глубь страны, обходящего Аппалачи (по долинам рек Гудзон и Мохок). Именно с этой целью в 1825 году был прорыт канал Эри, связавший порт у океана с самым перспективным тогда внутренним районом США – Приозерьем, став лидером в социально­экономической жизни Америки. Штат, который 30 лет назад был самым промышленно мощным, ныне, в постиндустриальную  эпоху, занимает  только 5­е  место в  стране по  стоимости условно­чистой   продукции   обрабатывающей   промышленности,   вслед   за Калифорнией,   Техасом,   Огайо   и   Иллинойсом.   Он   теперь   специализируется   в организации производства. Здесь размещены штаб­квартиры таких промышленных гигантов, как «Колгейт­Палмолив», «1ВМ», «Филип­ Моррис», «Истмен­Кодак», «Тексако»,  и другие.                                                            Отрасли специализации: полиграфическая (1­е место в США), приборостроение (2­е), химическая (2­е), производство   компьютерной   и   электронной   техники   (4­е),   бумажная   (5­е)   и электротехническая (8­е). В самом МСА   Н­Й, главном промышленном узле, на базе   дешёвой   рабочей   силы   иммигрантов,   первенствуют   полиграфическая, швейная,   пищевая   промышленность.   В   лонг­айлендском   пригороде   Н­Й   Дир­ Парке производят авионику. Крупнейшая фармацевтическая фабрика находится в Перл­Ривер. 2). В каком секторе экономике занята большая часть экономически активного населения? Ответ: Около 9/10 американцев работают по найму, свыше 1/3 из них – рабочие. В сельском хозяйстве занято в 7 раз меньше, чем в промышленности. 3).   Какое   место   по   уровню   промышленного   развития   среди   всех   стран   мира занимает   США?   Ответ:   Естественно,   по   показателю   промышленного   развития США занимают первое место.   4) Какие районы концентрации промышленного производства можно выделить на территории США? Ответ:         В США можно выделить много промышленных районов разного ранга. Крупнейшие среди них: Нью­Йоркский, Лос­Анджелесский и Чикагский.    Толстые» вопросы:  1). В какой части США или в каких городах сосредоточена большая часть промышленного   производства   страны?   Ответ:   большая   часть   производства традиционно сосредоточена именно на северо­востоке страны. Здесь выделяются яркими   пятнами   крупнейшие   города   и   индустриальные   центры   США  —  Нью­ Йорк,   Филадельфия,   Детройт,   Чикаго.   Все   Восточное   побережье   —   Новая Англия,   колыбель   американской   культуры   —   представляет   собой   сплошную светящуюся полоску. 2). Какие отрасли международной специализации выделяют в американской  экономике?                  Ответ:   автомобилестроение,  электроника, нефтяная   промышленность,   авиаракетно­космическая   промышленность. Лидирует   США   в   разработке   микропроцессоров,  средств   охраны   окружающей среды, в биотехнологии и биоиндустрии, в области информационных технологий. 3). Почему на световой карте США  ярко светится и Западное побережье? Ответ: Прежде всего, здесь находится густонаселенный благодатный штат Калифорния с его   Силиконовой   долиной   —   крупнейшим   в   мире   центром   программных разработок   —   и   крупнейшей   агломерацией   Лос­Анджелеса. 4)   Какую   роль   в   хозяйстве   США   играет   сельскохозяйственное   производство? Ответ:  По  размерам сельскохозяйственного  производства  США  превосходит все страны мира (10 % мировой валовой продукции). На США приходится около половины экспорта зерна и других сельхозпродуктов. США первыми перешли к агробизнесу.   Производительность   труда   в   сфере   АПК   растёт   быстрее,   чем   в промышленности. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается,  обсуждается.  Работа ведется индивидуально. 2   стадия   осмысления.  На   стадии   осмысления   содержания   осуществляется непосредственный контакт с новой информацией ждя этого каждой группе даётся карточка   с   информационном   текстом,   содержащим   характеристику   одной   из ведущих   отраслей   хозяйства   США   и   районах   размещения.  Работа ведется в группах по 5­6 человек. Карточка №1. По   размерам   сельскохозяйственного   производства  США   превосходит   все страны мира (10 % мировой валовой продукции). На США приходится около половины экспорта зерна и других сельхозпродуктов. США первыми перешли к агробизнесу.   Производительность   труда   в   сфере   АПК   растёт   быстрее,   чем   в промышленности. Основной тип сельскохозяйственного предприятия – ферма, где используют дешёвую наёмную рабочую силу, машины, удобрения, искусственное орошение. В США больше тракторов, чем во всех развивающихся странах, вместе взятых.   По   производству   пшеницы   США   занимает   3   место   в   мире,   а   по   её экспорту ­   первое. «Пшеничные штаты» ­ Канзас, Миссури, Северная Дакота, Южная Дакота, Техас, Оклахома. Кукурузный и свиноводческий пояс протянулся по территориям штатов: Айове (+соя), Иллинойс, Индиана (не знает равных по сбору   воздушной   кукурузы   поп­корна).   Половина   производства   риса   в   штате Арканзас, сои – в штате Огайо, хлопка – в Техасе, Джорджии. Калифорния – 2сад и   огород   Америки»,   где   собирается   столько   же   фруктов,   овощей   и   орехов, сколько   во   всех   остальных   штатах   вместе   взятых.   Грецкие   орехи,   миндаль, фисташки,   оливки,   нектарины,   финики,   инжир,   гранаты   и   хурма   –   все   эти культуры составляют 72% стоимости с/х продукции штата. Калифорния ­ первая по производству лимонов, персиков, слив, абрикосов, киви, винограда, малины, раннего   картофеля;   вторая   –   по   сбору   хлопка,   риса,   апельсинов,   черешни   и грейпфрутов. Каждая территория отличается узкой специализацией. Слайд №6. Деревня   Эмишей.   США   занимает   первое   место   по   производству   цыплят­ бройлеров и по экспорту мяса птиц. США – рыболовная держава, занимает 5­е место в мире  по улову рыбы. США полностью обеспечивает своё население с/х сырьём для производства продуктов питания.   «Шевроле», Карточка   №2.  ­  автомобилестроение  (самый   большой   в   мире   автопарк, обеспеченность населения автомобилями 600 на 1000 жителей). Автомобильные заводы имеются в 125 городах, расположенных в 26 штатах страны. Болше всего производится  в пределах Приозёрного мегалополиса. Здесь находится главный «автомобильный штат»   Мичиган и «автомобильная столица» США – Детройт. Крупнейшие   ТНК   «Дженерал   моторс»,   «Крайслер». Карточка №3 – авиаракетно­космическая промышленность. В размещении её предприятий выделяются Тихоокеанские штаты, и прежде всего Калифорния, где находится «ракетно­космическая столица» США – Лос­Анжелес. Большую роль   играет   и   Сиэтл   в   штате   Вашингтон   на   северо­западе   страны   –   главная вотчина компании «Боинг», производящей ½ всех авиалайнеров в мире (1­е место по числу занятых в авиационной промышленности в США). В пригороде Сиэтла Редмонде   размещается   правление   самой   знаменитой   в   мире   компании   по разработке компьютерных программ «Майкрософт» (с 20­тысячным персоналом). Её   основатель   и   глава,   миллиардер   Билл   Гейтс   –   местный   уроженец. Внешнеторговый  морской порт и аэропорт  Сиэтл – 5­й в США по  стоимости перевозок.   Атланта   в   штате   Джорджия   –   производитель   военно­транспотных самолётов «Гэлакси»; Карточка   №4    ­ электроника  развита   во   всех   трёх   мегалополисах   БосВаш, Чипитс и Сан­Сан, тесно связана с ВПК. Самое большое предприятие «Дженерал Электрик» по производству электронной техники расположено в штате Нью­Йорк в Хиксвилле во втором по значению промышленном узле – МСА  Буффало. Штат Пенсильвания   относится   к   району   Средне­Атлантических   штатов,занимает   3 место по выпуску электронных компонентов. Во время войны за независимость 1775­1783 гг. Пенсильвания играла центральную роль в рождении Соединённых Штатов.   Филадельфия  1781   г.   стала   столицей   объединённых   колоний,   здесь   в 1776 г. принята Декларация независимости, а в 1787 г. – конституция США. В здании Индепенденс­Холла хранится колокол Свободы – символ независимости; Слайд №7 «Геркулес»     и Карточка №5­ нефтяная промышленность (нефть ­ запасы 3,8  млрд.тонн),разведана более чем в 30 штатах. Запасы нефти приходятся на  месторождения континентального шельфа – в Мексиканском заливе (здесь  действуют более 200 предприятий и находится нефтехимическая столица США –  Хьюстон), у берегов Калифорнии и Аляски, где находится район нового освоения  США – здесь было открыто крупнейшее в стране месторождение Прадхо­Бей  (запасы нефти более 2 млрд.т). Нефтяные штаты: Техас, Калифорния и Аляска. Графическая систематизация материала. Учитель: ­ Каждая группа по  окончанию чтения текстов должна представить содержание прочитанного в виде  таблицы. Например: Отрасль   (подотрасли) Конечная  продукция Штаты или  районы  производства  продукции  (крупнейшие  ТНК) Основные  центры  размещения  производства – название  города. Место или  др.статис ­ тические данные об обёме  производ­ ства 3 стадия. Рефлексия. Группы завершают свою работу в течение 10 минут и передают её по кругу для чтения и ознакомления другой группе. В результате с материалами по теме урока  будут все  ознакомлены. После 10 минутного  прочтения каждый  ученик самостоятельно выполняет тест и получает отметку. Контрольный тест:  1. Какое место по численности занимает США?    2. Какое место по ВВП  у США? а– 1 место   б – 8 место  в – 3 место                                                                  3. Выберите из списка отрасли международной специализации США:  а – электроника, б – чёрная металлургия, в – автомобилестроение, г –  лесная и деревообрабатывающая, д­ авиаракетостроение, е – производство  минеральных удобрений ,ё – станкостроение, ж – производство компьютеров и  микропроцессоров, з – судостроение, и – агробизнес.  4. Какой рисунок имеет транспортна система США?                                                    А – радиально­кольцевая, б – решётчатая.                                                                      5. Поставьте соответствие:                                                                                               1. «Ракето­космическая столица США» ­                                                                       2. «Автомобильная столица» ­ (ответы а – Детройт, б ­ Лос­Анжелес)                       6.  Где расположено самое большое предприятие «Дженерал Электрик» по  производству электронной техники?                                                                               А ­ в штате Нью­Йорк в Хиксвилле  МСА  Буффало.  Б – в штате Пенсильвания в  Филадельфии.                                                                                                                     7.  Какой штат называют                                                «сад и огород Америки», где собирается столько же фруктов, овощей и орехов,  сколько во всех остальных штатах вместе взятых ?                                                       А – Техас, Б – Аризона, В – Калифорния, г – Флорида.                                                8.  В каком городе находится производитель военно­транспотных самолётов  «Геркулес» и «Гэлакси» ? А – Чикаго, б – Атланта, в ­ Сиэтл;                                                                                 9.  Какой город США стал первой столицей Объединённых колоний в 1781 году,  здесь принята Декларация независимости и Конституция США?                                А – Вашингтон,  Б – Филадельфия, в – Нью­Йорк                                                         10.  Поставьте соответствие:                                                                                            1.«Пшеничные штаты» ­              А : Канзас, Миссури, Северная Дакота,  Южная Дакота, Техас, Оклахома.                                                                            2.«Кукурузный и свиноводческий»      Б : Айове (+соя), Иллинойс, Индиана Правильные ответы: 1 – в, 2 – а, 3 – а, в, д, ж,и, 4 – б, 5­ 1­б, 2­а, 6 – а, 7 – в, 8 – б,  9 – Б, 10 – 1­а и 2­б. 4.Домашнее задание. Прочитать стр.261­276учебника. По выбору:  подготовить сообщения на тему «О владениях США», «Американские  технополисы», «О географии отдыха и туризма США». Список использованной литературы: 1. В. Максаковский «Географическая картина мира», т.2, М., Просвещение,  2008 г.

Разработка урока по теме "География хозяйства США" (11 класс, география)

Разработка урока по теме "География хозяйства США"  (11 класс, география)

Разработка урока по теме "География хозяйства США" (11 класс, география)

Разработка урока по теме "География хозяйства США"  (11 класс, география)

Разработка урока по теме "География хозяйства США" (11 класс, география)

Разработка урока по теме "География хозяйства США"  (11 класс, география)

Разработка урока по теме "География хозяйства США" (11 класс, география)

Разработка урока по теме "География хозяйства США"  (11 класс, география)

Разработка урока по теме "География хозяйства США" (11 класс, география)

Разработка урока по теме "География хозяйства США"  (11 класс, география)

Разработка урока по теме "География хозяйства США" (11 класс, география)

Разработка урока по теме "География хозяйства США"  (11 класс, география)

Разработка урока по теме "География хозяйства США" (11 класс, география)

Разработка урока по теме "География хозяйства США"  (11 класс, география)

Разработка урока по теме "География хозяйства США" (11 класс, география)

Разработка урока по теме "География хозяйства США"  (11 класс, география)

Разработка урока по теме "География хозяйства США" (11 класс, география)

Разработка урока по теме "География хозяйства США"  (11 класс, география)

Разработка урока по теме "География хозяйства США" (11 класс, география)

Разработка урока по теме "География хозяйства США"  (11 класс, география)

Разработка урока по теме "География хозяйства США" (11 класс, география)

Разработка урока по теме "География хозяйства США"  (11 класс, география)

Разработка урока по теме "География хозяйства США" (11 класс, география)

Разработка урока по теме "География хозяйства США"  (11 класс, география)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2018