Разработка урока по теме "География хозяйства США" (11 класс, география)

  • Разработки уроков
  • Домашнее обучение
  • doc
  • 28.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В разработке конспекта урока новых знаний представлен подробный материал о размещении отраслей хозяйства и населении США на основе данных из 2-х том. Максаковского "Географическая картина мира". Представлены фотографии американских городов - промышленных и финансовых центров. Разработан и представлен проверочный тест темы урока.
Иконка файла материала урок хозяйство США (2).doc
Тема урока географии в 11 классе по теме: «Хозяйство США»                       Форма проведения урока ­ урок – лекция. Учебно­воспитательные цели: оценка структуры и размещения хозяйства США.          Совершенствование навыков работы с картографическим и  статистическим материалом.  Развивающие: развивать навыки работы с текстом, работать в группе,  умения выделять главное, обобщать материал, грамотно излагать свои  мысли формулировать вопросы. Методы и формы учебной деятельности: коллективная и индивидуальная  работа – рассказ учителя, участие класса в обсуждении вопросов с  использованием приёмов технологии критического мышления, работа в  группах. Оборудование: карты США, атласы, справочное пособие под редакцией  В.Н.Холиной, электронная презентация фотоматериала « по городам США»,  световая карта человеческой цивилизации. План урока: 1.   Мотивация   к   деятельности:   демонстрация   фотоснимков   из   космоса   и   их комментарии. 2. Актуализация новых знаний. Объяснение нового:                                                                                                           1. Занятость американского населения и современные сдвиги в хозяйстве. 3.Структура и размещение хозяйства.                                                                            А. Важнейшие районы промышленности США.                                            Б.Важнейшие отрасли и размещение сельскохозяйственного производства. 4. Закрепление материала (работа в группах по заданию) и проверка. Решение теста. 5. Домашнее задание. Ход урока:    Ребята! Тема сегодняшнего урока «Хозяйство США».  Какие ассоциации вызывает у вас эти слова? Учащиеся высказывают свои ассоциации, которые фиксируются на доске. Например:   Сиэтл   ­   самолёт   «Боинг»,   автомобиль   «Кадилак»,   «Макдонольс», разработке компьютерных программ «Майкрософт», Форд, Аляска, Калифорния и т.д.Я   предлагаю   вашему   вниманию   фотослайд  цивилизации» «Ночной   свет   нашей Ученые NASA создали световую карту человеческой цивилизации. Так Земля выглядит ночью. Карта была создана на основе данных, полученных с военных спутников   AMS­3   DMSP   (оборонной   метеорологической   спутниковой программы). Эти спутники предназначены для тактического и стратегического составления   метеорологических   прогнозов,   которые   используются американскими военными для планирования военных операций на море, на суше и в воздухе. Для сравнительного анализа в электронной презентации содержатся световые   Зарубежной   Европы   и   России. ­   Посмотрите   на   экран   и   прослушайте   мои   комментарии   к   показу.   После просмотра будьте готовы составить и задать мне свои вопросы, не отклоняясь от главной   темы   нашего   урока.  ­   «Тонкие»   вопросы   предполагает   однозначный фактический   ответ.   «Толстые»   ­   развернутый   обстоятельный   ответ.  Итак, внимание на экран!    карты   Японии, В Соединенных Штатах ярко освещена вся восточная часть страны — именно здесь сосредоточена основная часть 380­миллионного населения страны, которая по   этому   показателю   занимает   3­е   место   в   мире.   Особенно   освещён   северо­ востоке   страны.   Здесь   выделяются   яркими   пятнами   крупнейшие   города   и индустриальные центры США — Нью­Йорк, Филадельфия, Детройт, Чикаго. ВсеВосточное   побережье   —   Новая   Англия,   колыбель   американской   культуры   — представляет собой сплошную светящуюся полоску. Слайд №2 Чрезвычайно   развитая   автомагистральная   система   США   на   карте отображается   в   форме   решетки,   соединяющей   яркие   точки   американских городов.   Кроме   того,   в   США   ярко   светится   и   Западное   побережье. Слайд №3  В России ярко светятся Москва, Петербург и города Урала — Екатеринбург и Челябинск. К югу от Москвы также достаточно ярко светятся густонаселенные промышленно развитые районы Ростова и украинского Донецка.                         Европа В Европе — втором ярком центре мира — особенно выделяются огни  Великобритании, стран Бенилюкса — прежде всего Голландии и Бельгии,  Западной Германии и Северной Франции. Именно здесь сосредоточены самые  густонаселенные районы объединенной Европы, здесь расположены и основные  промышленные производства. Бросается в глаза и яркая, но узкая полоска огней  вдоль средиземноморского побережья Европы. Здесь расположены курорты  Лазурного берега с игорными домами Монте­Карло, испанские курорты  Коста­ Брава  со вторым по величине городом Испании, крупным промышленным центром Барселоной, Италия с ее ярко светящимися Римом и промышленно развитым севером.                       Слайд №4       Япония Третий яркий центр мира — Япония. Здесь на небольшой территории архипелагана прибрежных территориях сосредоточено 126 миллионов японцев и крупнейшие промышленные центры — Токио, Осака, Иокогама, Нагасаки и другие японские  города. Кажется, что Япония просто горит огнями, сливающимися в одно  сплошное белое пятно.  2. Актуализация новых знаний.  1стадия. ВЫЗОВ.     Цель этого этапа актуализация знаний, побуждение интереса, постановка  учеником собственных целей.  На данном этапе использованы следующие методы и приемы ­  «Тонкие» и  «толстые» вопросы;  Учащиеся составляют вопросы.  ­ «Тонкие» вопросы предполагает однозначный фактический ответ.  «Толстые» ­ развернутый обстоятельный ответ.  Например: «Тонкие» вопросы: 1). Какую роль в хозяйстве США играет Нью­Йорк? Ответ: Нью­ Йорк –  экономическая столица США, крупнейший транспортный узел и финансовый  центр. Учитель обращается к материалам презентации.Слайд №5Расположен в штате Нью­Йорк на северо­востоке США, относится к району Средне­Атлантических штатов. Назван так в 60­е годы 17 века в честь герцога Йорского, позднее ставшего английским королём Яковом 2. По площади штат занимает 27­е место (140 тыс. кВ.км.), а по населению – 18 976 тыс.чел. на 2000 г., 3 место в США. В МСА Н­Й  насчитывается около 12 млн. человек. ВРП – 755 млрд.долл. (1999 г.), 2­е место вСША. Личный доход на душу населения 33,9 тыс.долл., 4­е место в США. В составе США в качестве штата с 1788 г. (11­й по времени   возникновения).   Начало   освоению   края   положили   голландцы,   Вест­ Индская компания. Колония по реке Гудзон была названа Новые Нидерланды, а город   Нью­Амстердам.   Однако   в   1664   г.   голландская   колония   перешла   к англичанам под новым названием Нью­Йорк.  В начале 19 века Нью­Йорк сумел воспользоваться своим исключительно выгодным географическим положением – у начала единственного удобного прохода в глубь страны, обходящего Аппалачи (по долинам рек Гудзон и Мохок). Именно с этой целью в 1825 году был прорыт канал Эри, связавший порт у океана с самым перспективным тогда внутренним районом США – Приозерьем, став лидером в социально­экономической жизни Америки. Штат, который 30 лет назад был самым промышленно мощным, ныне, в постиндустриальную  эпоху, занимает  только 5­е  место в  стране по  стоимости условно­чистой   продукции   обрабатывающей   промышленности,   вслед   за Калифорнией,   Техасом,   Огайо   и   Иллинойсом.   Он   теперь   специализируется   в организации производства. Здесь размещены штаб­квартиры таких промышленных гигантов, как «Колгейт­Палмолив», «1ВМ», «Филип­ Моррис», «Истмен­Кодак», «Тексако»,  и другие.                                                            Отрасли специализации: полиграфическая (1­е место в США), приборостроение (2­е), химическая (2­е), производство   компьютерной   и   электронной   техники   (4­е),   бумажная   (5­е)   и электротехническая (8­е). В самом МСА   Н­Й, главном промышленном узле, на базе   дешёвой   рабочей   силы   иммигрантов,   первенствуют   полиграфическая, швейная,   пищевая   промышленность.   В   лонг­айлендском   пригороде   Н­Й   Дир­ Парке производят авионику. Крупнейшая фармацевтическая фабрика находится в Перл­Ривер. 2). В каком секторе экономике занята большая часть экономически активного населения? Ответ: Около 9/10 американцев работают по найму, свыше 1/3 из них – рабочие. В сельском хозяйстве занято в 7 раз меньше, чем в промышленности. 3).   Какое   место   по   уровню   промышленного   развития   среди   всех   стран   мира занимает   США?   Ответ:   Естественно,   по   показателю   промышленного   развития США занимают первое место.   4) Какие районы концентрации промышленного производства можно выделить на территории США? Ответ:         В США можновыделить много промышленных районов разного ранга. Крупнейшие среди них: Нью­Йоркский, Лос­Анджелесский и Чикагский.    Толстые» вопросы:  1). В какой части США или в каких городах сосредоточена большая часть промышленного   производства   страны?   Ответ:   большая   часть   производства традиционно сосредоточена именно на северо­востоке страны. Здесь выделяются яркими   пятнами   крупнейшие   города   и   индустриальные   центры   США  —  Нью­ Йорк,   Филадельфия,   Детройт,   Чикаго.   Все   Восточное   побережье   —   Новая Англия,   колыбель   американской   культуры   —   представляет   собой   сплошную светящуюся полоску. 2). Какие отрасли международной специализации выделяют в американской  экономике?                  Ответ:   автомобилестроение,  электроника, нефтяная   промышленность,   авиаракетно­космическая   промышленность. Лидирует   США   в   разработке   микропроцессоров,  средств   охраны   окружающей среды, в биотехнологии и биоиндустрии, в области информационных технологий. 3). Почему на световой карте США  ярко светится и Западное побережье? Ответ: Прежде всего, здесь находится густонаселенный благодатный штат Калифорния с его   Силиконовой   долиной   —   крупнейшим   в   мире   центром   программных разработок   —   и   крупнейшей   агломерацией   Лос­Анджелеса. 4)   Какую   роль   в   хозяйстве   США   играет   сельскохозяйственное   производство? Ответ:  По  размерам сельскохозяйственного  производства  США  превосходит все страны мира (10 % мировой валовой продукции). На США приходится около половины экспорта зерна и других сельхозпродуктов. США первыми перешли к агробизнесу.   Производительность   труда   в   сфере   АПК   растёт   быстрее,   чем   в промышленности. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается,  обсуждается.  Работа ведется индивидуально. 2   стадия   осмысления.  На   стадии   осмысления   содержания   осуществляется непосредственный контакт с новой информацией ждя этого каждой группе даётся карточка   с   информационном   текстом,   содержащим   характеристику   одной   из ведущих   отраслей   хозяйства   США   и   районах   размещения.  Работа ведется в группах по 5­6 человек. Карточка №1. По   размерам   сельскохозяйственного   производства  США   превосходит   все страны мира (10 % мировой валовой продукции). На США приходится околополовины экспорта зерна и других сельхозпродуктов. США первыми перешли к агробизнесу.   Производительность   труда   в   сфере   АПК   растёт   быстрее,   чем   в промышленности. Основной тип сельскохозяйственного предприятия – ферма, где используют дешёвую наёмную рабочую силу, машины, удобрения, искусственное орошение. В США больше тракторов, чем во всех развивающихся странах, вместе взятых.   По   производству   пшеницы   США   занимает   3   место   в   мире,   а   по   её экспорту ­   первое. «Пшеничные штаты» ­ Канзас, Миссури, Северная Дакота, Южная Дакота, Техас, Оклахома. Кукурузный и свиноводческий пояс протянулся по территориям штатов: Айове (+соя), Иллинойс, Индиана (не знает равных по сбору   воздушной   кукурузы   поп­корна).   Половина   производства   риса   в   штате Арканзас, сои – в штате Огайо, хлопка – в Техасе, Джорджии. Калифорния – 2сад и   огород   Америки»,   где   собирается   столько   же   фруктов,   овощей   и   орехов, сколько   во   всех   остальных   штатах   вместе   взятых.   Грецкие   орехи,   миндаль, фисташки,   оливки,   нектарины,   финики,   инжир,   гранаты   и   хурма   –   все   эти культуры составляют 72% стоимости с/х продукции штата. Калифорния ­ первая по производству лимонов, персиков, слив, абрикосов, киви, винограда, малины, раннего   картофеля;   вторая   –   по   сбору   хлопка,   риса,   апельсинов,   черешни   и грейпфрутов. Каждая территория отличается узкой специализацией. Слайд №6.Деревня   Эмишей.   США   занимает   первое   место   по   производству   цыплят­ бройлеров и по экспорту мяса птиц. США – рыболовная держава, занимает 5­е место в мире  по улову рыбы. США полностью обеспечивает своё население с/х сырьём для производства продуктов питания.   «Шевроле», Карточка   №2.  ­  автомобилестроение  (самый   большой   в   мире   автопарк, обеспеченность населения автомобилями 600 на 1000 жителей). Автомобильные заводы имеются в 125 городах, расположенных в 26 штатах страны. Болше всего производится  в пределах Приозёрного мегалополиса. Здесь находится главный «автомобильный штат»   Мичиган и «автомобильная столица» США – Детройт. Крупнейшие   ТНК   «Дженерал   моторс»,   «Крайслер». Карточка №3 – авиаракетно­космическая промышленность. В размещении её предприятий выделяются Тихоокеанские штаты, и прежде всего Калифорния, где находится «ракетно­космическая столица» США – Лос­Анжелес. Большую роль   играет   и   Сиэтл   в   штате   Вашингтон   на   северо­западе   страны   –   главная вотчина компании «Боинг», производящей ½ всех авиалайнеров в мире (1­е место по числу занятых в авиационной промышленности в США). В пригороде Сиэтла Редмонде   размещается   правление   самой   знаменитой   в   мире   компании   по разработке компьютерных программ «Майкрософт» (с 20­тысячным персоналом). Её   основатель   и   глава,   миллиардер   Билл   Гейтс   –   местный   уроженец. Внешнеторговый  морской порт и аэропорт  Сиэтл – 5­й в США по  стоимости перевозок.   Атланта   в   штате   Джорджия   –   производитель   военно­транспотных самолётов «Гэлакси»; Карточка   №4    ­ электроника  развита   во   всех   трёх   мегалополисах   БосВаш, Чипитс и Сан­Сан, тесно связана с ВПК. Самое большое предприятие «Дженерал Электрик» по производству электронной техники расположено в штате Нью­Йорк в Хиксвилле во втором по значению промышленном узле – МСА  Буффало. Штат Пенсильвания   относится   к   району   Средне­Атлантических   штатов,занимает   3 место по выпуску электронных компонентов. Во время войны за независимость 1775­1783 гг. Пенсильвания играла центральную роль в рождении Соединённых Штатов.   Филадельфия  1781   г.   стала   столицей   объединённых   колоний,   здесь   в 1776 г. принята Декларация независимости, а в 1787 г. – конституция США. В здании Индепенденс­Холла хранится колокол Свободы – символ независимости; Слайд №7 «Геркулес»     иКарточка №5­ нефтяная промышленность (нефть ­ запасы 3,8  млрд.тонн),разведана более чем в 30 штатах. Запасы нефти приходятся на  месторождения континентального шельфа – в Мексиканском заливе (здесь  действуют более 200 предприятий и находится нефтехимическая столица США –  Хьюстон), у берегов Калифорнии и Аляски, где находится район нового освоения  США – здесь было открыто крупнейшее в стране месторождение Прадхо­Бей  (запасы нефти более 2 млрд.т). Нефтяные штаты: Техас, Калифорния и Аляска. Графическая систематизация материала. Учитель: ­ Каждая группа по  окончанию чтения текстов должна представить содержание прочитанного в виде  таблицы. Например: Отрасль   (подотрасли) Конечная  продукция Штаты или  районы  производства  продукции  (крупнейшие  ТНК) Основные  центры  размещения  производства – название  города. Место или  др.статис ­ тические данные об обёме  производ­ ства3 стадия. Рефлексия. Группы завершают свою работу в течение 10 минут и передают её по кругу для чтения и ознакомления другой группе. В результате с материалами по теме урока  будут все  ознакомлены. После 10 минутного  прочтения каждый  ученик самостоятельно выполняет тест и получает отметку. Контрольный тест:  1. Какое место по численности занимает США?    2. Какое место по ВВП  у США? а– 1 место   б – 8 место  в – 3 место                                                                  3. Выберите из списка отрасли международной специализации США:  а – электроника, б – чёрная металлургия, в – автомобилестроение, г –  лесная и деревообрабатывающая, д­ авиаракетостроение, е – производство  минеральных удобрений ,ё – станкостроение, ж – производство компьютеров и  микропроцессоров, з – судостроение, и – агробизнес.  4. Какой рисунок имеет транспортна система США?                                                    А – радиально­кольцевая, б – решётчатая.                                                                      5. Поставьте соответствие:                                                                                               1. «Ракето­космическая столица США» ­                                                                       2. «Автомобильная столица» ­ (ответы а – Детройт, б ­ Лос­Анжелес)                       6.  Где расположено самое большое предприятие «Дженерал Электрик» по  производству электронной техники?                                                                               А ­ в штате Нью­Йорк в Хиксвилле  МСА  Буффало.  Б – в штате Пенсильвания в  Филадельфии.                                                                                                                     7.  Какой штат называют                                                «сад и огород Америки», где собирается столько же фруктов, овощей и орехов,  сколько во всех остальных штатах вместе взятых ?                                                       А – Техас, Б – Аризона, В – Калифорния, г – Флорида.                                                8.  В каком городе находится производитель военно­транспотных самолётов  «Геркулес» и «Гэлакси» ?А – Чикаго, б – Атланта, в ­ Сиэтл;                                                                                 9.  Какой город США стал первой столицей Объединённых колоний в 1781 году,  здесь принята Декларация независимости и Конституция США?                                А – Вашингтон,  Б – Филадельфия, в – Нью­Йорк                                                         10.  Поставьте соответствие:                                                                                            1.«Пшеничные штаты» ­              А : Канзас, Миссури, Северная Дакота,  Южная Дакота, Техас, Оклахома.                                                                            2.«Кукурузный и свиноводческий»      Б : Айове (+соя), Иллинойс, Индиана Правильные ответы: 1 – в, 2 – а, 3 – а, в, д, ж,и, 4 – б, 5­ 1­б, 2­а, 6 – а, 7 – в, 8 – б,  9 – Б, 10 – 1­а и 2­б. 4.Домашнее задание. Прочитать стр.261­276учебника. По выбору:  подготовить сообщения на тему «О владениях США», «Американские  технополисы», «О географии отдыха и туризма США». Список использованной литературы: 1. В. Максаковский «Географическая картина мира», т.2, М., Просвещение,  2008 г.