Разработка урока по теме "Наречие"
Оценка 5

Разработка урока по теме "Наречие"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
09.01.2017
Разработка урока по теме "Наречие"
Это обобщающий урок по теме "Наречие". Форма урока: экскурсия по городу Наречие. Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения. Цель урока: -повторения и закрепления темы: «Наречие»; -отработки орфографических и пунктуационных умений и навыков; -развития и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; -развития логического мышления; -воспитания интереса к родному языку.
Открытый урок по теме Наречие.doc
Тема урока: обобщение и систематизация сведений по теме: «Наречие». Тип урока: повторительно­обобщающий. Форма урока: Экскурсия по городу «Наречие». Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения. Цель урока:  ­повторения и закрепления темы: «Наречие»; ­отработки орфографических и пунктуационных умений и навыков; ­развития и обогащения словарного запаса и грамматического строя  речи учащихся; ­развития логического мышления; ­воспитания интереса к родному языку. Оборудование: 1. Презентация  2. Карточки для заданий.                                      Их запомнить можно так: Ход урока:  Вступительное слово учителя.  Здравствуйте, ребята. Проверьте еще раз, все ли у вас готово к уроку, сосредоточьтесь, соберитесь. Урок сегодня у нас необычный – мы отправимся в путешествие по городу. Его  нет на географической карте, но он существует в стране  «Морфология».  Слайд 1. ­ Какие же там жители живут? Конечно же, части речи. Какие части речи вы знаете? (Служебные и самостоятельные) Слайд 2 ­Какие части речи относятся к самостоятельным частям речи? Слайд 3 Все ли они у меня перечислены? Итак, как я уже сказала, мы отправимся в путешествие по городу. Как называется этот город, угадать нам  поможет это стихотворение.                              Семь вопросов – просто чудо!                               Где? Когда? Куда? Откуда?                               Почему? Зачем? и  Как? Слайд 4­5 Учитель: В каком городе жители отвечают на эти вопросы? Конечно, в городе «Наречие». Итак, мы должны закрепить все, что знаем о наречии, повторить наиболее трудные орфограммы, изученные в теме. А еще очень важно уметь употреблять наречия, ведь они делают нашу речь более выразительной, помогают конкретизировать  действия. Одна   из   творческих   групп,   готовясь   к   уроку,   провела   небольшую   исследовательскую   работу   по употреблению наречий. Их выступление будет нашим ключиком, который поможет нам войти в город. Предоставим им слово. Ученик: В отрывке из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» ­ 19 наречий. Это вдаль, одиноко, кругом, назло, пышно, горделиво и так далее. Как  видим, это наречия образа действия.  Ученик: У Тургенева в рассказе «Бежин луг» во вступлении уже 25   наречий. Писатель использует не только наречия образа действия, но и времени, причины и цели. Итак, роль наречий в языке очень велика. Слайд 6 Давайте прочитаем разговор врача и ученика 7 класса Сценка «Рецепт». Врач: В каком классе ты учишься? Ученик: В седьмом «Бы». Врач: «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе? 1 Ученик: Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…  Врач: Жутко дружно. Ужасно весело! А учитесь­то хорошо?  Ученик: Нормально. Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит. Врач:   Нормально…В   пух   и   прах   хвалит…Да,   болезнь   серьезная.   У   тебя   больной   язык.   Тут   врач   не поможет. Вылечиться ты сможешь только сам. Врач дает ученику учебник. Учитель: Какие случаи  неправильного употребления наречий вы услышали? Какой же вывод мы сделаем из всего услышанного? Чтобы правильно употреблять те или иные слова нужно знать об их значении. Отправляемся   в   путь,   не   забыв   при   этом   свои   путевые   дневники,   т.е.   ваши   тетради   и   справочники. Обратите внимание на карту­схему нашего города. Слайд 7.  Карта­схема. Вот они улицы и переулки, парки и скверы, площади и стадионы. Главная достопримечательность   – старый замок и волшебная поляна, на которой любят отдыхать  жители города и его гости. Здесь вас ждет сюрприз. Обратите внимание, все улицы  ведут к этой поляне, и мы тоже отправимся туда. Учитель:  История данной части речи интересна. Известно, что наречия на – О –Е стали формироваться в середине 19 века. Процесс их формирования не прекращается   до сих пор. Одни устаревают, в других происходят изменения.  Учитель: А  что вы знаете о наречии? ­ Что такое наречие? ­Назовите смысловые группы наречий. Ученики отвечают. Учитель: Итак, в путь. Слайд 8.  Площадь сравнения наречий. Учитель: Мы на площади сравнения наречий.  Какие наречия имеют степени сравнения? (наречия образа действия на –о)  Какие степени сравнения есть у наречий? (сравнительная и превосходная) Как   образуются   степени   сравнения   наречий?   Какие   формы   имеют?(Сравнительная   степень   имеет   две формы:   простую   и   составную.   Простая   форма   образуется   при   помощи   суффиксов   –ее,   ­ей,   ­е,   ­ше; составная – из сочетания начальной формы наречия со словами более (менее). Превосходная степень имеет только составную форму: наречие в сравнительной степени + слова всех, всего)) Учитель: А как отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного? Подсказка отвечает.(Учебник М.М.Разумовской, на стр.95) Учитель: Все, кто побывал на этой площади, шли уверенно, отвечали громко, с заданиями справлялись хорошо. А как вы будете вести себя здесь? Ученики образуют все степени сравнения наречий устно (на компьютере ответы):                 Уверенно ­ увереннее, более уверенно, всех увереннее                Громко – громче, более громко, всех громче                Хорошо – лучше, более хорошо, всех лучше.(слова на доске) Слайд 6.  Улица  Не с наречиями на –   Учитель: Молодцы! Идем дальше. А это улица Не с наречиями на О­Е. Здесь гуляют они парами, по одному. Почему? Потому что Не с наречиями  пишутся  слитно и раздельно. Рассказывает правило слитного и раздельного написания  Не  с наречиями. Учитель. Итак, графический диктант. Определить,  слитное и раздельное написание наречий.  Графический диктант. Слитно +, Раздельно –  Код на компьютере. Взаимопроверка.  о ­е   . 2 Оценки тем, кто работал у доски и нескольким ученикам на листочках.  Из­за горы  выходит  солнышко несмело. 1. На Алтае  чудеса рассеяны повсюду, да не везде их всякий примечал. 2. А по почте полевой не быстрей идут, не тише письма в город мой родной. 3. 4. Спокойна летом речка Тьма, бесшумно и неторопливо бегут ее воды. 5. Незаметно зажглась и тихо стала разгораться в  небе алая полоска зари. 6. Справа от нас, не далеко, а где­то близко, слышалось пение жаворонка. 7. День выдался не по­осеннему тёплый. 8. Идти, хоть и в темноте, по знакомой улице было ничуть не страшно, потому что это моя родная  улица Крылова. Код: 1­; 2­; 3+; 4+; 5+; 6­; 7­; 8­. Слайд 7.  Переулок –Н­ Учитель:  В переулке –Н­ наречиям живется  тяжело.   Почему? Экскурсовод:  Потому что буква Н – хитрая и коварная. Она может быть одна в слове, и ее может быть две. Рассказывает правило –Н­ и –НН­ в суффиксах наречий. Учитель: А еще она любит запутывать следы: она прячется в суффиксах прилагательных и  причастий. Без подсказки нам здесь не обойтись.  (Учебник на стр.115). Учитель: Посмотрим, от кого эта буква не спрячется, кто ее сможет поймать? Учащиеся выполняют  следующее задание:  Эстафета «Кто быстрей» (с последней парты на листочке вставить ­н­ или ­нн­).  Проверяют ученики­помощники. Слова, в которых допущены ошибки записать на доске и в тетради. Бежать уверенно,  поведение странно,  дети рассеянны,  говорил убежденно,  стоит изолированно,  больная изолирована,  подсудимая оправдана,  рисковать оправданно, посмотреть огорченно,  смотреть рассеянно.  Слайд 8.  Парк суффиксов наречий.  Учитель: Переулок – Н – выходит в парк суффиксов наречий. Здесь гуляют наречия с суффиксами О­А со своими личными телохранителями. Вот важно идет наречие  издалека, приветствует наречие изнеженно. Поприветствуем и мы их. Ученики   рассказывают правило о написании суффиксов –О –А  в наречиях. Учитель: А вообще­то эти наречия веселые, они любят играть, веселиться. Давайте с ними поиграем в «Почемучку». (На доске слова с –О – А на конце наречий. Объяснить,  записать) А пока мы будем выполнять это задание, группа ребят   соберёт слова (красные карточки – приставки, зеленые – корни, синие – суффиксы) Слова   для   «Почемучки»:   слева,   досыта,   издалека,   затемно,   изредка,   исправно,   влево,   направо, издавна. Части слов для карточек: приставки:  из­, до­, с­, в­, на­, за­, корни: ­сух­, ­чист­ ­лев­, ­давн­, ­прав­, ­долг­; суффиксы: ­о, ­а. (Издавна, досуха, дочиста, слева, справа, насухо, начисто, налево, направо, надолго, задолго, влево, вправо). Слайд 9. 3 Река. Учитель:  А вот и шипящая речка, а на том берегу наша волшебная поляна. Через эту речку можно перебраться тремя  путями: через мостик, переплыть на лодке и перейти вброд. Какое правило нам в этом поможет? ( ь знак после шипящих) Ученик рассказывает правило Ь знак после шипящих.  Дифференцированные задания: Первая группа идет по мосту (1 уровень) 1. нужно береч_ (глагол) 2. воздух свеж_ (кр. прил) 3. радость встреч_ (сущ. Р.п., мн. ч.) 4. открыть настеж_ (наречие, исключение) 5. голос чарующ_ (кр.прил.) 6. ждать невтерпеж_ (наречие на ­ Ж) 7. сумел увлеч_ся (глагол) 8. выйти замуж_ (наречие на –Ж) 9. мчался вскач_ (наречие на –Ч) 10. ударить наотмаш_ (наречие на –Ш) 11. правильно умнож_ (глагол) 12. лес шел сплош_ (наречие на –Ш) Вторая группа плывет на лодке (2 уровень) Слова те же самые, но указаны только части речи. Третья группа идет вброд (3 уровень) Слова те же самые, но в скобках ничего не указано. Учитель:  А   теперь   будем   разгадывать   кроссворд.   Определите   из   группы   слов   наречие,   выпишите   в тетрадь. Проверка по компьютеру (ребята называют ответы, появляется правильный ответ в кроссворде).  Слайд 10 Задание для класса: дидактическая игра «Разгадай кроссворд».  Цель: проверить умение отличать наречие от других частей речи. 1.проучишь, хранилищ, наотмашь, угрожающ; 2.замуж, тягач, задач, могуч; 3.прочь, страж, тягуч, льешь; 4.наследуешь, перережьте, заискивающе, невтерпеж; 5.училищ, вскачь, толочь, помощь; 6.молодежь, забудешь, отрежьте, навзничь; 7.настежь, передач, блестящ, бородач.  Слайд 11 Волшебная поляна и Старинный замок. Учитель: Поздравляю вас, ребята! Мы дошли до нашей заветной поляны. А это что за старинный замок? Давайте заглянем туда.  Оказывается, мы попали в ловушку.  Это замок слитного, раздельного и дефисного написания наречий, а выйти мы сможем только тогда, когда расставим наречия по порядку. Рассказывает правило. Класс выполняет задание: расставить наречия в три столбика. 1ряд слитно                         2ряд раздельно                    3ряд через дефис Влево                                   на боковою                          точь­в­точь Вскачь                                  в сердцах                             когда­то Издалека                              на днях                                 видимо­невидимо Вверх                                    на дом                                  давным­давно Исподлобья                          бок о бок                             писать по­русски Вмиг                                     в обтяжку                            светит по­весеннему 4 Врассыпную                                                                      как­нибудь Исподтишка Впоследствии (Проверка по компьютеру, читает учитель) Слайд12  Финиш. Молодцы! Учитель: Ну что ж, я вас поздравляю, вы справились. Осталось только подвести итоги.  Сегодня на уроке мы повторили очень сложную часть речи в разделе «Морфология» ­ наречие. Вы отлично подготовились, получили много хороших отметок, а сейчас запишем домашнее задание. Выполнить следующую письменную работу. Перед вами листы  с текстом и заданием. Слайд13  Текст с домашним заданием. Прочитаем его. Все живое в природе (не)удержимо стремится  к об…единению. Только (в)месте, только (по)настоящему веря друг в друга, можно добиться счастья. (В)двоем легче перен…сить трудности дальнего пути, проще согре(т, ть)ся  в (не)нас…ную погоду. (Со)обща веселее ж…ве(т, ть)ся на свете, ведь (в)одиночку любая беда (не)жданно­(не)гаданно превр…щае(т, ть)ся в трагедию. (Чуть) чуть пр…смотритесь к окружающему миру, и вы (по)всюду найдете друзей. Задание:  ­ Докажите, что это текст. ­ Докажите, что это рассуждение. Найдите тезис, аргументы, вывод. ­ Найдите наречия и ответьте на вопрос: «Для чего используются здесь наречия?» ­Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, подчеркните наречия как члены предложения. 5

Разработка урока по теме "Наречие"

Разработка урока по теме "Наречие"

Разработка урока по теме "Наречие"

Разработка урока по теме "Наречие"

Разработка урока по теме "Наречие"

Разработка урока по теме "Наречие"

Разработка урока по теме "Наречие"

Разработка урока по теме "Наречие"

Разработка урока по теме "Наречие"

Разработка урока по теме "Наречие"
Скачать файл