Цели:
обучающая – освоение учащимися новых знаний о процессе централизации государственной власти, системе местного управления, окончательном оформлении крепостного права;
развивающая – овладение умениями и навыками работы с текстом, схемой, таблицей; поиска информации, ее анализа, формулирования выводов; конспектирования, развития моноречи; навыка пользователя ПК;
воспитывающая – формирование познавательного интереса к истории.
Тип урока: урок сообщения новых знаний (с использованием новых информационных технологий).
Форма урока: лекция с элементами беседы, лабораторной работы.
Место урока в теме: первый, основной.
Средства обучения:
- учебник “История России. 7 класс”/ Данилов А. А., Косулина Л. Г. - М., “Просвещение”, 2003.
- Поурочные планы к учебнику Данилова А. А. “История России”/Назаренко М. Н. – Волг., “АСТ”, 2003.
- компьютерное обеспечение презентация
Разработка урока по теме "Политическое развитие России в XVII веке". 7
й класс
Цели:
обучающая – освоение учащимися новых знаний о процессе централизации государственной власти, системе местного
управления, окончательном оформлении крепостного права;
развивающая – овладение умениями и навыками работы с текстом, схемой, таблицей; поиска информации, ее анализа,
формулирования выводов; конспектирования, развития моноречи; навыка пользователя ПК;
воспитывающая – формирование познавательного интереса к истории.
Тип урока: урок сообщения новых знаний (с использованием новых информационных технологий).
Форма урока: лекция с элементами беседы, лабораторной работы.
Место урока в теме: первый, основной.
Средства обучения:
учебник “История России. 7 класс”/ Данилов А. А., Косулина Л. Г. М., “Просвещение”, 2003.
Поурочные планы к учебнику Данилова А. А. “История России”/Назаренко М. Н. – Волг., “АСТ”, 2003.
компьютерное обеспечение презентация (Приложение 1).
Основные понятия:
волость;
крепостничество;
самодержавие;
абсолютная монархия;
сословнопредставительная монархия;
стан;
Боярская дума;
Земский собор;
Соборное уложение.
Ход урока:
Структура
урока (этапы,
время).
Оргмомент.
Содержание этапов.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
Дидактическая задача –
подготовка учащихся к
работе на уроке.
Приветствие учащихся,
проверка готовности
учащихся к уроку (рабочего
места, внешнего вида),
мотивация на учебную
деятельность.
Приветствие учителя,
демонстрация
готовности к уроку.
Этап
подготовки
учащихся к
Дидактическая задача –
организовать и
целенаправить учебно
Просит открыть презентацию,
обращая учащихся к слайдам
№№ 1,2. Оглашает тему
Работая со слайдами №
№ 1,2, записывают
формулировку темы иосвоению
нового
материала.
Этап освоения
новых знаний.
познавательную
деятельность учащихся.
Вводная беседа (о
преемственности
изучаемого материала, о
задачах, которые
предстоит решить на
уроке; знакомство с
планом изучаемой
темы).
Дидактическая . задача
– дать учащимся
конкретное
представление об
изучаемом материале,
основной идее,
понятийном аппарате и
т. п., добиться от
учащихся восприятия,
осознания, осмысления,
первичного обобщения и
систематизации знаний.
План рассмотрения
нового материала:
1) Первые Романовы:
Михаил, Алексей
(личностная и
политическая
характеристика).
2) Внутренняя политика
Романовых
Государственное
устройство.
3) Местное управление.
4)Система
законодательства.
Соборное уложение
1649 г.
урока. Говорит о
преемственности изучаемого
материала, оглашает пункты
плана вновь изучаемого
материала, на основании этого
предлагает сформулировать
задачи урока, подытоживая
ответы учащихся, дополняя
их, формулирует задачи еще
раз.
Объясняет лекционно
программный материал по 1
му вопросу, иллюстрируя свой
рассказ слайдами №№ 35
Просит высказать оценочные
суждения относительно
личных качеств монархов,
влияния индивидуальных
характеристик на
государственную политику.
Организует работу по
изучению 2го вопроса
следующим образом: просит
ознакомиться с материалом,
изложенным в учебнике (пп.2
4, документ в конце
параграфа); проанализировать
его; ответить на вопросы:
”Что составляло сущность
внутренней политики
Романовых?”, ”Какие
изменения произошли в
государственном устройстве
России?”
Далее предлагает учащимся
высказать свои точки зрения.
Обобщая ответы учащихся,
дополняя их, конкретизируя,
делает выводы, обращая
учащихся к слайду № 6.
Обращая внимание учащихся
к сл. №№ 6, “отрабатывает”
материал по
государственному устройству
России.
Разбирая 3й вопрос, просит
учащихся на основании
плана в тетрадь;
анализируя названия
пунктов плана,
пытаются определить
задачи урока.
Слушая рассказ
учителя, работая со
слайдами №№ 35,
воспроизводят
необходимую
информацию в тетрадях,
высказывают оценочные
суждения,
предположения.
Осваивают содержание
пп. 24, документа;
анализируют
информацию,
осуществляют поиск
ответов на заданные
вопросы.
Высказывают
собственные суждения.
Работая со сл. № 6,
соотносят
сформулированные там
выводы с необходимыми
выдержками из текста
параграфа и документа
(находят
подтверждение).
Анализируя схему
государственного
устройства, делают
вывод (при помощи
учителя) о
централизации гос.
власти; вносят данные в
таблицу.
Осуществляют в тексте
поиск нужной
информации. Делают
вывод об особенностяхизложенного в п. 5 параграфа
материала дополнить схему,
изображенную на сл. № 9.
Подытоживая ответы
учащихся, формулирует
проблемные моменты
политического развития
государства, дополня свой
монолог отсутствующим в
учебнике материалом о
состоянии армии,
необходимости ее
реформирования.
Знакомит учащихся еще с
одной тенденцией социально
экономического и
политического развития
России – оформлением
системы крепостничества.
Предлагает учащимся
объединиться в пары с целью
обсуждения вопроса: ”Какие
выводы по изученной теме вы
можете сделать?”
Выслушивает ответы
учащимся. Подводит итоги
изучению нового материала.
Проводит терминологическую
“гимнастику”(игра).
Предлагает дать ответы на
вопросы.
существования системы
местного управления.
Воспроизводят с экрана
компьютера
дополнительную
информацию в тетради
(сл. № 10).
Работая в парах,
обсуждают
формулировку ответа на
поставленный вопрос.
Выступают. Записывают
выводы в тетрадь (сл. №
11).
Открывают слайд № 12,
терминологически
“упражняются”(игра).
Отвечают на вопросы,
обобщая,
систематизируя
полученные знания.
Поощряет оценками наиболее
активных, наиболее успешных
учащихся.
Инструктирует учащихся
относительно выполнения д./з.
Осмысливают
содержание домашнего
задания, записывают в
дневник (тетрадь).
Этап
закрепления
материала.
Дидактическая задача
установить уровень
первичного осмысления
нового содержания
программного
материала.
Работа над понятийным
аппаратом урока (сл. №
12).
Работа над вопросами,
сформулированными в
конце параграфа.
Этап
оценивания
работы
учащихся,
инструктажа по
выполнению
д./з.