Разработка урока по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"
Оценка 4.7

Разработка урока по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
12.10.2018
Разработка урока по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"
Цель урока – дать понятие о распространенных и нераспространенных предложениях. Задачи: 1.Образовательные: учить характеризовать предложения по наличию второстепенных членов; выполнять синтаксический разбор предложений; распространять предложения. 2. Практические: совершенствовать умения находить и выделять главные и второстепенные члены предложения. 3. Воспитательные: воспитывать аккуратность; любовь к родному языку. 4. Развивающие: развивать связную речь учащихся; умение применять орфографические и пунктуационные правила; творческие способности учащихся.Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий
Разработка урока по теме Распространенные и нераспространенные предложения.docx
Разработка урока по теме "Распространенные и нераспространенные предложения" (5 класс) Цель урока – дать понятие о распространенных и нераспространенных предложениях. Задачи: 1.Образовательные: учить характеризовать предложения по наличию второстепенных членов; выполнять синтаксический разбор предложений; распространять предложения. Практические: совершенствовать умения находить и выделять 2. главные и второстепенные члены предложения. 3. Воспитательные: воспитывать аккуратность; любовь к родному языку. 4. Развивающие: развивать связную речь учащихся; умение применять орфографические и пунктуационные правила; творческие способности учащихся. Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Планируемые результаты: самостоятельное выделение и формулирование познавательные УУД: познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение; регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. Средства обучения: учебник, видеопроектор, компьютер. Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля. СТРУКТУРА. Ход урока Здравствуйте, ребята! Садитесь. Ну-ка проверь-ка, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить Только лишь оценку пять? 1 Повторительно-обобщающая работа по пройденному материалу. Молодцы! Для начала давайте проверим ваши знания предыдущего материала, вспомним и повторим правила, которые мы изучали на прошлом уроке. 1)Укажите среди данных предложений повествовательные: А: Памяти павших будьте достойны. В: Кто там стучится у ворот? Б: Закружилась листва золотая. 2) В каких предложениях надо поставить тире между подлежащим и сказуемым А: Амур самая длинная река России Б: В небе вспыхнула молния. 3) Укажи предложение, в котором выражается зависть, злость А: Хорошо живет на свете Винни – Пух! Оттого поет он эти Песни вслух! Б: Что за диво! Все так чисто и красиво. В: Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло! 4) Найти грамматическую основу предложения. Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. 1 Б 2 А 3 В 4 Три девицы пряли II. Проверка ранее изученного в форме игры «Крестики-нолики» Учитель читает вопросы по изученному материалу, учащиеся должны ответить на вопрос знаками (+ - «да», 0 – «нет») 1. Слова, которые отвечают на вопросы Кто? Что? в предложении являются подлежащими. 2. Слова, которые отвечают на вопросы Что делает? Что делал? Что будут делать? в предложении являются сказуемыми. 3. Подлежащее и сказуемое – это второстепенные члены предложения. 4. Подлежащее в предложении подчеркивается одной чертой. 5. Члены предложения, которые играют не главную, а второстепенную роль в построении предложения, называются второстепенными. 6. Подлежащее может отвечать на вопросы И. и В.п. 7. В предложении обязательно есть оба главных члена. 8. Сказуемое в предложении чаще всего выражается глаголом. 9. В предложении В темном лесу хлопочут с утра до вечера белки. - грамматическая основа – белки хлопочут. 10. Подлежащее со сказуемым являются словосочетанием. III. Взаимопроверка, выставление оценок (Критерии: 0 ошибок – «5»; 1-2 ошибки – «4»; 3-4 ошибки «3»; 5 и > ошибок – «2») 2) Фронтальный опрос. - Что мы называем предложением? - Что отличает предложение от словосочетания? - Какие бывают предложения по цели высказывания? - Какие бывают предложения по интонации? - Без чего не может существовать предложение? - Что такое грамматическая основа? - Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено? - Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено? - Когда мы ставим тире между подлежащим и сказуемым? 3) Словарная работа начнется сегодня с буквы О. Запись в тетрадях дату, классная работа, оставляете строчку для темы, пишем букву Оо Подставьте нужную букву в слове. Слайд №2. ..ктябрь, очар.вание ,.краска, к..тушка, ок..ло, тр..ва, .кружность .громный , сень, з..лотая 2 Работа по осмыслению и усвоению нового материала 1 Объяснение нового материала Учитель: - Начнем урок с проверки домашнего задания. Что нужно было сделать в упр.172? (Заменить предложения близкими по смыслу, чтобы подлежащее и сказуемое были выражены именами существительными в Именительном падеже). - Прочитай предложение, назови основу. - Какой частью речи выражены ---- и ==== ? - Какой знак препинания необходимо поставить? Почему? Подготовительная работа – анализ предложений Наступила золотая осень. Цветут поздние цветы. Багряные листья медленно падают на землю. Перелетные птицы улетают в теплые края. Бушуют сильные ветры. Темные тучи закрывают голубое небо. Прочтите. Выделите грамматическую основу каждого предложения. 2. Проверка - Подчеркнуть основы, обозначить части речи. 3. Новый материал - В этих предложениях много слов. Я сокращу и оставлю только грамматическую основу каждого предложения. Наступила осень. Цветут цветы. Листья падают. Птицы улетают. Бушуют ветры. Тучи закрывают. - Что я оставила? - Сравните с первым вариантом. Чем отличается? - Кто догадался, как называются такие предложения? - Какой текст вам понравился больше всего и почему. - Какой текст несет в себе больше информации. Посмотрите, из каких членов предложений состоит 2 текст (из подлежащего и сказуемого). - Первый текст , из каких членов предложений построен? (добавляются второстепенные члены предложения) -Первый текст распространяется второстепенными членами предложения. Вывод: Чем больше второстепенных членов, тем ярче и богаче звучит наша речь. - Итак, тема сегодняшнего урока «Распространенные и нераспространенные предложения» - Что нам предстоит сделать на уроке? - Как мы будем различать, что предложение распространенное или нераспространенное? 2 Разбор предложения по членам. Записывается предложение(1 ученик работает у доски) Разноцветными листьями украсила щедрая осень лесные поляны. Выделить главные члены предложения. Осень---------------------------украсила Какое из этих двух членов предложения несёт большую информацию? Почему? Составляется схема предложения. Осень --------------------украсила Какая? Что? Чем? Щедрая поляны листьями Какие? Какими? Лесные разноцветными Делается вывод о том, что второстепенные члены предложения могут распространять как главные, так и второстепенные члены. -Почему подлежащее и сказуемое называются главными членами? - Как называются предложения, состоящие из главных членов? - Какие предложения называются нераспространёнными? ИГРА «Снежный ком» (слайд № 8-9) 1. А теперь поиграем. Игра называется “Снежный ком” (слайд №8). В качестве снежного кома выступит предложение: Книга – подарок. - Какое это предложение, распространенное или нераспространенное? (Нераспространенное, так как состоит только из главных членов) Представим, что это предложение – маленький снежный комочек. Я его бросаю 1-му ряду с заданием распространить в предложении главный член сказуемое. А теперь уже большой ком бросаю 2-ому ряду с заданием распространить оба главных члена. А теперь задание 3 ряду: распространите предложение еще больше. Хорошая книга – лучший подарок ко дню рождения. Вывод. - От чего разросся снежный ком? (Cлайд №9) (В нем появились второстепенные члены предложения: было нераспространенным, стало распространенным) Вывод-правило (слайд №10) Физкультминутка. (слайд №11) VI. Физкультминутка Сядьте удобно, расслабьтесь (звучит музыка). Посмотрите на сюжетную картинку об осени. Медленно посчитайте до 5. Закройте глаза, представьте что-нибудь приятное. Медленно посчитайте до 5. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Работаем дальше. Вывод (вспоминаем еще раз вывод). -Какие предложения называются нераспространенными? (предложения, в которых только 1 грамматическая основа.) -Какие предложения называются распространенными? (предложения, в которых есть второстепенные члены предложения.) 3 Работа с учебником. Упр.171(1) - Списать предложения, подчеркнуть основу, дать характеристику по наличию второстепенных членов. 6. Устная работа – проверка усвоения материала. - Послушайте предложения. Назовите основу. Дайте характеристику по наличию второстепенных членов Светает. (Повеств., невоскл., нераспростр) Рано светает.(Повеств., невоскл. распростр) Плыли по небу тучки. Прохлада освежает и бодрит. Опять шумит, бушует непогода. 7. Выполнение работы по алгоритму. - Распространите предложения. Гром грохочет. (Весенний, первый, весело, звонко) Лес удивляет. (Осенний, нас, красками, яркими) Солнце село (Багровое, медленно, за море, синее) Ребятишки собирают. (Красивые, огненные, листья, в букет) Я вижу. (Осенний, лес, вдалеке, красивый) Капли упали. (тяжелые, первые, с крыш, дома) В сильном классе (сильным ученикам) дополнительное задание – Сделать первое предложение вопросительным по цели высказывания, второе – восклицательным по интонации. III . Закрепление пройденного материала. 1) Выборочный диктант. Слайд №22 Текст проецируется на экран. Учащиеся; сидящие на «первом варианте»; должны выписывать из него только распространенные предложения. Учащиеся; сидящие на «втором варианте»- только нераспространенные предложения. Вчера была гроза. Молнии сверкали. Гремел страшный гром. Сначала на небе появились тучи. Они тяжёлые, черные. Затем ударили первые раскаты грома. Все потемнело. Наступила ночь. Скоро непогода закончилась. Ушли тучи. Выглянуло солнышко. На улице приятно запахло свежестью. Проверка задания Слайд №23 2) Игровое упражнение « Цепочка предложений» (мяч). Один ученик придумывает нераспространенное предложение. Второй его распространяет второстепенными членами. Наступила осень. Падают листья. Кружится лист. Пошёл дождь. (слайд №24). IV. Итог урока (слайд № 26). - Что мы с вами изучали на уроке? - Что находили в предложении? (главные и второстепенные члены предложения) -Какие предложения мы научились составлять? -Какие предложения называются нераспространёнными? - Какие предложения называются распространёнными? V. Рефлексия. (слайд №27-28)В одной сказке Мороз спрашивает: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?». А я хочу узнать, комфортно ли вы чувствовали себя на уроке? Что вам понравилось? Какие задания были для вас трудными? В начале урока я вам раздала кленовые листочки. Пожалуйста, поднимите красные листочки те, кто хорошо разобрался с темой нашего урока; зелёные – те, у кого остались вопросы по нашей теме; жёлтые - кто не понял тему. VI . Домашнее задание (слайд №29) $ 35, упр. 177, распространить предложения второстепенными членами. VII . Пожелание в конце урока. Вот и кончился урок, Он пошел, надеюсь, впрок. А вам всем до свидания. Успехов в выполнении задания. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Башкортостан средняя общеобразовательная школа № 1 с. Мраково муниципального района Кугарчинский район Республики

Разработка урока по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"

Разработка урока по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"

Разработка урока по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"

Разработка урока по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"

Разработка урока по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"

Разработка урока по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"

Разработка урока по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"

Разработка урока по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"

Разработка урока по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"

Разработка урока по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"

Разработка урока по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"

Разработка урока по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"

Разработка урока по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"

Разработка урока по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2018