Разработка урока по теме "Сочинение по картине И.Левитана "Осенний день. Сокольники" (5 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 18.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока по теме "Сочинение по картине И.Левитана "Осенний день. Сокольники" (УМК под редакцией М.М.Разумовской, 5 класс) содержит план урока, раздаточный материал для учащихся: "Искусствоведческие термины", Материалы для написания сочинения. Урок развития речи проводится после изучения темы "Синонимы" и связан с употреблением синонимов для создания текста по картине и предупреждению речевых ошибок.Разработка урока по теме "Сочинение по картине И.Левитана "Осенний день. Сокольники" (УМК под редакцией М.М.Разумовской, 5 класс) содержит план урока, раздаточный материал для учащихся: "Искусствоведческие термины", Материалы для написания сочинения
Иконка файла материала Сочинение по картине Левитана Осенний день Сокольники.doc
ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ БЛИК – световое пятно на темном фоне. ЖАНР ЖИВОПИСИ  ­ устойчивая разновидность художественного  произведения, например, пейзаж, портрет,  натюрморт. КОЛОРИТ – соотношение красок в картине по тону, насыщенности,  цвету. КОМПОЗИЦИЯ – строение, соотношение, взаимное расположение  частей, расположение фигур на картине. КОНТРАСТ – резкая противоположность; зрительная оценка  относительной яркости, освещенности предмета или его цвета по  сравнению с окружающим его фоном. ЛИРИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ – передающий индивидуальные чувства  художника и вызывающий чувствительное, повышенно эмоциональное  настроение. МАНЕРА – отличительные черты творчества какого­либо художника,  его стиль. НАТЮРМОРТ – картина с изображением крупным планом цветов,  плодов, фруктов, дичи, рыбы, неодушевленных предметов (мертвая  натура). НЮАНС – оттенок, едва заметный переход, тонкое различие. ОБРАЗ – обобщенное изображение действительности. ОТБЛЕСК – сияние отраженного света. ОТТЕНОК – разновидность одного и того же цвета. ПАЛИТРА – тонкая дощечка для смешивания красок; подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма. ПЕЙЗАЖ – изображение природы. ПОРТРЕТ – изображение определенного человека или группы людей в  живописи, скульптуре, графике или фотографии. ПОЗА – положение тела. РАКУРС – перспективное сокращение удаленных от зрителя частей  изображенного на плоскости предмета. СВЕТОТЕНЬ – распределение различных по яркости цветов и оттенков,  светлых и теневых штрихов в живописи и графике. СИММЕТРИЯ – соразмерность, полное соответствие в расположении  частей целого относительно средней линии, центра. ТЕПЛЫЕ ОТТЕНКИ – цветовые оттенки, которые приближаются к  красным, желтым, напоминают тепло, огонь. ТОН – характер, оттенок красок, цвет по яркости, колориту. ФИГУРА – скульптурное или живописное изображение человека.ФОН – основной цвет, тон, которым пишется картина, задний план  картины. ХОЛОДНЫЕ ОТТЕНКИ – цветовой оттенок, тяготеющий к зеленым,  синим, фиолетовым, связан с ощущением холода. ЭКСПРЕССИЯ – выражение чувств, переживаний, выразительность. СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ И.И.ЛЕВИТАНА «ОСЕННИЙ ДЕНЬ. СОКОЛЬНИКИ»                                                                          Когда на серый, мутный небосклон                                     Осенний ветер нагоняет тучи                                     И крупный дождь в стекло моих окон                                     Стучится глухо, в поле вихрь летучий                                     Гоняет желтый лист…                                     Тогда я сам осенняя пора…                                                                             А. Фет                                                                                                           ЧТО НАБЛЮДАЕМ Осень  Настроение Аллея парка Листья кленов Трава Сосны Небо Воздух Женщина РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ Неяркая, неброская. Грустное, печальное, тихое. Песчаная, желтая. Погасшие, желто­коричневые. Приглушенный зеленый тон. Темные, почти черные. Серое, темно­серое, пепельное,  облачное, с белыми проблесками,  мутное (непрозрачное, потускневшее). Непрозрачный, зыбкий, туманный,  размывающий очертания предметов,  приглушающий краски. Одинокая, в черном. ПЛАН СОЧИНЕНИЯ 1. Вступление. Художник, очарованный осенью. 2. Основная часть. Краски осени на картине И.И.Левитана «Осенний  день. Сокольники». 3. Заключение. «Говорящие» краски.Текст вступления    Осень – удивительный художник. Осень по­своему раскрашивает  кустарники, травы, листья кленов, березок. Сколько ни смотришь, не  перестаешь удивляться мастерству осени. Многие художники были  очарованы осенью. Один из них – Левитан. Краски осени Левитан заметил  и увековечил в своих картинах. Внимательно всмотримся в одну из них –  «Осенний день. Сокольники». Сочинение по картине И.И.Левитана «Осенний день. Сокольники». Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения описательного  характера; умения писать сочинение по плану, отбирая необходимый  материал; расширить словарный запас учащихся за счет введения в него  новых слов, обозначающих оттенки цветов; развивать умение  редактировать тексты, избегая повтора слов. Оборудование: репродукции картин Левитана, раздаточный материал. 1. Рассказ о художнике и истории создания картины «Осенний день.  Ход урока Сокольники». 2. Беседа по картинам: ­ Одинаковое ли время года изобразил художник? ­ Почему тогда осень такая разная? ­ Какое настроение вызывают эти картины? 3. Словарно­стилистическая работа по картине «Осенний день.  Сокольники». (слова­ответы записываются на доске) ­ Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения. Какое автор передает настроение?  ­ Как это настроение созвучно состоянию человека? ­ Похоже ли это настроение на настроение, переданное картиной? ­ Какие цвета, краски отметили и художник, и поэт? ­ Какой цвет и почему преобладает? ­ Что значит «серая погода»? Подберите синонимы. ­ А «серое настроение»? ­ Какую роль играет желтый цвет? Каким он становится в  сочетании с серым? ­ Какое еще прилагательное­эпитет помогает передать цветовую  гамму стихотворения?  ­ Подберите синоним к слову «мутный». Стихотворение помогло нам нарисовать только отдельные краски­цвета.  Давайте поподробнее разберем, что художник изобразил на картине и ответимна вопросы из таблицы. (запись рабочих материалов и орфографическая  работа) 4. Составление плана и обсуждение содержания каждого пункта  («микротемы»). 5. Работа по вступлению к сочинению. Редактирование для избежания  повтора слов. Запись вступления в тетрадь. 6. Домашнее задание: используя рабочие материалы написать сочинение  по картине. Использовать слова­синонимы. Ненастный, пасмурный, грустный, тоскливый, непрозрачный,  потускневший, неяркий, затуманенный, бледный, холодный, ветреный,  одинокий, печальный, сумрачный, желтый, черный, серый, мутный.