Цель данного урока - Донести до сознания учащихся понимания бережного отношения к воде как жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы. Побудить учащихся к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем, к бережному отношению к водам малых рек своей местности.
урок чистой воды.doc
Урок : «Урок чистой воды»
Цель: Донести до сознания учащихся понимания бережного отношения к воде как
жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы. Побудить учащихся к
самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и,
главное, в будущем, к бережному отношению к водам малых рек своей местности.
Задачи:
Обучающие:
Формировать знания учащихся о водных ресурсах России, Республики Башкортостан,
своей местности и их экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и
жизнедеятельность человека.
Развивающие:
Развитие экологического и логического мышления, внимательности, деловой активности на
уроке.
Воспитательные
1. Воспитание экологической грамотности и культуры учащихся.
2. Прививать любовь к предметам естественнонаучного цикла через нестандартные формы
уроков.
Эпиграф к уроку
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода
В. Огнецвет.
«Человек, запомни навсегда!
Символ жизни на земле – вода!
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!
План урока
1. Организационный момент. Приветствие учащихся.
2. Вступительное слово учителя. Вода это источник жизни и всего живого. Она играет
огромную роль в природе. Именно в воде зародилась жизнь на Земле. Воды на Земле много,
но пригодной для использования человеком, то есть пресной воды всего лишь 0,6% от
общего количества воды. Одной из самых острых экологических проблем является
дефицит и качество питьевой воды. Поэтому обеспечение населения питьевой водой
надлежащего качества в достаточном количестве является наиболее важной
общегосударственной задачей. Важность этой проблемы была подчеркнута на Форуме
чистой воды, который состоялся 24 ноября этого года в Москве.
3. Просмотр видеофильма «Водные богатства России» и его обсуждение. Для обсуждения
видеофильма учащимся предлагаются вопросы.
Задание. Просмотри внимательно фильм и ответь на вопросы.
1. Сколько % воды находится в организме человека
2. Сколько времени человек может прожить без воды?
3. В каких трех состояниях в природе находится вода?
4. Как распределяется состав воды на Земле? 5. Каким образом происходит загрязнение воды?
6. Перечислите крупнейшие реки России
7. О каком озере идет речь в фильме?
8. О какой Государственно программе идет речь в фильме?
9. Кто из выдающихся политических деятелей выступает в фильме?
4. Сообщение ученика. Водные ресурсы России и их состояние.
Ученик – Без воды нет жизни. Биологи утверждают, что человек не может прожить без
воды более 8 дней.
Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая
составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше.
Самые крупные речные системы России –это Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур и все они
находятся в экологической опасности. А почему? Да потому, что его величество Человек
все больше и больше оказывает антропогенное воздействие на природу рек. На реках
построены каскады ГЭС, которые вырабатывают электроэнергию. Строительство ГЭС
необходимо, но вместе с тем оно вызывает подъем уровня воды в реках и как следствие их
помутнение, что приводит к гибели растений и животных, обитающих в этих реках. А так
же использование человеком неисправных транспортных судов так же приводит к гибели
животного и растительного мира рек. Вода этих речных систем отличается повышенным
содержанием органических веществ и пониженным – кислорода, что зимой приводит к
заморам рыбы. Поэтому цвет воды имеет оранжевокоричневую окраску. Наибольшая
концентрация органических веществ наблюдается весной и летом, когда талые воды
приносят их из болот, особенно рек Волга и Обь.
Основными загрязняющими веществами являются нефть и нефтепродукты, фенолы,
соединения азота, пестициды, некоторые тяжелые металлы и другие вещества. Среднее
содержание нефтепродуктов в воде рек превышает предельно допустимые концентрации в
9 – 19 раз, а фенолов – 2 – 7 раз.
Ученик Водные ресурсы Башкирии.
Поверхностные воды.
Территория Башкортостана покрыта разветвленной сетью поверхностных водоемов:
1120 рек общей протяженностью более 20 тыс. км и 2720 озер. Большинство из них
принадлежат бассейну Каспийского моря. Это реки Урал и Белая. Крупными притоками ее
являются реки Уфа, Дема, Сим, Ашкадар, Быстрый Танып. Из других крупных рек
Юрюзань, Ик, СакМар, Таналык, Уй и Миасс принадлежат бассейну Северного
Ледовитого океана.
В среднем ежегодно возобновляемые водные ресурсы республики составляют 35 км3 .
Обеспеченность водой одного жителя 6,6 тыс. м3 в год. Ресурсы поверхностных вод
распространяются по территории республики неравномерно. Наибольшей удельной
водностью обладают реки горнолесной зоны, маловодны левобережные притоки р. Белой.
Самая низкая обеспеченность водными ресурсами отмечается в бассейне рек Урал,
Янгелька, Большой Кизил, Худолаз, Таналык.
Р. Белая содержит ингредиенты: нефтепродуктов, азот аммонийный, нитраты, медь,
концентрации которых превышают ПДК. Основные причины загрязнения: смыв с полей
минеральных удобрений, поступление с ливневыми водами нефтепродуктов. С ливневыми
водами, которые не подвергаются очистке даже в крупных городах, поступает до 70%
загрязнений.
Ученик В Уфе состоялись парламентские слушания по вопросу «Водная стратегия
Российской Федерации на период до 2020 года и пути ее реализации на территории
Республики Башкортостан». В слушаниях приняли участие депутаты Государственного Собрания — Курултая РБ, представители федеральных органов власти, главы
администраций городов и районов, ученые, представители СМИ.
— Башкортостан богат водными ресурсами и способен в полной мере обеспечить все
потребности населения и отраслей экономики. Однако, располагая огромными запасами
пресной воды, республика пока слабо использует этот потенциал. А если и использует, то
зачастую бесхозяйственно и неэффективно. Достаточно сказать, что в 2009 году сброс
загрязняющих веществ со сточными водами составил более 1,2 миллиона тонн, — заявил
председатель комитета.
Практически все поверхностные и большая часть подземных водных объектов, особенно
в районах размещения крупных промышленных и сельскохозяйственных объектов,
испытывают значительное антропогенное воздействие, что выражается в загрязнении,
истощении и деградации водных объектов. Особенно это проявилось в нынешнем году,
когда впервые за весь период наблюдения уровни рек Белой и Уфы в районе города Уфы
были критическими. И только благодаря накопленным в Павловском, Юмагузинском
и Нугушском водохранилищах вешним водам удается поддерживать гарантированные
расходы для питьевого и промышленного водоснабжения.
На территории республики в условиях аномально жаркой погоды и отсутствия
атмосферных осадков дефицит питьевой воды ощущался в 22 муниципальных районах.
Удовлетворение их потребностей можно обеспечить за счет поиска альтернативных
источников водоснабжения и развития локальных и групповых водопроводов
со строительством водохранилищ.
Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года предполагает
приоритетное решение задач обеспечения населения качественной питьевой водой,
создание условий для гармоничного социальноэкономического развития регионов,
содействие инновациям, обеспечивающим ресурсосбережение.
Реализацию важнейших положений Водной стратегии на территории Башкортостана
предполагается осуществить в рамках долгосрочной республиканской целевой программы
«Чистая вода» на 20102014 годы..
Ученик В республике накопились серьезные проблемы по обеспечению населения
качественной питьевой водой, соответствующей установленным санитарногигиеническим
требованиям. Так, в городе Октябрьском и Туймазинском районе население уже многие
годы вынуждено использовать воду с превышением в два и более раз норм по жесткости,
общей минерализации и содержанию хлоридов. Кроме того, в отдельных населенных
пунктах Туймазинского района в водозаборных скважинах и колодцах полностью
отсутствует вода. Люди вынуждены обеспечивать себя привозной водой. По этой причине
в трех населенных пунктах организован круглодичный подвоз воды
— Основная причина проблем с водоснабжением населения в Туймазинском районе
связана с влиянием на подземные воды объектов нефтедобычи. — Изза применения
непродуманных технологий подземные воды на этой территории оказались перемешанными
со сточными водами нефтепромыслов. По экспертным заключениям, подземные воды
из большинства скважин водозабора можно использовать только на техническое
водоснабжение. При этом качество воды с каждым годом только ухудшается. Аналогичная ситуация наблюдается также в Чекмагушевском, Белебеевском,
Краснокамском и некоторых других прилегающих районах.
— Блага от добычи нефти получала вся республика, а расплачиваться приходится жителям
районов нефтедобычи, особо подчеркнул выступающий.
Не менее серьезные проблемы имеются в Нефтекамске и Краснокамском районе, где
наряду с повышенной жесткостью подается вода с высоким (до 10 ПДК) содержанием
марганца. А повышенное содержание марганца оказывает мутагенное воздействие
на человека и может привести к болезням центральной нервной системы.
Ученые УГНТУ разработали множество технологий по очистке сточных и водопроводных
вод, в том числе от тяжелых металлов и марганца. Но, несмотря на существование острых
проблем в этой сфере, достижения науки у нас в республике по какимто причинам пока
не востребованы
Демонстрация эксперимента. Проводит учитель химии.
9. Куда делись чернила?
В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледноголубым. Туда
же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко
пальцем и взболтайте смесь.
Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью
молекулы красителя и его уже и не видно. Мы продемонстрировали вам один из
способов очистки воды.
10. После этого занимательного опыта учитель демонстрирует растекание нефти по
поверхности воды, обращая внимание учащихся на то, что нефтью покрывается
большая часть поверхности воды. Указывая на опасность загрязнения нефтью
поверхности вод океанов и морей, учитель опускает в нефть птичье перо и учащиеся
видят, что оно склеилось. Такая птица долго не проживет!
Вода – источник всего живого на Земле..
9. Беседа с учащимися по обсуждению плана мероприятий по сбережению местных
водных ресурсов.
ВЫВОД:
Человек находится в постоянном взаимодействии с природой. Всё, что необходимо для
жизни вода. Воздух, пища он получает из окружающей среды.
Вода очень полезна для купания и умывания, для питья и стирки, для полива растений. Но
только чистая вода!
Раньше в природе живые обитатели рек, озёр и морей сами справлялись с очисткой воды.
Теперь вода становится всё грязнее и грязнее. Грязная вода приносит много вреда. Воду
нужно беречь. Не допускать, чтобы в реки поступали бытовые отходы из жилых
помещений. Помимо этого реки загрязняется населением.
Дно рек загрязняется стеклом, металлоломом. Берега рек засорены: пластмассовыми
бутылками, целлофаном. Купаться в таких реках становится невозможно.
Основной задачей сохранения природного комплекса малых рек нашего края, на мой
взгляд, является следующее:
Необходимость в проведении очистки дна водоёмов с целью удаления бытовых отходов,
стекла, металла. Привести в порядок прибрежную зону рек, оборудовать пляжи.
Бережное отношение к окружающей среде. Умелое использование, сохранение водных
ресурсов является составной частью экологической безопасности жителей наших сел и
деревень .
Урок: «Урок чистой воды»
в 7А классе
Классный руководитель: Луканина Светлана
Владимировна Бирск 2010
Разработка урока по теме: «Урок чистой воды»
Разработка урока по теме: «Урок чистой воды»
Разработка урока по теме: «Урок чистой воды»
Разработка урока по теме: «Урок чистой воды»
Разработка урока по теме: «Урок чистой воды»
Разработка урока по теме: «Урок чистой воды»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.