Разработка урока по теме"Правописание суффиксов –ик, –ек"
Оценка 4.8

Разработка урока по теме"Правописание суффиксов –ик, –ек"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
10.01.2017
Разработка урока по теме"Правописание суффиксов –ик, –ек"
Разработка урока по теме"Правописание суффиксов –ик, –ек" предназначена для учителей, работающих по УМК "Перспективная начальная школа " в 3 классе. В разработке урока используется технология развития критического мышления, приёмы«Найди верное выражение». постановка проблемного вопроса, прием «Написание синквейна», рефлексия, домашнее задание по группам
Урок русского языка в 3 классе.doc
Тема урока: Правописание суффиксов –ик, –ек. Цель урока:  Урок русского языка в 3 классе    организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек ­, ­ ик ­; открыть вместе с  детьми способ проверки суффиксов – ек ­, ­ ик ­, создать условия для повышения  познавательной активности на уроках русского языка, развития критического  мышления способствовать развитию орфографической зоркости, логики; способствовать   формированию   умения   работать   в   группе,   воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.  Тип урока: Форма урока: Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная  презентация,                                                                                                                         Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Стадия вызова. Приём «Найди верное выражение». (Слайд №2) (Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу,  систематизирует информацию до изучения нового материала) – О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?   – О суффиксе.    3. Стадия осмысления. . К сегодняшнему уроку я просматривала задания в дидактическом материале и прочитала  предложение, которое заставило меня задуматься. Синий колокол качается в поле. (Слайд № 3) 3.1. ­Какую фактическую ошибку вы заметили в тексте данного предложения? ( Колокол не может быть синим. Не встречали колокол в поле.) ­ Какие слова нужно изменить, чтобы исправить эту ошибку? (Колокол, синий) ­Как, по­ вашему, надо изменить эти слова? (синенький колокольчик) Если учащиеся не ответят на этот вопрос правильно, то следует предложить им такое  задание: ­ Подберите к данным словам однокоренные, чтобы они имели уменьшительно­ ласкательное значение. Какое предложение теперь получилось? (Слайд №4) (Синенький колокольчик качается в поле. (Записывают в тетради) ­ Какая часть слова участвовала в образовании новых слов? (Суффикс) ­ И это не случайно, ведь дорога через поле привела нас к воротам Города Потерянных  Суффиксов. (Слайд №4) Попробуем найти эти суффиксы. (Учащиеся выделяют суффиксы ­еньк­, ­чик­, определяют их значение).  – Давайте с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».  ­. На воротах висит замок, который можно открыть, только лишь уменьшив его размеры.  (Слайд №6) ­Как это сделать? (Образовать однокоренное слово с уменьшительным значением ­   замочек). ­ Чем можно открыть такой маленький замочек? (Слайд №6)( Замочек можно открыть  маленьким ключиком). 3.2. Постановка проблемного вопроса (Слайд №7) У. – Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?   Д. –  Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК. Д. –  Витя не знал какой суффикс вставить в эти слова: –ик– или –ек–.   У. – Определите тему нашего урока. Д. –  Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–.   У. – Чем же мы будем заниматься? Д. –  Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–.   У. – Какие задачи мы поставим  перед собой на уроке? Д. –  Научиться писать слова с суффиксами –ек ­, ­ ик ­. Д.  –   Познакомиться  с правилом,  используя которое можно правильно  писать  слова  с суффиксами –ек ­, ­ ик . У. – Знаем ли мы, как они пишутся?  Как мы можем узнать об этом? Д. –  Можно прочитать правило в учебнике. Д. –  Можно самим вывести это правило. У. –  Какой путь вы выбираете? Д. –  Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме. Прием Постановка проблемного вопроса Групповая работа  (Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски). Карточка № 2 1 уровень Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.  арбузик – арбузики кармашки  пенёчки  садики  билетики  бантик –  бантики  барашек – барашки  горошек –  горошки. Карточка № 3 2 уровень Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс     – ик– , а когда суффикс – ек–. билетик садик кармашек пенёчек  Карточка № 4 3 уровень Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. ключик – кораблик – замочек – сыночек– Выводы, которые ученики сделали на уроке: 1 группа: Мы сравнили пару слов:  есть арбузик – много­ арбузики. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс –ик–. Сравнили эту пару слов с другой:  барашек – барашки. Здесь в первом случае пишется суффикс – ек–,  а во втором слове мы его не увидели.  В разговор вмешалась вторая группа. А мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик –   билетики, суффикс –ик– во втором слове сохранился. А в паре слов пенёчек –   пенёчки, в первом слове суффикс – ек–, а  во  втором слове его нет, он исчез, пропал. 1 группа: Получилось,  что со второй  группой мы  получили  одинаковые  результаты.  Мы сделали вывод, что если изменив слово суффикс –ик– сохранился, то пишем в суффиксе гласную И. А если изменив слово суффикса –ик– в слове нет, то пишем в суффиксе гласную Е. 3 группа: Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например: ключик – ключики, кораблик – кораблики, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс – ик–. Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек – замочки, сыночек – сыночки, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс –ек–. 2 группа: Если сравнить наши выводы, то можно сказать, что они одинаковы. Мы тоже сделали такой же вывод. У. – Давайте послушаем, как эту проблему решил Витя Перестукин. (Слайд № 15) У. – Как проверить верность наших выводов и высказывания Вити? Д. – Надо прочитать правило в учебнике. У.  – Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 112. Прочитайте правило.  Какое открытие вы для себя сделали? Д. – Работая с текстом, мне было не понятно последнее высказывание. Теперь я понял его. Я узнал когда пишется суффикс –ик –, а когда суффикс –ек –. Д. – Я понял, что вместе, дружно работать веселее. Можно узнать много нового. Сегодня для меня было открытием новое правило о суффиксах –ик –,–ек –. У. ­Как определить, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.   (Слайд №8) ­Как Витя Перестукин справился с заданием? (Слайд №9) При помощи картинки­подсказки попробуйте сформулировать правило правописания  суффиксов  ­ек­, ­ик­. ­ Сравните свой вывод с правилом в учебнике. 3.3. Физминутка. Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развёл –  Видно ключик не нашёл. А чтобы ключик нам достать,  На носочки надо встать. (Разминка для рук) На дверях висит замок. Кто его открыть бы смог? Постучали, покрутили,  Повертели и открыли. 3.4. Закрепление во внешней речи. Применим данное правило на практике. (Слайд №10) столик – нет столика (столики) человечек – нет человечка (человечки) сыночек – нет сыночка (сыночки) садик – нет садика (садики) (Дети записывают слова в два столбика, комментируя письмо, выделяют суффиксы) 3.5. Самостоятельная работа. Упражнение №109 Проверка (Слайд  №11) 3.6. Итог урока. (Слайд  №12) Какие новые суффиксы узнали на сегодняшнем уроке? Как проверить написание суффиксов  ­ек­, ­ик­? 4. Рефлексия.  Какова была тема урока? А проблема?  Что нового вы сегодня узнали? Для чего мы учимся правильно писать суффиксы –ик –,–ек –? Какое умение мы оценивали в начале урока?  Давайте оценим умение писать суффиксы –ик –,–ек – еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.  Чьи умения писать суффиксы изменилось? Как?  Кто остался на том же уровне?  Теперь вы еще умнее и научились применять новое правило на практике. Прием «Написание синквейна» . У. – А сейчас давайте оформим вывод, написав синквейн. Напоминаю: На   первой   строчке  записывается   одно   слово   –   существительное.   Это   и   есть   тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение.  Последняя   строчка  –   это   слово­резюме,   которое   дает   новую   интерпретацию   темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Написание синквейна детьми. 1.Суффиксы –ик –,–ек –. 2.Гласный, уменьшительно­ласкательный. 3.Изменяем, не выпадает, выпадает. 4.Если слово ты изменишь, узнаешь какой суффикс надо писать. 5.Внимание. 1.Суффиксы –ик –,–ек –. 2.Исчезающий, остающийся. 3.Пишется, убегает, остается. 4.Гласный звук исчез – пиши суффикс –ек –. 5.Ласкательный. 1.Суффиксы –ик –,–ек –. 2.Маленький, ласковый. 3.Подставлю, слышим, пишем. 4.Гласный звук не убежал – пиши суффикс –ик –, а убежал, значит, суффикс –ек –. 5.Добрый. 5. Домашнее задание. Закрепить знания о правописании суффиксов вы сможете при выполнении домашнего  задания. Учебник «Русский язык», страница 118, упражнение . А Город Потерянных Суффиксов не прощается с вами, а говорит до свидания, ведь нас  ждут встречи с новыми суффиксами. (Слайд №13)

Разработка урока по теме"Правописание суффиксов –ик, –ек"

Разработка урока по теме"Правописание суффиксов –ик, –ек"

Разработка урока по теме"Правописание суффиксов –ик, –ек"

Разработка урока по теме"Правописание суффиксов –ик, –ек"

Разработка урока по теме"Правописание суффиксов –ик, –ек"

Разработка урока по теме"Правописание суффиксов –ик, –ек"

Разработка урока по теме"Правописание суффиксов –ик, –ек"

Разработка урока по теме"Правописание суффиксов –ик, –ек"

Разработка урока по теме"Правописание суффиксов –ик, –ек"

Разработка урока по теме"Правописание суффиксов –ик, –ек"

Разработка урока по теме"Правописание суффиксов –ик, –ек"

Разработка урока по теме"Правописание суффиксов –ик, –ек"

Разработка урока по теме"Правописание суффиксов –ик, –ек"

Разработка урока по теме"Правописание суффиксов –ик, –ек"

Разработка урока по теме"Правописание суффиксов –ик, –ек"

Разработка урока по теме"Правописание суффиксов –ик, –ек"

Разработка урока по теме"Правописание суффиксов –ик, –ек"

Разработка урока по теме"Правописание суффиксов –ик, –ек"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017