Разработка урока по теме"Правописание суффиксов –ик, –ек"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 10.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока по теме"Правописание суффиксов –ик, –ек" предназначена для учителей, работающих по УМК "Перспективная начальная школа " в 3 классе. В разработке урока используется технология развития критического мышления, приёмы«Найди верное выражение». постановка проблемного вопроса, прием «Написание синквейна», рефлексия, домашнее задание по группам
Иконка файла материала Урок русского языка в 3 классе.doc
Тема урока: Правописание суффиксов –ик, –ек. Цель урока:  Урок русского языка в 3 классе    организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек ­, ­ ик ­; открыть вместе с  детьми способ проверки суффиксов – ек ­, ­ ик ­, создать условия для повышения  познавательной активности на уроках русского языка, развития критического  мышления способствовать развитию орфографической зоркости, логики; способствовать   формированию   умения   работать   в   группе,   воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.  Тип урока: Форма урока: Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная  презентация,                                                                                                                         Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Стадия вызова. Приём «Найди верное выражение». (Слайд №2) (Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу,  систематизирует информацию до изучения нового материала) – О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?   – О суффиксе.    3. Стадия осмысления. . К сегодняшнему уроку я просматривала задания в дидактическом материале и прочитала  предложение, которое заставило меня задуматься.Синий колокол качается в поле. (Слайд № 3) 3.1. ­Какую фактическую ошибку вы заметили в тексте данного предложения? ( Колокол не может быть синим. Не встречали колокол в поле.) ­ Какие слова нужно изменить, чтобы исправить эту ошибку? (Колокол, синий) ­Как, по­ вашему, надо изменить эти слова? (синенький колокольчик) Если учащиеся не ответят на этот вопрос правильно, то следует предложить им такое  задание: ­ Подберите к данным словам однокоренные, чтобы они имели уменьшительно­ ласкательное значение. Какое предложение теперь получилось? (Слайд №4) (Синенький колокольчик качается в поле. (Записывают в тетради) ­ Какая часть слова участвовала в образовании новых слов? (Суффикс)­ И это не случайно, ведь дорога через поле привела нас к воротам Города Потерянных  Суффиксов. (Слайд №4) Попробуем найти эти суффиксы. (Учащиеся выделяют суффиксы ­еньк­, ­чик­, определяют их значение).  – Давайте с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».  ­. На воротах висит замок, который можно открыть, только лишь уменьшив его размеры.  (Слайд №6) ­Как это сделать? (Образовать однокоренное слово с уменьшительным значением ­   замочек). ­ Чем можно открыть такой маленький замочек? (Слайд №6)( Замочек можно открыть  маленьким ключиком).3.2. Постановка проблемного вопроса (Слайд №7) У. – Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?   Д. –  Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК. Д. –  Витя не знал какой суффикс вставить в эти слова: –ик– или –ек–.   У. – Определите тему нашего урока. Д. –  Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–.   У. – Чем же мы будем заниматься? Д. –  Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–.   У. – Какие задачи мы поставим  перед собой на уроке? Д. –  Научиться писать слова с суффиксами –ек ­, ­ ик ­. Д.  –   Познакомиться  с правилом,  используя которое можно правильно  писать  слова  с суффиксами –ек ­, ­ ик . У. – Знаем ли мы, как они пишутся?  Как мы можем узнать об этом? Д. –  Можно прочитать правило в учебнике. Д. –  Можно самим вывести это правило. У. –  Какой путь вы выбираете? Д. –  Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме. Прием Постановка проблемного вопроса Групповая работа  (Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски). Карточка № 2 1 уровень Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.  арбузик – арбузикикармашки  пенёчки  садики  билетики  бантик –  бантики  барашек – барашки  горошек –  горошки. Карточка № 3 2 уровень Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс     – ик– , а когда суффикс – ек–. билетик садик кармашек пенёчек  Карточка № 4 3 уровень Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. ключик – кораблик – замочек – сыночек– Выводы, которые ученики сделали на уроке: 1 группа: Мы сравнили пару слов:  есть арбузик – много­ арбузики. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс –ик–. Сравнили эту пару слов с другой:  барашек – барашки. Здесь в первом случае пишется суффикс – ек–,  а во втором слове мы его не увидели.  В разговор вмешалась вторая группа. А мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик –   билетики, суффикс –ик– во втором слове сохранился. А в паре слов пенёчек –   пенёчки, в первом слове суффикс – ек–, а  во  втором слове его нет, он исчез, пропал. 1 группа: Получилось,  что со второй  группой мы  получили  одинаковые  результаты.  Мы сделали вывод, что если изменив слово суффикс –ик– сохранился, то пишем в суффиксе гласную И. А если изменив слово суффикса –ик– в слове нет, то пишем в суффиксе гласную Е. 3 группа: Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например: ключик – ключики, кораблик – кораблики, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс – ик–. Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек – замочки, сыночек – сыночки, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс –ек–. 2 группа: Если сравнить наши выводы, то можно сказать, что они одинаковы. Мы тоже сделали такой же вывод. У. – Давайте послушаем, как эту проблему решил Витя Перестукин. (Слайд № 15) У. – Как проверить верность наших выводов и высказывания Вити? Д. – Надо прочитать правило в учебнике. У.  – Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 112. Прочитайте правило.  Какое открытие вы для себя сделали?Д. – Работая с текстом, мне было не понятно последнее высказывание. Теперь я понял его. Я узнал когда пишется суффикс –ик –, а когда суффикс –ек –. Д. – Я понял, что вместе, дружно работать веселее. Можно узнать много нового. Сегодня для меня было открытием новое правило о суффиксах –ик –,–ек –. У. ­Как определить, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.   (Слайд №8) ­Как Витя Перестукин справился с заданием? (Слайд №9) При помощи картинки­подсказки попробуйте сформулировать правило правописания  суффиксов  ­ек­, ­ик­.­ Сравните свой вывод с правилом в учебнике. 3.3. Физминутка. Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развёл –  Видно ключик не нашёл. А чтобы ключик нам достать,  На носочки надо встать. (Разминка для рук) На дверях висит замок. Кто его открыть бы смог? Постучали, покрутили,  Повертели и открыли. 3.4. Закрепление во внешней речи. Применим данное правило на практике. (Слайд №10) столик – нет столика (столики) человечек – нет человечка (человечки) сыночек – нет сыночка (сыночки) садик – нет садика (садики) (Дети записывают слова в два столбика, комментируя письмо, выделяют суффиксы) 3.5. Самостоятельная работа. Упражнение №109 Проверка (Слайд  №11)3.6. Итог урока. (Слайд  №12) Какие новые суффиксы узнали на сегодняшнем уроке? Как проверить написание суффиксов  ­ек­, ­ик­? 4. Рефлексия.  Какова была тема урока? А проблема?  Что нового вы сегодня узнали? Для чего мы учимся правильно писать суффиксы –ик –,–ек –? Какое умение мы оценивали в начале урока?  Давайте оценим умение писать суффиксы –ик –,–ек – еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.  Чьи умения писать суффиксы изменилось? Как?  Кто остался на том же уровне?  Теперь вы еще умнее и научились применять новое правило на практике. Прием «Написание синквейна» . У. – А сейчас давайте оформим вывод, написав синквейн. Напоминаю:На   первой   строчке  записывается   одно   слово   –   существительное.   Это   и   есть   тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение.  Последняя   строчка  –   это   слово­резюме,   которое   дает   новую   интерпретацию   темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Написание синквейна детьми. 1.Суффиксы –ик –,–ек –. 2.Гласный, уменьшительно­ласкательный. 3.Изменяем, не выпадает, выпадает. 4.Если слово ты изменишь, узнаешь какой суффикс надо писать. 5.Внимание. 1.Суффиксы –ик –,–ек –. 2.Исчезающий, остающийся. 3.Пишется, убегает, остается. 4.Гласный звук исчез – пиши суффикс –ек –. 5.Ласкательный. 1.Суффиксы –ик –,–ек –. 2.Маленький, ласковый. 3.Подставлю, слышим, пишем. 4.Гласный звук не убежал – пиши суффикс –ик –, а убежал, значит, суффикс –ек –. 5.Добрый. 5. Домашнее задание. Закрепить знания о правописании суффиксов вы сможете при выполнении домашнего  задания. Учебник «Русский язык», страница 118, упражнение . А Город Потерянных Суффиксов не прощается с вами, а говорит до свидания, ведь нас  ждут встречи с новыми суффиксами. (Слайд №13)

Посмотрите также