Авторы, разработчики:
Учитель географии и биологии Косенкова Жанна Александровна
Технологическая карта урока
Предмет
Класс
Тип урока
Биология
(рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, авторской программы по биологии И.Н. Пономаревой и ориентирована на использование
учебника под ред. И.Н. Пономаревой «Биология. 5 класс»)
5 класс
Урок изучения нового материала (открытия нового знания)
Технология урока
Технология развития критического мышления, ИКТ
Тема
Цель
Задачи
Планируемые
образовательные
результаты
Царства живой природы.
Сформировать представления о царствах живой природы, выявить общие признаки организмов каждого царства
Образовательные задачи: дать первичные представления о классификации живых организмов, выявить общие
признаки организмов каждого царства;
Развивающие: научить школьников выявлять характерные свойства живых организмов, развитие самостоятельной
деятельности, усиление активизации и мотивации учения, анализировать, делать выводы; развивать творческие,
коммуникативные способности.
Воспитательные: формировать естественнонаучное мировоззрение и понимание необходимости бережного
отношения к природе, развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
(формулировка вопроса урока).
Познавательные УУД:
основы ознакомительного чтения;
осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков.
Личностные УУД:
обладать учебнопознавательной мотивацией и интересом к учению.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной
кооперации.
Предметные результаты:
Предметные УУД:
Объяснять сущность терминов «классификация», «систематика
Знать основные таксоны классификации — «царство» и «вид».
Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации.
Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами.
Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов.
Формы организации работы
Фронтальная, групповая, индивидуальная
Образовательные
ресурсы
Оборудование
Учебник: И.Н. Пономарева «Биология. 5 класс», М., «ВентанаГраф», 2012.
ЭФУ Учебник: И.Н. Пономарева «Биология. 5 класс», М., «ВентанаГраф», 2013.
http://schoolcollection.edu.ru/
мультимедиапроектор, ПК, мультимедийная презентация, электронная форма учебника биологии 5 кл. (авт. И.Н.
Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова, М. Изд. центр «ВентанаГраф», 2013 г ФГОС, Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Урок 2 «Свойства живого»
Личностные УУД:
готовность и способность к
выполнению норм и требований
школьной жизни, прав и
обязанностей ученика;
устойчивый познавательный
интерес и становление
смыслообразующей функции
познавательного мотива;
1. Ребята, как вы думаете на какие группы можно
отвечают на вопрос
поделить живые организмы ? ( слайд 2)
2. Вы правы, живые организмы разделяют на группы:
животные, грибы, бактерии, растения. Эти группы
называются «таксонами». В таксономические группы
объединяют живые организмы, которые обладают
несколькими общими признаками .Как называется
самый высший таксон? Правильно, высшая
таксономическая группа – Царство
( слайд 3)
Этапы
урока
I.
Моти
вация
к
учебн
ой
деяте
льнос
ти (2
мин)
Цели:
подгот
овить
учащи
хся к
работе
на
уроке;.
заинте
ресова
ть
обуча
ющихс Создание проблемной ситуации и актуализация знаний.
1.Вы наверно догадались, о чем сегодня мы будем
вести речь на уроке? Давайте попробуем определить
цель нашего урока, ответив на вопрос: Что мы должны
изучить сегодня на уроке?
( слайд 4)
работают со слайдом презентации,
отвечают на вопрос
выдвигают предположение о теме урока,
цели урока.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную
проблему, определять цель
учебной деятельности
(формулировка вопроса урока).
Познавательные УУД:
основы ознакомительного чтения.
Личностные УУД:
обладать учебно
познавательной мотивацией и
интересом к учению.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
уметь с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли.
я.
II.
Форму
лиров
ание
темы
урока,
постан
овка
цели
(3
мин)
Цели:
актуал
изация
знаний
учащи
хся о
живых
органи
змах,
об
основн
ых
группа
х
живых
органи
змов. Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
осуществлять анализ и сравнение
объектов с целью выделения
признаков.
Коммуникативные УУД:
задавать вопросы, необходимые
для организации собственной
деятельности и сотрудничества с
партнёром;
работать в группе —
устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной
кооперации.
Личностные УУД:
обладать учебно
познавательной мотивацией и
интересом к учению.
Регулятивные УУД:
контролируют, корректируют
ответы, управляют своей
деятельностью, организуют
выполнение заданий учителя.
III.
Изуче
ние
новог
о
(15
мин)
Цели:
1.
познак
омить
учащи
хся со
значен
ием,
основн
ыми
принц
ипами
класси
фикац
ии
живых
органи
змов;
2.
сформ
ироват
ь
предст
авлени
е об
основн
ых
1. Наука систематика, ее значение.
А) А теперь давайте разобьёмся на царства. Но для
начала выберем царя бактерий, растений, животных,
вирусов и животных .Царь (координатор группы)
одевает корону с названием царства, а остальные
получают картинки с изображением живых
организмов и распределяются по группам)
Б) Проверяет результаты. Итак, мы с вами
распределились на царства. Как вы догадались,
каждая команда сегодня будет представлять
определенное царство живой природы
В) Мир живых организмов многообразен, перед
учеными всегда стояла задача как из такого большого
объема информации выбрать нужные сведения,
упорядочить знания. Как же разобраться во всем
многообразии живых организмов? Какая наука
помогает в этом ученым? Как называется раздел
биологии,
посвященный классификации живой
природы? (самостоятельная работа учащихся с
текстом статьи учебника "Многообразие живых
организмов планеты" на стр. 3536) Ребята, давайте
подумаем, что можно классифицировать? На чем
основывается классификация? Приведите примеры.
(слайд 5 )
Г) Мы рассмотрим, какие общие признаки
характерны для каждого царства Внимательно
изучите предложенную таблицу (слайд 6),
которую необходимо заполнить в группе
(координатор группы распределяет задания и
контролирует работу участников ) Каждая группа
заполняет таблицу по своему царству.
Для того, чтобы заполнить таблицу, откройте
электронный учебник на стр.38 и активизируйте
интерактивную схему « Царства живой природы»
Разбиваются на группы (царства)
Анализируют текст
Обобщают полученную информацию
Записываю в тетрадь, что называется
классификацией
Анализируют текст
Обобщают полученную информацию
Проверяют, дополняют свои записи. группа
х
систем
атики;
3.
показа
ть
особен
ности
строен
ия и
жизни
вирусо
в.
( работа с ЭФУ)
Работают с интерактивной схемой ЭФУ
Анализируют текст
Обобщают полученную информацию
Д) Итак, а теперь координаторы группы по
очереди выступят по плану : название царства,
особенности строения, способ питания, передвижение
( слайд 710)
2. Изучение основных групп систематики ( работа по
Работают с интерактивными схемами
ЭФУ
Отвечают на вопросы учителя.
( слайд 12)
группам) : Внимательно изучите
схемы в ЭФУ на стр 3839 и ответьте на вопросы:
интерактивные
( слайд 11)
1 группа: Какие существуют единицы систематики?
2 группа: Что такое вид? По каким признакам ученые
относят организмы к одному виду?
3 группа: На какие 2 группы можно разделить живые
организмы, приведите примеры
4 группа: Почему вирусы не относят ни к одному царству
живых организмов?
3. Размеры, строение вируса, вирусные заболевания.
А) Самые маленькие обитатели наше планеты –вирусы
( слайд 1316)
Слушают объяснение учителя ( рассказ учителя о вирусах с использованием
интерактивной схемы в ЭФУ: Характеристика
вирусов).
Б) Какие вирусные заболевания вы знаете? Как с ними
бороться? ( слад1720)
В) Вирусы опасны или полезны?
IV.
Закре
плени
е
новог
о (10
мин)
Цель:
приме
Предлагает выполнить интерактивные задания:
Выполняют предложенные задания.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2608435b-
36e9-46e0-ab5b-2d2789596320/%5BNB6_1-1%5D_
%5BQS_TE-CA-PR1%5D.html
5. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7ccb0a06-
6904-42f4-b316-97ac2241ddc9/%5BNB6_1-1%5D_
%5BQS_TE-CA-PR3%5D.html
6. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d06cefb8- нять
получе
нные
знания
в
измене
нных
ситуац
иях;
выявле
ние
качест
ва и
уровня
овладе
ния
знания
ми и
способ
ами
действ
ий,
обеспе
чение
их
коррек
ций.
8ee6-4f69-be20-700873449bb4/%5BNB6_1-1%5D_
%5BQS_TE-CA-PR4%5D.html
7. http://files.school-
collection.edu.ru/dlrstore/d44f2d2b-d274-48d2-996c-
63e257922dc4/%5BNB6_1-1%5D_%5BQS_TE-CA-
PR5%5D.html
8. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8c356093-
6b46-4a20-b42f-250670d90200/%5BNB6_1-1%5D_
%5BQS_TE-CA-PR6%5D.html
Предлагает учащимся выполнить контрольное задание и
провести взаимопроверку.( слайд 2122)
Тест. Выберите один правильный ответ из
предложенных.
1. Наименьшая единица систематики организмов
А) вид
Б) род
В) отдел
2.Укажите наиболее крупную систематическую
категорию
А) царство
Б) отдел
В) класс
3. Какая наука позволяет ориентироваться в огромном
многообразии организмов?
Учащиеся выполняют контрольное
задание, проверяют по шаблону и
проводят взаимопроверку. А) классификация
Б) систематика
В) биология
4. Неклеточную форму жизни имеют:
А) бактерии
Б)грибы
В) вирусы
Г)растения
5. Вирус имеет:
А) ядро
Б) ) белковую оболочку
В) цитоплазму
– На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему
решали)? Что мы выяснили?
– Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?
Самооценка. Проведите самооценку .( слайд 23)
Домашнее задание. Параграф 8, найти и записать в тетрадь:
Каковы меры профилактики против вирусных заболеваний?
По желанию : Составить кроссворд "Царства живой
природы"
Анализируют, делают выводы. Устно
отвечают на вопрос.
Заполняют таблицу.
Оценивают свою работу на уроке.
Рефлек
сия
Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД:
работать в группе —
устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной
кооперации.
Предметные УУД:
применять биологические
понятия.
Регулятивные УУД:
самостоятельно
контролировать своё время и
управлять им.
Разработка урока по теме:«Царства живых организмов»
Разработка урока по теме:«Царства живых организмов»
Разработка урока по теме:«Царства живых организмов»
Разработка урока по теме:«Царства живых организмов»
Разработка урока по теме:«Царства живых организмов»
Разработка урока по теме:«Царства живых организмов»
Разработка урока по теме:«Царства живых организмов»
Разработка урока по теме:«Царства живых организмов»
Разработка урока по теме:«Царства живых организмов»
Разработка урока по теме:«Царства живых организмов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.