Урок 2. Российская империя в начале XIX века.
Цель:
формирование общих представлений учащихся о социальноэкономическом
развитии Российской империи в первой половине XIX века.
Задачи:
выяснить особенности территориальной, национальной, сословной
структуры
Российской империи;
подвести учащихся к выводу о необходимости проведения реформ в России;
развивать умение использовать ранее изученный материал; сравнивать, оценивать
исторические явления;
развивать картографические умения, умение работать с данными таблицы,
документами;
развивать интерес и уважение к историческому прошлому родной страны;
формировать отрицательное отношение к крепостничеству.
Тип урока: изучения нового материала.
Оборудование: проектор, видеоматериал, карта «Российская империя в начале XIX века»,
атласы, схема, раздаточный материал.
Структура урока:
I. Организационный момент………………………………………..2 мин.
II. Целеполагание урока……………………………………………...2 мин.
III. Изучение нового материала……………………………………..30 мин.
1.Территориальная и национальная структура Российской империи.
2. Сословия в России
3. Экономическое развитие России
IV. Закрепление новых знаний учащихся…………………………4 мин.
V. Итоги урока. Рефлексия деятельности…………………………2 мин.
VI. Домашнее задание………………………………….. ……………2 мин
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация
К концу 18 века Россия обрела статус великой европейской державы. Что это значит?
(Правители Европы считались с мнением России) Чего он, повашему, стоил? Чем
достигался? Надо ли было сохранять? Если надо – что для этого было необходимо сделать?
III. Целеполагание урока
Целеполагание происходит после записи темы урока в тетрадь. На этом этапе
используется интерактивный метод «Мозговая атака».
Как вы думаете, какие вопросы мы должны с вами рассмотреть на уроке, чтобы тема,
записанная на доске, была раскрыта, изучена как можно более полно?
IV. Изучение нового материала
1. Территориальная и национальная структура Российской империи (видео 1)
Цифры под запись: площадь, численность. Провести сравнение с численностью населения
других стран.
Национальный состав.
Представители каких национальностей проживали на территории России?
Запись в тетрадь:
Многонациональное государство – государство, в составе которого присутствуют
представители разных национальностей
Религиозный состав населения Российской империи.
Представители каких религий проживали на территории России?
Запись в тетрадь:
Многоконфессиональное государство – государство, население которого исповедует
различные религии. 2. Сословия в России
Вопросы:
вспомните, на какие группы делилось население России? Как эти группы назывались?
какое сословие было самым многочисленным?
Учащиеся, используя знания, полученные в 7 классе, отвечают на вопросы:
назовите привилегированные сословия в России. Почему они называются
привилегированными?
на какие гильдии подразделялось купечество? На чем основано это деление?
на какие разряды делилось крестьянство? Каких крестьян было больше?
В ходе просмотра (видео 2, 35 сек) учащиеся заполняют схему «Сословия Российской
империи» в тетрадях.
3. Экономическое развитие России
аграрной или индустриальной страной была Россия в начале XIX века? Почему?
Запись в тетрадь
:
Россия – аграрная страна (видео 2, после паузы). Учащиеся должны прийти к выводу,
что крепостническая система оставалась основой экономики России.
что такое интенсивный и экстенсивный пути развития хозяйства. (Делаем вывод, что
для России был свойственен экстенсивный путь).
Запись в тетрадь
:
Экстенсивное хозяйство – хозяйство, развивающееся благодаря привлечению
дополнительных материальных и людских ресурсов, а не за счет технического прогресса.
4. Власть и управление
вспомните, какой политический режим был в России? Что это значит?
какие ветви власти объединялись в руках монарха?
на какие сословия опирался абсолютизм?
(Видео «Власть и задачи» до 44 сек.)
V. Закрепление новых знаний учащихся
какие недостатки вы видите в российском устройстве на рубеже 1819 вв.?
в каких изменениях нуждалась Россия в начале XIX века, чтобы сохранить роль великой
державы? (Видео «Власть и задачи» после паузы.)
VI. Итоги урока. Рефлексия деятельности
На этом этапе деятельности нужно вернуться к записям, которые были сделаны в начале
урока, и провести беседу с учащимися:
Что успели рассмотреть на уроке, что не успели?
Какие вопросы возникли в ходе работы, что нужно сделать, чтобы их разрешить?
VII. Домашнее задание: §1, вопросы, задания.
Разработка урока "Российская империя в начале XIX века" для 8 кл.
Разработка урока "Российская империя в начале XIX века" для 8 кл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.