Тема: Букв Ёё, звук (ЙО).
Цели. Познакомить учащихся со звуковым составом буквы Ё , уметь
соотносить ее с графическим образом буквы; научить читать слоги и слова с
буквой ё, формировать навык плавного слогового чтения
,развивать
фонематический слух, восприятие, внимание, память, мышление и связную речь.
Ход урока
I.
Организационный момент
Прозвенел у нас звонок
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Учитель. Сегодня наш урок пройдет под девизом «Как хорошо уметь
читать», познакомимся с новыми буквами и звуком, посмотрите сколько
героев пришло к нам на урок и каждый приготовил свое задание.
Вы готовы их выполнить? Цыпленок Цыпа предлагает провести речевую
разминку, на одном дыхании читаем слоги строчки.
а)чтение по таблице (смотрим на середину)Слайд №1,2, 3,4
в) В награду за выполнение заданий, он предлагает поиграть в игру
«Доскажи словечко».
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут ….мыши
По полям бегут ручьи,
На дорогах…лужи
Скоро выйдут муравьи
После зимней …стужи
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни ….машина
2. А здесь нас ждет другой герой. Кто же он? Кроша.
На доске выставлены буквы
г) назовите только гласные буквы: а. к, о.в, у, ж, и, н, е, я
Какие гласные показывают мягкость согласного?
Какие гласные обозначают два звука? В каких случаях?
Как вы думаете, есть ли в русском языке ещё гласные буквы, которые
обозначают два звука?(ответы детей)
1 II.
Физминутка.
III. Сообщение темы урока
На доске: Посмотрите на ВиниПуха, он предлагает угадать тему урока
К Д М Ё Л Н Р П
У. Назовите буквы, которые вы видите. Какая буква здесь «лишняя»? Почему?
Дети. Буква Ё, так как она гласная.
У. О какой букве мы будем сегодня говорить?
Д. О букве Ё.
III. Работа по теме урока На доске(выставить букву ёё)
Какова цель нашего урока?
У. Послушайте сказку о букве Ё.
Сидят однажды гласные А, О, У, Э и распевают песни на все голоса. Вдруг
слышат чтото странное: «Й, й, й». А это к ним в гости звук Й пришел. Слушает,
как гласные поют, и сам пытается им подпевать:
— Й, й, й...
— А давайка попробуем спеть вдвоем, — говорит О. — Ты начинай, а я
подхвачу.
Й согласился, и они запели:
— Йо, йо, йо...
Так и получилась новая буква — Ё. (показ буквы)
А кто знакомить нас с ней будет , угадайте из загадки
Слайд №5
Вот иголки и булавки
Выползают изпод лавки
На меня они глядят,
Молока они хотят (щелчок Ежик) Ёжик принес веточки деревьев, Загадки о
клене, елке
Схема. Звукобуквенный анализ. Сколько слогов? Назовите первый? Первый
слог состоит из двух звуков (Й,О), обозначается буквой Ё. (щелчок) Значит к
нашим буквам Е, Я добавляется ещё одна буква , которая может иметь два
звука, в тех же случаях, что и они. Давайте вспомним эти случаи .
1. Когда стоит в начале слова Ёжик. Ёлка
2. Когда стоит после гласной буквы моё. твоё
2 3. Есть ещё третий случай для этих букв. Когда они стоят после ь знака
соловьи, жильё, семья.
4. Чтение слогов и текста (слайд№5
5. Отгадаем ребус анализ слова. Ёжик –имеет 2 звука (йо)
Слайд№6
Почему Ёжик держит цифру 5?(Щелчок пятёрка) В этом случае ё означает
один звук, давайте у солнышко попросим слоги с буквой ё
Физминутка (Солнышко, солнышко, дай нам слоги с буквой Ё (щелчок.
Читаем слоги)
Давайте посмотрим на что похожа буква Ё?(ответы детей)
Чтение стихов о букве Ё (дети), один выучить со всеми
Еи Ё –родные сёстры
Различать сестер не просто
Но у буквы Ё две точки
Словно в лесенке гвоздочки
2.Буква Е перевернулась
Как тотчасже на неё
Пара птенчиков вспорхнула
Получилась букваЁ
IV. Чтение слогов и слов с буквой Ё по учебнику стр 155
V.
Слайд№7 Рисунок ежика,
печатание буквы
VI. У. Молодцы! А теперь предлагаю вам
У вас лежит листочек с силуэтом своей
превратите её в ежика, а рядышком напечатайте буквы Ёё (музыка)
нарисовать ёжика.
ладошки,
Все закончили рисовать ёжика? Давайте теперь
VII.
поиграем. Дидактическая игра «УГАДАЙ СЛОВО»
1. Любимое лакомство медведя. (Мёд)
2. Во что превращается вода в лужах зимой? (В лёд)
3. Кто сторожит дом? (Пёс)
4. Дерево с белым стволом, которое является символом нашей Родины.
(Берёза)
VIII.
Чтение текста в азбуке.(по предложениям)
IX.
Дидактическая игра «ПОЙМАЙ СЛОВО С БУКВОЙ Ё»
3 ф/минутка
X. Надо хлопнуть, услышав слово, в котором пишется буква ё.
XI. бобр — бобрёнок, лиса — лисёнок, собака — щенок, жираф —
жирафёнок, пингвин — пингвиненок, медведь — медвежонок, тигр —
тигрёнок
Итог. С какой новой буквой мы познакомились на уроке? Слайд
XII.
№8 Чтение с экрана Дома прочитать стр.154155(стих наизусть)
Давайте обратимся к девизу нашего урока, прочтите его ещё раз
XIII.
хором. Давайте попробуем доказать, что действительно хорошо уметь
читать. (высказывание детей) А теперь послушайте стих Как хорошо уметь
читать (читает подготовленный ученик)
XIV.
Чтение текста хором с экрана. Слайд № 9
I.
XV.
4 XVI. ____________
1 Описание буквы Ё в «Прописи» на
ёж
ёр
ёс
ёжик
ёлка
твоё
своё
моё И
проём
втро
ём
с. 1011. 3. Чтение с доски.
Вывод: буква Ё всегда ударная, обозначает два звука в начале слова
И после гласной.
твоё
Расскажика,
Как
Буква Ё даёт отчёт:
Ничего житьё течёт.
буква
Ё,
житьёбытьё?
■
Я ударная всегда!
Ойёёй, вот это да!
(А. Шибаев)
Обратите внимание детей на слова «житьёбытьё». Провести анализ. Вывод: после Ь
буква Ё обозначает два звука.
Что еще узнали о букве Ё1 4. Чтение на с. 155.
Найдите слова, в которых буква Ё обозначает два звука. Анализ слов «ёж», «ёжик»,
«ёрш», «ёршик», «ёлка», «ёлочка». 1мце раз сделать вывод, когда буква Е
обозначает два звука.
5. Чтение с доски.
те тёк
ждёт
не нёс
мё мёд
вёсла
зёрна
На что указывает буква Ё в этих слогах и словах? (у Письмо в
«Прописи» на с. 11.
то те
со сё
утёнок
лосёнок
Запись предложений: «Лосёнок в лесу. Утёнок в реке». Запись предложения
после анализа:
У ёлки иголки колки.
7. Чтение на с. 154 «Русской азбуки». Игра «Малыши заблудились».
Какая часть слова помогает нам определить, что речь идет о детенышах? (Львёнок
ёнок, слонёнок ёнок и т. д.)
Эта часть стоит перед корнем или после него?
Как же называется часть, которая стоит после корня и служит для образования
однокоренных слов? Кто знает? (Суффикс) Прочитаем стихотворение Б. Заходера.
Как зовут малыша у ежа? Лисы? Волка? Медведя?
Как называется та часть слова, которая стоит после корня и помогает образовать
новые слова?
X. Запись в «Прописи» слов:
тигр тигрёнок
гусь гусёнок
слон слонёнок
лев львёнок
Разработка урока русский язык (грамота) Буква Ё , звук (йо)
Разработка урока русский язык (грамота) Буква Ё , звук (йо)
Разработка урока русский язык (грамота) Буква Ё , звук (йо)
Разработка урока русский язык (грамота) Буква Ё , звук (йо)
Разработка урока русский язык (грамота) Буква Ё , звук (йо)
Разработка урока русский язык (грамота) Буква Ё , звук (йо)
Разработка урока русский язык (грамота) Буква Ё , звук (йо)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.