Художественноизобразительные средства языка.
Виды тропов и стилистических фигур.
Урок русского языка в 10 классе.
Учитель – Полянцева Наталья Васильевна, учитель русского языка и
литературы высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №20» города Набережные Челны Республики Татарстан
Цели: показать роль тропов и фигур речи в текстах художественного стиля;
формировать умение находить художественноизобразительные средства
в тексте и определять их роль и назначение;
совершенствовать навыки культуры речи;
способствовать эстетическому и нравственному воспитанию
Сопутствующие задачи:
повторение характерных черт текста художественного стиля;
развивать навыки анализа текста по плану;
орфоэпическая, словарноорфографическая, лексическая работа
Дидактическое обеспечение:
использование мультимедийных средств;
раздаточный материал для учащихся
Оформление к уроку – запись на доске:
Правильно понять художественный текст через язык, т.е.
языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы
художественного языка.
Н.М.Шанс
кий.
…дело не в одних образных выражениях, а в неизбежной
образности каждого слова, поскольку оно преподносится в
художественных целях.
А.М.Пе
шковский.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задачи. Слово учителя:
Сегодня нам предстоит научиться находить в тексте художественно
изобразительные средства, помогающие создавать литературный образ. Это очень
важный этап подготовки к ЕГЭ, к успешному выполнению задания 26, которое
может принести вам 4 балла.
Попутно вспомним понятия «стиль» и «тип» речи, особенности текста
художественного стиля.
А начнём наш урок с орфоэпической разминки (задание 4 теста ЕГЭ) .
3.Орфоэпическая разминка(по вариантам).
Расставить ударение в словах и проверить правильность по ключу:
1 В1. Расставьте ударение в словах:
Агент, аэропорты, балованный, баловать, балуясь,
вероисповедание, взялась, включим, восприняла,
воссоздала, гнала, добела, доверху, дозвонится,
докрасна, жалюзи, жилось, кухонный, лекторы,
лекторов.
В2. Расставьте ударение в словах:
Алфавит, банты, бухгалтеров, взяла, взялась, вручит,
дефис, диспансер, дождалась, документ, досуг, еретик,
завидно, закупорить, имперский, исстари, исчерпать,
квартал, мусоропровод, назвалась.
Оцените свою работу. Сколько слов включает в себя задание А1 тестов ЕГЭ?
(4) Сколько слов включено в наши «тренажёры»? (20) Поставьте себе столько
баллов, сколько раз по четыре вы расставили ударение в словах правильно.
(1,2,3,4,5)
4.Актуализация.
Повторение и углубление ранее изученного.
1)
Дивно устроен свет наш! Тот имеет отличного повара, но, к сожалению,
такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может
пропустить; другой имеет рот величиной в арку Главного Штаба, но, увы!
должен довольствоваться какимнибудь немецким обедом из картофеля.
(Н.В.Гоголь.)
Б) объяснить знаки препинания (1 вариант);
В) объяснить орфограммы (2 вариант);
Г) какие тропы использует автор, чтобы подчеркнуть создаваемый контраст?
(индивидуальное задание)
(литота и гипербола)
что такое «литота»?
что такое «гипербола»?
2) Работа по учебнику (Рыбченковой Л.М., Власенкова А.И.) – стр.311.
Какие ещё тропы вам известны?
Вспомните определения тропов:
Гипербола
Перифраза
И т.д.
А) запись текста под диктовку:
5. Формирование новых понятий.
А что же такое стилистические фигуры или фигуры речи? Для чего они служат
в тексте?
(Стилистические фигуры, которые называют риторическими фигурами или
фигурами речи, служат для создания образной речи, усиления
выразительности текста. Стилистические фигуры – это особые
синтаксические построения.)
Индивидуальные сообщения учащихся с демонстрацией примеров на доске через
проектор:
1)
Анафора, эпифора, параллелизм
2 2)
3)
4)
Антитеза, градация, инверсия –
Эллипсис, умолчание, риторическое обращение
Риторический вопрос, многосоюзие, бессоюзие –
Подведение итогов (учитель):
Итак, мы могли убедиться, насколько богат и разнообразен запас изобразительно
выразитель
ных средств языка. И тропы, и стилистические фигуры призваны украшать речь,
делать её
более точной, ясной, выразительной. Здесь весь русский лексикон, заключающий,
таящий в
себе несметные сокровища, ценности. Но раскрывает он свои богатства лишь пред
теми, кто
питает истинную любовь к языку, к слову.
Гимнастика для глаз. Музыкальная релаксация.
6. Формирование умений и навыков. Анализ лирического произведения.
Полученные сегодня знания помогут вам анализировать тексты художественной
литературы.
Для чего это нужно?
Цель: зачитываются цитаты, записанные на доске:
Правильно понять художественный текст через язык, т.е.
языковые дроби, из которых слагаются целые образные
единицы
художественного языка.
Н.М.Шан
ский
Уяснить, что «…дело не в одних образных выражениях, а в
неизбежной образности каждого слова, поскольку оно
преподносится в художественных целях.
А.М.Пеш
ковский
Работа с учебником (Бабайцевой В.В.).
Выразительное чтение стихотворения Н.С.Гумилёва «О тебе» заранее
1)
подготовленным учеником.
2)
Упражнение 175, стр.233
определить тему текста – о любви к женщине
тип речи – рассуждение с элементами описания
стиль речи – художественный (найти черты, доказать стилевую
принадлежность)
выписать из стихотворения примеры художественноизобразительных средств
языка
Эпитеты: темной судьбе
крылатый призыв
благородное сердце
бескрылых племён
смелые очи
задрожавшей трубе
Метафоры: две лучших звезды – очи твои
3 Сравнение: словно герб отошедших времён
как защиту, твой белый платок
Риторическое обращение: О тебе, о тебе, о тебе,
Ничего, ничего обо мне!
Умолчание: Серафим пропадёт в вышине…
Кольцо: одинаковое начало и окончание
А как вы думаете, какую роль играют местоимения в этом замечательном тексте?
подчеркните грамматические основы предложений, составляющих текст
сделайте синтаксический разбор предложения, составляющего 3е четверостишие
(разбор выполняется у доски и в тетради)
Если звёзды, ясны и горды,
Отвернутся от нашей земли,
У неё есть две лучших звезды:
Это – смелые очи твои.4
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, с союзной подчинит. и
бессоюзной связью; состоит из 3х простых предложений:
1часть: 1)двусоставное, распространённое, осложнено обособленными
однородными
определениями, выраженными краткими прилагательными;
придаточное
условия;
2 часть: 2) двусоставное, распространённое, главное для первого предложения;
3)двусоставное, нераспространённое, поясняет содержание второго;
между вторым и третьим предложениями бессоюзная связь – стоит
двоеточие.)
7. Закрепление.
Тест по теме урока с последующей взаимопроверкой (раздаточный материал).
8.Подведение итогов урока:
Итак, что нового узнали вы сегодня на уроке?
Где вы сможете применить полученные знания, умения и навыки?
Домашнее задание: упражнение 177 (учебник Бабайцевой В.В.) – анализ текста,
сочинение «Моё истолкование стихотворения В.Я.Брюсова «Вечер после
дождя»».
4 Контрольнооценочная деятельность:
1. Самопроверка по результатам орфоэпической работы.
2. Работа с текстом:
а) пунктуационный разбор
б) орфографический разбор
в) стилистический анализ
3. На этапе формирования новых понятий:
а) индивидуальные сообщения учащихся (4)
б) фронтальный опрос
4. Подготовленное выразительное чтение наизусть стихотворения Н.Гумилёва
5. Анализ текста:
а) фронтальный опрос
б) индивидуальная работа:
1) выделение грамматических основ
2) синтаксический разбор предложения
6. Закрепление. Тест с взаимопроверкой и по ключу (по вариантам).
Индивидуальный оценочный лист ________________________________
( фамилия, имя )
Орфоэпич
еская
разминка
Работа
с текстом
Знакомство с
новыми терминами
и понятиями
Анализ
текста
Тест Итого
балло
в
Отметка
за урок
5 Раздаточный материал
СПРАВОЧНИК
ХУДОЖЕСТВЕННОИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. ТРОПЫ
золотой луч
художественное
Эпитет
определение
Сравнение
уподобление одного явления
другому
Твои глаза подобны звездам.
Метафора
Олицетворение
слово или выражение, ко
торое употребляется в пере
носном значении на основе
сходства двух предметов
или явлений
разновидность метафоры:
перенос признаков живого
существа на неживое
звезда надежды голос совести
Лениво дышит полдень.
Метонимия
перенос названия предмета
на другой на основе смеж
ности
Вся столица молилась.
Прочитал всего Пушкина.
Синекдоха
разновидность метонимии:
перенос значения с одного
явления на другое по коли
чественному признаку
Любите книгу! (ед. ч. в значении
множ. ч.)
Перифраза
замена названия предмета
или явления описательным
оборотом
Солнце русской поэзии = Пушкин
Гипербола
образное выражение, содер
жащее непомерное преуве
личение силы, размера, зна
чения
Осыпать подарками с головы до
ног.
В зале яблоку было негде
упасть.
6 литота
Ирония
Образное выражение ,
содержащее непомерное
преуменьшение предмета,
силы, значения какоголибо
явления
Ниже тоненькой былиночки
надо голову клонить…
Н.Некрасов
употребление слова или вы
ражения в смысле, обратном
буквальному, с целью на
смешки
"Молодец!" похвалил меня
отец, листая дневник с
двойками.
ИНТОНАЦИОННОСИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА. ФИГУРЫ РЕЧИ
Риторический
вопрос
утверждение или отрицание в
форме вопроса, на который не
ожидается ответ
Когда же мы начнем беречь
природу?
Риторическое
обращение
Подчёркнутое обращение к
комунибудь или чему
ни будь
Анафора
единоначалие
Эпифора, или
концовка
повторение слов или выражений
в конце соседних, смежных
предложений
Градация
цепь элементов высказывания с
нарастанием значимости
Цветы, любовь, деревья,
ность,поля! Я предан вам
празд
душой. (А.Пушкин)
Жара вставала стеной.
Жара душила. Жара сводила
сума..
Мне хотелось бы знать.
Отчего я титулярный
советник? Почему именно
титулярный советник?
(Н.Гоголь.)
Не жалею, не зову, не плачу...
Синтаксический
параллелизм
Эллипсис
(неполное
предложение)
умолчание
Инверсия
Антитеза
Оксюморон
одинаковое синтаксическое
построение соседних
предложений или отрезков речи
Молодым везде у нас дорога,
старикам везде у нас почет.
пропуск подразумеваемого слова
Мужики за топоры.
Намеренный отрыв высказы
вания, передающий эмоцио
нальность, взволнованность
речи
нарушение обычного порядка
слов
противопоставление понятий
соединение контрастных,
противоречащих друг другу
понятий
Нет, я хотел…быть может,
вы …я думал, что не барону
время умереть. (А.Пушкин)
На севере диком стоит
одиноко... Ср.: на диком се
вере; одиноко стоит
Ученье свет, а неученье
тьма.
красноречивое молчанье;
"Оптимистическая тра
гедия"
7 Лексический
повтор
повторение какоголибо слова
или слов
Душа, душа, спала и ты...
Полисиндетон
асиндетон
Многосоюзие
бессоюзие
И пращ, и стрела, и лукавый
кинжал…
швед, русский – колет,
рубит,
режет…
(А.Пушкин)
Тест по теме «Средства выразительности»
Вариант N 1. Тропы
I. Найдите соответствия.
1) голос совести
2) грозный окрик
3) шипели, словно притаившиеся змеи
4) ходила, обвешанная золотом
5) от боли стонали даже камни
а) метонимия
б) гипербола
в) эпитет
г) метафора
д) сравнение
II.
Дополните соответствия примером из набора.
взойти на плаху;
будто путеводная звезда;
в колокола тревоги;
1)
2)
3)
4) мог перейти океан вброд;
5)
печальный взгляд.
ЭТАЛОН: I. 1 г; 2 в; 3 д; 4 а; 5 б.
II. 1 метонимия; 2 сравнение; 3 метафора; 4 — гипербола; 5 эпитет.
Вариант N 2. Фигуры речи
I. Найдите соответствия.
1) Одиночество, которое томит, терзает сердце,
а)градация
8 рвет душу на части...
2) Кто верил, тот вернулся, кто устал ждать, тот
ушел.
3) Неведомой истина эта остается и для современ д) синтаксический
ного человека.
4) Слово становится бездонным, и в нем тонешь.
Как в омуте.
5) Я ему: "Ты не маленький, сам решай".
б) инверсия
в)парцелляция
г) эллипсис
параллелизм
II. Дополните соответствия примером из набора.
1) На земле трудно, под землей темно.
2) Поначалу приезжая местным жителям не глянулась: было что то странное в жестах ее неспешных.
3) Неужели я больше ее не увижу? Никогда?
4) Счет шел уже не на десятки, не на сотни и даже не на тысячи.
5) Мы столько ему об этом говорили, а он нам — свое.
ЭТАЛОН: I. 1а; 2д; 3б; 4в; 5г.
II. 1 синтаксический параллелизм;2 инверсия; 3 — парцелляция; 4 — градация;
5 эллипсис.
Бланк ответов
Тема: «Средства выразительности»
Ф.И._____________________________ Вариант____
а
б
в
г
д
1
2
3
4
5
б
а
в
г
д
1
2
3
4
5
Итого: _____ правильных
ответов
Индивидуальный оценочный лист ________________________________
( фамилия, имя )
9 Орфоэпическа
я разминка
Работа с
текстом
Знакомств
о с новыми
терминам
и и
понятиями
Анализ
текста
Тест
Итого
баллов
Отметк
а
за урок
В1. Расставьте ударение в словах:
Агент, аэропорты, балованный, баловать, балуясь,
вероисповедание, взялась, включим, восприняла,
воссоздала, гнала, добела, доверху, дозвонится, докрасна,
жалюзи, жилось, кухонный, лекторы, лекторов.
В2. Расставьте ударение в словах:
Алфавит, банты, бухгалтеров, взяла, взялась, вручит,
дефис, диспансер, дождалась, документ, досуг, еретик,
завидно, закупорить, имперский, исстари, исчерпать,
квартал, мусоропровод, назвалась.
Методическое обеспечение:
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Русский язык: Грамматика. Текст, Стили речи:
Учебник для 1011 классов общеобразоват.учреждений. М.: Просвещение. 2015г.
2. Бабайцева В.В.. Русский язык. Учебник для 1011 классов. Филологический профиль.
М.: Дрофа. 2015 г.
3. Александров В.Н., Александрова О.И..ЕГЭ. Русский язык: справочные материалы,
учебнотренировочные упражнения. Пермь. «Издательский дом «Типография купца
Тарасова».2018г.
4. Пучкова Л.И. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля.
Русский язык. 10 – 11 классы. М.: Интеллект – Центр.2017г.
5. Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому
языку: 11 класс. Методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ.М.: ВАКО. 2016г.
6. Квятковский А. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1996 г.
7. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа
типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по русскому языку, подготовленные
председателем федеральной предметной комиссии по русскому языку И.П. Цыбулько.
(http://www.fipi.ru).
10 Самоанализ урока русского языка в 10 классе по теме:
«Художественноизобразительные средства языка.
Виды тропов и стилистических фигур».
Учитель: Полянцева Наталья Васильевна
Данный урок является одним из логических звеньев в цикле занятий по подготовке
обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и соответствует календарнотематическому
планированию Предполагается, знания и умения, сформированные в результате урока,
необходимы при выполнении заданий 24,26.
На уроке был повторен и обобщён достаточно большой объём изученного материала.
Обучающиеся познакомились с новыми понятиями, терминами, формировались навыки их
применения на практике.
В связи с этим были поставлены следующие цели урока:
показать роль тропов и фигур речи в текстах художественного стиля;
формировать умение находить художественноизобразительные средства в тексте и
определять их роль и назначение;
совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся;
способствовать эстетическому и нравственному воспитанию.
Сопутствующие задачи:
повторение характерных черт текста художественного стиля;
развивать навыки работы с текстом;
орфоэпическая, словарноорфографическая, лексическая работа
11 способствовать развитию умения извлекать необходимую информацию из различных
источников
(средств информации, представленных в электронном виде)
Дидактическое обеспечение:
использование мультимедийных средств;
дидактический раздаточный материал для учащихся «Подготовка к ЕГЭ»
Предполагаемый результат: повышение качества подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: развитие речи.
Технология: личностноориентированная с использованием компьютерных технологий.
Главной своей задачей при подготовке к учебному занятию считала создание таких
психологопедагогических условий, в которых каждый обучающийся не только чувствовал бы
себя комфортно, но и занимался саморазвитием в ходе овладения знаниями.
Структура урока соответствует требованиям программы к данному типу урока:
организация начала урока;
постановка цели урока;
подготовка к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний, практических и
умственных умений;
изучение нового материала, в том числе объяснение;
закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформиро
ванными;
подведение итогов и результатов урока;
задание на дом.
При выборе форм и методов обучения, отборе содержания учебного материала учитывались
возрастные и индивидуальные особенности внимания и восприятия учащихся данного класса,
имеющих разный уровень интеллектуального развития, подготовленности в области филологии.
На уроке были использованы репродуктивный (информативнорецептивный) и продуктивный
(частичнопоисковый) методы, следующие формы обучения: беседа, проблемные ситуации,
диалог, исследовательский метод, работа с текстом, наглядность, поисковый метод, аудирование.
Была реализована фронтальная организация обучающихся. Индивидуальная самореализация
обучающихся достигалась через устные сообщения, выразительное чтение текста, различные виды
анализа, что способствовало творческой самореализации, развитию эмоциональнообразного
мышления. Задания учащимся были предложены с учётом личностных особенностей памяти и рас
считаны на быстрое запоминание и медленное забывание учебного материала. При этом использо
вались возможности всех видов памяти: образной, слуховой, зрительной, моторной, словесно
логической, эмоциональной.
В ходе урока были показаны отдельные элементы информационнокоммуникативной,
личностноразвивающей, здоровьесберегающей технологий. Всё это способствовало формирова
нию интереса у обучающихся к уроку.
Оптимальный выбор и организация смены видов деятельности помогли активизировать
внимание учащихся: самостоятельная работа с последующей самопроверкой, работа с учебником,
запись и разбор предложения, анализ текста, тест с последующей взаимопроверкой.
Посредством сочетания практическидейственного, нагляднообразного, словеснологического
видов мышления в процессе урока школьники обучались умению выделять главное в изучаемом
материале, у них формировались навыки оценки и самооценки мыслительной деятельности.
Наиболее продуктивным для организации мыслительной деятельности можно считать
этап актуализации. Минута релаксации помогает осуществить плавный переход от одного вида
деятельности к другому.
Формы и приёмы, использованные на уроке, стимулировали познавательную деятельность,
способствовали развитию интереса к языку, при этом соблюдался принцип научности,
осознанности, последовательности, доступности. Учащиеся владеют научной терминологией,
12 умеют дать определение терминов своими словами, использовать термины в самостоятельных
предложениях; владеют рациональными приёмами работы и навыками самоконтроля; умеют
самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.
Считаю, цели урока были достигнуты.
13
Разработка урока русского языка на тему "Художественно-изобразительные средства языка", 10 класс
Разработка урока русского языка на тему "Художественно-изобразительные средства языка", 10 класс
Разработка урока русского языка на тему "Художественно-изобразительные средства языка", 10 класс
Разработка урока русского языка на тему "Художественно-изобразительные средства языка", 10 класс
Разработка урока русского языка на тему "Художественно-изобразительные средства языка", 10 класс
Разработка урока русского языка на тему "Художественно-изобразительные средства языка", 10 класс
Разработка урока русского языка на тему "Художественно-изобразительные средства языка", 10 класс
Разработка урока русского языка на тему "Художественно-изобразительные средства языка", 10 класс
Разработка урока русского языка на тему "Художественно-изобразительные средства языка", 10 класс
Разработка урока русского языка на тему "Художественно-изобразительные средства языка", 10 класс
Разработка урока русского языка на тему "Художественно-изобразительные средства языка", 10 класс
Разработка урока русского языка на тему "Художественно-изобразительные средства языка", 10 класс
Разработка урока русского языка на тему "Художественно-изобразительные средства языка", 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.