Разработка урока русского языка на тему "Нормы употребления имен числительных в речи"
Оценка 4.6

Разработка урока русского языка на тему "Нормы употребления имен числительных в речи"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
математика +1
6 кл
21.02.2019
Разработка урока русского языка на тему "Нормы употребления имен числительных в речи"
Методическая разработка «Нормы употребления имен числительных в речи» предназначена для учителей русского языка и литературы. Это урок обобщения и систематизации изученного по теме «Имя числительное». Основная сфера употребления числительных – устная речь, поэтому для выработки практического навыка используются разнообразные устные упражнения (игры-сценки, игры-загадки, решение проблемных ситуаций)
Нормы употр. числит..docx
В.Н.Солодилина Нормы употребления имен числительных в речи. Учебное занятие Разработала                                                            Солодилина Вера Николаевна,                                                          учитель русского языка и литературы                                                            МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска»» 1 Аннотация Методическая   разработка   «Нормы   употребления   имен   числительных   в   речи» предназначена   для   учителей   русского   языка   и   литературы.   Это   урок   обобщения   и систематизации   изученного   по   теме   «Имя   числительное». Основная   сфера употребления  числительных  –  устная  речь,  поэтому   для   выработки  практического навыка используются разнообразные устные упражнения   (игры­сценки, игры­загадки, решение проблемных ситуаций) 2 1.Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по УМК Т.А.Ладыженской. 2. Тема раздела: Морфология. 3. Тема урока «Употребление имён числительных в речи» 4. Тип урока: урок обобщения и систематизации ЗУН. 5. Цель: повторить основные правила употребления имен числительных, правильно писать  и произносить имена числительные, т.е. соблюдать орфографические и орфоэпические  нормы русского языка. Задачи: 1) Образовательные:  ­повторить изученные сведения об имени числительном (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция); ­отрабатывать   умения   оценивать   речь   с   точки   зрения   соблюдения   основных морфологических норм числительных, правильно употреблять числительные в устной речи; ­продолжить работу по формированию навыков правильного написания числительных. 2) Воспитательные: ­воспитывать  внимание к слову; ­содействовать воспитанию культуры общения через работу в группах;  ­развивать познавательные интересы и познавательную активность учащихся. 3) Развивающие: ­развивать логическое мышление учащихся, ­развивать умение ставить задачи, находить пути их решения и анализировать результаты. Планируемые образовательные результаты: 1. Предметные: учащиеся должны знать основные правила употребления имен  числительных в речи, уметь правильно употреблять различные формы имен  числительных и правильно их писать, понимать  место числительного в языковой  системе и его роли.  2. Личностные: умение ясно, точно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, сопоставлять полученный результат с заданным упражнением, работа над развитием и совершенствованием собственной речи.  3.  Метапредметные: умение самостоятельно ставить цели; овладение приёмами отбора и  систематизации материала по данной теме; владение разными видами чтения  (просмотровым, ознакомительным, изучающим): А)   коммуникативные:   строить   продуктивное   речевое   взаимодействие   со   сверстниками; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;   соблюдать   в   процессе   коммуникации   основные   нормы   устной   и   письменной речи. Б)   познавательные:   формулировать   познавательную   цель;   определять   основную   и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения; перерабатывать информацию и предъявлять её. Организационная структура урока. Этапы урока Деятельность учителя Формируемые УУД 1.Самоопределение, Добрый день, дорогие ребята. Я  Личностные: положительно  3 мотивация  к учебной деятельности. рада приветствовать вас на нашем  уроке русского языка.  относятся к учению,  познавательной деятельности. Познавательные: понимают  познавательную задачу. Регулятивные: планируют  необходимые действия,  операции. Коммуникативные: работают в группах, учатся понимать  позицию других,  обмениваются мнениями Личностные: имеют   мотивацию к учебной  деятельности. Познавательные: понимают  познавательную задачу. Регулятивные:принимают и  сохраняют учебную задачу.  Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы. Прозвенел уже звонок,  Начинается урок.  А теперь все повернитесь,  И друг другу улыбнитесь.  Улыбнитесь мне, гостям  И садитесь по местам. 2. Введение в тему. В ходе изучения темы «Имя  числительное» вы поняли, что  знания по ней связаны не только с  правописанием, но и с  нормативным употреблением слов  этой части речи. Нормативное  употребление­ это соблюдение  говорящим определённых правил,  традиционно сложившихся в  русском языке. Для имени  числительного они заключаются  прежде всего в правилах склонения количественных и порядковых  числительных, а также в  правильном сочетании  числительных со словами в  словосочетаниях и предложениях.  Существуют профессии, для  которых именно культура речи  определяет профессиональную  пригодность человека. Как вы  думаете, какие это профессии?...  Это так называемые публичные  профессии: адвокат, телеведущий,  учитель и т.д. Но это вовсе не  значит , что следить за культурой  своей речи нужно только людям  перечисленных профессий. Речевая компетентность – непременное  условие профессионализма  человека, в какой бы области он не  4 3. Проверка  домашнего  задания 4. Закрепление и  систематизация  предметных  знаний,  формирование  УУД. работал. Сегодня мы работаем в  творческих группах. В каждой  группе вы должны были выбрать  капитана, который будет следить  за ходом работы группы,  правильностью подачи материала и назначать выступающих.  А следить за правильностью речи  будет экспертный совет в  составе……. Ваши одноклассники подготовили  мини­сценки, употребляя  в них  имена числительные с ошибками.  Ваша задача: внимательно слушать  одноклассников и исправить  ошибки в употреблении  числительных. Выступление учащихся. Мини­ сценки «В магазине»,  «Поздравление мамы». 1 конкурс­ «Конкурс на звание лучшего диктора». Команды несколько минут назад получили небольшие тексты. Необходимо выразительно их прочитать, правильно употребив имена числительные. Кстати, подобное задание есть на допуске к экзаменам в 9 классе. Так что мы с вами уже готовимся к аттестации. Текст 1.Парад Победы Решение о проведении парада победителей И. В. Сталин принял вскоре после дня Победы – 15 мая 1945 года ... Последовал приказ сформировать сводный полк. В нем 5 Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные:  приобретают умения  использовать полученные  знания и умения в  практической деятельности и  повседневной жизни. Регулятивные:оценивают  работу одноклассников,  исправляют ошибки. Коммуникативные:  формулируют собственные  мысли, высказывают и  обосновывают свою точку  зрения. Познавательные: выполняют  учебно­ познавательные  действия в материализованной  и умственной форме;  осуществляют для решения  учебных задачоперации  анализа, синтеза, сравнения,  классификации, делают  обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно  оценивают свои достижения,  осознают возникающие  трудности, ищут их причины и  пути преодоления. Коммуникативные:  формулируют собственные  мысли, высказывают и  обосновывают свою точку  зрения. должно быть не менее 6 рот пехоты и по 1 роте артиллеристов, танкистов, летчиков, саперов, связистов. Приказано выдать 1465 солдатам обмундирование нового образца. 4 офицера­ассистента должны были позаботиться о 36 знамёнщиках. По приказу полк возглавляется 19 командирами разного уровня. Военный парад состоялся 24 июня 1945 года. В нем приняли участие 24 маршала, 249 генералов, 2536 других офицеров, 31 116 сержантов и солдат .... Это был триумф народа­ победителя, военного искусства полководцев и всех Вооруженных Сил, их боевого духа. Текст 2.«Какая черепаха самая  крупная?! Самая крупная  из когда­либо  существовавших на Земле и на море  черепах, морская черепаха –  архелон не дожила до  наших дней.  Длина её составляла до 3,05 метра.  …Из ныне живущих самая крупная  – так называемая кожистая морская  черепаха. Её вес достигает 544  килограммов, длина панциря по  кривой – до 183 сантиметров, а его  ширина между концами лап – 274  сантиметра…  Поменьше кожистой зеленая  морская черепаха логгерхед – весом около 220 килограммов. Из  доживших до наших дней  сухопутных черепах самой крупной  считается галапогосская  слоновая  черепаха. Её вес  достигает 254  килограммов, а длина – 1,7 метра. 2 задание нашей конкурсной  программы. ­Скажите, пожалуйста, на каких  уроках вы чаще всего встречаетесь  с именами числительными? ­Конечно, на математике. И сейчас  мы порешаем примеры. Выполнив  6 математическое задание, впишите  полученное числительное в  загадку. Пример  (345800 – 345700) одежек  и все без застежек. (Капуста).  –1к. (699 + 1) ворот, да (100000 –  99999) выход. (Невод).  2 к.Выходили (50012 – 50000)  молодцев, выносили (4552 – 4500)  сокола, выпускали (300 + 60 +5)  лебедей. (Месяцы, недели, дни).  ­1к.У (2014 – 2012) матерей по  (44990­44985) , а имя (100 – 99)  всем. (Руки, пальцы.)  2к. (68,25­36,25) молотят, один  поворачивает (зубы, язык). 3 конкурс.  При употреблении  числительных в речи мы можем  допустить два вида ошибок:  орфографические ­ неправильное  написание и грамматические ­  ошибки в формообразовании.  Предлагаю вам отыскать в  предложениях грамматические  ошибки в употреблении форм  числительных.   1.Она ухватилась за него обоими  руками. 2. В книге около девяносто  страниц. 3. Трое школьниц направлены на  олимпиаду. 4. Успеваемость в классе  составляет девяносто шесть  целых пять десятых процентов. 5.Мы проехали около пятиста  километров.  6. Пройден  тридцатьпятикилометровый  рубеж. 4 конкурс «Грамматический  7 поединок» Ваша задача ­ правильно  употребить имена числительные.  Побеждает группа, набравшая  больше баллов. 1. Из 847 вычесть 367 2. Спортзал площадью 90  метров 3. Поезд с 458 экскурсантами 4. Авария на 458 километре 5. Альбом с 287  иллюстрациями 6. Рисунок на 287 странице 7. В городе около 800 уличных часов. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: слушают, строят небольшие монологические высказывания 5.Обобщение знаний (беседа). 8. В декабре 1825 года было  восстание декабристов 9. По об..им сторонам дороги  расстилаются поля. 10. К 2,5 прибавить 0,03 1.Как вы думаете, чем вызвана  такая обширная система правил,  связанных с употреблением  числительных в речи? 2. Давайте для каждого разряда  числительных сформулируем  основные правила нормативного  употребления числительных в речи. Представим наши основные выводы в виде сводных таблиц  «Особенности склонения имен  числительных» и «Особенности  употребления форм  числительных». Притча: ...Однажды мудрец решил  подвергнуть испытанию своих  учеников и повёл их в сад, в углу  которого была дверь с огромным  замком. "Тот, кто откроет дверь,  будет назван умнейшим". Один за  другим пытались они открыть  дверь и, не добившись успеха,  отходили. Но один ученик  внимательно осмотрел дверь,  навалился на нее плечом, толкнул и 8 ­ о, чудо! ­ она стала поддаваться,  и раскрылась. Тогда мудрец сказал: "Ты станешь умнейшим, потому  что полагаешься не только на то,  что видишь и слышишь, но и  веришь в свои силы". ­ Ребята, я очень хочу, чтобы на  этом уроке каждый из вас поверил  в свои силы и тогда вы сможете  "открыть любую дверь" в науку  русского языка. Составьте кроссворд по теме “Имя числительное”(8­10 слов). Найти пословицы, поговорки,  загадки, в которых есть имена  числительные. 5.  Домашнее  задание 9 Список используемой литературы 1. Арсирий А.Т.. Дмитриева Г.М. Занимательная грамматика русского языка. – М.,  1997. 2. Бондаренко С.М. Об интересе к русскому языку.// Сб. научн. Трудов «Воспитание  интереса к изучению русского языка в школе» / Под ред. Б.И.Фоминых. – М., 1979. 3. Волина В.В. Веселая грамматика. Имя числительное. – М., 2001. 4. Воспитание интереса к урокам русского языка у учащихся 5­8 классов. / Под ред.  М.Т. Баранова. – М., 1965. 5. Гостева Ю.М., Шибаева Л.А. Числительные на уроке. // Русский язык в школе. –  1993. ­№ 5­6 6. Еськова И.А. Имя числительное. // «Русский язык» (прилож. к газ. «Первое  сентября»). – 1999 – № 3. 7. Иконников С.Н. Использование игр­упражнений для развития интереса учащихся к  урокам русского языка. – М., 1967. 8. Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование: к учебному комплекту под ред.  В.В.Бабайцевой. – М., 2000. 9. Мережинская Е.К., Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика  русского языка. – М., 1997. 10 10. На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку. / Под ред.  Л.Д.Чесноковой. – М., 1996. 11. Орг А.О. Нестандартные задания по русскому языку в 5­9 классах. // Русская  словесность. – 1994. – № 1. 12. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М., 1985. 13. Супрун А.Е. Имя числительное и его изучение в школе. – М., 1964. 14. Числительное в упражнениях. // «Русский язык» (прилож.к газ. «Первое сентября»)  – 1998. – № 9. 15. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М., 1989. 11

Разработка урока русского языка на тему "Нормы употребления имен числительных в речи"

Разработка урока русского языка на тему "Нормы употребления имен числительных в речи"

Разработка урока русского языка на тему "Нормы употребления имен числительных в речи"

Разработка урока русского языка на тему "Нормы употребления имен числительных в речи"

Разработка урока русского языка на тему "Нормы употребления имен числительных в речи"

Разработка урока русского языка на тему "Нормы употребления имен числительных в речи"

Разработка урока русского языка на тему "Нормы употребления имен числительных в речи"

Разработка урока русского языка на тему "Нормы употребления имен числительных в речи"

Разработка урока русского языка на тему "Нормы употребления имен числительных в речи"

Разработка урока русского языка на тему "Нормы употребления имен числительных в речи"

Разработка урока русского языка на тему "Нормы употребления имен числительных в речи"

Разработка урока русского языка на тему "Нормы употребления имен числительных в речи"

Разработка урока русского языка на тему "Нормы употребления имен числительных в речи"

Разработка урока русского языка на тему "Нормы употребления имен числительных в речи"

Разработка урока русского языка на тему "Нормы употребления имен числительных в речи"

Разработка урока русского языка на тему "Нормы употребления имен числительных в речи"

Разработка урока русского языка на тему "Нормы употребления имен числительных в речи"

Разработка урока русского языка на тему "Нормы употребления имен числительных в речи"

Разработка урока русского языка на тему "Нормы употребления имен числительных в речи"

Разработка урока русского языка на тему "Нормы употребления имен числительных в речи"

Разработка урока русского языка на тему "Нормы употребления имен числительных в речи"

Разработка урока русского языка на тему "Нормы употребления имен числительных в речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2019