Разработка урока русского языка на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" (5 класс)
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Разработка урока русского языка на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" (5 класс)

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
русский язык
Взрослым
17.02.2017
Урок русского языка в 5 классе. Обучение ведется по учебнику «Русский язык. 5 класс» в 2 частях- авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. В процессе занятия учащиеся познакомятся с приемами определения одушевленности-неодушевленности имен существительных: постановка вопроса, склонение формы множественного числа, определение лексического значения существительного.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Существит одуш-неодуш.docx
Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»  Цель урока: формировать представление о лексическом и грамматическом  богатстве имени существительного, познакомить учащихся с понятием  одушевлённости и неодушевлённости имен существительных. Предметные: Продолжить формирование учебно­языковых умений и навыков при изучении  темы «Имя существительное» Изучение языковых норм и их применение в своей речи. Метапредметные: Развитие логики мыслительных операций (анализ, обобщение и др.). Развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Развитие творческих способностей учащихся в письменной речи на основе  комплексного восприятия (изображение, опорные слова). Воспитательные: Воспитание уч­ся на образах русской классической литературы. Воспитание чувства уважения к родному языку. Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод,  индивидуальная, фронтовая, групповая работа. Основные понятия урока: одушевленные и неодушевленные имена  существительные. Ресурсы: учебник «Русский язык. 5 класс» ­ авторы Баранов М.Т., Ладыженская  Т.А., рисунок, таблицы, компьютер, мультимедийный проектор. 1. Мотивация. Открываем тетради, записываем число. 2.Актуализация. Слово учителя. На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и  открываем для себя тайны русской грамматики. Именно этим мы сегодня будем  заниматься. А для начала вспомним то, о какой части речи мы говорили на прошлом уроке?                                                                                                                             Слайд 1. Всему название дано ­ И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным­полно, А безымянных нету. И всё, что может видеть глаз,­ Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас,­ Означено словами.                            (А.Шибаев) ­ О чем это стихотворение? (об имени существительном) ­ Какой раздел русского языка изучает имя существительное?  (МОРФОЛОГИЯ.) 3.Выявление места и причины затруднения. Давайте с вами вспомним, что такое имя существительное. Я буду начинать фразу, а вы продолжите ее.                                                      Слайд 2 Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ___________. Имя существительное отвечает на вопросы _____________?  Имя существительное относится к одному из трёх родов: Изменяется по ____________  и ____________. К 1 склонению относятся имена существительные _____________________. окончанием –О, -Е. относятся к______спряжению. Имена существительные м.р с нулевым окончанием и ср.р с Имена существительные с Ь после относятся к____склонению. В предложении чаще всего является  ______________или ______________. Докажите, опираясь на данные вопросы, что слово ХЛЕБ имя существительное. 4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.      ­ Выпишите из стихотворения со слайда имена существительные в начальной форме.                                                                                                 Слайд 3.              Название, зверь, предмет, вещь, глаз, память слово.   Я   считаю,   что   среди   этих   слов   есть   одно   лишнее.   Как   вы   думаете,   какое? Аргументируйте свой ответ. ­ О каких существительных мы будем сегодня говорить? ­ Кто сформулирует  тему нашего урока? Тема нашего урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». Сегодня   мы   должны   научиться   различать   одушевлённые   существительные   от неодушевлённых.  Записать в тетрадь тему урока. Слайд 4 ­ А кто сформулирует цель урока? Что мы должны узнать и чему научиться? Сегодня   мы   должны   научиться   различать   одушевлённые   существительные   от неодушевлённых. Мы   уже   знаем,   что   существительные   делятся   на   два   больших   разряда: одушевлённые и неодушевлённые. 5.Творческая практическая деятельность по реализации построения проекта. ­  Почему одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто?  обозначают живые существа.   ­ Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос что? Ведь это тоже живая природа?! Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далёкие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает   пищу,   а   растения   месяцами   и   годами   стояли   на   одном   месте,   не передвигаясь.   В   это   время   не   было   научного   знания   о   живом,   поэтому     весь растительный   мир   (живой   –   с   точки   зрения   биологии)   оказался   в   языке неодушевлённым.  Обратимся к учебнику и зачитаем определение на стр.50. ­ Для того, чтобы проверить, как вы поняли новую тему, выполните  задание:  Учебник стр.50. Рассмотрите рисунок, запишите в тетрадь по 4 существительных,  одушевленных и  неодушевленных.                     Тренер, мальчики, девочки, собака                    Палатка, костер, дерево, трава. ­ Объясните орфограммы. Составьте по вариантам  1 вариант: простое распространенное предложение с однородными членами 2 вариант: простое распространенное предложение с вводным словом. Проблема 1. ­ Как вы думаете КУКЛА – это одушевленное или неодушевленное  существительное? ­ А карты ВАЛЕТ, ТУЗ, КОЗЫРЬ? ­ А слова МЕРТВЕЦ, ПОКОЙНИК?                                              слайд 5. ­ Оказывается, это одушевленные имена существительные.                                                                                                             Слайд 6 ­ А слова молодежь, стая, группа, детвора, крестьянство, народ? ­ Это неодушевленные существительные.  Так как слова, обозначающие «совокупность лиц или предметов как единое  целое» с точки зрения русского языка считаются неодушевленными.                                                                                                                  Слайд 7. Кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения              одушевлённых и неодушевлённых  существительных. Этот способ должны открыть вы сами. И.п. (кто?) друзья                      (что?) деревья Р.п. (кого?) друзей                      (чего?) деревьев Д.п. (кому?) друзьям                   (чему?) деревьям В.п. (кого?) друзей                      (что?)  деревья Т.п. (кем?)  друзьями                  (чем?) деревьями П.п. (о ком?) о друзьях             (о чем?) о деревьях ­ Какую разницу вы заметили при склонении? Вывод: во мн. числе у одушевленных существительных  В.п. совпадает с Р.п., а у неодушевлённых существительных В.п. совпадает с И. п. Запишите в тетрадь.                                                                                                                         Слайд 8. Одушевленные (мн.ч.) Неодушевленные (мн.ч.) В.п. = Р.п. В.п. = И.п. Докажите, что слово КУКЛА одушевленное сущ. (Р.п­кукол,  В.п.­ кукол) А слово НАРОД – неодуш. (И.п.­народ, В.п.­народ) Проблема 2.    Одушевлёнными   или   неодушевлёнными   являются   следующие     существительные?                                                                           Слайд 9            Вижу орла – вижу Орёл            Позвать дворника – включить дворники   имена Вывод: разграничение одушевлённых и неодушевлённых  существительных зависит от их лексического значения. 6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Вывод: ученики          Слайд 10 Грамматический   способ   разделения   существительных   на   одушевлённые   и неодушевлённые   –   это   совпадение   форм   родительного   и   винительного   падежей множественного   числа   у   существительных   одушевлённых,   а   именительного   и винительного падежей – у неодушевлённых.  Одушевленность   или   неодушевленность   –   это   постоянный   признак каждого имени существительного. 7.Физкультминутка.                                                         Слайд 11 На слайде   слова, а вы определите одушевленные они или неодушевленные. Если слово неодушевленное, встаем,  если слово одушевленное – сидим.       слова:  малина, воробей, сорока, горох, земляника,собака, берёза,  помидор, медведь, корова, картофель, кукла, толпа. ­  Творческая   работа.  Сейчас   проверим,   можем   ли   мы   с   вами   различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.                                                                 ( раздаточный материал)          слайд 12. Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу слова. Укажите одушевлённые или неодушевленные   эти существительные.      Искали синички место для гнезда. Заглянули в щель почтового ящика.  Синичкино гнездо. Расширили  они носиками  щель, натаскали мха, шерсти, травинок.       Скоро вывелись птенчики.       Стала кошка вокруг ящика похаживать, на птичек поглядывать. Тогда хозяйка  оплела ящик ветками шиповника.        А тут и почтальон опять пришёл с письмами. Попросила его хозяйка класть почту на крыльцо. Так всё лето и прожили синички в почтовом ящике. – Задание на сообразительность. Исключите лишнее слово. По какому признаку вы это сделали?  Найдите лишнее слово в строке и запишите его в тетрадь.  Слайд 1)Бабочка, судак, тюльпан. 2)Дерево, кукла, девочка.   3) Насекомое, животное, расписание.   4) Самолет, машина, летчик.    5)Соловей, песня, певец. 6) Дети, стол, санки 7) барсук, дятел, снежинки 8. Включение в систему знаний и повторение. Подведение   итогов   урока. Какие одушевлённым? (Отвечающие на вопрос КТО?)   имена   существительные   относятся   к 1. Какие имена существительные относятся к неодушевлённым? (Отвечающие на вопрос ЧТО?) 2. Какое основное правило нужно помнить при определении одушевлённых и неодушевленных существительных?   Деление на одушевленные и неодушевленные существительные не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое. Во множественном числе у одушевлённых имен существительных совпадают формы В.п. и Р.п., а у неодушевлённых – В.п. и Им. П. 9. Рефлексия учебной деятельности. Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы: 1 Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) _________________________________ 2 Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) __________________________ 3 Сегодня на уроке  научился(лась)  лучше делать (что?) ______________ 4 Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________ 5 Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________ 6 Осталось непонятным (что?) ______________________________________ 10. Домашнее задание: выбор 1) упражнение № 486; 2) напишите  сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных; 3) нарисуйте одушевленные и неодушевленные имена существительные  (по желанию).
скачать по прямой ссылке