Конспект открытого урока
по русскому языку в 8 классе на тему:
«Повторение по теме.
«Однородные члены предложения»
Тип урока – обобщение и систематизирование изученного материала.
Основная цель урока – обобщить изученное о предложениях, осложнённых однородными членами.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Формирование прочных знаний об однородных членах предложения, об обобщающих словах при однородных членах предложения.
2. Совершенствование умения различать однородные и неоднородные определения.
3. Формирование умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
4. Составлять схемы предложений с однородными членами и с обобщающими словами при однородных членах.
5. Вести подготовку к итоговой аттестации по русскому языку.
Метапредметные:
- умение находить однородные члены предложения и обобщающие слова в тексте и употреблять их в своей речи;
- умение самостоятельно определять тему и цель своей работы;
- умение оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.
Личностные:
- Совершенствование монологической речи, умения правильно и лаконично излагать свои мысли.
- Развитие критического мышления, орфографической зоркости.
Оборудование урока:
- компьютер
- мульмедиапроектор
Формы организации деятельности:
- фронтальная работа;
- работа в парах;
- индивидуальная самостоятельная работа
Ход урока.
Этап урока 1. Организационно-мотивационный момент. Мотивация учащихся.
- Здравствуйте, ребята!
Упражнение «Улыбка»
Наш урок я хотела бы начать словами Л.Н. Толстого:
Эпиграф
Обращаться
с языком кое-как-
значит и мыслить кое-как:
неточно, приблизительно,
неверно.
Л. Н. Толстой
-Как вы понимаете эти слова?
-Молодцы !!!
-Найдите в высказывании однородные члены
предложения, объясните знаки препинания. 2 мин.
2. Актуализация знаний. Выявление учебной задачи.
Слайд № 2
- Рассмотрите схемы. Скажите, пожалуйста, к каким пунктуационным правилам они относятся. (Правила пунктуации при однородных членах)
1) [ О, О, О, О ].
2) [ О и О ].
3) [ О, а О ]
[ О, но О ].
4) [ и О, и О, и О ].
5) [ То О, то О, то О ]
[ Или О, или О ].
6) [… не только О, но и О ].
[… как О, так и О ].
7) [О: О, О, О].
8) [О, О, О - О ]
9) [О: О, О, О - …]
- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
-Озвучьте цель урока.
Обобщение учителя.
- Действительно, сегодня на уроке обобщим знания об однородных членах предложения; будем совершенствовать умения различать однородные и неоднородные определения; формировать умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами и при обобщающих словах при однородных членах предложения. Эти знания нам пригодятся при подготовке к государственному экзамену по русскому языку.
Сказать про оценочный лист.
-У вас на партах лежат листы оценивания в конце урока оцените свою работу на уроке, в группе.
Организация деятельности обучающихся по усвоению материала в процессе выполнения комплекса учебных заданий.
Работа у доски: синт.р-р, фонетика.
Задание 1. Слайд № 3
5 мин
Игра «Согласен – не согласен».
«Согласен – не согласен». В первой колонке даны ответы, с которыми вы соглашаетесь или не соглашаетесь. Свое согласие или несогласие вы фиксируете во второй колонке с помощью слов «да» или «нет».
Согласен – не согласен
№ |
Утверждения |
«Да» или «нет» |
1. |
Однородные члены предложения связаны подчинительной связью |
|
2. |
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос |
|
3. |
Однородные члены предложения могут быть выражены словами разных частей речи. |
|
4. |
Однородными могут быть только второстепенные члены предложения |
|
5. |
Пришли ни свет ни заря. – В этом предложении пропущена запятая |
|
6. |
Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены |
|
7. |
Царственный дубовый лес подступал к самым окнам. – Между однородными определениями царственный и дубовый надо поставить запятую |
|
Молодцы!! Взаимопроверка .
Задание 2. Работа в парах. Задание на соответствие. Слайд 2
5 мин.
- В левой части таблицы даны предложения. В правой части таблицы укажите номер схемы, соответствующую этому предложению. Расставьте знаки препинания. Обсудите сначала друг с другом варианты и сделайте правильный выбор. (Знаки препинания не расставлены).
1
|
Радостью, счастьем , надеждой - всем поделись со своим другом. |
№ 8 |
2 |
Я закрыл свою тетрадь и вышел в сад. |
№ 2 |
3 |
Друг говорит в глаза не только о достоинствах, но и о недостатках своего товарища. |
№ 6 |
4 |
Далеко гулы повторяют и рёв, и треск , и шум, и гром. |
№ 4 |
5 |
Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм , глядит исподлобья. |
№ 1 |
6 |
Ищи товарища лучше себя, а не хуже. |
№ 3 |
7 |
В людях мы особенно ценим следующие черты: ум, волю , трудолюбие. |
№ 7 |
8 |
То садился он на диван , то подходил к окну, то хотел мыслить. |
№ 5 |
9 |
Родные знакомые места: узенькая речка, заросшая тропинка к дому, старый сад - заставили сердце биться сильнее. |
№ 9 |
Проверяем. Слайд № 4
- Молодцы !!!!
Задание 3. Переходим к следующему этапу работы. Самостоятельная индивидуальная работа (дифференцированная) вам даны задания разного уровня.
- Вам даны 5 предложений. Знаки препинания не расставлены. Оцените свои возможности и выберите, задание, которое будете выполнять: А, Б или С.
Работы подписать.
1. Мы читаем, любим, заучиваем стихотворения А.С.Пушкина.
2. Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.
3. А.С.Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы.
4. Лирические чувства поэта выливаются в самую разнообразную форму: дружеские послания, оды, баллады, поэмы, романсы.
5. И русские, и зарубежные читатели - все ценят творчество гениального поэта.
А) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.
За каждый правильный ответ – 1 б.
Б) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните второстепенные члены предложения.
За каждый правильный ответ – 2 б.
С) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните второстепенные члены предложения. Начертите схемы предложений.
За каждый правильный ответ – 3 б.
Работы сдают учителю на проверку.
Задание 4. Синтаксическая пятиминутка
Слайд 3. Составьте предложение, взяв из данных указанные члены:
Сказуемое из предложения: Уплывает зимний день за горизонт.
Определение из предложения: Кружиться будет белый снег.
Определение из предложения: Бумажный змей являлся одной из забав детворы.
Подлежащее из предложения: Вот так маленький парусный кораблик увидел настоящую воду.
Какое предложение у вас получилось?
Уплывает белый бумажный кораблик.
Учитель: Нужна ли запятая между определениями? Почему? (В предложении неоднородные определения, они относятся к подлежащему по-разному, запятыми не разделяются.)
Как различить однородные и неоднородные определения? Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны, выражены качественными прилагательными (бесплодная, засушливая земля). Запятая ставится.
Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, часто выражены сочетанием качественных и относительных прилагательных (молодой сосновый бор). Запятая не ставится.
Хорошо ! Молодцы!
Работа в группах. Кластер обобщить весь материал по уроку. 5-7 мин
Защита работ. Одна из групп защищает, остальные дополняют их. Оценивание «Две звезды – одно желание».
Дом.задание: написать эссе «Что такое дружба?»
Оценки по листам оценивания.
Рефлексия.
Урок |
Я на уроке |
Итог |
1. Интересно |
1. Работал |
1. Уверен в своих знаниях. |
2. Скучно |
2. Устал
|
2. Нужно повторить некоторые правила. |
3. Безразлично |
3. Помогал другим. |
3. Понял, что плохо усвоил тему. |
Спасибо за урок!
Тестирование
1. Укажите предложение, в котором перед союзом и ставится запятая (знаки препинания не расставлены):
а) С улицы раздались крики и гул машин.
б) Рожь густая, рослая темнеет и волнуется вдали.
в) Радостно было на небе и на земле и в сердце человека.
г) Погода была пасмурная и дождливая.
2. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены):
а) Скворцы синицы воробьи, живущие в наших садах, поедают вредных насекомых.
б) И видишь ты синий свод неба да солнце да лес.
в) Я стал посещать музеи и галереи и читать книги.
г) Далёкие гулы повторяют и рёв и треск и шум и гром все звуки моря.
3. Укажите предложение с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены):
а) На дворе стояла совершенно чёрная непроницаемая ночь.
б) Давно – давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями.
в) Всё было завешено зыбкой бесформенной пеленой.
г) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.
4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).
а) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
б) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
в) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
г) Столярный клей выпускают в виде зерен или твердых плиток с блестящей поверхностью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.