Разработка урока русского языка "Правописание Н-НН в причастиях" (7 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
22.04.2017
Урок русского языка в 7 классе построен в соответствии с требованиями ФГОС. В основе урока - исследовательская групповая работа, которая затем подкрепляется изучением теоретического материала. Составление алгоритма, нахождение соответствий, цифровой диктант, творческое домашнее задание - всё это способствует успешному изучению одной из самых сложных орфограмм.
Тема урока Н-НН в причастиях.docx
Тема урока: ННН в причастиях.
Цели: Обучающие: а) ознакомление с правилом написания «Н и НН в суффиксах причастий»;
б)формировать умения различать отглагольные прилагательные и причастия; в)формирование умения
составлять схемуалгоритм.
Развивающие: а) развитие логического мышления учащихся, их творческих способностей; б)умение
работать в группах, умение анализировать полученный материал и применять его на практике.
Воспитательные: а) воспитание стремления к совершенствованию грамотной устной и письменной
речи; б) воспитание положительного и внимательного отношения к русскому языку.
Задачи урока
1) формировать грамотность, речевую культуру, осознанные мотивы учения; 2) формировать навыки
информационной грамотности и культуры;
3) добиваться глубоких знаний на основе организации самостоятельной познавательной деятельности
учащихся
Ход урока.
1. Приветствие.
В такой прекрасный зимний день
Я очень рада видеть вас!
Давайте вместе скажем дружно:
«Мы самый лучший в мире класс!»
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.
2. Начнём наш урок с орфографической разминки (карточки у каждого ученика)
Однажды мы с мамой проходили мимо цветочной оранжереи. В ней благоухали уд..вительные по
своей красоте р..стения. Изумлё…ые такой красотой, мы решили зайти и купить какой(нибудь)
цветок. На двери магазина висела таблич(?)ка: «Прода…ый товар возврату (не)подлежит». Но нас это
не ост..новило. Купле…ый в магазине р…сток мы с мамой бережно принесли домой. Его молодая
поросль зеленела на подоко…ике. Вскоре его нежные белые лепестки улыбались весе…ему солнцу.
Выраще…ый в тепле и ухоже…ый нашими руками он ловил восхищё…ые взгляды всех наших гостей.
А пуще…ые сбоку зеленые усики говорили о по…влении новой жизни. Но со временем мы
поразились, когда наши белоснежные лепестки стали оп..дать. Странно, но почему(то) появились
ягодки. В чём же дело? А дело было так….
Вставить пропущенные буквы. Проверяем. Какие слова вызвали затруднение? Подчеркните их.
Почему? Какая это часть речи? Сформулируем тему урока, определим задачи. Пишите тему вы в тетрадь, чтобы быстрей урок начать.
Хочу, чтоб ясно стало всем, одну писать или две Н.
2. Сегодня у нас необычный урок, а с цветикомсемицветиком, который содержат
задания.
Вспомним знаменитые волшебные слова из сказки «Цветиксемицветик» Валентина Катаева:
Ты лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть помоему вели. «Помоги нам, цветиксемицветик, получить хорошие оценки»
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Отрываю 1 лепесток, на нём записано:
1) Исследовательская работа в группах (распечатка заданий на каждом столе) 5 мин
1 группа. Задание: определите вид глаголов, от которых образованы данные слова, объясните
написание ннн.
Кошеные травы, купленный товар, решенная задача, глаженая рубашка, брошенные скворечники, ск
азанное слово, моченыеяблоки, рождённый младенец, стираное бельё.
Ключ: сов.вид. – купленный, решённая, брошенные, сказанное, рождённый;
нес. вид. – кошеные, глаженая, мочёные, стираное.
2 группа. Задание: разберите выделенные слова по составу. Сравните морфемный состав слов.
Объясните написание ннн.
Кошеные травы – скошенные травы
Мощёная улица – вымощенная улица
Тканый ковёр – вытканный платок
Резаный арбуз – изрезанный арбуз
3 группа. Задание: чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний второго
столбика. Объясните написание ннн.
Тканый ковёр – тканный мастером ковёр
Квашеная капуста – квашенная на зиму капуста
Гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки
Варёный картофель – варённый в котелке картофель
4 группа. Задание: выделите суффиксы, объясните написание ннн.
Утрамбованная дорога
Замаскированный дом
Фасованные сладости
Концентрированный напиток
Военизированная охрана
Маринованные огурцы
5 группа. Прочитать сказку. Что рассказало о себе страдательное причастие? На что оно обижено?
Что вы поняли о правописании Н и НН из этого рассказа причастия? Всеми униженное, всеми обиженное, никем не привеченное, почти не замеченное – бедное
Страдательное причастие. Теперь оно причастие прошедшего времени, и всё у него в прошлом. А ведь
было время ...
Это и многое другое расскажет вам Страдательное причастие, если вы прислушаетесь к нему.
Самое дорогое, что у меня есть, развивает свою мысль Страдательное причастие, это два Н в
суффиксе. И вот стоит мне появиться без приставки или хотя бы пояснительного слова, как я сразу
же теряю одно Н.
Но ведь иногда хочется побыть одному. Разве это жизнь, скажите? Нет, не говорите! Не говорите!
И главное – никакого просвета, никаких надежд. Даже будущего времени у нашего брата Причастия,
не бывает! А как прикажете жить без будущего?
Выступления учащихся с результатами исследования.
Оформляем запись на Д.
С какой целью мы выполнили эту работу?
Ребята, оцените работу вашей группы.
Отрываю 2 лепесток:
2) Изучение теоретического материала в учебнике. 7 мин.
Задание группам: изучить п.139, составить алгоритм действий или памятку «ННН в причастиях»,
оформить, рассказать классу.
Выступление групп.
С какой целью мы выполнили эту работу?
Ребята, оцените работу вашей группы.
4. Закрепление.
Отрываю 3 лепесток: вернитесь к тексту!
1) Обратимся к карточкам
Отрываю 4 лепесток: найдите соответствия!
2) Соединив части словосочетаний, запишите их в два столбика в зависимости от количества н в
суффиксах.
1. соленные
2. письмо
3. люди унылы
4. соленые
5. безветренный
6. лакированный
7. написанное
8. свежемороженая
9. поступить
10. ягоды подавлены
1. огурцы
2. день
3. обдуманно
4. письмо
5. в бочке огурцы
6. рыба
7. в корзине
8. написано
9. туфли
10. подавленны
Ответ: 15; 28; 310; 41; 52; 69; 74; 86; 93; 107 Самопроверка.
С какой целью выполнили эту работу?
1. Закале..ый боец
2. неписа..ая истина –
3. сгуще..ое молоко –
4. копче..ая рыба –
5. экскурсио..ый автобус –
6. ошибка исправле..а –
7. навьюче..ая лошадь –
8. Кваше..ая капуста –
9. Спресова..ый торф –
10.
11.
12.
Плете..ая корзина –
Груже..ый арбузами вагон –
Непокраше..ый пол –
Отрываю 5 лепесток.
3) “Цифровой диктант”, где каждый в течение 2 минут самостоятельно выполнит эту работу.
(Обозначь цифрой 1 – Н, цифрой 2 – НН).
(Работа в парах постоянного состава . Ученики проверяют работу друг у друга. На доске – критерии
оценивания работы: “5” – 1 ошибка, “4” – 23 ошибки, “3” – 46 ошибок, “2” – больше 6 ошибок)
С какой целью выполнили эту работу?
Кто желает получить оценку в журнал, подойдёте после урока с тетрадью.
Отрываю 6 лепесток
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Уже к концу подходит наш урок.
Пришла пора нам подвести итог.
Надеюсь, что теперь чуть легче будет вам
Писать одну из самых сложных орфограмм!
1) Какую цель ставили в начале урока?
Как вы достигли этой цели?
Какой этап урока показался вам наиболее интересным? Трудным? Скучным?
2) Оцените свою работу на уроке, выбрав соответствующее утверждение.
Начертите лесенку.
Отрываю 7 лепесток.
Д/З: п.139; упр.204 или написать продолжение текста, используя причастия с ННН, или сочинить
лингвист сказку.
Разработка урока русского языка "Правописание Н-НН в причастиях" (7 класс)
Разработка урока русского языка "Правописание Н-НН в причастиях" (7 класс)
Разработка урока русского языка "Правописание Н-НН в причастиях" (7 класс)
Разработка урока русского языка "Правописание Н-НН в причастиях" (7 класс)
Разработка урока русского языка "Правописание Н-НН в причастиях" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.