Разработка урока русского языка в 6 классе на тему "Не с существительными

  • Раздаточные материалы
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 01.07.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал нацелен развить коммуникативные умения учсщихся, а именно: 1) формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое взаимодействие в мобильной группе; создавать собственные тексты на заданную тему; активно слушать художественную речь; На данном уроке у учащихся формируются следующие лингвистическая и языковая компетенции: - ребята узнают правило о правописании не с существительным; - смогут с помощью алгоритма применять данное правило на практике; - повторят орфограмму «Не с глаголом.
Иконка файла материала конспект.docx
Урок­презентация «Не с существительными» Класс: 6 Тема: Правописание НЕ с существительными Тип урока: урок усвоения новых знаний с разноуровневой дифференциацией обучения. Форма урока: мультимедиа ­ урок. Продолжительность: 1 урок, 45 минут Технические требования к уроку: программа Power Point, компьютер, мультимедийный проектор, экран,  видеопрезентация, опорные карточки, тест, карточки с  исследовательским заданием.                 Цели урока: 1) развивать коммуникативные умения, а именно:                                             формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое  взаимодействие в мобильной группе; создавать собственные тексты на заданную тему; активно слушать художественную речь; 2) формировать лингвистическую и языковую компетенцию:  знать правило о правописании не с существительным;  уметь с помощью алгоритма применять данное правило на практике;  повторить орфограмму «Не с глаголом; 3) воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа. Ход урока Презентация Приложение 1. Актуализация знаний. ­ Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас необычный урок:  у нас сегодня гости. Давайте просмотрим с вами небольшой видеоролик, для того  чтобы плавно перейти к теме нашего урока. ­ Каким одним словом можно охарактеризовать свинью из басни  И.А. Крылова «Свинья под дубом»?(невежда) ­ Какой частью речи является слово невежда? Докажите.  (Обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?) ­ Как вы думаете, слово невежда с не пишется слитно или  раздельно? ­ Предлагаю выполнить распределительный диктант.   разделите слова на две группы, а вот на какие, вы должны догадаться сами.  ( Слайды № 2,3  презентации). Прочитайте внимательно слова. Найдите ошибку!           «Негодовать» надо писать слитно. Просмотр  видеоролика «Свинья под дубом» И.А.  Крылова Запись числа и темы. Приём «Лови ошибку»   Работа в парах 1Ход   наших   мыслей   я   предлагаю   Почему? Это глагол, который не употребляется без не. 1.На   какие   группы   вы   разделили   данные   слова? (Существительные и глаголы). 2.Назовите существительные. 3.Назовите глаголы. 4.Вспомните, как пишется не с глаголом. (Слайд №3). 2. Объявление темы и целей урока.     ­ Итак, умение отличать имя существительное от других частей  речи и знание правила о правописании не с глаголом поможет нам  справиться с новой темой. Подумайте, как будет звучать тема  нашего урока?  (Правописание НЕ с существительными)         ­ Откройте тетради, запишите число и тему урока. ­ записывать в«Мыслительный лист»,   (Приложение   3) который   состоит   из трёх граф: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал(а)». (Слайд № 4) ­ Что мы запишем в графе «Знаю»?  (Это правило о написании не с глаголом). ­ На это правило мы сегодня будем  опираться. В графе «Хочу узнать» сформулируйте цель, которую вы ставите перед собой на сегодняшнем уроке. 30 секунд вам на обсуждение целей урока с соседом. ­ Кто готов озвучить?  (Выяснить, когда   не  с  существительным  пишется   слитно,  а когда – раздельно). В графе «Узнал(а)» вы запишите в конце урока, достигли ли вы цели, которую ставили перед собой, что узнали на уроке. 3. Изучение нового материала. ­ Продолжаем. Бабушки, сидя на скамейке возле подъезда, часто  говорят о ком­нибудь: «Господи, да он такой невежа, и куда  только родители смотрят!» А учителя в школе восклицают: «И  почему ты такой невежда, ведь мы это уже проходили!». ­ Ребята, а кто такие невежа и невежда? Каких людей мы так  называем? (Ответы учеников). Давайте уточним. (Слайд № 5  презентации). ­ Запишите в тетрадь эти слова и их лексическое значение. ­  Как вы думаете, почему слова «невежа» и «невежда» пишутся  слитно? (Потому что не употребляются без не). Правильно! Вот мы и вывели первое правило. Кто проговорит его  вслух?   Работа в тетради. Записать ответ в  тетрадь Ответы учащихся Работа с алгоритмом Записать ответ в  тетрадь Самостоятельная  работа учащихся Создание проблемной  ситуации Словарная работа Работа в группах. Один из приёмов  познавательной  активности атака» Разноуровневая  дифференциация обучения Работа в парах 2(Не с существительным пишется слитно, если слово не  употребляется без не).   Но в русском языке есть ещё  и другие слова, которые не  употребляются без не: недотёпа, недоросль, невеличка, невзгоды,  негодник, нелепица, неистовство, неурядица. Запишите их  втетрадь. Исследовательская работа (См. приложение №  3).                         ­ А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и  самим добыть ответ на вопрос: «При каком ещё условии НЕ с  существительным пишется слитно, а при каком –  раздельно?» Для этого разобьёмся на группы из двух человек. ­ Перед вами карточки с заданием. Задание у всех одно: это ответ  на поставленный вопрос. А вот пути решения у вас могут быть  разные. У кого карточка с зелёным жетоном, значит помощь вам не нужна. Если – с жёлтым, вам будет дана небольшая подсказка.  Если ­ с красным, то в помощь даётся учебник. Внимание! На доске ­ порядок ваших действий, то есть алгоритм. (Слайд № 6 презентации). Время работы­ 7 минут.         Обсуждение итогов исследовательской работы ­ Работа окончена. К каким же выводам вы пришли? Слушаем  ответы групп. 1группа.     Когда же не с существительным пишется слитно? (Когда его можно заменить синонимом.) 2 группа.     Приведите примеры. 3 группа.      Когда не с существительным пишется раздельно? (Когда в предложении есть антонимы, то есть  противопоставление, и союз а). 4группа.      Приведите примеры. Сравним результаты нашей работы с правилом в учебнике ( п. 43  стр. 94).  Прочитаем правило вслух . К правильным выводам мы пришли? Работа в группах окончена.                   Систематизация знаний с помощью алгоритма  ­ Итак, знания мы добыли, теперь приведём их в систему. Для  этого используем алгоритм. (Слайд № 7 презентации).  ­ Кто сможет, глядя на алгоритм, проговорить правило о  правописании НЕ с существительными? Применение алгоритма на практике         ­ Попробуем применить данный алгоритм в работе. На доске даны  предложения. Пользуясь алгоритмом, объясните написание слов  3с не. Обсуждаете с соседом. 1)Ум определяется (не) возрастом, а головой. 2)Каждая (не)удача прибавляет ума. 3)(Не)вежество ­ орудие невежды. Сейчас нам предстоит выполнить несколько заданий по новой  теме. Задания к слайду 15 в каких предложениях написание НЕ с существительными  неверное? Запиши предложения в исправленном виде. 1. Не грамотность – признак бескультурья. 2. Недруг ты мне, а всего лишь попутчик. 3. Не счастье я испытал, а минутную слабость. 4. Недруг не посочувствует. 5. Не счастье спутало все наши планы. Проверка слайд 16 Задания к слайду 17 (скрытый слайд) подберите к данным словам синонимы с НЕ: 1. ложь 2. противник 3. рабство 4. слякоть 5. болезнь Проверка 4. Выводы по уроку. Рефлексия. ­ А теперь заполните в «Мыслительном листе» графу №3. 1)Достигли ли вы цели, которую ставили пред собой?            2)Что вы узнали о правописании НЕ с существительными? 5. Домашнее задание: 1 уровень: Создать памятку «Правописание НЕ с  существительными». 2 уровень: Составить тест по изученной теме (не более 5 заданий). 3 уровень: Написать сочинение – миниатюру на тему «Учёба»,  используя слова – подсказки. ­  Спасибо вам за урок. Рефлексия необходимый и  органичный момент  личностно­  ориентированного урока 4