Данный материал нацелен развить коммуникативные умения учсщихся, а именно:
1) формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему;
осуществлять речевое взаимодействие в мобильной группе;
создавать собственные тексты на заданную тему;
активно слушать художественную речь;
На данном уроке у учащихся формируются следующие лингвистическая и языковая компетенции:
- ребята узнают правило о правописании не с существительным;
- смогут с помощью алгоритма применять данное правило на практике;
- повторят орфограмму «Не с глаголом.
Урокпрезентация «Не с существительными»
Класс: 6
Тема: Правописание НЕ с существительными
Тип урока: урок усвоения новых знаний с разноуровневой дифференциацией обучения.
Форма урока: мультимедиа урок.
Продолжительность: 1 урок, 45 минут
Технические требования к уроку: программа Power Point, компьютер, мультимедийный
проектор, экран, видеопрезентация, опорные карточки, тест, карточки с
исследовательским заданием.
Цели урока:
1) развивать коммуникативные умения, а именно:
формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое
взаимодействие в мобильной группе;
создавать собственные тексты на заданную тему;
активно слушать художественную речь;
2) формировать лингвистическую и языковую компетенцию:
знать правило о правописании не с существительным;
уметь с помощью алгоритма применять данное правило на практике;
повторить орфограмму «Не с глаголом;
3) воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа.
Ход урока
Презентация
Приложение
1. Актуализация знаний.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас необычный урок:
у нас сегодня гости.
Давайте просмотрим с вами небольшой видеоролик, для того
чтобы плавно перейти к теме нашего урока.
Каким одним словом можно охарактеризовать свинью из басни
И.А. Крылова «Свинья под дубом»?(невежда)
Какой частью речи является слово невежда? Докажите.
(Обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?)
Как вы думаете, слово невежда с не пишется слитно или
раздельно?
Предлагаю выполнить распределительный диктант. разделите
слова на две группы, а вот на какие, вы должны догадаться сами.
( Слайды № 2,3 презентации).
Прочитайте внимательно слова.
Найдите ошибку!
«Негодовать» надо писать слитно.
Просмотр
видеоролика «Свинья
под дубом» И.А.
Крылова
Запись числа и темы.
Приём «Лови ошибку»
Работа в парах
1Ход наших мыслей я предлагаю
Почему?
Это глагол, который не употребляется без не.
1.На какие группы вы разделили данные слова?
(Существительные и глаголы).
2.Назовите существительные.
3.Назовите глаголы.
4.Вспомните, как пишется не с глаголом.
(Слайд №3).
2. Объявление темы и целей урока.
Итак, умение отличать имя существительное от других частей
речи и знание правила о правописании не с глаголом поможет нам
справиться с новой темой. Подумайте, как будет звучать тема
нашего урока?
(Правописание НЕ с существительными)
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
записывать
в«Мыслительный лист», (Приложение 3) который состоит из
трёх граф: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал(а)».
(Слайд № 4)
Что мы запишем в графе «Знаю»?
(Это правило о написании не с глаголом).
На это правило мы сегодня будем опираться.
В графе «Хочу узнать» сформулируйте цель, которую вы ставите
перед собой на сегодняшнем уроке. 30 секунд вам на обсуждение
целей урока с соседом.
Кто готов озвучить?
(Выяснить, когда не с существительным пишется слитно, а
когда – раздельно).
В графе «Узнал(а)» вы запишите в конце урока, достигли ли вы
цели, которую ставили перед собой, что узнали на уроке.
3. Изучение нового материала.
Продолжаем. Бабушки, сидя на скамейке возле подъезда, часто
говорят о комнибудь: «Господи, да он такой невежа, и куда
только родители смотрят!» А учителя в школе восклицают: «И
почему ты такой невежда, ведь мы это уже проходили!».
Ребята, а кто такие невежа и невежда? Каких людей мы так
называем? (Ответы учеников).
Давайте уточним. (Слайд № 5 презентации).
Запишите в тетрадь эти слова и их лексическое значение.
Как вы думаете, почему слова «невежа» и «невежда» пишутся
слитно?
(Потому что не употребляются без не).
Правильно! Вот мы и вывели первое правило. Кто проговорит его
вслух?
Работа в тетради.
Записать ответ в
тетрадь
Ответы учащихся
Работа с алгоритмом
Записать ответ в
тетрадь
Самостоятельная
работа учащихся
Создание проблемной
ситуации
Словарная работа
Работа в группах.
Один из приёмов
познавательной
активности
атака»
Разноуровневая
дифференциация обучения
Работа в парах
2(Не с существительным пишется слитно, если слово не
употребляется без не).
Но в русском языке есть ещё и другие слова, которые не
употребляются без не: недотёпа, недоросль, невеличка, невзгоды,
негодник, нелепица, неистовство, неурядица. Запишите их
втетрадь.
Исследовательская работа (См. приложение №
3).
А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и
самим добыть ответ на вопрос: «При каком ещё условии НЕ с
существительным пишется слитно, а при каком –
раздельно?» Для этого разобьёмся на группы из двух человек.
Перед вами карточки с заданием. Задание у всех одно: это ответ
на поставленный вопрос. А вот пути решения у вас могут быть
разные. У кого карточка с зелёным жетоном, значит помощь вам не
нужна. Если – с жёлтым, вам будет дана небольшая подсказка.
Если с красным, то в помощь даётся учебник.
Внимание! На доске порядок ваших действий, то есть алгоритм.
(Слайд № 6 презентации). Время работы 7 минут.
Обсуждение итогов исследовательской работы
Работа окончена. К каким же выводам вы пришли? Слушаем
ответы групп.
1группа. Когда же не с существительным пишется слитно?
(Когда его можно заменить синонимом.)
2 группа. Приведите примеры.
3 группа. Когда не с существительным пишется раздельно?
(Когда в предложении есть антонимы, то есть
противопоставление, и союз а).
4группа. Приведите примеры.
Сравним результаты нашей работы с правилом в учебнике ( п. 43
стр. 94). Прочитаем правило вслух .
К правильным выводам мы пришли?
Работа в группах окончена.
Систематизация знаний с помощью алгоритма
Итак, знания мы добыли, теперь приведём их в систему. Для
этого используем алгоритм. (Слайд № 7 презентации).
Кто сможет, глядя на алгоритм, проговорить правило о
правописании НЕ с существительными?
Применение алгоритма на практике
Попробуем применить данный алгоритм в работе. На доске даны
предложения. Пользуясь алгоритмом, объясните написание слов
3с не. Обсуждаете с соседом.
1)Ум определяется (не) возрастом, а головой.
2)Каждая (не)удача прибавляет ума.
3)(Не)вежество орудие невежды.
Сейчас нам предстоит выполнить несколько заданий по новой
теме.
Задания к слайду 15
в каких предложениях написание НЕ с существительными
неверное? Запиши предложения в исправленном виде.
1. Не грамотность – признак бескультурья.
2. Недруг ты мне, а всего лишь попутчик.
3. Не счастье я испытал, а минутную слабость.
4. Недруг не посочувствует.
5. Не счастье спутало все наши планы.
Проверка слайд 16
Задания к слайду 17 (скрытый слайд)
подберите к данным словам синонимы с НЕ:
1. ложь
2. противник
3. рабство
4. слякоть
5. болезнь
Проверка
4. Выводы по уроку. Рефлексия.
А теперь заполните в «Мыслительном листе» графу №3.
1)Достигли ли вы цели, которую ставили пред собой?
2)Что вы узнали о правописании НЕ с существительными?
5. Домашнее задание:
1 уровень: Создать памятку «Правописание НЕ с
существительными».
2 уровень: Составить тест по изученной теме (не более 5 заданий).
3 уровень: Написать сочинение – миниатюру на тему «Учёба»,
используя слова – подсказки.
Спасибо вам за урок.
Рефлексия необходимый и
органичный момент
личностно
ориентированного урока
4