Разработка урока русского языка "Возвратное местоимение" (6 класс)
Оценка 4.7

Разработка урока русского языка "Возвратное местоимение" (6 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
22.04.2017
Разработка урока русского языка "Возвратное местоимение" (6 класс)
Урок русского языка построен в соответствии с требованиями ФГОС. Соблюдены все этапы урока. В основе - групповая исследовательская работа. Использован элемент технологии продуктивного чтения при работе с учебником "Теория". В течение урока дети самостоятельно добываю знания, затем материал систематизируется и закрепляется.
Возвратное местоимение СЕБЯ открытый урок.docx
Тема урока: Возвратное местоимение СЕБЯ  Цель урока: ознакомление учащихся с лексическим значением и особенностями склонения  возвратного местоимения СЕБЯ.  Задачи урока: Образовательные формирование умения употреблять местоимение в нужной форме, повторение изученного о  местоимении; развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и грамматические умения. Развивающие: осуществление системно­деятельностного подхода; развитие критического мышления; развитие внимания; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать,  сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие  речевых способностей  учащихся; развитие умения работы в группах, парах Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и  заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в группах, парах:  развитие уважения друг к другу. Ход урока. 1. Приветствие.  Прозвенел уже звонок И позвал нас на урок.  Мы сегодня не одни,  Гости на урок пришли.  Повернитесь поскорей,  Поприветствуйте гостей!   Подтянитесь, улыбнитесь  И тихонько все садитесь.  Будем мы писать, трудиться,  Ведь заданья нелегки.  Нам, друзья, нельзя лениться,  Так как мы – ученики.    II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и  выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося 2. Прослушивание текста (распечатка на партах)    Чтение текста без 1­го предложения: Я (поэт В. Луговской) только что ходил на телефонную станцию звонить в  Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клёна. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда  я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на  телефонную станцию не пошёл… Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у  дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто­то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга.   3. Вопросы по тексту ­ ответы учащихся ­ Кто бежал у ноги поэта? ­ Прочитать начало текста. ­ Почему были названы разные варианты? ­ Вспомним, что мы знаем о значении местоимений и их роли в тексте. ­ Почему текст не должен начинаться с личного местоимения, кроме местоимения Я? С какой целью мы выполнили эту работу?  III. Изучение нового материала. ­ Сегодня мы продолжаем знакомство с местоимением.  1) Запишем  число, классная работа. 2) Раздаётся стук в дверь. Ребята, Максим принёс нам письмо, давайте   его  прочитаем. 3) Выступление ученика. Здравствуйте, ребята.  Я – удивительное местоимение. В вашем учебнике нашлось  место для меня. Выбрало я там работу по себе. Сижу у себя на строчке в обнимку с  правилом.  Вы про себя это правило прочитаете и хорошенько его запомните. А если у  вас не получится его выучить, то я долго не смогу прийти в себя от горя. Встречаются  ребята, которые неправильно меня пишут и тогда я само на себя не похоже. А иногда я  скрытничаю и хитрю: прямо себе на уме. Иногда я сержусь и могу выйти из себя. А  вдруг не вернусь обратно? Вам ведь трудно будет без меня. Так что не огорчайте меня,  не выводите из себя, пишите грамотно меня, чтобы я было само на себя похоже. С  дружеским приветом от себя! 4) ­ Итак, ребята кто же  автор этого письма? ­ А как вы думаете, почему именно оно? ­ Значит, какая тема нашего урока? ­ Правильно. Запишите тему урока в тетрадь. ­ О чём просит вас возвратное местоимение? (пишите грамотно, чтобы я на само себя  было похоже) ­ Скажите, ребята, а чему мы будем учиться сегодня на уроке? ­ Давайте в конце урока это проверим. 5) Ребята, а где вы слышали термин возвратное? Наблюдение за предложениями:                   Д:                Девочка причесалась.                                   Девочка причесала себя.  ­ Глагол и местоимение называются одинаково, что же между ними общего? 6) ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. Ребята, сейчас вы будете исследователями.  Цель исследования: выяснить, чем местоимение себя отличается от других  местоимений и что у него общего с возвратными глаголами. Каждая группа учащихся получает задание и в течение 3­4 минут выполняет его: 1. 1­ая группа: как изменяется местоимение СЕБЯ по падежам? 2. 2­ая группа: изменяется ли местоимение СЕБЯ по числам? Как  определить род?  3. 3­я группа: каким членом предложения может быть возвратное  местоимение СЕБЯ?             4.   4­я группа:  прочитать лингвистическую сказку и ответить на вопрос:  Что мы узнали  о возвратном местоимении? (указывает на то, что  совершающий действие направляет его на самого себя.   Очень самолюбивое).                       5. 5­я группа: поработать с фразеологическим словарём, выписать  обороты с возвратным местоимением                       6.  6­я группа: Изучить историю возвратного местоимения. Задание для 1 группы. Просклоняйте местоимение «себя».   И.п – Р.п. ­ Д.п ­ В.п. ­ Т.п. ­ П.п. ­ Формы какого падежа не имеет возвратное местоимение? Задание для 2 группы. Измените местоимение себя по числам. Какое слово поможет определить  род? И.п. ­ ­ ­  Мужской род  Женский род  Множествен ное число  самого   Самой   самих          Р.п.  (кого?)  себя Д.п.  (кому?)  себе В.п.  (кого?)  себя Т.п. (кем?) собой  (­ ою) П.п. (о  ком?) о  себе Задание для 3 группы: Каким членом предложения может быть возвратное местоимение? На старой фотографии он узнал себя. Я всё время думаю о себе. Мой друг всегда доволен собой! В  своих неудачах нужно прежде всего винить самого себя. Всё устроилось само собой. Наездник не  скоро пришёл в себя после того, как упал с лошади. Задание для 4 группы: изучить  лингвистическую сказку  и ответить на вопрос: Что вы  узнали из этого письма о возвратном местоимении? На кого направлено действие? В тридевятом царстве, в тридесятом государстве была большая страна. А страну эту называли  Страна Местоимений. И были в этой стране и большие, и малые города. Самый маленький город в  стране ­ Возвратный. В нём живёт только одна семья – себялюбки, так их называют в других городах.  Потому что они только и делают, что говорят о себе и любят только СЕБЯ. Местоимение Себя  задумалось о том, как оно может изменяться. Вон Тебя, какие только наряды не примеряет: и тебя, и  тобой, и к тебе, и о тебе, и, наконец, ты. «Попробую и я так же!» ­ подумало Себя.  И, знаете, получилось: себя, себе, собой, о себе! Смотрится Себя в зеркало, прихорашивается, а все­ таки недовольно. «Нет, чего­то не хватает!..» ­ говорит оно. Задание для 5 группы: поработать с фразеологическим словарём, выписать обороты с возвратным  местоимением, посчитать количество Задание для 6 группы: Изучить историю возвратного местоимения, рассказать классу. В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся.  Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и  превратилось в суффикс глагола. В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение­существительное. Оно  обозначает, что действие, совершаемое кем­то, направлено на само действующее лицо  (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название  возвратное). Выступления учащихся с результатами исследования. Оформляем запись на Д. местоимение СЕБЯ:  *не имеет формы именительного падежа *не изменяется по числам * род поможет определить слово «самый» *в предложении местоимение  является дополнением, обстоятельствам, сказуемым * указывает на то, что совершающий действие направляет его на самого себя. * очень самолюбивое * встречается во фразеологических оборотах * в древнерусском языке было 2 формы возвратного местоимения, а сейчас одна  форма. С какой целью мы выполнили эту работу? 7) Ребята, а теперь я предлагаю вам сравнить свои выводы с материалом учебника. Что ещё вы узнали о возвратном местоимении?    Не имеет лица. Что общего между возвратными глаголами и возвратным местоимением? IV. Закрепление. 1) Ребята, мы   познакомились с   особенностями возвратного местоимения, узнали,  что общего у местоимения «себя» и возвратных глаголов, а теперь нам  предстоит выяснить, что общего в значении у этого местоимения и   притяжательного «свой». Стр.242 упр.651 2) Работа по предупреждению речевых и грамматических ошибок. ­ В данных предложениях исправьте неясность речи, запишите предложения в  исправленном виде 1. Сосед попросил сестру налить себе воды. 2. Учитель попросил ребят отнести тетради к себе. 3. Я извиняюсь, что толкнул вас. 3) Подберите к данным словам синонимы, слова или словосочетания, содержащие  местоимение себя, объясните значение слов и выражений Эгоист – себялюбец Читать молча, не вслух – читать про себя Проявлять выдержку, терпение – владеть собой Лишаться самообладания – выходить из себя Судить по своим силам или вкусам – судить по себе Стать замкнутым, необщительным – уйти в себя Плохо выглядеть, находиться в душевном, нервном расстройстве –  не похож на себя Быть скрытным, хитрым, иметь «заднюю» мысль – себе на уме  5. Подведение итогов урока. Рефлексия. Уже к концу подходит наш урок. Пришла пора нам подвести итог.   1) Какую  цель ставили в начале урока?  Как вы достигли этой цели? Какой этап урока показался вам наиболее интересным? Трудным? Скучным? 2) Оцените свою работу на уроке, выбрав соответствующее утверждение. Начертите лесенку. Д/З: п. 124, сочинить лингвистическую сказку о возвратном местоимении или  нарисовать его портрет и выполнить упр.654

Разработка урока русского языка "Возвратное местоимение" (6 класс)

Разработка урока русского языка "Возвратное местоимение" (6 класс)

Разработка урока русского языка "Возвратное местоимение" (6 класс)

Разработка урока русского языка "Возвратное местоимение" (6 класс)

Разработка урока русского языка "Возвратное местоимение" (6 класс)

Разработка урока русского языка "Возвратное местоимение" (6 класс)

Разработка урока русского языка "Возвратное местоимение" (6 класс)

Разработка урока русского языка "Возвратное местоимение" (6 класс)

Разработка урока русского языка "Возвратное местоимение" (6 класс)

Разработка урока русского языка "Возвратное местоимение" (6 класс)

Разработка урока русского языка "Возвратное местоимение" (6 класс)

Разработка урока русского языка "Возвратное местоимение" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017