разработка урока "Самодержавие Алексея Михайловича"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок представляет собой материал по проблемно-диалогической технологии, соответствует ФГОС. На уроке применены технологии ОС "Школа-2100". Разработка знакомит со структурой проблемного урока, кратко излагает опыт работы по данной технологии с использованием электронных ресурсов. Разработана технологическая карта урока с использованием ИКТ технологий по проблеме «Является ли самодержцем Алексей Михайлович Тишайший».
Иконка файла материала разработка урока .docx
Тема:   Самодержавие Алексея Михайловича  Актуальность темы. Проблемные уроки предназначены для активизации учебной  деятельности учащихся. На это же направлено решение учебных задач в группе при анализе источников. Своеобразие работы с историческими источниками в том, что учащиеся,  знакомясь с документами, проникаются духом и языком эпохи. Тип урока: урок формирования знаний. Форма урока: проблемный урок­поиск, включающий работу с историческими  источниками, диалог. Методы: проблемно­диалогическая технология (побуждающий от проблемной ситуации  диалог, подводящий к знанию диалог), обобщение и анализ исторических источников,   заполнение опорной схемы, подготовка к составлению характеристики исторического  деятеля. Оборудование: для технического и методического обеспечения урока используются  мультимедиа­проектор, слад­презентация, дидактические материалы для каждой группы  уч­ся Учебные цели и задачи: представить через работу с историческими источниками эпоху  царя Алексея Михайловича; ответить на проблемный вопрос: Был ли царь Алексей  Михайлович “Тишайшим”?; учить детей выделять главное и делать выводы; выработать  собственную оценку на заявленную проблему.                                                                           Ход урока 1. Организационный моментОтдадим дань уважения времени и обозначим сегодняшнее число. 09.02.2011 2. Постановка целей и задач Сегодня на уроке мы будем сотрудничать. Я научу вас выделять главное в тексте и  делать выводы. Мы разберём один из интереснейших периодов истории нашей  страны. На прошлом уроке вы рассмотрели социально – экономическое развитие России.  Какие изменения будут происходить в политике, мы разберем сегодня. Но прежде  вспомним… 3.Актуализация опорных знаний. ­Что вам известно о Михаиле Федоровиче  Романове? ­Воцарением династии Романовых, закончился какой период в истории  страны? ­Какая форма правления сложилась в период правления Михаила Федоровича? 4. Постановка проблемы В1645 году умер Михаил Федорович. Новым царем  стал его сын  16­летний Алексей  он правил с1645 по1676 год.  Сохранил ли он политику, начатую его отцом, мы узнаем, когда познакомимся с  некоторыми  документами. Прочитайте высказывание Алексея Михайловича о своей власти и выполните  задание, связанное с ним. ­ Судя по первому документу, подходят эти фразы для самодержавного монарха или  нет? ­ Судя по второму документу, подходят эти фразы для самодержавного монарха или  нет? ­ Какое противоречие вы заметили? Какой возникает вопрос? Известно, что многие правители России, получали при жизни прозвища за свой нрав,  подвиги, реформы. Давайте приведём примеры. Князь Владимир Святой­? Красное Солнышко Князь Дмитрий Иванович­?Донской Князь Александр Ярославович­? Невский Князь Иван 1­? КалитаЦарь Иван 4­? Грозный ­ Всегда ли были верны эти народные прозвища? ­ Как прозвали Алексея Михайловича?  ­ Мы ознакомимся с характеристиками царя, документами той эпохи, основными его  деяниями, чтобы согласиться или не согласиться с данным царю прозвищем  «Тишайший».  В течение урока мы будем заполнять опорную схему(приложение№1). 5. Открытие нового знания А) Какими чертами характера должен обладать правитель, которого мы можем   назвать царем­ самодержцем? ­ Давайте послушаем характеристику Алексея Михайловича, которую дал историк  С.Ф.Платонов. Слушайте и выписывайте достоинства и недостатки царя в ваш  опорный лист. ­ Можно ли Алексея Михайловича назвать самодержцем? Давайте выскажем свою точку зрения, придерживаясь этой схемы (приложение №2). Б) Как эти черты характера отразились на политической жизни страны, мы узнаем,  рассмотрев вопрос одного события. (сообщение учителем темы  мотивирующим приёмом) ­Что это у меня? (соль) Начало царствования Алексея Михайловича выдалось неспокойным. Большое  внимание на юного  царя  оказывал боярин Б.И.Морозов – его воспитатель. Это был  алчный и властный человек. В 1646 году по его предложению был введен  дополнительный налог на соль. Это вызвало увеличение цены на мясо и рыбу. Народ  был возмущен и в 1647 соляной налог отменили. Но  тех, кто не успел его выплатить  за предшествующие годы, обязали возместить недоимку. Это вызвало ярость народа.   В июне 1648 года царя окружила толпа, они хотели подать челобитную. На  следующий день народ ворвался в Кремль. Испуганный царь вышел к народу с иконой в руках. Он обещал во всем разобраться.  Царю пришлось выдать московскому люду некоторых бояр: Плещеева, Чистого,  Траханиотова,  которых,  участники восстания убили. Со слезами на глазах царь  умолял пощадить его воспитателя – Морозова. Он вынужден был сослать его в  Сибирь. Этот бунт назвали ­ соляной, в нем приняли участие – посадские люди, стрельцы и  дворяне.Как проявил себя царь? Как самодержец или нет ? Какой он сделает для себя вывод?  Найдите подтверждение своим версиям на с 49(последний абзац 2 пункта) В) Какие сборники законов были известны на Руси до 17 века? («Русская правда»,  Судебник 1497, Судебник 1550) ­ Алексей Михайлович принял решение о составлении свода законов­ Уложение. Этот крупнейший документ действовал до 30­х годов 19 века. Уложение было  принято в 1649 году. Его подписали 277 выборных земских. Уложение состояло из 25 глав и 967 статей. До Петра1 листы таких документов не накладывались, а  склеивались между собой, образуя свиток. Длина свитка с Уложением 1649 года,  поныне хранящегося в особом ковчеге, составляет 309 метров. Давайте чуть познакомимся с этим документом. Г) Используя текст документа на странице__,  докажите, что Соборное Уложение  укрепляло власть царя. Д) В Соборном Уложении были затронуты и другие очень важные вопросы  жизни  страны. Давайте рассмотрим какие, пользуясь учебником (пункт 3 ) и заполним  таблицу в опорном листе.(приложение3) ­ Используя для ответа учебник на с 50 попробуйте доказать, что при Алексее  Михайловиче оформилось крепостное право. 6. Применение на практике знаний. Итоги ­ Какие нормы Соборного Уложения являются непреемлемыми для человека нашего  времени? ­ Как сегодня называется основной свод законов России? ­ Как можно ответить на вопрос,  который мы поставили в начале урока? Можно ли  царя Алексея Михайловича назвать «Тишайшим»? 7.Д/з ­ Прочитайте название параграфа 9 ­ Как могло, по­вашему  мнению, отразиться укрепление власти царя в жизни страны? ­ Свои предположения вы сможете проверить, когда познакомитесь с текстом дома.­Спасибо за сотрудничество. В благодарность за труд  отличные оценки получают…