Раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды; определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека; уметь сравнивать особенности строения рыб; уметь работать с учебником;
показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение; раскрыть относительный характер приспособленности; доказать естественное происхождение рыб; познакомить с биологическими основами, современными достижениями, задачами рыболовства и рыборазведения; показать влияние человека на численность рыб.Урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий.
Тема урока: Основные систематические группы рыб.
1. Щербина Любовь Леонидовна
2. Место работы: МКОУ СОШ№9, г.Бакал.
3. Дата проведения: 26 января 2011 год.
4. Должность: учитель.
5. Предмет: биология.
6. Класс: 7.
7. Тема и номер урока в теме: «Основные систематические группы
рыб.», урок№37.
8. Базовый учебник: «Биология», 7 класс, В.МКонстантинов,
В.Г.Бабенко, В.С. Кучменко.
9. Цель и задачи урока:
Обучающие: раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к
жизни в различных условиях водной среды; определить значение рыб в
природе и хозяйственной деятельности человека;
Развивающие: уметь сравнивать особенности строения рыб; уметь
работать с учебником;
Воспитывающие: показать влияние окружающей среды и
функционирование органов рыб на их строение; раскрыть относительный
характер приспособленности; доказать естественное происхождение рыб;
познакомить с биологическими основами, современными достижениями,
задачами рыболовства и рыборазведения; показать влияние человека на
численность рыб.
10.Тип урока: урок изучения нового материала с элементами
дифференцированного обучения и информационных технологий.
11.Формы работы учащихся: индивидуальная.
12.Необходимое техническое оборудование: компьютер,
экран, магнитные таблицы по систематике.
13.Методы и приёмы:
Словесные – объяснение;
Наглядные – презентация, таблицы.
Педагогическая технология – дифференцированного
обучения.План урока.
1. Организационный момент(1 мин).
2. Целеполагание(2 мин).
3. Контроль знаний и достижений учащихся(8 мин).
4. Изучение нового материала(21 мин).
5. Закрепление(5 мин).
6. Подведение итогов(2 мин).
7. Задание на дом(1 мин).
ХОД УРОКА
I.Организационный момент. Организация и приветствие
учащихся. Выявление отсутствующих.
II.Целеполагание. Сообщение цели урока и его основных
этапов.
III.Контроль знаний и достижений учащихся.
“Рыбы – водные позвоночные животные”.
Презентации проектов учащихся:
1. Приспособленность рыб к среде обитания.
2. Внутреннее строение рыб.
IV.Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблиц на
мультимедийном проекторе.
Рыбы – самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст
некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многопёры и др.) весьма
солиден – сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко
распространились по всему обширному водному царству от самых малых
водоёмов до великих океанов. Есть среди них и такие, которые отважились
выйти на сушу. Разнообразие мест обитаний предоставляет рыбам широкий
простор для специализации, выработке ряда приспособлений, порой весьма
хитроумных и самых неожиданных.
Удивительное разнообразие внешнего вида некоторых рыб способно поразить
самое богатое воображение.(демонстрация разнообразия форм и окраски
рыб “Виртуальные уроки”). ЗМЕЕВИДНЫЕ (угри, мурены),
ПЛОСКИЕ (скаты, камбала),
ДИСКОВИДНЫЕ (рыбы семейства солнечниковых, рыбалуна),
ТОРПЕДООБРАЗНЫЕ (акулы, тунцы),
ШАРООБРАЗНЫЕ (кузовок, рыбашар). Они способны стремительно
плавать, ползать, ходить и даже летать.
Ещё более невероятной кажется окраска рыб. Зачастую яркая и контрастная,
она может служить средством опознания особей своего вида или быть
предупреждением о несъедобности или ядовитости хозяина.
2. Беседа по вопросам:
Что же определяет окраску рыб?
Окраску рыб определяет слой клеток кожи, находящийся под прозрачной
чешуёй. Эти цветоносные клетки называются хроматофорами и содержат в себе
зёрна пигментов, чаше всего оранжевого, жёлтого и красного цветов.
Встречается в них и чёрный пигмент, и кристаллики гуанина, который может
давать белые, серебристые и перламутроворадужные тона. При объединении
двух последних пигментов кожа обретает великолепные синие и зелёные отливы.
Как называется такая окраска рыб?
(Покровительственная).
Что обозначает термин "эволюция "?
К сожалению, вопросы эволюции рыб изучены очень слабо.
Причин этому несколько, но главная из них – сравнительно небольшое
количество палеонтологического материала. И чем древнее ископаемые остатки
рыб, тем меньше число их находок.
Чаще всего находят окаменевшие зубы, чешую и позвонки древних рыб, реже
отдельные кости черепа. Редкими и ценными для науки находками являются
отпечатки скелета или даже всего тела рыбы. Очень редко в окаменевшем
состоянии оказываются мягкие ткани животных. Например, найдена
окаменевшая мышца акулы, жившей более 300 млн. лет назад.
Как называется наука, которая занимается классификацией организмов в
группы по степени их родства?
(Систематика).3. Работа учащихся у доски по составлению визитки рыб.
Давайте составим визитную карточку рыб в царстве животных. Основные
систематические единицы? (Типподтипклассподклассотрядродвид..
(МАГНИТНАЯ ТАБЛИЦА ПО СИСТЕМАТИЧЕСКИМ ГРУППАМ)
Хордовые,
Черепные или позвоночные.
Надкласс рыбы.
Подкласс – хрящевые и костные.
Отряд акулы – костнохрящевые.
Отряд скаты – двоякодышащие.
Кистепёрые.
Костистые.
4. Демонстрация разнообразия рыб “Виртуальные уроки”. (сопровождение
рассказом учителя о многообразии рыб)
– скелет хрящевой, кожа покрыта чешуей по строению напоминающей
Хрящевые
зубы. Жаберных крышек нет, жаберные щели открываются наружу
самостоятельными отверстиями, плавательного пузыря нет.
Акулы – удлиненное торпедообразное тело, до 20 м. Питаются рыбой, отбросами.
Скаты – тело уплощено в спинобрюшном направлении, донные, жаберные щели
на брюшной стороне. Манты – самые крупные скаты, ширина – 7 м, масса – 2 т.
Костные
осетровые, сельдеобразные, тресковые, карпообразные.
– скелет частично или полностью становится костным, отряды
Двоякодышащие – скелет в основном хрящевой, сохраняется хорда, есть
жаберное и легочное дыхание (один или два пузыря, открываются на брюшной
стороне пищевода). Обитают в пересыхающих водоемах Африки, Австралии,
выкапывают норку, и дышат атмосферным воздухом до тех пор, пока вода не
высохнет совсем, затем впадает в спячку, до наступления благоприятных условий.
Кистеперые – древняя и почти вымершая группа, единственный вид –
латимерия (длина – 120180 см, масса – 2580 кг).Плавники мясистые. Похожи на
лопасти, их скелет имеет общий план строения с конечностями наземных
позвоночных. Хищники, рот вооружен острыми зубами.5. Самостоятельная работа учащихся по систематизации знаний.
Заполнить таблицу, используя стр.163 – 169;:
Класс
Подкласс
Отряд
Представители
Хрящевые
Костные
Подкласс хряще
костные
Костистые
Акулы
Скаты
Осетровые
Сельдеобразные,
Тресковые, Карпообразные
Двоякодышащие
Кистеперые
6. Главный вывод:
Многообразие рыб – результат жизни, приспособления к различным
проявлениям факторов водной среды, к основному образу жизни.
7. Беседа с учащимися об охране и значению рыб.
Итак, мы с вами познакомились с многообразием рыб, их систематическим
положением. Немаловажное значение имеет практическое значение рыб в
природе и жизни человека, и, конечно, их охрана.
Что вы знаете об этом?
Роль рыб в природе весьма значительна благодаря разнообразию их
деятельности и большой численности.
Значение рыб:
Регуляция численности водных беспозвоночных.
Корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих.
Звено в целях питания живых организмов.
Общий мировой улов рыбы в год равен примерно 50 млн. т. Главная
ценность рыбы, как пищевого продукта, в белках.
Из рыбы получают жир, богатый витаминами, и в особенности витамином
Д, который необходим и детям, и взрослым. Рыба – богатейший источник витаминов и минеральных веществ: К, Na, P,
Mg, S, Cl, Fе, I.
Рыба может быть рекомендована для диетического питания гипертоникам,
больным атеросклерозом, предрасположенным к полноте, страдающим
заболеваниями желудка и печени. Особенно питательна печень трески.
Калорийность такой рыбы, как сельдь, не уступает калорийности куриных
яиц. Ни в коем случае нельзя употреблять в пищу сырую рыбу, так как при
этом можно заразиться паразитическими червями, поэтому рыбу
употребляют в варёном, жареном, копчёном, солёном, консервированном
виде. Из неё можно приготовить множество блюд.
Кроме этого, рыбу используют для производства кормовой муки для
откорма скота, а из отходов рыбной промышленности изготавливают
удобрения.
Рыбы попали и на полотна художников, например, натюрморты с рыбой,
или картина А. Матисса “Красные рыбки”. Названия рыб запечатлены в
именах, например, фильм. “Место встречи изменить нельзя” (герой
Карпуша), город Бычки (Рязанская обл.), г. Елец, г. Ершов (Саратовская
обл.), г. Судак, есть Щучье озеро, река Язъва (Пермская обл.), рыба входит
в гербы некоторых городов.
Согласитесь, что роль рыб в жизни человека неоценима: они являются
объектами промысла, неотъемлемой частью ценного питания. Поэтому их
необходимо охранять.
V.Закрепление материала. Давайте ещё раз повторим, каково
значение рыб в природе и жизни человека. Для этого обратимся к схеме:VI. Подведение итогов. Краткое сообщение о том, что было
сделано на уроке. Характеристика самостоятельной работы,
комментарии оценок, выставление отметок в дневник и
журнал.
VII. Задание на дом. 34, подготовить сообщение
«Осетровые», «Сельдеобразные», «Лососёвые».