Разработка урока "Систематические группы рыб"
Оценка 4.6

Разработка урока "Систематические группы рыб"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
12.04.2018
Разработка урока "Систематические группы рыб"
Раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды; определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека; уметь сравнивать особенности строения рыб; уметь работать с учебником; показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение; раскрыть относительный характер приспособленности; доказать естественное происхождение рыб; познакомить с биологическими основами, современными достижениями, задачами рыболовства и рыборазведения; показать влияние человека на численность рыб.Урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий.
систематические группы рыб.docx
Тема урока: Основные систематические группы рыб. 1. Щербина Любовь Леонидовна 2. Место работы: МКОУ СОШ№9, г.Бакал. 3. Дата проведения: 26 января 2011 год. 4. Должность: учитель. 5. Предмет: биология. 6. Класс: 7. 7. Тема и номер урока в теме: «Основные систематические группы  рыб.», урок№37. 8. Базовый учебник: «Биология», 7 класс, В.МКонстантинов, В.Г.Бабенко, В.С. Кучменко. 9. Цель и задачи урока:  Обучающие: раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к  жизни в различных условиях водной среды; определить значение рыб в  природе и хозяйственной деятельности человека;  Развивающие: уметь сравнивать особенности строения рыб; уметь  работать с учебником;  Воспитывающие: показать влияние окружающей среды и  функционирование органов рыб на их строение; раскрыть относительный  характер приспособленности; доказать естественное происхождение рыб;  познакомить с биологическими основами, современными достижениями,  задачами рыболовства и рыборазведения; показать влияние человека на  численность рыб.       10.Тип урока: урок изучения нового материала с элементами  дифференцированного обучения и информационных технологий. 11.Формы работы учащихся: индивидуальная. 12.Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, магнитные таблицы по систематике. 13.Методы и приёмы:  Словесные – объяснение;  Наглядные – презентация, таблицы.  Педагогическая технология – дифференцированного обучения. План урока. 1. Организационный момент(1 мин). 2. Целеполагание(2 мин). 3. Контроль знаний и достижений учащихся(8 мин). 4. Изучение нового материала(21 мин). 5. Закрепление(5 мин). 6. Подведение итогов(2 мин). 7. Задание на дом(1 мин). ХОД УРОКА I.Организационный момент. Организация и приветствие учащихся. Выявление отсутствующих. II.Целеполагание. Сообщение цели урока и его основных этапов. III.Контроль знаний и достижений учащихся. “Рыбы – водные позвоночные животные”. Презентации проектов учащихся: 1. Приспособленность рыб к среде обитания. 2. Внутреннее строение рыб. IV.Изучение нового материала. 1. Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблиц на  мультимедийном проекторе. Рыбы – самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст  некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многопёры и др.) весьма  солиден – сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко  распространились по всему обширному водному царству от самых малых  водоёмов до великих океанов. Есть среди них и такие, которые отважились  выйти на сушу. Разнообразие мест обитаний предоставляет рыбам широкий  простор для специализации, выработке ряда приспособлений, порой весьма  хитроумных и самых неожиданных. Удивительное разнообразие внешнего вида некоторых рыб способно поразить  самое богатое воображение.(демонстрация разнообразия форм и окраски  рыб “Виртуальные уроки”).  ЗМЕЕВИДНЫЕ (угри, мурены),  ПЛОСКИЕ (скаты, камбала),  ДИСКОВИДНЫЕ (рыбы семейства солнечниковых, рыба­луна),  ТОРПЕДООБРАЗНЫЕ (акулы, тунцы),  ШАРООБРАЗНЫЕ (кузовок, рыба­шар). Они способны стремительно  плавать, ползать, ходить и даже летать. Ещё более невероятной кажется окраска рыб. Зачастую яркая и контрастная,  она может служить средством опознания особей своего вида или быть  предупреждением о несъедобности или ядовитости хозяина. 2. Беседа по вопросам:  Что же определяет окраску рыб? Окраску рыб определяет слой клеток кожи, находящийся под прозрачной  чешуёй. Эти цветоносные клетки называются хроматофорами и содержат в себе  зёрна пигментов, чаше всего оранжевого, жёлтого и красного цветов.  Встречается в них и чёрный пигмент, и кристаллики гуанина, который может  давать белые, серебристые и перламутрово­радужные тона. При объединении  двух последних пигментов кожа обретает великолепные синие и зелёные отливы.  Как называется такая окраска рыб? (Покровительственная).  Что обозначает термин "эволюция "? К сожалению, вопросы эволюции рыб изучены очень слабо. Причин этому несколько, но главная из них – сравнительно небольшое  количество палеонтологического материала. И чем древнее ископаемые остатки  рыб, тем меньше число их находок. Чаще всего находят окаменевшие зубы, чешую и позвонки древних рыб, реже  отдельные кости черепа. Редкими и ценными для науки находками являются  отпечатки скелета или даже всего тела рыбы. Очень редко в окаменевшем  состоянии оказываются мягкие ткани животных. Например, найдена  окаменевшая мышца акулы, жившей более 300 млн. лет назад.  Как называется наука, которая занимается классификацией организмов в  группы по степени их родства? (Систематика). 3. Работа учащихся у доски по составлению визитки рыб. Давайте составим визитную карточку рыб в царстве животных. Основные  систематические единицы? (Тип­подтип­класс­подкласс­отряд­род­вид.. (МАГНИТНАЯ ТАБЛИЦА ПО СИСТЕМАТИЧЕСКИМ ГРУППАМ) Хордовые, Черепные или позвоночные. Надкласс рыбы. Подкласс – хрящевые и костные. Отряд акулы –  костно­хрящевые. Отряд скаты  –  двоякодышащие. Кистепёрые. Костистые. 4. Демонстрация разнообразия рыб “Виртуальные уроки”. (сопровождение рассказом учителя о многообразии рыб)   – скелет хрящевой, кожа покрыта чешуей по строению напоминающей Хрящевые   зубы. Жаберных крышек нет, жаберные щели открываются наружу  самостоятельными отверстиями, плавательного пузыря нет. Акулы – удлиненное торпедообразное тело, до 20 м. Питаются рыбой, отбросами. Скаты – тело уплощено в спино­брюшном направлении, донные, жаберные щели  на брюшной стороне. Манты – самые крупные скаты, ширина – 7 м, масса – 2 т. Костные   осетровые, сельдеобразные, тресковые, карпообразные.   – скелет частично или полностью становится костным, отряды  Двоякодышащие – скелет в основном хрящевой, сохраняется хорда, есть  жаберное и легочное дыхание (один или два пузыря, открываются на брюшной  стороне пищевода). Обитают в пересыхающих водоемах Африки, Австралии,  выкапывают норку, и дышат атмосферным воздухом до тех пор, пока вода не  высохнет совсем, затем впадает в спячку, до наступления благоприятных условий. Кистеперые – древняя и почти вымершая группа, единственный вид –  латимерия (длина – 120­180 см, масса – 25­80 кг).Плавники мясистые. Похожи на  лопасти, их скелет имеет общий план строения с конечностями наземных  позвоночных. Хищники, рот вооружен острыми зубами. 5. Самостоятельная работа учащихся по систематизации знаний. Заполнить таблицу, используя стр.163 – 169;: Класс Подкласс Отряд Представители Хрящевые   Костные Подкласс хряще­ костные Костистые Акулы Скаты Осетровые Сельдеобразные,  Тресковые, Карпообразные Двоякодышащие Кистеперые     6. Главный вывод:           Многообразие рыб – результат жизни, приспособления к различным  проявлениям факторов водной среды, к основному образу жизни. 7. Беседа с учащимися об охране и значению рыб. Итак, мы с вами познакомились с многообразием рыб, их систематическим  положением. Немаловажное значение имеет практическое значение рыб в  природе и жизни человека, и, конечно, их охрана.  Что вы знаете об этом? Роль рыб в природе весьма значительна благодаря разнообразию их  деятельности и большой численности. Значение рыб:  Регуляция численности водных беспозвоночных.  Корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих.  Звено в целях питания живых организмов.  Общий мировой улов рыбы в год равен примерно 50 млн. т. Главная  ценность рыбы, как пищевого продукта, в белках.  Из рыбы получают жир, богатый витаминами, и в особенности витамином  Д, который необходим и детям, и взрослым.  Рыба – богатейший источник витаминов и минеральных веществ: К, Na, P,  Mg, S, Cl, Fе, I.  Рыба может быть рекомендована для диетического питания гипертоникам, больным атеросклерозом, предрасположенным к полноте, страдающим  заболеваниями желудка и печени. Особенно питательна печень трески.  Калорийность такой рыбы, как сельдь, не уступает калорийности куриных  яиц. Ни в коем случае нельзя употреблять в пищу сырую рыбу, так как при  этом можно заразиться паразитическими червями, поэтому рыбу  употребляют в варёном, жареном, копчёном, солёном, консервированном  виде. Из неё можно приготовить множество блюд.  Кроме этого, рыбу используют для производства кормовой муки для  откорма скота, а из отходов рыбной промышленности изготавливают  удобрения.  Рыбы попали и на полотна художников, например, натюрморты с рыбой,  или картина А. Матисса “Красные рыбки”. Названия рыб запечатлены в  именах, например, фильм. “Место встречи изменить нельзя” (герой  Карпуша), город Бычки (Рязанская обл.), г. Елец, г. Ершов (Саратовская  обл.), г. Судак, есть Щучье озеро, река Язъва (Пермская обл.), рыба входит в гербы некоторых городов. Согласитесь, что роль рыб в жизни человека неоценима: они являются  объектами промысла, неотъемлемой частью ценного питания. Поэтому их  необходимо охранять. V.Закрепление материала. Давайте ещё раз повторим, каково  значение рыб в природе и жизни человека. Для этого обратимся к схеме: VI. Подведение итогов. Краткое сообщение о том, что было сделано на уроке. Характеристика самостоятельной работы, комментарии оценок, выставление отметок в дневник и журнал. VII. Задание на дом. 34, подготовить сообщение «Осетровые», «Сельдеобразные», «Лососёвые».

Разработка урока "Систематические группы рыб"

Разработка урока "Систематические группы рыб"

Разработка урока "Систематические группы рыб"

Разработка урока "Систематические группы рыб"

Разработка урока "Систематические группы рыб"

Разработка урока "Систематические группы рыб"

Разработка урока "Систематические группы рыб"

Разработка урока "Систематические группы рыб"

Разработка урока "Систематические группы рыб"

Разработка урока "Систематические группы рыб"

Разработка урока "Систематические группы рыб"

Разработка урока "Систематические группы рыб"

Разработка урока "Систематические группы рыб"

Разработка урока "Систематические группы рыб"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018