Разработка урока "Систематические группы рыб"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды; определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека; уметь сравнивать особенности строения рыб; уметь работать с учебником; показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение; раскрыть относительный характер приспособленности; доказать естественное происхождение рыб; познакомить с биологическими основами, современными достижениями, задачами рыболовства и рыборазведения; показать влияние человека на численность рыб.Урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий.
Иконка файла материала систематические группы рыб.docx
Тема урока: Основные систематические группы рыб. 1. Щербина Любовь Леонидовна 2. Место работы: МКОУ СОШ№9, г.Бакал. 3. Дата проведения: 26 января 2011 год. 4. Должность: учитель. 5. Предмет: биология. 6. Класс: 7. 7. Тема и номер урока в теме: «Основные систематические группы  рыб.», урок№37. 8. Базовый учебник: «Биология», 7 класс, В.МКонстантинов, В.Г.Бабенко, В.С. Кучменко. 9. Цель и задачи урока:  Обучающие: раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к  жизни в различных условиях водной среды; определить значение рыб в  природе и хозяйственной деятельности человека;  Развивающие: уметь сравнивать особенности строения рыб; уметь  работать с учебником;  Воспитывающие: показать влияние окружающей среды и  функционирование органов рыб на их строение; раскрыть относительный  характер приспособленности; доказать естественное происхождение рыб;  познакомить с биологическими основами, современными достижениями,  задачами рыболовства и рыборазведения; показать влияние человека на  численность рыб.       10.Тип урока: урок изучения нового материала с элементами  дифференцированного обучения и информационных технологий. 11.Формы работы учащихся: индивидуальная. 12.Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, магнитные таблицы по систематике. 13.Методы и приёмы:  Словесные – объяснение;  Наглядные – презентация, таблицы.  Педагогическая технология – дифференцированного обучения.План урока. 1. Организационный момент(1 мин). 2. Целеполагание(2 мин). 3. Контроль знаний и достижений учащихся(8 мин). 4. Изучение нового материала(21 мин). 5. Закрепление(5 мин). 6. Подведение итогов(2 мин). 7. Задание на дом(1 мин). ХОД УРОКА I.Организационный момент. Организация и приветствие учащихся. Выявление отсутствующих. II.Целеполагание. Сообщение цели урока и его основных этапов. III.Контроль знаний и достижений учащихся. “Рыбы – водные позвоночные животные”. Презентации проектов учащихся: 1. Приспособленность рыб к среде обитания. 2. Внутреннее строение рыб. IV.Изучение нового материала. 1. Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблиц на  мультимедийном проекторе. Рыбы – самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст  некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многопёры и др.) весьма  солиден – сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко  распространились по всему обширному водному царству от самых малых  водоёмов до великих океанов. Есть среди них и такие, которые отважились  выйти на сушу. Разнообразие мест обитаний предоставляет рыбам широкий  простор для специализации, выработке ряда приспособлений, порой весьма  хитроумных и самых неожиданных. Удивительное разнообразие внешнего вида некоторых рыб способно поразить  самое богатое воображение.(демонстрация разнообразия форм и окраски  рыб “Виртуальные уроки”). ЗМЕЕВИДНЫЕ (угри, мурены),  ПЛОСКИЕ (скаты, камбала),  ДИСКОВИДНЫЕ (рыбы семейства солнечниковых, рыба­луна),  ТОРПЕДООБРАЗНЫЕ (акулы, тунцы),  ШАРООБРАЗНЫЕ (кузовок, рыба­шар). Они способны стремительно  плавать, ползать, ходить и даже летать. Ещё более невероятной кажется окраска рыб. Зачастую яркая и контрастная,  она может служить средством опознания особей своего вида или быть  предупреждением о несъедобности или ядовитости хозяина. 2. Беседа по вопросам:  Что же определяет окраску рыб? Окраску рыб определяет слой клеток кожи, находящийся под прозрачной  чешуёй. Эти цветоносные клетки называются хроматофорами и содержат в себе  зёрна пигментов, чаше всего оранжевого, жёлтого и красного цветов.  Встречается в них и чёрный пигмент, и кристаллики гуанина, который может  давать белые, серебристые и перламутрово­радужные тона. При объединении  двух последних пигментов кожа обретает великолепные синие и зелёные отливы.  Как называется такая окраска рыб? (Покровительственная).  Что обозначает термин "эволюция "? К сожалению, вопросы эволюции рыб изучены очень слабо. Причин этому несколько, но главная из них – сравнительно небольшое  количество палеонтологического материала. И чем древнее ископаемые остатки  рыб, тем меньше число их находок. Чаще всего находят окаменевшие зубы, чешую и позвонки древних рыб, реже  отдельные кости черепа. Редкими и ценными для науки находками являются  отпечатки скелета или даже всего тела рыбы. Очень редко в окаменевшем  состоянии оказываются мягкие ткани животных. Например, найдена  окаменевшая мышца акулы, жившей более 300 млн. лет назад.  Как называется наука, которая занимается классификацией организмов в  группы по степени их родства? (Систематика).3. Работа учащихся у доски по составлению визитки рыб. Давайте составим визитную карточку рыб в царстве животных. Основные  систематические единицы? (Тип­подтип­класс­подкласс­отряд­род­вид.. (МАГНИТНАЯ ТАБЛИЦА ПО СИСТЕМАТИЧЕСКИМ ГРУППАМ) Хордовые, Черепные или позвоночные. Надкласс рыбы. Подкласс – хрящевые и костные. Отряд акулы –  костно­хрящевые. Отряд скаты  –  двоякодышащие. Кистепёрые. Костистые. 4. Демонстрация разнообразия рыб “Виртуальные уроки”. (сопровождение рассказом учителя о многообразии рыб)   – скелет хрящевой, кожа покрыта чешуей по строению напоминающей Хрящевые   зубы. Жаберных крышек нет, жаберные щели открываются наружу  самостоятельными отверстиями, плавательного пузыря нет. Акулы – удлиненное торпедообразное тело, до 20 м. Питаются рыбой, отбросами. Скаты – тело уплощено в спино­брюшном направлении, донные, жаберные щели  на брюшной стороне. Манты – самые крупные скаты, ширина – 7 м, масса – 2 т. Костные   осетровые, сельдеобразные, тресковые, карпообразные.   – скелет частично или полностью становится костным, отряды  Двоякодышащие – скелет в основном хрящевой, сохраняется хорда, есть  жаберное и легочное дыхание (один или два пузыря, открываются на брюшной  стороне пищевода). Обитают в пересыхающих водоемах Африки, Австралии,  выкапывают норку, и дышат атмосферным воздухом до тех пор, пока вода не  высохнет совсем, затем впадает в спячку, до наступления благоприятных условий. Кистеперые – древняя и почти вымершая группа, единственный вид –  латимерия (длина – 120­180 см, масса – 25­80 кг).Плавники мясистые. Похожи на  лопасти, их скелет имеет общий план строения с конечностями наземных  позвоночных. Хищники, рот вооружен острыми зубами.5. Самостоятельная работа учащихся по систематизации знаний. Заполнить таблицу, используя стр.163 – 169;: Класс Подкласс Отряд Представители Хрящевые   Костные Подкласс хряще­ костные Костистые Акулы Скаты Осетровые Сельдеобразные,  Тресковые, Карпообразные Двоякодышащие Кистеперые     6. Главный вывод:           Многообразие рыб – результат жизни, приспособления к различным  проявлениям факторов водной среды, к основному образу жизни. 7. Беседа с учащимися об охране и значению рыб. Итак, мы с вами познакомились с многообразием рыб, их систематическим  положением. Немаловажное значение имеет практическое значение рыб в  природе и жизни человека, и, конечно, их охрана.  Что вы знаете об этом? Роль рыб в природе весьма значительна благодаря разнообразию их  деятельности и большой численности. Значение рыб:  Регуляция численности водных беспозвоночных.  Корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих.  Звено в целях питания живых организмов.  Общий мировой улов рыбы в год равен примерно 50 млн. т. Главная  ценность рыбы, как пищевого продукта, в белках.  Из рыбы получают жир, богатый витаминами, и в особенности витамином  Д, который необходим и детям, и взрослым. Рыба – богатейший источник витаминов и минеральных веществ: К, Na, P,  Mg, S, Cl, Fе, I.  Рыба может быть рекомендована для диетического питания гипертоникам, больным атеросклерозом, предрасположенным к полноте, страдающим  заболеваниями желудка и печени. Особенно питательна печень трески.  Калорийность такой рыбы, как сельдь, не уступает калорийности куриных  яиц. Ни в коем случае нельзя употреблять в пищу сырую рыбу, так как при  этом можно заразиться паразитическими червями, поэтому рыбу  употребляют в варёном, жареном, копчёном, солёном, консервированном  виде. Из неё можно приготовить множество блюд.  Кроме этого, рыбу используют для производства кормовой муки для  откорма скота, а из отходов рыбной промышленности изготавливают  удобрения.  Рыбы попали и на полотна художников, например, натюрморты с рыбой,  или картина А. Матисса “Красные рыбки”. Названия рыб запечатлены в  именах, например, фильм. “Место встречи изменить нельзя” (герой  Карпуша), город Бычки (Рязанская обл.), г. Елец, г. Ершов (Саратовская  обл.), г. Судак, есть Щучье озеро, река Язъва (Пермская обл.), рыба входит в гербы некоторых городов. Согласитесь, что роль рыб в жизни человека неоценима: они являются  объектами промысла, неотъемлемой частью ценного питания. Поэтому их  необходимо охранять. V.Закрепление материала. Давайте ещё раз повторим, каково  значение рыб в природе и жизни человека. Для этого обратимся к схеме:VI. Подведение итогов. Краткое сообщение о том, что было сделано на уроке. Характеристика самостоятельной работы, комментарии оценок, выставление отметок в дневник и журнал. VII. Задание на дом. 34, подготовить сообщение «Осетровые», «Сельдеобразные», «Лососёвые».