Методическая разработка урока «Скорость реакции» написана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду методических материалов, соответствует требованиям методики и дидактики.
Содержание методической разработки направлено на внедрение в учебный процесс инновационных эффективных педагогических приемов и методов обучения, творческое использование информационных технологий.
Применение информационных технологий позволяет преподавателю вызвать и закрепить интерес студентов к изучаемой дисциплине, материалу, перевести его в социально-значимое и добиться личностного усвоения содержания дисциплины каждым студентом.
Методическая разработка рассчитана на преподавателей, председателей ПЦК. Этому соответствует ее стиль изложения, язык и содержание. В методической разработке достаточно текстового материала, творчески использована информационная оснащенность.
Скорость реакции.docx
Урок "Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость
химической реакции"
Цели урока
обучающая: создать условия для формирования понятия «скорость
химических реакций», вывести формулы для вычисления скорости
гомогенных и гетерогенных реакций, рассмотреть от каких факторов зависит
скорость химических реакций;
развивающая: создать условия обрабатывать и анализировать
экспериментальные данные; уметь выяснять взаимосвязь между скоростью
химических реакций и внешними факторами;
воспитательная: содействовать развитию коммуникативных умений в ходе
парной и коллективной работы; акцентировать внимание студентов на
важности знаний о скорости химической реакции протекающих в быту
(коррозия металла, прокисание молока, гниение и др.)
Средства обучения:
Мультимедийный проектор, презентация, компьютер, CDдиск «Кирилл и
Мефодий», таблицы на столах, протоколы лабораторной работы,
лабораторное оборудование и реактивы;
Методы обучения: репродуктивный, исследовательский, частично
поисковый;
Форма организации занятий: беседа, практическая работа, самостоятельная
работа, тестирование;
Форма организации работы студентов: фронтальная, индивидуальная,
групповая, коллективная. Этапы урока:
1. Организация начала занятия
Дидактическая цель – подготовка студентов к работе на занятии.
Прогнозируемая деятельность студентов полная готовность группы и
оборудования, быстрое включение студентов в деловой ритм.
2. Проверка выполнения домашнего задания (3 мин)
Дидактическая цель Установление правильности и осознанности
выполнения домашнего задание всеми студентами, выявление пробелов и их
коррекция.
Прогнозируемая деятельность студентов Оптимальность сочетания
контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности
выполнения задания и коррекции пробелов.
Преподаватель:
« На прошлом уроке мы разобрали такие понятия, как «Химическая
реакция», « Классификация химических реакций». А сейчас я предлагаю
вам решить химический кроссворд, ответами на задания которого
будут некоторые важнейшие понятия предыдущей темы».
Студенты разгадывают кроссворд(слайд №2).
3. Подготовка к основному этапу занятия (5 мин)
Дидактическая цель Обеспечение мотивации и принятия студентами цели,
учебнопознавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Прогнозируемая деятельность студентов Готовность студентов к
активной учебнопознавательной деятельности на основе опорных знаний
Преподаватель:
«Тема урока «Скорость химических реакций. Факторы, влияющие
на скорость химической реакции».
Наша задача на уроке: «Выяснить суть понятия скорости
химической реакции; Установить факторы, влияющие на скорость химической реакции в
результате исследовательской работы» (слайд №3).
В ходе урока познакомимся с теорией вопроса по вышеназванной
теме. На практике подтвердим некоторые наши теоретические
предположения.
Обсудим следующие вопросы (презентация):
1.Как определяют скорость механического движения? Какова
единица измерения этой скорости? (слайд №4)
2. Как определяют скорость химической реакции? (слайд №5)
3. Какими примерами можно подтвердить то, что химические
реакции протекают с различными скоростями?
4. Можно ли управлять скоростью протекания химической
реакции?
Рассмотрим два примера:
На столе – две пробирки, в одной раствор щелочи (КOH), в другой –
гвоздь; в обе пробирки приливаем раствор CuSO4. Что мы наблюдаем?
Прогнозируемая деятельность студентов
На примерах студенты судят о скорости реакций, делают
соответствующие выводы и составляют уравнения реакций. Запись на доске
проделанных реакций (двое студентов).
Вывод: В первой пробирке реакция произошла мгновенно, во второй –
видимых изменений пока нет.
Уравнения реакций:
CuSO4 + 2КOH = Cu(OH)2 + К2SO4 ; Cu2+ + 2OH = Cu(OH)2
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu ; Fe0 + Cu2+ = Fe2++ Cu0
Преподаватель:
« Почему одна реакция идёт мгновенно, другая медленно? Для этого
необходимо вспомнить, что есть химические реакции, которые
протекают во всём объёме реакционного пространства (в газах или
растворах) гомогенные, а есть другие, протекающие лишь на
поверхности соприкосновения веществ (горение твёрдого тела в газе,
взаимодействие металла с кислотой, солью менее активного
металла)» гетерогенные.
Прогнозируемая деятельность студентов: По результатам продемонстрированного эксперимента студенты делают
вывод: реакция 1 – гомогенная, а реакция 2– гетерогенная.
Преподаватель:
«Скорости этих реакций будут математически определяться по
разному.
Учение о скоростях и механизмах химических реакций называется
химической кинетикой».
4. Усвоение новых знаний и способов действий и первичной проверки
понимания.
Дидактическая цель Обеспечение восприятия осмысления и первичного
запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте
изучения.
Прогнозируемая деятельность студентов Активные действия студентов с
объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в
добывании знаний и овладении способами действий.
Преподаватель:
«Скорость реакции определяется изменением количества вещества в
единицу времени
в единице объема (для гомогенной среды)
и на единице поверхности соприкосновения веществ S (для
гетерогенной среды).
Нам известно, что на скорость химической реакции влияют разные
факторы. Какие? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам
заняться химическим экспериментом.
Повторение правил по технике безопасности (презентация).
Проведение лабораторных опытов (10 мин)
Опыт 1. В три пробирки прилейте равное количество соляной кислоты. В
одну пробирку добавьте гранулу цинка, в другую гранулу алюминия. Что
наблюдаете?
Прогнозируемый ответ: В пробирке с цинком реакция протекает быстрее.
На основании проведенного опыта мы можем сделать вывод о том, что
скорость реакции, вопервых, зависит от самого металла, т.е. от природы
реагирующего вещества.
Опыт 2. В третью пробирку поместите немного порошкообразного алюминия.
Сравните со второй пробиркой. Что наблюдаете? Прогнозируемый ответ: Хотя в пробирках №2 и №3 протекают одинаковые
реакции (взаимодействие алюминия с соляной кислотой), в пробирке с
порошкообразным алюминием реакция протекает быстрее. Поэтому, на
основании проведенного опыта, мы можем сделать вывод – скорость реакции
зависит от поверхности соприкосновения реагирующих веществ (в
гетерогенных реакциях).
Опыт 3. На пламени спиртовки подогрейте содержимое второй пробирки.
Произошли ли какието изменения?
Прогнозируемый ответ: После проведенного опыта, мы наблюдаем, что при
нагревании скорость реакции увеличивается. Таким образом, делаем третий
вывод – скорость реакции зависит от температуры.
Опыт 4. Из курса биологии вы знаете, что эритроциты в крови человека и
животных, содержат белок гемоглобин, ответственный за транспорт
кислорода в нашем организме. А помогает «извлекать» кислород из клеток
эритроцитов природный катализатор (фермент) каталаза. Этот фермент
идентичен веществу состава МпО2(оксид марганца У1). А сейчас, ребята,
попробуйте воспроизвести (имитировать) процесс, происходящий в клетках
животных. В пробирку с водой и измельченным мясом добавьте немного
раствора перекиси водорода. Что наблюдаете?
Прогнозируемый ответ: после добавления перекиси водорода мы наблюдаем
бурное выделение кислорода. Это говорит о том, что некоторые вещества
(катализаторы) способны изменить скорость химической реакции.
Опыт 5.А теперь в пробирку с выделяющимся кислородом опустите
тлеющую лучину. Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать на основании
проведенного опыта? Почему в выделяющемся кислороде лучинка горит
ярким пламенем?
Прогнозируемый ответ: Для горения необходим кислород. В атмосферном
воздухе он составляет примерно 20%, а в выделяющемся из пробирки газе
концентрация кислорода гораздо выше. Т.е. можно сделать вывод о том, что
скорость реакции зависит от концентрации реагирующих веществ.
Преподаватель:
«Итак, как видно из проделанных опытов скорость реакции зависит от
пяти основных факторов. Это:
температура;
концентрация реагирующих веществ;
природа реагирующих веществ;
действие катализаторов; поверхность соприкосновения реагирующих веществ (в гетерогенных
реакциях).
Влияние первых двух факторов нам необходимо изучить подробнее.
Объяснение (10 мин)
Их влияние на скорость реакции можно объяснить, используя простую
теорию – теорию столкновений. Основная идея её такова: реакции
происходят при столкновении частиц реагентов, которые обладают
определённой энергией.
Отсюда можно сделать выводы:
Чем больше частиц реагентов, чем ближе они друг к другу, тем
больше шансов у них столкнуться и прореагировать. Именно поэтому
скорость реакции зависит от концентрации веществ. На основе
большого экспериментального материала в 1867 г. норвежские учёные
К. Гульдберг, и П Вааге и независимо от них в 1865 г. русский учёный
Н.И. Бекетов сформулировали основной закон химической кинетики,
устанавливающий зависимость скорости реакции от концентраций
реагирующих веществ: скорость химической реакции пропорциональна
произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях,
равных их коэффициентам в уравнении реакции. Этот закон также
называют законом действующих масс (см.Презентацию). По закону
действующих масс скорость реакции, уравнение которой А+В=С
может быть вычислена по формуле: v1= k1CACB, а скорость
реакции, уравнение которой А+2В=D, может быть вычислена по
формуле:
v2= k2CACB2.
В этих формулах: CA и CB – концентрации веществ А и В (моль/л), k1
и k2 – коэффициенты пропорциональности, называемые константами
скоростей реакции. Эти формулы также называют кинетическими
уравнениями.
Для закрепления рассмотренного материала совместно с преподавателем
выполняется следующая задача.
Задача. Составьте кинетическое уравнение для следующей реакции:
2 Fe + 3CI2= 2 FeCI3. Как изменится скорость реакции, если концентрацию
хлора увеличить в 2 раза? Решение задачи рассмотрено в презентации. При повышении температуры частицы реагирующих веществ
начинают интенсивнее двигаться и чаще сталкиваться;
удачных, эффективных соударений становится больше, так как
увеличивается доля «активных» частиц (энергия которых достаточна
для преодоления энергетического барьера). Расчёты показывают, что
при увеличении температуры на каждые 10С, скорость реакции
увеличивается в 24 раза (на 100300%)! Последнее заключение на
основе экспериментальных исследований сделал в прошлом веке
голландский физикохимик Я. ВантГофф (первый Нобелевский
лауреат по химии).
Число, показывающее, во сколько раз увеличивается скорость реакции
при повышении температуры на 100С, называют температурным
коэффициентом.
Правило ВантГоффа математически выражается следующей
формулой:
,
где 2–скорость реакции при температуре t2, 1– скорость реакции при
температуре t1,
– температурный коэффициент.
υ
υ
γ
Решим задачу с использованием правила Вант – Гоффа.
Задача (презентация):
Определите, как изменится скорость некоторой реакции: при повышении
температуры от 10 до 50С; температурный коэффициент равен3. Решение
задачи рассмотрено в презентации.
5. Контроль и самопроверка знаний (5 мин).
Дидактическая цель – Выявление качества и уровня овладения знаниями и
способами действий, обеспечение их коррекции.
Прогнозируемая деятельность студентов – Получение достоверной
информации о достижении всеми студентами планируемых результатов
обучения.
Для проверки и самоконтроля выполняется тест
6. Подведение итогов занятия (1 мин) Дидактическая цель Дать анализ и оценку успешности достижения цели и
наметить перспективу последующей работы.
Прогнозируемая деятельность Адекватность самооценки учащегося
оценке учителя. Получение студентами информации о реальных результатах
учения.
7. Рефлексия (1 мин)
Дидактическая цель Мобилизация студентов на рефлексию своего
поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение
принципов саморегуляции и сотрудничества.
Прогнозируемая деятельность Открытость студентов в осмыслении своих
действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и
сотрудничества.
8. Информация о домашнем задании.
Дидактическая цель Обеспечение понимания цели, содержания и способов
выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей
Прогнозируемая деятельность Реализация необходимых и достаточных
условий для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами в
соответствии с актуальным уровнем их развития.
Разработка урока "Скорость реакции"
Разработка урока "Скорость реакции"
Разработка урока "Скорость реакции"
Разработка урока "Скорость реакции"
Разработка урока "Скорость реакции"
Разработка урока "Скорость реакции"
Разработка урока "Скорость реакции"
Разработка урока "Скорость реакции"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.