Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".
Оценка 4.7

Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
28.04.2017
Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".
Тема урока: Способы объяснения лексического значения слова. по УМК Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009. Класс: 5 Предмет: русский язык Тип урока: «открытие» нового знания Цели урока: (Деятельностная цель -формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель - расширение ПОНЯТИЙНОЙ базы за счет включения в нее новых элементов Развивающая- формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемную и коммуникативную.) • Развить умение уч-ся формулировать понятие лексического значения слова; • сформировать у уч-ся представление о способах словотолкования; • сформировать у уч-ся способность определять ЛЗ слова различными способами; • развивать у уч-ся умение работать с толковым словарём.Техкарта урока.
Урок по ФГОС.doc
Конспект урока учителя русского языка и литературы Зубковой Татьяны Юрьевны Тема урока: Способы объяснения лексического значения слова. по УМК Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009. Класс: 5 Предмет: русский язык Тип урока: «открытие» нового знания Цели урока:  (Деятельностная цель ­формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель ­  расширение ПОНЯТИЙНОЙ  базы  за счет включения в нее новых элементов Развивающая­ формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемную и коммуникативную.)  Развить умение   уч­ся формулировать  понятие лексического значения слова;    развивать  у уч­ся умение работать с толковым словарём; сформировать у уч­ся представление о способах словотолкования; сформировать у уч­ся способность определять ЛЗ слова различными способами; Деятельность учителя Деятельность обучающихся У У Д I. Организационный момент (мотивация к  учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в  деятельность на личностно­значимом уровне,  создание ситуации успеха. ­ Добрый день, ребята! На столах у вас по три  смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. ­ Как много улыбок засветилось. Спасибо! ­ А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. – самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – целеполагание (Р) – планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками (К). II. Актуализация знаний и пробное учебное  действие; постановка учебной задачи Цель этапа: повторение изученного материала,  необходимого для «открытия нового знания»,и  выявление затруднений в индивидуальной  деятельности каждого учащегося. Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. На доске предложение: «С малой удачи  начинается большой успех» ­ Распределите слова высказывания по группам ­ Оцените работу соседа по парте ­ По каким признакам распределяли слова? (На  доске: малый – большой; удача – успех) ­ Какие признаки важны для понимания смысла  высказывания? ­ Запишите смысл высказывания в виде схемы ­ Обсудите результат в группе по 4 человека ­ Сделайте вывод. Что для нашего урока это  высказывание? ­ Как думаете, какова тема урока? (Если детям  сложно, можно помочь вопросами: Что  объединяет слова, записанные на доске? Какой  термин есть для определения смысла этих  слов?) ­ Какова главная цель урока? ­ Какова задача урока? Распределяют слова и  осуществляют самопроверку. Дают ответ. Выделяют признак. Составляют схему. Работают в группе по заданию. Рефлексия, вывод (девиз, эпиграф). Формулируют тему урока (Лексическое значение  слова). Формулируют цель (понять, что такое лексическое  значение слова). Научиться определять ЛЗ слова – анализ, синтез, сравнение,  обобщение, аналогия,  классификация, сериация (П);–  постановка и формулирование  проблемы (П); – извлечение необходимой  информации из текстов (П); – использование знаково­ символических средств (П); – осознанное и произвольное  построение речевого высказывания (П); – подведение под понятие (П); – выполнение пробного учебного  действия (Р); – фиксирование индивидуального  затруднения в пробном действии  (Р); – волевая саморегуляция в  ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с  достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и  позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для  обоснования своего суждения (К). III. Проблемное объяснение нового знания;  выявление места и причины затруднения. Цель этапа: обеспечение восприятия,  осмысления и первичного закрепления  учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его  определения ­ С чего же начать «открытие нового знания»?  Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю  разгадать кроссворд. ­ Какое слово получилось? ­ Что такое лексика? ­ Сколько слов в русском языке? ­ А конкретнее? ­ Почему же? ­ Например ­ Какие ещё термины связаны с темой урока?  Дайте их толкование или ЛЗ? ­ Что такое ЛЗ слова? ­ Как мы можем его определить? Слушаю объяснение, помогаю при  затруднениях, уточняю . – анализ, синтез, сравнение,  обобщение, аналогия (П); – подведение под понятие (П); – определение основной и  второстепенной информации (П); – постановка и формулирование  проблемы (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное  построение речевого высказывания (П); – выражение своих мыслей с  достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и  позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений,  координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – разрешение конфликтов (К). Дети в группе по 4 человека работают с кроссвордом. Лексика. Словарный состав языка. Много. Нельзя сказать. Какие­то слова появляются, какие­то исчезают. Приводят примеры слов Лексикология, лексикон, лексикография. Проговаривают ЛЗ терминов. То что обозначает слово. «Творческая» группа учащихся (д/з) объясняет  способы толкования слов:  (наглядно (рисунком);путём подбора синонимов;  путем подбора антонимов;  путем подбора однокоренных слов; краткое толкование, с использованием толкового  словаря или без). «Учащиеся­учителя» организуют учеников по  исследованию проблемной ситуации, используя в  своей работе различные игровые приемы, остальные  активно слушают и выполняют задания. Составляем  кластер.  Результат­ схема способов толкования слов (на доске  и в тетрадях). IV. Первичное закрепление; самостоятельная  работа с проверкой по эталону. Цель этапа: проговаривание и закрепление  нового знания; выявить пробелы первичного  осмысления изученного материала, неверные  представления уч­ся; провести коррекцию. Демонстрирую 1­й слайд презентации «Способы толкования слов». Чтение стихотворения И.Токмаковой ­ Сделайте вывод (Удалось ли мальчику  придумать новое слово и почему?) ­ Дайте ЛЗ слов фойе, иней, святки? ­ Какие трудности возникли? ­ Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? Физминутка. Называю глаголы. Даю задание: Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям. 1. Относиться к кому­нибудь с  глубоким уважением и любовью. 2. Старый, бывалый, опытный воин. 3. Успех в битве, войне, полное  поражение противника. ­ Проверьте себя по словам для справок и  оцените свою работу. ­ Какой темой объединены эти слова? Случайно ли такое объединение? ­ Что для вас эта победа? Проверяют свои записи.     Устно обобщают  изученное. Определяют средства достижения цели . Слушают Нет: слово обязательно должно иметь смысл (ЛЗ) Индивидуальная работа Не знаю значение слова… Обратиться к толковому словарю Проверяют свои записи по слайду 2 презентации  «Способы толкования слов». Дети наглядно демонстрируют ЛЗ слов своими  активными действиями. Выполняют задание в парах.       (почитать, ветеран, победа) Проверяют и оценивают (смайлики) Темой ВОВ. День Победы россияне помнят и чтут  победителей. Вечная слава погибшим. Краткий ответ Работают индивидуально с проговариванием в  громкой речи – анализ, синтез, сравнение,  обобщение, аналогия, сериация,  классификация (П); – извлечение из текстов  необходимой информации (П); – моделирование и преобразование моделей разных типов (П); – использование знаково­ символических средств (П); – подведение под понятие (П); – установление причинно­ следственных связей (П); – выполнение действий по  алгоритму (П); – осознанное и произвольное  построение речевого высказывания (П); – построение логической цепи  рассуждений, доказательство (П); – выражение своих мыслей с  достаточной полнотой и точностью (К); – адекватное использование  речевых средств для решения  коммуникационных задач (К); – формулирование и аргументация  своего мнения в коммуникации  (К); – учет разных мнений,  координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – осознание  ответственности за общее дело (Л); – использование критериев для  обоснования своего суждения (К). – достижение договоренностей и  согласование общего решения (К); Анализ объектов с целью  выделения признаков и синтез как Дают ответы на вопросы Не забыть о девизе урока и толковом словаре Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание Читают творческие работы. Обсуждают. Оценивают. Рефлексия способов и условий  действия; контроль и оценка  процесса и результатов  деятельности (П) Самооценка; адекватное  понимания причин успеха или  неуспеха в УД (Л); следование в  поведении моральным нормам и  этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и  точно; формулирование и  аргументация своего мнения, учёт  разных мнений (К) VI Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч­ся своей учебной  деятельности, самооценка результатов  деятельности своей и всего класса Организует рефлексию: ­ Исследование какой темы вели на уроке? ­ Какие понятия разобрали? ­ Удалось решить поставленную задачу? ­ Каким способом? ­ Какие получили результаты? ­ Что нужно сделать ещё? ­ Где можно применить новые знания? ­ Оцените свою работу на уроке. Работу класса ­ Выберите смайлик своего настроения.  Изменилось ли оно? Почему? ­ Дома выпишите из толкового словаря ЛЗ  слов компания и  кампания, или проанализируйте структуру  словарной статьи из толкового  словаря, или объясните разными способами ЛЗ  слова искусственный (задание на выбор  учащихся); всем упр.163 Приложение к уроку (по этапам) I. Смайлики «Покажи своё лицо»: II.  Кроссворд 1) л е 3) к г 5) 7) л о е р ф о с и 6) к с с и 2) ф а р л 4) р н о г и к к о ф е а т г о н и к ф а р л е к с и к а г и о т а и я с и ф и к и я к а н о с я 1) Лексикология ­ раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка (лексику). 2) Фонетика ­ раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка (звуки речи). 3) Графика ­ раздел науки о языке, изучающий буквы, соотношения между буквами и звуками. 4) Лексикон ­ запас слов какого­то одного человека. 5) Орфография ­ раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. 6) Синтаксис ­ раздел грамматики, изучающий словосочетания, предложения, текст. 7) Лексикография ­ раздел науки о языке, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения. III.   Ведётся «бортовой журнал». Учащиеся фиксируют самооценку по каждому записанному в нём заданию.  Проблемные ситуации, предложенные «творческой» группой уч­ся для объяснения способов толкования слов: 1. В магазине  глухонемой продавец, как объяснить ему, что вам нужны яблоко и груша? (Можно нарисовать фрукты). А еще рисунок (или фотография) часто используется при знакомстве с новым словом в книгах для малышей и книгах, где разъясняются значения редко употребляющихся слов. 2. Простое слово промежуток: В театре несколько минуток Пока начнётся новый акт, Мы называем все…(антракт) На время что­то прекратив, Мы объявляем…(перерыв) В борьбе, в труде устали слишком, Дают уставшим…(передышку) После урока непременно Нужна ребятам…(перемена) Синонимы помогают не только уточнить значение слова, но и вспомнить другие слова с таким же значением. 3. Упитанный – не худой и не толстый.  Прием толкования слов при помощи антонимов чаще всего используется в загадках: Я антоним к слову зной, Я антоним к слову лето, Я в реке, в тени густой В шубу снежную одета, И в бутылке лимонада, Хоть люблю мороз сама, А зовут меня ­ ...  (Прохлада). Потому что я ­ ... .(Зима) Я антоним к слову смех, Я антоним шума, стука, Не от радости, утех, ­ Без меня вам ночью мука, Я бываю поневоле Я для отдыха, для сна, От несчастья и от боли, Да и в школе я нужна. От обиды, неудач. Называюсь ... . (Тишина) Догадались? Это ... . (Плач). 4. Игра «третий – лишний». Объясни ЛЗ слова подбором однокоренных слов:  а) безветренный – (вихрь, ветер, ветеро.к)  б) изучать – (зубрить, учение, учить)  в) жалкий – (сожаление, сочувствие, жалость).  Однокоренные слова помогают понять, почему именно так назван предмет. 5. Презентация «Коротко о …». Выходит ученик в костюме «Толкового словаря» и говорит о том, что: Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке. (А.Франс) Обсуждение цитаты. Обращаемся к «Выставке словарей». IV.  Презентация «Толкование слов» ­ 1­й слайд Стихотворение И.Токмаковой Ложка – это ложка.                                А я придумал слово. Ложкой суп едят.                                        Смешное слово ­ плим. Кошка – это кошка.                                Я повторяю снова ­ У кошки семь котят.                                Плим, плим, плим… Тряпка – это тряпка.                                Вот прыгает и скачет ­ Тряпкой вытру стол.                                Плим, плим, плим… Шапка – это шапка                                И ничего не значит ­ Оделся и пошел.                                        Плим, плим, плим… V. Электронные вопросы. Определите значение слова.          Вопрос 1.      Вопрос 2.      Вопрос 3.      Вопрос 4.      Вопрос 5. Индивидуальные карточки по теме на бумажном носителе (Есть задания по работе с текстом). Резервные задания содержит в себе Презентация «Толкование слов» ­ слайды 4, 5, 6.

Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".

Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".

Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".

Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".

Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".

Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".

Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".

Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".

Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".

Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".

Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".

Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".

Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".

Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".

Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".

Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".

Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".

Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".

Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".

Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".

Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".

Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".

Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".

Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017