Разработка урока "Способы объяснения лексического значения слова".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: Способы объяснения лексического значения слова. по УМК Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009. Класс: 5 Предмет: русский язык Тип урока: «открытие» нового знания Цели урока: (Деятельностная цель -формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель - расширение ПОНЯТИЙНОЙ базы за счет включения в нее новых элементов Развивающая- формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемную и коммуникативную.) • Развить умение уч-ся формулировать понятие лексического значения слова; • сформировать у уч-ся представление о способах словотолкования; • сформировать у уч-ся способность определять ЛЗ слова различными способами; • развивать у уч-ся умение работать с толковым словарём.Техкарта урока.
Иконка файла материала Урок по ФГОС.doc
Конспект урока учителя русского языка и литературы Зубковой Татьяны Юрьевны Тема урока: Способы объяснения лексического значения слова. по УМК Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009. Класс: 5 Предмет: русский язык Тип урока: «открытие» нового знания Цели урока:  (Деятельностная цель ­формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель ­  расширение ПОНЯТИЙНОЙ  базы  за счет включения в нее новых элементов Развивающая­ формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемную и коммуникативную.)  Развить умение   уч­ся формулировать  понятие лексического значения слова;    развивать  у уч­ся умение работать с толковым словарём; сформировать у уч­ся представление о способах словотолкования; сформировать у уч­ся способность определять ЛЗ слова различными способами; Деятельность учителя Деятельность обучающихся У У Д I. Организационный момент (мотивация к  учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в  деятельность на личностно­значимом уровне,  создание ситуации успеха. ­ Добрый день, ребята! На столах у вас по три  смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. ­ Как много улыбок засветилось. Спасибо! ­ А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. – самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – целеполагание (Р) – планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками (К).II. Актуализация знаний и пробное учебное  действие; постановка учебной задачи Цель этапа: повторение изученного материала,  необходимого для «открытия нового знания»,и  выявление затруднений в индивидуальной  деятельности каждого учащегося. Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. На доске предложение: «С малой удачи  начинается большой успех» ­ Распределите слова высказывания по группам ­ Оцените работу соседа по парте ­ По каким признакам распределяли слова? (На  доске: малый – большой; удача – успех) ­ Какие признаки важны для понимания смысла  высказывания? ­ Запишите смысл высказывания в виде схемы ­ Обсудите результат в группе по 4 человека ­ Сделайте вывод. Что для нашего урока это  высказывание? ­ Как думаете, какова тема урока? (Если детям  сложно, можно помочь вопросами: Что  объединяет слова, записанные на доске? Какой  термин есть для определения смысла этих  слов?) ­ Какова главная цель урока? ­ Какова задача урока? Распределяют слова и  осуществляют самопроверку. Дают ответ. Выделяют признак. Составляют схему. Работают в группе по заданию. Рефлексия, вывод (девиз, эпиграф). Формулируют тему урока (Лексическое значение  слова). Формулируют цель (понять, что такое лексическое  значение слова). Научиться определять ЛЗ слова – анализ, синтез, сравнение,  обобщение, аналогия,  классификация, сериация (П);–  постановка и формулирование  проблемы (П); – извлечение необходимой  информации из текстов (П); – использование знаково­ символических средств (П); – осознанное и произвольное  построение речевого высказывания (П); – подведение под понятие (П); – выполнение пробного учебного  действия (Р); – фиксирование индивидуального  затруднения в пробном действии  (Р); – волевая саморегуляция в  ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с  достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и  позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для  обоснования своего суждения (К).III. Проблемное объяснение нового знания;  выявление места и причины затруднения. Цель этапа: обеспечение восприятия,  осмысления и первичного закрепления  учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его  определения ­ С чего же начать «открытие нового знания»?  Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю  разгадать кроссворд. ­ Какое слово получилось? ­ Что такое лексика? ­ Сколько слов в русском языке? ­ А конкретнее? ­ Почему же? ­ Например ­ Какие ещё термины связаны с темой урока?  Дайте их толкование или ЛЗ? ­ Что такое ЛЗ слова? ­ Как мы можем его определить? Слушаю объяснение, помогаю при  затруднениях, уточняю . – анализ, синтез, сравнение,  обобщение, аналогия (П); – подведение под понятие (П); – определение основной и  второстепенной информации (П); – постановка и формулирование  проблемы (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное  построение речевого высказывания (П); – выражение своих мыслей с  достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и  позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений,  координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – разрешение конфликтов (К). Дети в группе по 4 человека работают с кроссвордом. Лексика. Словарный состав языка. Много. Нельзя сказать. Какие­то слова появляются, какие­то исчезают. Приводят примеры слов Лексикология, лексикон, лексикография. Проговаривают ЛЗ терминов. То что обозначает слово. «Творческая» группа учащихся (д/з) объясняет  способы толкования слов:  (наглядно (рисунком);путём подбора синонимов;  путем подбора антонимов;  путем подбора однокоренных слов; краткое толкование, с использованием толкового  словаря или без). «Учащиеся­учителя» организуют учеников по  исследованию проблемной ситуации, используя в  своей работе различные игровые приемы, остальные  активно слушают и выполняют задания. Составляем  кластер.  Результат­ схема способов толкования слов (на доске  и в тетрадях).IV. Первичное закрепление; самостоятельная  работа с проверкой по эталону. Цель этапа: проговаривание и закрепление  нового знания; выявить пробелы первичного  осмысления изученного материала, неверные  представления уч­ся; провести коррекцию. Демонстрирую 1­й слайд презентации «Способы толкования слов». Чтение стихотворения И.Токмаковой ­ Сделайте вывод (Удалось ли мальчику  придумать новое слово и почему?) ­ Дайте ЛЗ слов фойе, иней, святки? ­ Какие трудности возникли? ­ Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? Физминутка. Называю глаголы. Даю задание: Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям. 1. Относиться к кому­нибудь с  глубоким уважением и любовью. 2. Старый, бывалый, опытный воин. 3. Успех в битве, войне, полное  поражение противника. ­ Проверьте себя по словам для справок и  оцените свою работу. ­ Какой темой объединены эти слова? Случайно ли такое объединение? ­ Что для вас эта победа? Проверяют свои записи.     Устно обобщают  изученное. Определяют средства достижения цели . Слушают Нет: слово обязательно должно иметь смысл (ЛЗ) Индивидуальная работа Не знаю значение слова… Обратиться к толковому словарю Проверяют свои записи по слайду 2 презентации  «Способы толкования слов». Дети наглядно демонстрируют ЛЗ слов своими  активными действиями. Выполняют задание в парах.       (почитать, ветеран, победа) Проверяют и оценивают (смайлики) Темой ВОВ. День Победы россияне помнят и чтут  победителей. Вечная слава погибшим. Краткий ответ Работают индивидуально с проговариванием в  громкой речи – анализ, синтез, сравнение,  обобщение, аналогия, сериация,  классификация (П); – извлечение из текстов  необходимой информации (П); – моделирование и преобразование моделей разных типов (П); – использование знаково­ символических средств (П); – подведение под понятие (П); – установление причинно­ следственных связей (П); – выполнение действий по  алгоритму (П); – осознанное и произвольное  построение речевого высказывания (П); – построение логической цепи  рассуждений, доказательство (П); – выражение своих мыслей с  достаточной полнотой и точностью (К); – адекватное использование  речевых средств для решения  коммуникационных задач (К); – формулирование и аргументация  своего мнения в коммуникации  (К); – учет разных мнений,  координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – осознание  ответственности за общее дело (Л); – использование критериев для  обоснования своего суждения (К). – достижение договоренностей и  согласование общего решения (К); Анализ объектов с целью  выделения признаков и синтез какДают ответы на вопросы Не забыть о девизе урока и толковом словаре Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание Читают творческие работы. Обсуждают. Оценивают. Рефлексия способов и условий  действия; контроль и оценка  процесса и результатов  деятельности (П) Самооценка; адекватное  понимания причин успеха или  неуспеха в УД (Л); следование в  поведении моральным нормам и  этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и  точно; формулирование и  аргументация своего мнения, учёт  разных мнений (К) VI Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч­ся своей учебной  деятельности, самооценка результатов  деятельности своей и всего класса Организует рефлексию: ­ Исследование какой темы вели на уроке? ­ Какие понятия разобрали? ­ Удалось решить поставленную задачу? ­ Каким способом? ­ Какие получили результаты? ­ Что нужно сделать ещё? ­ Где можно применить новые знания? ­ Оцените свою работу на уроке. Работу класса ­ Выберите смайлик своего настроения.  Изменилось ли оно? Почему? ­ Дома выпишите из толкового словаря ЛЗ  слов компания и  кампания, или проанализируйте структуру  словарной статьи из толкового  словаря, или объясните разными способами ЛЗ  слова искусственный (задание на выбор  учащихся); всем упр.163 Приложение к уроку (по этапам) I. Смайлики «Покажи своё лицо»:II.  Кроссворд 1) л е 3) к г 5) 7) л о е р ф о с и 6) к с с и 2) ф а р л 4) р н о г и к к о ф е а т г о н и к ф а р л е к с и к а г и о т а и я с и ф и к и я к а н о с я 1) Лексикология ­ раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка (лексику). 2) Фонетика ­ раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка (звуки речи). 3) Графика ­ раздел науки о языке, изучающий буквы, соотношения между буквами и звуками. 4) Лексикон ­ запас слов какого­то одного человека. 5) Орфография ­ раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. 6) Синтаксис ­ раздел грамматики, изучающий словосочетания, предложения, текст. 7) Лексикография ­ раздел науки о языке, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.III.   Ведётся «бортовой журнал». Учащиеся фиксируют самооценку по каждому записанному в нём заданию.  Проблемные ситуации, предложенные «творческой» группой уч­ся для объяснения способов толкования слов: 1. В магазине  глухонемой продавец, как объяснить ему, что вам нужны яблоко и груша? (Можно нарисовать фрукты). А еще рисунок (или фотография) часто используется при знакомстве с новым словом в книгах для малышей и книгах, где разъясняются значения редко употребляющихся слов. 2. Простое слово промежуток: В театре несколько минуток Пока начнётся новый акт, Мы называем все…(антракт) На время что­то прекратив, Мы объявляем…(перерыв) В борьбе, в труде устали слишком, Дают уставшим…(передышку) После урока непременно Нужна ребятам…(перемена) Синонимы помогают не только уточнить значение слова, но и вспомнить другие слова с таким же значением. 3. Упитанный – не худой и не толстый.  Прием толкования слов при помощи антонимов чаще всего используется в загадках: Я антоним к слову зной, Я антоним к слову лето, Я в реке, в тени густой В шубу снежную одета,И в бутылке лимонада, Хоть люблю мороз сама, А зовут меня ­ ...  (Прохлада). Потому что я ­ ... .(Зима) Я антоним к слову смех, Я антоним шума, стука, Не от радости, утех, ­ Без меня вам ночью мука, Я бываю поневоле Я для отдыха, для сна, От несчастья и от боли, Да и в школе я нужна. От обиды, неудач. Называюсь ... . (Тишина) Догадались? Это ... . (Плач). 4. Игра «третий – лишний». Объясни ЛЗ слова подбором однокоренных слов:  а) безветренный – (вихрь, ветер, ветеро.к)  б) изучать – (зубрить, учение, учить)  в) жалкий – (сожаление, сочувствие, жалость).  Однокоренные слова помогают понять, почему именно так назван предмет. 5. Презентация «Коротко о …». Выходит ученик в костюме «Толкового словаря» и говорит о том, что:Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке. (А.Франс) Обсуждение цитаты. Обращаемся к «Выставке словарей». IV.  Презентация «Толкование слов» ­ 1­й слайд Стихотворение И.Токмаковой Ложка – это ложка.                                А я придумал слово. Ложкой суп едят.                                        Смешное слово ­ плим. Кошка – это кошка.                                Я повторяю снова ­ У кошки семь котят.                                Плим, плим, плим… Тряпка – это тряпка.                                Вот прыгает и скачет ­ Тряпкой вытру стол.                                Плим, плим, плим…Шапка – это шапка                                И ничего не значит ­ Оделся и пошел.                                        Плим, плим, плим… V. Электронные вопросы. Определите значение слова.          Вопрос 1.      Вопрос 2.      Вопрос 3.      Вопрос 4.      Вопрос 5. Индивидуальные карточки по теме на бумажном носителе (Есть задания по работе с текстом).Резервные задания содержит в себе Презентация «Толкование слов» ­ слайды 4, 5, 6.

Посмотрите также