Сценарий урока по теме:
«Анатолий Шастин. Пересказ рассказа «Пример для подражания» по
плану».
Предмет: Культура и литература Восточной Сибири
Класс: 5 В
Учитель: Вантеева Наталья Владимировна, учитель русского языка и
литературы
Цель: развивать навык грамотного пересказа прозаического текста
Тип урока: комплексное применение знаний и умений
Оборудование: презентация, учебники «Писатели Восточной Сибири 56
класс»
УУД
Познавательные: развивать умения анализировать текст, выделяя главное;
учиться выделять и формулировать проблему, делать выводы;
Личностные: осмысление значения слова «лицемерие» как отрицательного
качества человека;
Регулятивные: учиться определять цели урока, определять план действий,
действовать по выбранному плану; учиться способам самопроверки и
взаимопроверки;
Коммуникативные: уметь передать содержание в развернутом виде, строить
монологическое высказывание, убеждать другого человека в своей правоте.
Ход урока:
1. Актуализация знаний.
Вопросы:
1. Что на предыдущем уроке вы узнали об Анатолии Шастине?
Достаточна ли была информация в учебнике? Где мы нашли более
подробные сведения?
2. Понравился ли вам рассказ? Какую проблему поднимает в нем
автор? 3. Какое качество человека олицетворяет образ Борьки? Как вы
понимаете значение этого слова? (лицемерие)
4. Дайте точное толкование этого слова с помощью Толкового словаря
(инд. 2 учащихся). Подберите синонимы к данным словам
(коллективно). Определите этимологию слова по специальному
словарю (инд. 2 учащихся). Выполните словообразовательный разбор
слова.
Ответы на вопросы сопровождаются презентацией об Анатолии
Шастине и этимологии слова «лицемерие» (см. презентацию)
2. Целеполагание.
Глядя на тему урока учащиеся вместе с учителем определяют задачи
урока:
1) Проверить план текста (23 индивидуальных выступления
учащихся, обсуждается коллективно, собирается из
предложенных заголовков общий план)
2) Сформулировать критерии оценивания пересказа (консультанты
обсуждают во время составления общего плана, выбирают и
записывают на доске основные критерии)
3) Деление на группы и распределение отрывков для пересказа
(учащиеся выбирают «своего» консультанта, вместе с ним
выбирают отрывок, исходя из степени сложности и подготовки
учащегося; отрывки должны соответствовать пунктам общего
плана, каждому учащемуся определяется отрывок,
соответствующий плану; пункты плана не повторяются,
наиболее сложные можно поделить между двумя учащимися). С
технологией работы учащиесяконсультанты должны быть
ознакомлены на предыдущем уроке.
4) Проверка и оценивание пересказа консультантами (по группам).
Примерные критерии оценивания:
А) Последовательность пересказа текста – 1 балл
Б) Четкость, правильность речи – 1 балл
В) Эмоциональность, выразительность – 1 балл
Г) Соблюдение авторской лексики и стилистики – 1 балл
Д) Умение работать в группе – 1 балл
Баллы могут выставляться по 0,5, если критерий соблюдается
на половину, в итоге при суммировании округляется. Например:
4,5 б. примерно оценка «5»; 3,5 б. примерно оценка «4». Решающим
при оценивании считается мнение и аргументация консультанта,
ведущего группу.
5) Общие рекомендации для класса на следующий урок такого типа
(консультанты выступают каждый индивидуально, итоги подводит учитель). Учащиеся должны понять в конце урока, какие самые
типичные ошибки при пересказе по плану совершали ребята и
соотнести со своими достижениями (о чем напишут рядом со
своими смайликами в графе «Комментарии».
3. Проверка домашнего задания и составление общего плана текста
(коллективная работа)
План:
1) Сосед Борька
2) 2) Случай с пуговицей
3) Бабушка и коляска
4) Заговор ступают
5) Борька раскаялся
4. Выработка критериев оценки устного пересказа (консультанты)
1. Правильность, чёткость речи
2. Фактическая точность
3. Выразительность, эмоциональность речи
4. Соблюдение авторской лексики и стилистики
5. Умение работать в группе.
По 1 б. за каждый пункт. Итого: 5 баллов.
5. Подготовка групп к пересказу в соответствии с выработанными
критериями (ответственные – руководители групп, группа в
среднем 56 человек, около 5 групп).
6. Проверка и оценивание пересказа консультантами
(индивидуальная и коллективная общая оценка выступления
группы, озвучивает консультант в конце урока)
7. Подведение итогов выступлений групп, формулировка общих
рекомендаций (учитель и консультанты). Запись основных правил в
тетрадь.
1) Внимательно читай текст (!), чтобы не допускать перестановки
абзацев и фактических ошибок.
2) Недостаточная выразительность, эмоциональность пересказа у
некоторых учащихся. Относись эмоционально к прочитанному!
3) Не допускай в устной речи присутствия словпаразитов.
8. Рефлексия Оцени свою работу на уроке, выбрав один из смайликов.
У меня все получилось!
Были трудности.
Сегодня не мой день.
Рядом напиши комментарий, оцени свое выступление.
Примеры.
Сегодня я был не очень эмоционален. Получил «4»
Невнимательно читал текст, допустил много фактических ошибок.
Обидно, поставили «3». Буду стараться в следующий раз!
9. Домашнее задание:
1) Индивидуально (2 человека) – доклад о Ю. Самсонове.
2) Остальные ребята подбирают изречения мудрых людей о лицемерии.
10. Выставление оценок.
Анализ урока по теме: «Анатолий Шастин. Пересказ рассказа «Пример для подражания» по
плану».
Предмет: Культура и литература Восточной Сибири
Класс: 5 В
Данный урок полностью соответствует требованиям ФГОС. В начале урока
была проведена актуализация и дополнение знаний предыдущего урока (по
программе их 2) и осуществлен плавный переход к текущей теме урока.
Учащиеся в совместной деятельности с учителем определяют цели урока и
приступают к работе по выработанному ими самими плану. Этапы урока
чёткие, логичные. Прослеживается связь с другими предметами программы
(русский язык, литература). Методы организации УД адекватны задачам.
Репродуктивные методы используются в минимальном объеме, преобладают
продуктивные. Учтены индивидуальные особенности учащихся и
затрагиваются проблемы, соответствующие возрасту шестиклассника
(поведение в обществе, взаимоотношения с друзьями). На уроке
осуществляется коллективная и групповая работа, выбраны консультанты,
которые самостоятельно вырабатывают критерии пересказа текста по плану.
Содержание урока соответствует целям, органично включает ценностный
(воспитывающий) и развивающий компоненты. Осуществляется
критериальный подход к оценке деятельности. Учащиеся активно включены в
систему самоконтроля и взаимоконтроля. Рефлексия проведена вовремя,
учащиеся индивидуально с помощью знаковой системы и вербально (в
письменной форме) анализируют свои достижения и те проблемы, которые
встретили в процессе учебной деятельности. В самооценке используется
современный и привычный ребятам формат (смайлики, комментарии).
Урок соответствует поставленным целям и диагностичен в аспекте ЗУН и
УУД, имеет хороший обучающий, воспитывающий и обучающий эффект.
Разработка урока (сценарий и презентация) по рассказу А. Шастина "Пример для подражания" (5 класс, литература)
Разработка урока (сценарий и презентация) по рассказу А. Шастина "Пример для подражания" (5 класс, литература)
Разработка урока (сценарий и презентация) по рассказу А. Шастина "Пример для подражания" (5 класс, литература)
Разработка урока (сценарий и презентация) по рассказу А. Шастина "Пример для подражания" (5 класс, литература)
Разработка урока (сценарий и презентация) по рассказу А. Шастина "Пример для подражания" (5 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.