Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа
с. Кировское Марксовского района Саратовской области
413084, Саратовская область, Марксовский район, с. Кировское, ул. Кировская 1.
Телефон: (84567) 6-44-33; e-mail: schkirovskoe@mail.ru
Технологическая карта урока литературы в 5 классе.
Начало литературной деятельности И.С. Тургенева. История создания рассказа "Муму".
Выполнена
учителем русского языка и литературы
Котельниковой О.А.
2016год.
Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Тема: Начало литературной деятельности И.С. Тургенева. История создания рассказа "Муму".
Цель: формирование представлений о жизни и творчестве И.С. Тургенева, знакомство с историей создания рассказа «Муму», формирование представления о нравственном преображении Герасима.
Задачи:
-развитие умений и навыков анализа текста;
-совершенствование умений выделять главное, давать оценку содержанию текста;
-формирование коммуникативных навыков;
-воспитание чувства сострадания.
Форма урока: мастерская
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование: презентация.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, построение кластера, фронтальный опрос, синквейн,
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник/
Литература:
ЭТАПЫ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
УУД |
1. Подготовка к восприятию. Сообщение темы мастерской 4 мин. |
Приветствует учеников Проверяет готовность к уроку. Объясняет, как будет проходить урок. Объявляет тему урока.
|
Готовятся к уроку. Принимают правила работы на уроке |
Л –освоение правил поведения, формирование ответственного отношения к учению. М-владение основами контроля и самоконтроля
|
2. 2.1 Индуктор
2.2 создание творческого продукта. 2.3 Первичная социализация
6 мин. |
1. Предлагает написать на листах слова "Свобода", "жестокость", "сострадание"(по рядам) и ответить на вопрос, что обозначают эти слова, подобрать слова, которые живут в этих понятиях (ассоциации),
2. Просит составить кластер, синквейн, небольшое стихотворение
3. Предлагает ребятам представить результаты своей работы. |
1. Определяют слова, записывают на доске.
2. составляют кластер, выполняют любую творческую работу.
3. представляют результат работы |
Л –осознание нравственных качеств в жизни человека. М-умение использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей. П – умение создавать устные монологические высказывания, вести диалог |
3. Разрыв 5 мин. |
1. Предлагает подумать - Может ли жестокость пробудить в человеке сострадание, сочувствие. - Могут ли эти понятия быть связаны. 2. Просит рассказать о фактах биографии И.С. Тургенева, по материалам статьи учебника. (Учитель дополняет, приводит факты биографии Тургенева и его матери, дает понятие «крепостное право»)
|
1. Работают со словами, совещаются, высказывают предположения.
2. Отвечают на вопросы, сравнивают отношение к крепостным Варвары Петровны Тургеневой и И.С. Тургенева.
|
Л- формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, формирование осознанного отношения к истории. М – умение создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. П –умение вести диалог. |
4. Обработка новой информации 11 мин.
Физминутка. 1 мин
|
1.Знакомит с историей создания рассказа "Муму" и с реальной историей о дворнике Андрее, ставшего прототипом Герасима.(чтение с остановками, незаконченный текст). 2.После прочтения предлагает сформулировать вопросы, которые возникли у ребят в ходе прочтения рассказа. Вопрос записать в рабочий лист. 3. Просит ребят написать финал рассказа о дворнике Андрее или продолжить его устно. Предлагает реальный финал.
4. Задает ряд вопросов: - почему вы решили, что рассказ закончится именно так? -в чем различие между реальной историей и рассказом Тургенева
|
1.Слушают текст 2. Заполняют рабочий лист. 3. Зачитываю . 4. Отвечают на вопросы, высказывают предположения. |
Л – формирование целостного мировоззрения, уважение к прошлому, знание истории своего народа. Формирование нравственных чувств. М – умение планировать пути достижения целей, выбирать эффективные способы решения учебных задач, определять способ действий, корректировать свои действия, умение организовывать учебное сотрудничество. П – умение анализировать литературное произведение, характеризовать героев, осмысленное чтение, создание письменного или устного высказывания, умение отвечать на вопрос по прочитанному тексту. |
5. 5.1Корректировка творческого продукта
5.2 социализация
15 мин.
|
Задает ряд вопросов на понимание и осмысление рассказа - какой из рассказов понравился вам больше? -почему автор изменил конец рассказа? (И.С.Тургенев показал победу Герасима не только над властью барыни, жестокостью дворовых, но и над собой, над своей привычкой повиновения и рабской покорности)
-как выдумаете, какие события жизни Герасима являются главными в рассказе? -как эти события изменили его жизнь
(Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям Герасима. В финале он духовно свободный человек. Уходя в деревню, Герасим выражает протест против крепостного права. Немой Герасим — символ бесправного «немого» русского крестьянства. ) - как вы думаете, мог ли Герасим поступить по другому?
Просит вернуться к словам, с которых начиналась работа на уроке и, если необходимо, изменить или что - то дополнить в своей работе.
Письменно ответить на вопрос. "Почему для создания рассказа "Муму" Тургенев использовал реальную историю, связанную с его семьей"
|
1. Отвечают на вопрос учителя. Предполагают, высказывают свое мнение, аргументируют.
2. Предлагают новые варианты или подтверждают прежние. |
Л- формирование коммуникативной компетенции, осознание значения семьи в жизни человека, формирование нравственных чувств. М- корректировать свои действия в соответствии с ситуацией, умение формулировать, аргументировать, строить логическое рассуждение. П – понимание ключевых проблем произведения, понимание авторской позиции и личное отношение к ней.
|
6.Рефлексия. 3 мин. |
5. Предлагает подвести итог урока; Чему научил вас сегодняшний урок? Что бы вы взяли для себя из рассказа "Муму"? Дайте оценку работе нашей мастерской?
Произносит заключительное слово (пр. 2)
|
|
Л – формирование целостного мировоззрения, развитие морального сознания. М – владение основами оценки и самооценки
|
Рабочий лист урока.
Фамилия, имя участника мастерской: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Творческое задание 1 (стихотворение, синквейн, кластер)
Творческое задание 2 (мини - сочинение)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самооценка деятельности:
Словарик.
1. Аннибалова клятва – знаменитый в древности карфагенский полководец Ганнибал поклялся до конца своей жизни бороться с Римом, врагом его родного города. Отсюда и произошло выражение «Ганнибалова (или Аннибалова) клятва.
2.Крепостное право - Все население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьянство. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями.Дворяне имели право владеть землей и людьми – крепостными крестьянами. Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным.
3.Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле
и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали
крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян,
например, продать мать одному помещику, а ее детей – другому. Крепостные
крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны
были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть
заработанных денег (оброк).
«Тягло» – крепостная повинность, которой
помещики облагали своих крестьян. Тургенев подчеркивает, что Герасим был
полноценным работником, несшим все крестьянские повинности.
4.Прототип - конкретная историческая или современная личность, послужившая основой для создания образа в литературе.
Памятка
Синквейн – это не простое стихотворение, а
стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
биография И. С.Тургенева
«По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.
Мать писателя, Варвара
Петровна, несмотря на образованность и ум была жестокой помещицей-крепостницей.
Она могла оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню горничную за то. Что та
не успела вытереть пыль со столика, или садовника выпороть, если кто-то сорвал
любимый цветок помещицы.
В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных
пансионах и у хороших домашних учителей.
Затем, в возрасте 15 лет, поступает в Московский университет на словесный
факультет, в 1834 переходит на историко-филологический факультет
Санкт-Петербургского университета.
В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию.
До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете,
занимается классическими языками, пишет стихи.
В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.
В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. Много пишет.
Сообщение учителя о крепостном праве
На Руси было время, которое в истории называется крепостное право. Что вы знаете о крепостном праве?
Крепостное право – это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие несколько тысяч «душ».
Крестьян, «прикреплённых» к помещичьей земле, называли крепостными. Помещики делали со своими крепостными всё, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, словно скотину, при этом разлучали детей с родителями; выменивали крепостных на собак.
Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Били среди крепостных прекрасные музыканты, художники, скульпторы. Все они так же зависели от помещиков, как и те, кто работал в поле. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К сожалению, даже невозможно сосчитать, сколько талантов погибло в крепостной неволе.
Были законы, запрещавшие помещикам жестокое обращение с крепостными, но исполнялись они плохо. Известен, например такой случай. Помещица Наталья Салтыкова, известная своей жестокостью, во цвете лет стала лысеть. Пришлось ей носить парик, а для того, чтобы крепостной парикмахер не открыл кому-нибудь эту ужасную тайну, помещица приковала юношу цепью к клетке, а клетку поставила в своей спальне.
Сообщение учителя «Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»
Еще в детстве, познав ужас
крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться
рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный
образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я
собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я
поклялся никогда не примеряться…» Это была его аннибалова клятва (клятва до
конца жизни)– бороться за отмену крепостного права.
«Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки
крепостничества.
В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая,
составлял некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати. А за
напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал
посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под
арестом «на Съезжей,в помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по
соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг.
Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие
впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».
Прототипами героев рассказа стали реальные люди
Реальная история. Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме. Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве.
В дальней господской деревне матери ТургеневаСычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!
Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.
Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.
Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.
Рассказ «Муму» был написан в 1852 году
Заключительное слово.
И. С. Тургенев был непримиримым врагом крепостного права, жестокости, насилия над людьми; В основе рассказа "Муму" лежат реальные события, а прообразами героев рассказа являются реальные люди. На протяжении всего творческого пути Тургенев не забывал о своей клятве. Во всех своих произведениях он отражал реальную жизнь русского народа, показывая и тяготы и радости его жизни.
Спасибо за урок. С вами было интересно.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.