На примере произведения Н.А. Римского - Корсакова "Сказка о царе Салтане" учащиеся знакомятся с разнообразием тембров музыкальных инструментов. Их звучание носит не только вызазительный характер, но и изобразительный, помогая детям развивать образное мышление и восприятие музыки. Цель урока: Продолжить знакомство учащихся с музыкальным тембром. Задачи урока: 1.Развивать умение различать своеобразие тембра музыкального произведения. 2.Показать взаимосвязь музыки и природы – использование эвукоизобразительных возможностей музыкальных инструментов. 3.Воспитывать эстетические взгляды, прививать любовь к музыке русских композиторов. Музыкальный материал: • Н.А.Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» «Три чуда» • Н.А.Римский-Корсаков «Полет шмеля» • Ю.Антонов «Живет повсюду красота»На примере произведения Н.А. Римского - Корсакова "Сказка о царе Салтане" учащиеся знакомятся с разнообразием тембров музыкальных инструментов. Их звучание носит не только вызазительный характер, но и изобразительный, помогая детям развивать образное мышление и восприятие музыки. Цель урока: Продолжить знакомство учащихся с музыкальным тембром. Задачи урока: 1.Развивать умение различать своеобразие тембра музыкального произведения. 2.Показать взаимосвязь музыки и природы – использование эвукоизобразительных возможностей музыкальных инструментов. 3.Воспитывать эстетические взгляды, прививать любовь к музыке русских композиторов. Музыкальный материал: • Н.А.Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» «Три чуда» • Н.А.Римский-Корсаков «Полет шмеля» • Ю.Антонов «Живет повсюду красота»
1.doc
План открытого урока
музыки в 4 классе
«Тембр
в музыке» Хамуева Екатерина Владимировна
Цель урока:
Продолжить знакомство учащихся с музыкальным тембром.
2.Показать взаимосвязь музыки и природы – использование
Задачи урока:
1.Развивать умение различать своеобразие тембра музыкального
произведения.
эвукоизобразительных возможностей музыкальных инструментов.
3.Воспитывать эстетические взгляды, прививать любовь к музыке русских
композиторов.
Музыкальный материал:
Н.А.РимскийКорсаков опера «Сказка о царе Салтане» «Три чуда»
Н.А.РимскийКорсаков «Полет шмеля»
Ю.Антонов «Живет повсюду красота»
Ход урока:
«Здравствуйте, ребята! Посмотрите на экран и прочитайте слова
русского композитора Н.А.Римского Корсакова.
(слайд 1)
«Искусство сочетания оркестровых звучаний
есть одна из сторон души самого сочинения»
(Н.А.РимскийКорсаков).
Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить с вами на
уроке?
Ответ учащихся.
«Красочность оркестрового звучания – это конечно присутствие в
нем?»
Ответ учащихся (различных музыкальных инструментов)
«Давайте вспомним, группы музыкальных инструментов, входящих в
состав симфонического оркестра?»
(слайд 2)
«Чем отличаются музыкальные инструменты друг от друга? Ответ учащихся.
«И так, кроме того, что инструменты отличаются по внешнему виду и
названию, чем они еще отличаются друг от друга?»
Ответ учащихся (они отличаются звучанием).
«Каким музыкальным термином называют краски звучания в музыке?»
Ответ учащихся (тембр) Заполнить на доске пустые клеточки
в кросворде.
«Музыкальные тембры нередко сравнивают с красками в живописи.
Как вы думаете почему?»
Ответ учащихся (слайд 3)
« Подобно краскам, тембры выражают цветовое богатство
окружающего мира, создают колорит произведения искусства и его
настроение. Они также передают многоликость мира, его образы и
эмоциональные состояния.
Музыка неотделима от тембра, в котором она звучит. А это
значит, что размышляя о музыкальном образе, композитор
слышит его в звучании».
«Сейчас мы послушаем симфоническое произведение. После
внимательного слушания, я прошу вас ответить на вопросы:
Сколько музыкальных эпизодов в этом произведении? Какие музыкальные
инструменты прозвучали? О чем нам хотел рассказать композитор в своем
произведении?»
Слушание, (можно дать детям карточки, которыми они будут показывать
смену эпизодов). Предложить учащимся записывать свои наблюдения в
тетрадь.
Ответы учащихся на вопросы учителя.
« Мы слушали вступление к последней картине оперы «Сказка о царе
Салтане», «Три чуда» композитора Н.А.Римского Корсакова
«Кто автор этой сказки?» Ответ учащихся.
(слайд 4)
«Это произведение было написано композитором к столетию со дня
рождения А.С.Пушкина. Это жемчужина русской оперы.
В опере «Сказка о царе Сатане», в сказочно – симфонической музыке можно
услышать картины природы и различные чудеса, представленные в
волшебных звуках оркестра. О каких « Трех чудах» нам рассказал А.С.Пушкин в своем произведении
«Сказка о царе Салтане?»
Ответ детей
«Давайте разберемся, как нам об этом рассказывает музыкальный тембр и
действительно ли музыка может звучать вне тембра?
Первое из чудес Белка, грызущая орешки и поющая свою беззаботную
песенку
(слайд 5)
Как звучит мелодия? В исполнении, какого инструмента, звучит этот
персонаж?
Музыкальный персонаж включает два звуковых эпизода: ксилофон и флейту
пикколо. Щелкаюший характер ксилофона, точно воспроизводит
раскалывание золотых орешков, а свистящий тембр флейты – пикколо
придает песенке Белки характер насвистывания.
Ответ учащихся
(слайд 6)
Второе – Тридцать три богатыря
« Какая по характеру звучала музыка? В исполнении каких музыкальных
инструментов? Почему композитор выбрал для изображения тембровую
окраску медных духовых инструментов?
Музыка Богатырей нарастает постепенно, это продиктовано движением
богатырей. Обратите внимание на иллюстрацию к сказке. Что вы видите?
Дети описывают иллюстрацию.
«Слышится рокот разбушевавшейся морской стихии, завывание ветра.
Звучание этой группы музыкальных инструментов создают образ сильный,
могучий, несокрушимый.
(слайд 7)
Третье самое чудесное из чудес царевна – Лебедь.
Как звучала музыка? А можно было бы этот эпизод доверить другим
инструментам?
Ответ учащихся.
Композитор использует звучание арфы – нежный пленительный инструмент,
передающий плавное скольжение прекрасной птицы по глади ночного моря,
освещенного луной, а пение ее поручено солирующему гобою –
напоминающему завораживающий голос царевны – Лебедь.
«Но есть в опере еще один удивительный музыкальный эпизод. Инструменту,
который сейчас будет звучать, присуща особая певучесть. Ему поручаются
мелодии плавного, песенного характера. Так ли прозвучит этот инструмент в
произведении Римского – Корсакова? «Давайте сядем удобно, закройте глазки и окунитесь в свой внутренний мир
воображения и фантазий».
Слушание: Н.А.Римский – Корсаков «Полет шмеля».
«Ребята, что вы услышали? О каком музыкальном инструменте шла речь?
Ответ учащихся.
(слайд 8)
«Рассерженный шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой
знаменитый полет. Звук полета воспроизведен с музыкальной точностью и
огромным остроумием. Мелодия скрипки столь стремительна, что у
слушателей создается впечатление реального грозного жужжания шмеля».
«И так, подведем итог. Как называлась тема урока? Что нового вы узнали?
Какое музыкальное произведение вы слушали? Кто его автор? О звучании
каких музыкальных инструментов мы говорили. В каких музыкальных
произведениях вы уже встречались с изобразительными возможностями
музыки?»
Ответ учащихся.
«Музыка обладает не только выразительными свойствами, но и
изобразительными. Что делает музыкальные мелодии « живыми»
привлекательными, запоминающимися, очень красивыми.
Посмотрите на экран
(слайд 9)
Представьте, что мы с вами на летней поляне, где пахнет цветами и травами.
Давайте вдохнем аромат и не торопясь, беззвучно выдохнем (проделать
несколько раз. Проследить за осанкой, плечами детей: музыкальная попевка
на слово КРАСОТА).
Исполнение песни Ю.Антонова «Живет повсюду красота»
Можно детям предложить оценить урок опладисментами. «По тому как вы
прохлопаете, мы узнаем понравился ли вам урок»
Домашнее задание: Нарисовать музыкальные инструменты и иллюстрации к
опере «сказка о царе Салтане». Активным учащимся выставить оценки за урок.
Разработка урока "Тембр в музыке"
Разработка урока "Тембр в музыке"
Разработка урока "Тембр в музыке"
Разработка урока "Тембр в музыке"
Разработка урока "Тембр в музыке"
Разработка урока "Тембр в музыке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.