Школа №12 г.Житикара Костанайская область
Дата проведения : 26.02.2016
Тема « Экология души , природы, общества»( внеклассная авторская работа)
Педагог: Бужумова Гузаль Фариховна
Класс:11 « Б», Кол-во уч-ся 22
Ценность: нравственность
Качества: совесть, доброта, доброжелательность, честность, ответственность, любовь, милосердие, сострадание, терпимость , идеалы, нормы, обычаи, традиции.
Цель : Развитие экологического сознания через отношение человека к природе , людям , признание человеческой жизни как величайшей ценности; развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие Задачи: - формировать нравственные ценности , связанных с такими понятиями, как совесть, доброта, доброжелательность, честность, ответственность, любовь, милосердие, сострадание, терпимость . - укреплять экологические права населения через участие в решении экологических проблем - формировать ценностное сознание у человека на уровне общества и личности через ориентации на общественные ценности – идеалы, нормы, обычаи, традиции. Воспитательные: научить созидательному отношению к жизни , природе, обществу
. |
Ресурсы: компьютер, видеоинтернет «Девочка, заставившая замолчать мир на 6 минут»,Интернет «Слово Пятнадцатое: чем ты живешь?»Абаямузыка каз.композ. «Толеген» ,песня «Как пркрасен этот мир» , информационный материал , клей,фломастеры, ,ножницы,стикеры ,бумага. . |
Ход урока: 1.Орг.момент. - приветствие - проверка готовности
2. Настрой к теме урока : Сегодня я не буду сообщать Вам тему нашего урока. Вы мне скажите сами после просмотра видео «Девочка, заставившая замолчать мир на 6 минут».(эл. ссылка Severn Cullis-Suzuki at Rio Summit 1992 ) Девочка, заставившая мир
замолчать на 5 минут. Обращение к МИРу.
3. Проверка понимания темы урока : Северн Сузуки говорила об экологии природы,общества, о жадности и алчности людей ,об уничтожении флоры и фауны на планете Земля ,говорила об ответсвенности человека за все ,что происходит в окружающем мире.
4.Сообщение темы урока учащимися: «Экология души, природы, общества».
5. Утверждение темы : На Конференции ООН по окружающей среде и развитию или как ее назвали Саммит Земли, состоявшийся в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., главы 140 государств и правительств мира одобрили Повестку дня на XXI в. - глобальный план человечества по достижению устойчивого развития . И среди них были дети . Цель урока, задачи:
6. Составление проектов .Класс разделен на 3 группы. Перед составлением проектов я представляю вам аудиозапись « Слово Пятнадцатое: чем ты живешь?» Абаякак напоминание вашему поколению : как ты живешь? Сделал ли ты что-нибудь полезное для своего образования , не придется ли тебе потом испить горечь сожаления? Чтобы задумывались сейчас: Что полезного я сделаю для общества ? Не принесут ли мои действия вред окружающим и миру ? Ясно знали различия между мыслями и поступками разумных людей и неразумных! Звучит запись :
«Между умными и глупыми людьми, по-моему, есть существенная разница .Родившись на свет, человек не может жить, не увлекаясь интересными вещами. Дни увлечений и поисков остаются в памяти самыми светлыми днями его жизни. Разумный человек интересуется достойными серьезными делами, упорно добивается своей цели, и даже воспоминания о перенесенных невзгодах на пути к ней ласкают слух и радуют сердце его слушателей. В ней не найдешь и тени сожаления о прожитых годах. Легкомысленный человек тратит время на ничего не стоящие, пустые, бессмысленные затеи. Хватившись, обнаруживает, что лучшие годы пролетели напрасно и позднее раскаяние не приносит ему утешения. В молодые годы он ведет себя так, будто молодость бесконечна, не сомневается, что впереди его ждут еще более заманчивые утехи и радости. Но очень скоро, утратив былую силу и гибкость, он оказывается не годным ни на что. И еще одно искушение подстерегает людей, страстно увлекающихся — достижение успеха или приближение к нему, дурманит им головы, пьянит. Хмель застилает разум, заставляет совершать оплошности, человек невольно привлекает к себе внимание окружающих, становится объектом людских пересудов и насмешек. Разумные в такие критические моменты не теряют рассудка, сдержанны и не выставляют своих чувств на всеобщее обозрение. Глупый же скачет на неоседланном коне, воздев глаза к небу, словно обезумев, потеряв в пылу шапку и не обращая внимания на то, что полы его чапана покрывают зад лошади...Вот что я видел .Желаешь быть в числе умных людей, спрашивай себя раз в день, раз в неделю, или хотя бы раз в месяц: как ты живешь? Сделал ли ты что-нибудь полезное для своего образования, для земной или потусторонней жизни, не придется ли тебе потом испить горечь сожаления? Или же ты и сам не заметил, не помнишь, как и чем жил?
• 1гр.- проект «Экология общества» • 2гр- проект «Экология природы» • 3гр- проект «Экология души»?
7.Позитивное высказывание (цитата). «Человек может превратить в рай всю землю только тогда, когда он будет носить рай в себе самом.» Максим Исповедник Вам сейчас предстоит доказать данную цитату в своих проектах :
8. Защита проектов.
|
Примечание:
1 мин
6 мин
Озвучиваются .
1 мин
Зачитываются учителем цели и задачи 2 мин Звучит запись на каз.яз.« Слово Пятнадцатое: чем ты живешь?»2 мин
(текст перевода на столах учеников) 3 мин
Информационный материал на каждом столе . Звучит музыка «Толеген» 7 мин
5 мин |
9.Беседа . Вопрос : «Зависит ли от Вас решение проблем по вопросам экологии природы,общества,души :»
|
1мин |
10.Рассказ учителя. Радиоактивное облако, вырвавшееся из четвертого блока чернобыльского реактора, заставило многих людей на Земле взглянуть на мир иными глазами. В июле 1986 года в Мюнхене родилась инициатива «Давид против Голиафа». Выступая против бездумного строительства ядерных электростанций, за использование солнечной энергии и энергосберегающих технологий, разрастающееся общественное движение поставило перед собой цель – добиваться взаимопонимания между народами. Благодаря усилиям таких видных представителей культуры ФРГ, как футуролог Роберт Юнг, артист кабаре Дитер Хильдебрандт, актриса Сента Бергер, певец Константин Векер, сегодня при городском совете Мюнхена учрежден благотворительный фонд для лечения детей Чернобыля. Ежегодно проводятся Дни защиты окружающей среды, где звучат 11 заповедей, 11 призывов человека к самому себе, чтобы вечно жили природа и человечество. Вот этот документ. «Давид против Голиафа»
(дальше творческая деятельность…)
|
2 мин |
11. Творческая деятельность групповая работа ( обсуждение каждой группой проекта «Давид против Голиафа» )
12. Творческая деятельность индивидуальная . Сказать свою версию : « Что я сделаю для улучшения экологии на планете Земля.»
1. Я буду покупать только те товары, выпуск которых не отражается на экологической обстановке 2. Я буду вынуждать производителей предлагать на рынок продукцию, производство которой не разрушает окружающей среды. 3. Я отказываюсь от лишней упаковки. 4. Я буду сортировать отходы по видам. 5. Я буду потреблять только те продукты питания, которые выращены под строгим контролем и не содержат никаких консервантов. 6. Я буду использовать приборы и машины с низким уровнем шума. 7.Я буду следить за тем, чтобы радио и телевизор не работали круглосуточно. 8.Я не буду больше покупать товары, ради которых гибнут многие виды зверей. 9. Я никогда не сорву цветы или травы, занесенные в «Красную книгу». 10. Я посажу в моем саду и на моем балконе как можно больше видов различных растений……….
|
7. 5 мин. 8. ( звучит песня 9. «Как прекрасен этот мир»).
7 мин
Пишут на стикерах и прикрепляют на свои проекты
|
13. Минутка тишины
Инструкция: сейчас я попрошу всех встать в круг . Сузьте круг» чтобы стоять вплотную друг к другу, и положите руки на плечи своим соседям... Представьте себе, что вы все — это цветок подсолнуха, который медленно покачивается от дуновения ветерка. Закройте глаза и медленно качнитесь сначала влево, а затем вправо... Продолжая двигаться в том же ритме, откройте глаза и посмотрите на остальных членов группы. Встретьтесь глазами с каждым... Теперь постепенно остановитесь, снова закройте глаза и опустите руки... Осознайте, что подсолнух уже созрел и каждый из вас сейчас превратится в самостоятельное подсолнуховое семечко... Отойдите с закрытыми глазами на пару шагов назад и медленно развернитесь... Почувствуйте, что ветер уносит вас сейчас от подсолнуха, что вы снова одни, но несете в себе при этом энергию зародыша... Попытайтесь ощутить эту энергию в своем теле... Скажите себе: «Я готов стать творцом своей жизни, жить в гармонии с собой, с природой, трудиться во благо общества и у меня есть энергия для роста, развития и позитивного общения с другими людьми...» Теперь постепенно откройте глаза... Работа нашей группы завершена.
|
Тихо звучит песня «Как прекрасен этот мир «
3 мин |
14. Заключительный этап : Посмотрите еще раз друг на друга ,улыбнитесь ,пожелайте друг другу удачи и скажите: «До свидания!». Спасибо за урок !
|
Уходят под песню «Как прекрасен этот мир» (звучит громче) |
Информационный материал для использования проектной работы учащимся :
Об экологии много пишут, еще больше говорят. Очевидно, что для человечества решение экологических проблем в XXI веке станет делом первостепенной важности.
Десятки, сотни проблем и вопросов, завязанных в тугой экологический узел, блуждают в лабиринте естественнонаучной, экономической и технической мысли. Можно рассматривать проблему экологии и с точки зрения нравственности, под знаком философии и этики. Экология и нравственность – тема древняя. В свое время И.Кант писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всегда более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительней я размышляю о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Сегодня обстановка такова, что каждый человек должен с осознанной бережливостью относиться ко всему, что его окружает, воспитывать в себе экологическую этику. Что это такое? Один писатель-натуралист сказал по этому поводу: «Этика в экологическом смысле – это ограничение свободы действий в борьбе за существование».
Учение о жизни в своем собственном доме – экология - это принципиально новое, что вошло в наше общество и должно войти в образование от детства до юношества и остаться в сердце на всю жизнь! Еще недавно слово «экология» знали только ученые. Теперь оно на устах у каждого. Умирают моря. От ядерных испытаний и аварий гибнет земля. Как относятся к этому наши дети? Ведь к тому времени, когда они станут взрослыми, живой природы может остаться катастрофически мало. Конвенция о правах ребенка требует воспитать у детей уважение к окружающей природе. Это очень важно, потому что природа находится под угрозой. Сохранить в ребенке чувство близости к природе, сделать это чувство зрелым и жизнестойким – такую задачу ставит Конвенция о правах ребенка.
Следует заметить, что экологическое образование имеет ряд преимуществ. Оно патриотично, так как общеизвестно, что «охранять природу – значит охранять Родину». Оно этично, ибо природа воспитывает этику и человеческих отношений. Оно эстетично, так как искусство, в немалой мере, рождено созерцанием природы.
В помощь организации экологического образования и воспитания детей и подростков Государственная республиканская детская библиотека разрабатывает методическое пособие «Библиотека и экологическое воспитание детей и подростков», состоящее из 5 выпусков:
Выпуск 1. Эта хрупкая планета … Посвящен экологическим проблемам, вставшим сегодня перед жителями нашей планеты, программе ООН по окружающей среде и взаимоотношении человека и природы и т.п.
Выпуск 2. «Законная» прогулка. Экологическое право. Рассматриваются основные источники экологического права Республики Казахстан. В современных условиях важным элементом становится укрепление экологических прав населения, доступ к информации, участие общественности в решении экологических проблем.
Выпуск 3. Вода – красота всей природы. Велика и многообразна роль воды в природе. Без воды – нет жизни. Ее нельзя заменить никаким веществом. Но сейчас слова «вода» и «болезнь» все чаще стоят рядом, потому что мы употребляем некачественную воду. Наши реки превращаются в сточные канавы, моря – высыхают. Они просят помощи… Подумаем, как можно помочь себе и природе.
Выпуск 4. Как прекрасен этот мир. Красота и многообразие растительного и животного мира уникальны. Эта живая экосистема, требующая бережного отношения, восстановления и охраны в интересах настоящего и будущего поколений людей
Выпуск 5. Хочешь знать, как живет город … Человек – часть экосистемы города. Химические, биологические, шумовые и другие виды загрязнений экосистемы оказывают вредное влияние на его организм, опасны для его здоровья и жизни. Очень важно изучать и знать среду своего обитания, не разрушать, а стараться улучшать ее экологические условия.
Все выпуска взаимосвязаны, и при подготовке мероприятия по определенной тематике можно воспользоваться не только одним, но двумя, тремя или всеми выпусками.
Предлагаются самые разные формы работы с детьми: беседы, викторины, ток-шоу, экоринги, сценарии мероприятий и т.д., рассчитанные на все возрастные группы. Каждый выпуск снабжен рекомендательным списком литературы о красоте и многообразии природы, взаимоотношении природы и человека, об охране окружающей среды, имеющейся в ГРДБ им.С.Бегалина.
И ветрам нет на ней границ, По руслам рек и под землей,
Как нет границ потокам света Дожди спадают с небосвода
И перелетам диких птиц. Сернокислотною водой;
И нам беречь планету надо Леса свою теряют силу,
Для тех, кто будет после нас, Уходит нежный запах лип,
А мы бездумно сыплем яды Озера, ставшие могилой,
И дом свой травим не скупясь. В себе хоронят стаи рыб.
Уже все тоньше слой озона,
А он – щит жизни на земле;
Уже растут, как язвы, зоны, И.Ландо
Где смерть таится в дымной мгле.
(сообщение)
Умертвленная земля, тысячи разрушающихся памятников, грязные реки, грязные города с гипертрофированной промышленностью… Десятки, сотни проблем и вопросов, завязанных в тугой экологический узел. И ожесточенные споры. Они тем ожесточеннее, чем яснее в своей трагичности ситуация. Проблемы экологии блуждают в лабиринте естественнонаучной, экономической и технической мысли. Академик Д.Лихачев ставит вопрос иначе, рассматривает проблему экологии с точки зрения нравственности, под знаком философии и этики. Мы говорим «человек и природа», «отношение человека к природе», то есть мы разделяем человека и природу. С точки зрения Д.Лихачева, это глубоко ошибочно. Человек не противостоит природе: он сам – неотделимая часть природы.
При миллионах разновидностей живых существ, - зверей, птиц, насекомых, растений, - человек единственное существо, обладающее речью и разумом. Это призывает человека к тому, что он должен говорить и отвечать за все живое в мире, за все существа, за растительный мир, даже за так называемый «мертвый», в отношении которого мы не можем быть до конца уверенными, что он «мертвый». Человек нравственно отвечает за всех живых и за все мертвое, он обязан за них говорить, защищать их права, их интересы. Человек носитель самосознания Вселенной.
Мы живем в среде исторических памятников, произведений искусств, результатов научных исследований, технических достижений и т.д. Поэтому экология – это охрана и природы и культуры. Человек – часть природы, но он и часть созданной тысячелетиями культуры. Объединение под одним названием «экология» двух частей – экологии природы (с человеком) и экологии культуры (тоже с человеком) тем более разумно, что очень часто природа и культура страдают от общих причин. Академик Д.Лихачев приводит элементарный пример. Кислые дожди в Санкт-Петербурге разрушают одновременно в Летнем саду мраморные статуи XVII-XVIII веков и окружающие деревья. В результате одно следствие: может погибнуть и фактически уже медленно погибает Летний сад. Подобные примеры легко найти и в Казахстане. Большинство из них это археологические, культовые и мемориальные объекты. Одной из главных проблем на сегодня остается консервация разрушающихся под воздействием окружающей среды сырцовых кладок, сохранение произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Среди них археологический комплекс и петроглифы Тамгалы, мавзолей Жошы-Хана (Карагандинская область), Дом-музей и мавзолей Жамбыла, Жаркентская мечеть (Алматинская область) и многие другие.
И отношение к природе, и отношение к культуре требуют общих правил нравственности, общего осознания человеком себя как части природы и части культуры.
«Земля взывает к истине» – эти библейские слова дают единственно верную ориентацию в решении экологических проблем. Устойчивая, полноценная система «человек-природа» может быть построена только на нравственной, духовной основе.
ПРОГРАММА ООН ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ (ЮНЕП). Информация
В 1972 году Конференция Организации Объединенных Наций обратила внимание мировой общественности на возрастающую угрозу окружающей среде и учредила ЮНЕП для улучшения работы в области окружающей среды в рамках системы ООН. С тех пор ЮНЕП действует как экологическая совесть ООН.
С 70-х годов по программе ЮНЕП «Земной патруль» проводятся замеры земной атмосферы и собирается информация, на основе которой осуществляются международные мероприятия. В 1987 году ЮНЕП подготовила историческое международное соглашение, известное как Монреальский протокол по уменьшению выбросов химикатов, разрушающих озоновый слой.
ЮНЕП также участвует в следующей работе:
- борется с загрязнением морской среды и проводит работу по
его сокращению;
- сплачивает страны для принятия международных действий
по защите морей, на побережье которых они расположены;
- помогает учреждениям ООН бороться против опустынивания, изучает внутренние воды, леса, почвы, дикий животный мир, вопросы, связанные с энергетикой, населенными пунктами и промышленностью, а также занимается регулирующей деятельностью в этих направлениях;
- сохраняет тропический лесной пояс Земли; в Международное
соглашение по тропической древесине включены экологические соображения;
- охраняет флору и фауну;
- помогает людям разумно использовать Землю, обеспечивая
надежной информацией о состоянии окружающей среды.
По классификации ООН в перечне основных угроз безопасности человека в государстве экологическая безопасность стоит на 4 месте (после экономической, продовольственной и безопасности для здоровья). Концепция экологической безопасности получила свое дальнейшее развитие и признание в 1989 году, явившись предметом широкого обсуждения на международных форумах, включая Генеральную Ассамблею ООН и Совет управляющих ЮНЕП, и отразила озабоченность мирового сообщества общей безопасностью, связанной с экологической деградацией – как причиной и следствие конфликтов. Экологическая деградация , особенно в развивающихся странах, нередко способствует обострению конфликтов, возникших по иным причинам. И, вследствие этого, сотрудничество стран мирового сообщества в области охраны окружающей среды может служить средством смягчения враждебных проявлений, укрепления доверия и содействия урегулированию конфликтных ситуаций.
Для Казахстана, отнесенного Декларацией ООН Рио-92 к категории экологически наиболее уязвимых стран, на сегодняшний день приоритет экологической безопасности – один из самых высоких. Без ее обеспечения под угрозу будет поставлено здоровье нации и сама возможность выживания для будущих поколений. Аральская техногенная катастрофа, проблемы Каспия, многолетние ядерные испытания на Семипалатинском полигоне, запуски тяжелых носителей с космодрома «Байконур», испытательные полигоны «Капустин Яр», «Язгир», «Сары-Шаган», интенсивное развитие нефтегазового
комплекса, добывающей промышленности, экологически небезопасная деятельность некоторых иностранных компаний и многое другое создали в республике напряженную экологическую ситуацию.
В целях обеспечения экологической безопасности нашей республики представляется необходимым сосредоточить усилия государства, общества и граждан на следующих основных направлениях:
- обеспечение населения Казахстана качественной питьевой
водой;
- реабилитации регионов с наиболее тяжелой экологической
обстановкой за счет модернизации или закрытия наиболее грязных производств;
- охране национального ландшафта, предотвращении
деградации почв, отказе от разрушающих природу конъюнктурных «проектов века»;
- запрете на ввоз радиоактивных отходов из-за рубежа,
разработке национальной программы радиационной безопасности;
- поощрении использования «чистых» возобновляемых
источников энергии (солнца, ветра и пр.), энергосберегающих технологий;
- максимальном использовании растущих возможностей
международного сотрудничества для решения экологических проблем Казахстана;
- развитии и обеспечении действенности системы
экологических штрафов, экологического страхования и т.д.;
- разработке системы экологического законодательства как
отрасли права;
- развитии экологической культуры, экологического образования, экологической пропаганды.
В настоящее время одним из приоритетных направлений внешней и внутренней политики Казахстана становится переход к экологически безопасному и устойчивому развитию. Уровень экологической безопасности должен обеспечиваться на национальном, региональном уровнях. Поэтому остро стоит вопрос о выработке политических, идеологических, экономических и правовых средств решения экологических проблем.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЗЕМЛИ – ШАГ В XXI ВЕК
Информация
28 октября 1982 г. в резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных наций впервые прозвучали слова –Всемирная Хартия Природы.
Комиссия ООН по окружающей среде и развитию призвала в 1987 г. к созданию новой Хартии, которая бы «закрепила такие новые нормы внутригосударственных и межгосударственных отношений, которые бы позволили сохранить жизнь на нашей планете».
Цивилизация может успешно развиваться только в согласии с законами природы. Это требует, в свою очередь, изменить многие стереотипы поведения, механизмы экономики и социального развития.
На Конференции ООН по окружающей среде и развитию или как ее назвали Саммит Земли, состоявшийся в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., главы 140 государств и правительств мира одобрили Повестку дня на XXI в. - глобальный план человечества по достижению устойчивого развития.
Идея подготовки Хартии Земли (Декларации прав Земли) как некоего кодекса поведения людей, наций и государств в духе уважения к правам Земли, возникла задолго до этой конференции в связи с необходимостью сохранения биосферы – единственного дома для людей. Этот документ готовился к Саммиту Земли и отражал новые принципы поведения государств и людей. Однако тогда он не был утвержден, так как не удалось к конференции получить согласованного текста документа.
В 1994 г. эта идея получила новое развитие – было принято решение возобновить работу по ее воплощению. В следующем году по инициативе и при финансовой поддержке правительства Нидерландов, Совет Земли (Президент Морис Стронг), Международный Зеленый Крест (Президент Михаил Горбачев) в присутствии Генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майора открыли международный проект по разработке Декларации прав Земли. По утверждению одного из идеологов этого документа Стивена Рокфеллера Декларация прав Земли (Хартия Земли) станет универсальным кодексом поведения государств и людей, сделает в области сохранения окружающей среды и устойчивого развития то, что сделала Всеобщая Декларация Прав Человека (ООН).
Окончательная версия Декларации утверждена Международной комиссией 29 марта 2000 г. в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. В конце июня – начале июля 2000 г. прошла официальная презентация Декларации прав Земли. На 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 7-8 сентября 2000 г на так называемом Саммите тысячелетия Декларация прав Земли была принята.
В 2002 г. на специальной сессии ООН к 10-летнему юбилею Саммита Земли в Рио-де-Жанейро этот документ будет ратифицирован. Вот первые два раздела Декларации.
Человечество вступило в критический период своей истории, когда оно должно выбрать свое будущее. Для того чтобы развиваться далее, мы должны осознать, что, несмотря на огромное многообразие культур и форм жизни, мы являемся одной семьей и одним взаимосвязанным мировым сообществом с общей судьбой. Люди должны объединиться и создать новое устойчивое глобальное общество, основанное на уважении к природе, универсальным правам человека, экономической справедливости и культуре мира. Для этого необходимо, чтобы мы, народы Земли, провозгласили нашу ответственность друг перед другом, всемирным сообществом и будущими поколениями.
Человечество есть часть огромной развивающейся Вселенной. Наш дом – планета Земля – жива благодаря уникальному живому сообществу. Ее способность к восстановлению, благополучие людей зависят от сохранения биосферы и всех ее экологических систем, плодородной почвы, чистых вод и воздуха. Забота об окружающей среде, ресурсы которой не бесконечны, - задача и священный долг всех народов.
Доминирующие схемы производства и потребления ведут к экологическому опустошению, истощению ресурсов и массовому исчезновению биологических видов. Происходит разрушение сообществ. Блага, приносимые экономическим развитием, доступны не всем, и пропасть между богатыми и бедными все более и более увеличивается. Во всем мире распространены несправедливость, нищета, насилие, которые являются причиной страдания. Увеличение роста населения Земли усиливает давление на экологические и социальные системы. Основы глобальной безопасности находятся под угрозой. Все эти тенденции вызывают опасения.
Ответ на общественный вызов
Перед нами стоит выбор: создать всеобщее содружество и заботиться о Земле и друг о друге, либо рисковать разрушением самих себя и всего разнообразия жизни. Необходимы фундаментальные перемены в нашей системе ценностей, институтах и образе жизни. Мы должны осознать, что, когда основные потребности удовлетворены, развитие человека должно быть направлено на то, чтобы больше представлять собой, а не большим обладать. Мы вооружены достаточными знаниями и технологиями для обеспечения потребностей всех людей и сокращения воздействия на окружающую среду. Появление глобального гражданского общества дает возможность построить демократичный и гуманный мир. Наши экологические, экономические, политические, социальные и духовные потребности тесно взаимосвязаны, и все вместе мы должны найти общие, включающие все аспекты решения.
Всеобщая ответственность
Для воплощения всех этих стремлений мы должны жить с чувством всеобщей ответственности, отождествляя себя как с всемирным, так и местными сообществами. Мы являемся одновременно жителями и различных государств, и одного мира, в котором локальное и глобальное взаимосвязано. Каждый из нас несет ответственность за настоящее и будущее людей и всего живого на Земле. Дух солидарности и общности со всем живым укрепляется тогда, когда мы живем с благоговением перед таинством жизни, благодарностью за дар жизни и смирением относительно места человека в природе
Нам безотлагательно необходимо создать единое представление об общечеловеческих ценностях, которые будут являться этической основой для формирующегося мирового сообщества. Поэтому, вместе с надеждой, мы утверждаем следующие взаимозависимые принципы устойчивого развития как общепринятые стандарты, которыми должны руководствоваться все люди, организации, деловые круги, правительства и транснациональные институты и по которым должна оцениваться их деятельность.
Принципы
I. ЗАБОТА О ЖИВОМ СООБЩЕСТВЕ
1. Уважать Землю и все живое во всем его многообразии
· Признать, что все живое на Земле взаимосвязано, и любая форма жизни самоценна независимо от пользы, которую представляет для человечества.
· Утверждать веру во врожденное чувство достоинства каждого человека и поддерживать уверенность в умственный, творческий, этический и духовный потенциал человечества.
2. Заботиться о живом сообществе с чувством понимания, сострадания и любви
· Признавать, что право на владение природными ресурсами, использование их и контроль за ними предполагает обязанности предотвращать нанесение вреда окружающей среде и защищать права людей.
· Утверждать, что с развитием свободы, знаний и возможностей обязанность человека способствовать распространению всеобщего блага возрастает во много раз.
3. Создавать справедливые, открытые, устойчивые и мирные демократические сообщества
· Стремление к созданию сообществ на всех уровнях, которые бы гарантировали права человека и основные свободы, предоставляли каждому возможность полностью реализовать свой потенциал.
· Обеспечивать экономическую и социальную справедливость, давая возможность каждому человеку иметь надежные и достаточные средства к существованию.
4. Сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений
· Признавать, что свобода действий каждого определяется нуждами будущих поколений.
· Передавать будущим поколениям ценности и традиции, которые обеспечивают процветание людей и экологических сообществ на Земле.
II. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ
5. Защищать и сохранять единство экосистем Земли, уделяя особое внимание биологическому разнообразию и природным процессам поддержания жизни
· Принимать на всех уровнях такие планы и правила по устойчивому развитию, которые делали бы аспекты сохранения и восстановления окружающей среды неотъемлемой частью всех инициатив, направленных на дальнейшее развитие экосистем Земли.
· Охранять жизнеспособные природные и биосферные ресурсы, включая неосвоенные земли и водные пространства, для защиты систем, обеспечивающих жизнь на Земле, сохранения биоразнообразия и природного наследия.
· Поддерживать возрождение находящихся под угрозой исчезновения видов, популяций и экосистем.
· Контролировать, искоренять, а также препятствовать внедрению видов, которые не присущи данному региону и могут принести вред.
· Управлять использованием восстанавливаемых ресурсов, таких, как вода, почва, лесные продукты, морские виды, и делать это таким образом, чтобы интенсивность их использования не превышала скорость восстановления и чтобы не нарушалась жизнеспособность экосистем.
· Управлять добычей и использованием невосстанавливаемых ресурсов, таких, как минералы и ископаемые топливные продукты, таким образом, чтобы минимизировать истощение их источников и не причинять серьезного вреда окружающей среде.
6. Предотвращать нанесение вреда окружающей среде в качестве лучшего способа экологической защиты, а также выбирать путь осмотрительности в случае ограниченности знаний или недостаточной информации
· Предпринимать действия по предотвращению нанесения серьезного и необратимого вреда, в случае если научная информация и данные по этому вопросу недостаточны.
· Проводить испытательные тесты для тех, кто утверждает, что определенная деятельность не принесет значительного вреда, и налагать ответственность за причиненный ущерб.
· Гарантировать, что принятые решения учитывают такие факторы, как совокупность, долгосрочные, косвенные, дистанционные и глобальные последствия деятельности человека.
· Предотвращать загрязнение окружающей среды и накопление радиоактивных, токсичных или любых других отравляющих веществ.
· Избегать военных действий, наносящих вред окружающей среде.
7. Применять такие модели производства, потребления и воспроизводства, которые сохраняют регенеративные возможности Земли, права человека и благополучие сообществ
· Практиковать повторное применение и переработку материалов, используемых в системе производства и потребления и обеспечивать полную ассимиляцию экологическими системами любых отходов
· Эффективно и экономно использовать энергию, практикуя применение ее возобновляемых источников, таких, как солнце и ветер.
· Способствовать разработке и внедрению в эксплуатацию экологически чистых технологий.
· Ввести в систему рыночного ценообразования полную стоимость экологической и социальной составляющих цены на продукцию и услуги сферы обслуживания, а также позволить потребителям выбирать продукцию, которая удовлетворяет социальным и экологическим стандартам.
· Обеспечивать всеобщий доступ к здравоохранению, способствующему нормальной репродуктивности.
· Придавать особое значение уровню жизни и материальному достатку в нашем имеющем предел мире.
8. Способствовать изучению экологической стабильности и развивать открытый обмен знаниями и их повсеместное применение
· Поддерживать международные исследования и техническое сотрудничество в области устойчивого развития, придавая особое внимание нуждам развивающихся государств.
· Уважать и сохранять традиции и духовную мудрость, присущие разным культурам, которые способствуют защите окружающей среды и благополучию человека.
· Обеспечивать свободный доступ к жизненно важной для здоровья человека и окружающей среды информации, включая генную инженерию.
ЯБЛОКО – МОДЕЛЬ ЗЕМЛИ
Оказывается, обычное яблоко может стать моделью Земли. Вы поймете, насколько мал слой почвы, который дает нам пищу. Для демонстрации вам понадобятся лишь нож и красное яблоко. Снимите кожуру с трех четвертей яблока. Такую площадь занимает на Земле Мировой океан. Затем снимите кожуру с половины оставшейся четвертой части, соответствующей суше.
Эта часть символизирует все пустыни, заболоченные участки, арктические и антарктические льды, а также горные местности – иными словами, участки поверхности суши, непригодные для проживания человека.
Оставшуюся осьмушку кожуры разделите еще на четыре части. Три из них символизируют местности, непригодные для земледелия из-за слишком жаркого климата, каменистых, переувлажненных и малоплодородных почв или из-за того, что земли заняты под застройку. Снимите кожуру с этих частей. Оставшийся маленький кусочек кожуры символизирует тот слой почвы, который кормит все человечество. Таким образом, почвенные ресурсы земного шара весьма ограничены. Если общая площадь суши Земли равняется 14800 млн.гектаров, то из них только 8110 млн (55%) составляют ее плодородный слой.
Но земные беды рождаются не в космосе. Мы сами их создаем, вмешиваясь своей деятельностью в природные процессы, превращаясь из помощника природы в ее противника. Судите сами, ежегодно на планете площади лесов сокращаются на 11 млн.га, теряется 26 млрд.тонн плодородной почвы, появляется 6 млн.га пустынь, содержание озона за два последних десятилетия сократилось вдвое, органические отбросы человечество производит в 2000 раз быстрее, чем вся биосфера.
Какой же вклад в экологическое загрязнение планеты вносит Казахстан? Начнем с того, что причиной всех экологических проблем является необдуманная деятельность человека. Во всех зональных почвах Казахстана, от лесостепной до полупустынной, заметно снизилось их плодородие: содержание гумуса, минеральных элементов (азота, фосфора, калия) в некоторых районах от 10 до 30%. Интенсивно идет засоление орошаемых земель.
Арал, Прикаспийский, Семипалатинский регионы – известные болевые точки казахстанской земли. Но и в других регионах характер земельных нарушений, если и отклоняется в положительную сторону, то это скорее происходит не из-за проснувшегося сознания природопользователей, а из-за сокращения производств, перебоев с электроэнергией и топливом и т.п. Все так же нарушаются правила складирования отходов, происходит порча сельскохозяйственных угодий, их нерациональное и не целевое использование, самовольный захват участков. В 2000 году в Казахстане выявлено более 20000 нарушений в области землепользования. Причем наибольшее -–40%, допускалось при размещении отходов, 38% - загрязнение почвы нефтепродуктами, сточными водами, ядохимикатами и др. Так было в Западно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях, где предприятия Уральска и Костаная производили самовольное и сверхнормативное размещение отходов в окружающую среду, а предприятие ТОО «Тенгизшевройл» (Атырау) размещение земельного амбара с нефтепродуктами и пластовыми водами. В Южно-Казахстанской области было уничтожено большое количество почвенно-плодородного слоя при рытье канала. Все это творится в отнюдь не бедствующих регионах.
По имеющимся на сегодня данным общий объем выбросов только двуокиси углерода в Казахстане ежегодно составляет 221,478 млн.тонн. Это связывают и с запуском космических кораблей. Так за время существования полигона «Капустин Яр» запущено около 24 тысяч управляемых ракет, в том числе работающих на топливе гептил – первого класса опасности. В атмосферу выброшено около 30 тыс.тонн токсичных веществ. О пагубном влиянии запусков космических объектов особенно много стали говорить после аварий ракеты-носителя «Протон» 5 июля и 27 октября 1999 г. Безусловно, деятельность космодрома Байконур влияет на экологическую обстановку региона. Но исследования показали, что в общей массе выбросов СО₂ по республике годовой вклад запуска всех ракет составляет всего 0,001%. Тем не менее, выброс сотен тонн распыленных в атмосфере продуктов сгорания и остатков топлива и другие явления, связанные с запуском ракет, приводят к росту циклонической активности, вызывают падение атмосферного давления в приземном слое, кратковременное увеличение образования осадков и усиление ветров.
Основным же источником поступления двуокиси углерода в атмосферу все же является неполное сгорание топлива в промышленных печах, котельных и автомобильных двигателях. Глоток чистого воздуха представляет в наши дни проблему. Все труднее контролировать растущую армаду автомобилей, их недобросовестных заправщиков. Но не менее чревато для населения республики и соседство с промышленными предприятиями: металлургическими, машиностроительными, химическими комбинатами. Только за первое полугодие 1999 года выбросы в атмосферу загрязняющих веществ составили 11156,0 тыс.тонн.
Не только промышленные отходы загрязняют окружающую среду. Настоящим бедствием стали бытовые отходы. В одной Алматинской области за год собирается и вывозится на свалки около 2 млн.тонн бытового мусора, зафиксировано 800 свалок. Но не все свалки узаконены, бесхозные свалки растут как грибы. Экологическая безграмотность, безответственность руководителей предприятий, да и самих жителей, а также дедовские методы сбора, утилизации, захоронения отходов, скудные средства, выделяемые на эти цели, усложняют решение проблемы. Во многих странах уже давно осуществляется раздельный сбор и вывоз бытовых отходов на полигоны, что позволяет проводить их утилизацию с наименьшим вредом для окружающей среды, и вся эта работа финансируется государством. Мы же сжигаем, заваливаем…
Особую тревогу у населения Казахстана вызывают радиационно-экологические проблемы. Радиоактивные отходы (РАО) образуются в основном в результате деятельности уранодобывающих, перерабатывающих и горнорудных предприятий (в их отвалах сосредоточено около 210 млн.тон отходов общей активностью 250 тыс.кюри). Практическая безнадзорность горных отвалов позволяет использовать их материал для дорожного и жилищного строительства, что усугубляет опасность для здоровья населения окружающих мест. Ядерные установки Казахстана (1 промышленный, 4 исследовательских реактора) накопили около 12 тыс.тонн отходов с активностью 30,0 тыс.кюри, отходы от ядерных взрывов оцениваются в 12 млн.тонн с активностью 12,9 млн.кюри.
В Казахстане продолжается дискуссия на радиоактивную тему: можно или нельзя ввозить в республику еще и чужие отходы? И если это нужно, то кто получит от этой операции наибольшую выгоду? Руководители национальной атомной компании НАК «Казатомпром» и некоторые депутаты парламента считают, что радиацию из-за рубежа завозить не только можно, но и крайне необходимо. На деньги, которые заплатит Запад, можно очистить всю зараженную территорию республики. Однако народ чиновников не понимает. Согласно проведенному Ассоциацией социологов и политологов Казахстана опросу, большинство граждан (в среднем 60,3%) негативно воспринимают перспективу превращения страны в свалку ядерных отходов. Люди открыто заявляют, что радиоактивные инициативы «Казатомпрома» не принесут республике никакой пользы, кроме еще большего загрязнения ее земли. Ведь у нас нет новых могильников, а старые либо уже заполнены, либо не отвечают требованиям безопасности. Народ предлагает правительству вынести проблему жизни и здоровья нации на всеобщий референдум. В случае отказа более 3% граждан республики готовы принять участие в акции протеста как это делают «зеленые» за границей.
Сама биосфера уже не в состоянии удерживать равновесие в природе. Она не отреагировала на рост в атмосфере углекислого газа. Катастрофы подкрадываются незаметно. Чтобы как-то их предотвратить, человечеству, по мнению ученых, отведено не более 100 лет. Нас уже не спасут только новые технологии. Требуются иные подходы, мировоззрение и заповеди. Сумеет ли человек воспитать в себе новые качества, пересилить себя – вот в чем вопрос.
Наша дремучая невоспитанность бросается в глаза во всем – от окурка, конфетного фантика, брошенного под дверьми соседа на лестничной площадке, до «Мерседесов», мешающих прохожим даже на тротуарах. А в местах отдыха, призванных очищать душу, можно потеряться в кучах отбросов.
Как вы думаете, почему так малоэффективны сегодня наши действия по охране природы? Потому что, по большей части, мы вынуждены устранять последствия своей деятельности, тогда как необходимо принимать профилактические меры. В своих отношениях с природой люди допустили уже немало оплошностей и преступной халатности. Последствия их мы наблюдаем сегодня. А вот плоды наших действий оценивать предстоит уже нашим потомкам – природные процессы сказываются обычно через 2-3 поколения. Единственное, что мы еще можем сделать – это не допускать впредь необдуманных, или преступных действий, чреватых еще большими последствиями для потомков. Необходимо понять, что истинная причина экологических проблем в самом человеке, нарушающем законы, установленные природой и окружающей средой. А для этого поставим для себя вопросы и постараемся ответить на них: «Что могу я лично?», «Что зависит от меня?».
«ДАВИД ПРОТИВ ГОЛИАФА»
(Материал может быть использован как в сценариях, так и для наглядности, а также в рекламных листовках)
1. Я сделаю все, чтобы воздух не был загрязнен.
Я отказываюсь от ненужных поездок на автомобиле и все чаще буду обращаться к услугам общественного транспорта, ездить на велосипеде или ходить пешком. Я буду ездить на автомобиле со скоростью не более 120 километров в час и использовать специальные устройства, сокращающие количество вредных веществ в выхлопе. Для предотвращения разрушения озонового слоя я не буду пользоваться аэрозолями с фреоном.
2. Я сделаю все, чтобы вода была чистой.
Я буду потреблять гораздо меньше воды, покупать только хорошо переносимые окружающей средой моющие и чистящие средства и очень экономно их использовать.
3. Я сделаю все, чтобы защитить ландшафт и землю.
Я не стану применять пестициды и удобрения, содержащие вредные вещества. Я никогда не оставлю после себя мусор.
4. Я сделаю все, чтобы ограничить потребление
энергии и сырья.
Я буду применять только энергосберегающую технику и откажусь от приобретения ненужных электроприборов. Используя теплоизоляцию и поддерживая пониженную температуру в помещениях, я буду экономно расходовать тепло.
5. Я сделаю все, чтобы защитить животных.
Я не буду больше покупать товары, ради которых гибнут многие виды зверей – меха, изделия из слоновой кости и крокодиловой кожи. Домашних животных и птиц я буду содержать в самых благоприятных условиях.
6. Я сделаю все, чтобы сохранить разнообразие
растительного мира.
Я посажу в моем саду и на моем балконе как можно больше видов различных растений. Я не буду применять токсичных средств для уничтожения сорняков. Я никогда не сорву цветы или травы, занесенные в «Красную книгу».
7. Я сделаю все, чтобы выращивались и продавались только биологически чистые продукты.
Я буду потреблять только те продукты питания, которые выращены под строгим контролем и не содержат никаких консервантов. Все продукты буду стремиться приобретать по возможности прямо у производителей.
8. Я сделаю все, чтобы уменьшить количество отходов.
Я отказываюсь от лишней упаковки, буду сортировать отходы по видам, покупать воду только в стеклянных бутылках и не использовать для покупок пластиковые пакеты.
9. Я сделаю все, чтобы уменьшить шум.
Я буду использовать приборы и машины с низким уровнем шума, всегда думая о том, как это отразиться на самочувствии и настроении моих соседей. Я буду следить за тем, чтобы радио и телевизор не работали круглосуточно.
10. Я сделаю все, чтобы быть сознательным потребителем.
Я буду покупать только те товары, выпуск которых не отражается на экологической обстановке. Тем самым я буду вынуждать производителей предлагать на рынок продукцию, производство которой не разрушает окружающей среды. Потребитель – это король!
11. Я сделаю все, чтобы следовать этим заповедям
каждый день.
Я буду стремиться соблюдать их сам, призывать моих друзей и знакомых следовать моему примеру и помогать успеху акции «За конкретные дела для окружающей среды». Я обязуюсь не жалеть сил во имя будущего, достойного человека. Ведь Земля у нас только одна на всех!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.