Открытый урок по ФГОС на тему «Причастие как часть речи» в 7 классе
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока: дать понятие о причастие, актуализация имеющихся знаний, пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Задачи урока:
Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий;
формировать умение отличать причастие от других частей речи;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Структура урока:
1. Организационный этап.(1 мин.)
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи (5 мин.)
3. Фаза урока «Вызов» (6 мин.)
4. Фаза урока «Осмысление» (7 мин.)
5. Закрепление (15 мин)
6. Фаза урока «Рефлексия» (подведение итогов занятия). (4 мин)
7. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.(2 мин.)
Ход урока
1. Организационный этап: Слово учителя: Доброе утро дорогие мои учащиеся и уважаемые гости нашего урока! С пожеланиями всем хорошего дня начинаем наше занятие.
- Ребята, откройте тетради и запишите дату.
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
- Вам знакома империя под названием «Лингвистика», где существует несколько стран. Вспомните, в какой стране проживают части речи? (Морфология)
- Верно. Сегодня мы отправимся в эту страну и познакомимся с новой частью речи. А пока тему урока отметьте - "Морфология", а часть речи допишем позже.
- Какие цели вы сегодня поставите перед собой?
- Обратите внимание на экран. Перед вами картина художника Фёдора Решетникова «Опять двойка», оригинал которой хранится в Третьяковской галерее.
- Я уверена в том, что ситуация, описанная на этом полотне, вам знакома. Почему же?
(Возможные ответы учащихся: потому что мы так же, как герой этой картины, получаем двойки; мне знакомо состояние души этого мальчика, так как тоже получал плохую отметку.)
- А сейчас, чтобы не оказаться на месте этого героя, продолжая нашу работу, будем активно участвовать на уроке.
- Ребята, перечислите все существительные, которые видите на этой картине:
1. Существительные: мальчик, девочка, мама, собака, комната, стол, стул, стена, пол, окно, ковер, велосипед, …
2. Числительные: одна, два, один, четыре, …
3. Местоимения: он, она, они, его, ему, ей,…
4. Наречия: светло, грустно, весело, печально,…
5. Прилагательные: большой, маленький, светлый, красный, белый, …
6. Глаголы: стоит, сидит, смотрит, смеется, думает, играет, висит, виднеется,…
- Умницы! Очень хорошо!
3. Фаза урока «Вызов»
А сейчас запишите в тетради несколько глаголов по картине:
Стоит
Сидит
Смотрит
Думает
Играет
Лежит
Висит
Катается
- На какие вопросы отвечают глаголы? (Ответы учащихся)
Теперь образуйте от данных глаголов слова, которые будут отвечать на вопросы «какой?» или «что делающий?».
Стоит – стоящий (мальчик)
Сидит – сидящая (мама)
Смотрит – смотрящая (сестра)
Думает – думающая (девочка)
Играет – играющий (братик)
Лежит – лежащий (ковер)
Висит – висящая (картина)
Катается – катающийся (мальчик)
Причастие.docx
Открытый урок по ФГОС на тему «Причастие как часть речи» в 7 классе
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока: дать понятие о причастие, актуализация имеющихся знаний,
пробуждение у школьников интереса к получению новой информации,
постановка собственных целей обучения.
Задачи урока:
Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий;
формировать умение отличать причастие от других частей речи;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности,
уважения и сотрудничества.
Структура урока:
1. Организационный этап.(1 мин.)
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи (5 мин.)
3. Фаза урока «Вызов» (6 мин.)
4. Фаза урока «Осмысление» (7 мин.)
5. Закрепление (15 мин) 6. Фаза урока «Рефлексия» (подведение итогов занятия). (4 мин)
7. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление
оценок за урок.(2 мин.)
Ход урока
1. Организационный этап: Слово учителя: Доброе утро дорогие мои
учащиеся и уважаемые гости нашего урока! С пожеланиями всем
хорошего дня начинаем наше занятие.
- Ребята, откройте тетради и запишите дату.
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
- Вам знакома империя под названием «Лингвистика», где существует
несколько стран. Вспомните, в какой стране проживают части речи?
(Морфология)
- Верно. Сегодня мы отправимся в эту страну и познакомимся с новой частью
речи. А пока тему урока отметьте - "Морфология", а часть речи допишем
позже.
- Какие цели вы сегодня поставите перед собой?
- Обратите внимание на экран. Перед вами картина художника Фёдора
Решетникова «Опять двойка», оригинал которой хранится в Третьяковской
галерее.
- Я уверена в том, что ситуация, описанная на этом полотне, вам знакома.
Почему же? (Возможные ответы учащихся: потому что мы так же, как герой этой
картины, получаем двойки; мне знакомо состояние души этого мальчика, так
как тоже получал плохую отметку.)
- А сейчас, чтобы не оказаться на месте этого героя, продолжая нашу работу,
будем активно участвовать на уроке.
- Ребята, перечислите все существительные, которые видите на этой картине:
1. Существительные: мальчик, девочка, мама, собака, комната, стол, стул,
стена, пол, окно, ковер, велосипед, …
2. Числительные: одна, два, один, четыре, …
3. Местоимения: он, она, они, его, ему, ей,…
4. Наречия: светло, грустно, весело, печально,…
5. Прилагательные: большой, маленький, светлый, красный, белый, …
6. Глаголы: стоит, сидит, смотрит, смеется, думает, играет, висит, виднеется,
…
- Умницы! Очень хорошо!
3. Фаза урока «Вызов»
А сейчас запишите в тетради несколько глаголов по картине:
Стоит
Сидит
Смотрит
Думает
Играет
Лежит
Висит
Катается
- На какие вопросы отвечают глаголы? (Ответы учащихся)
Теперь образуйте от данных глаголов слова, которые будут отвечать на
вопросы «какой?» или «что делающий?».
Стоит – стоящий (мальчик)
Сидит – сидящая (мама)
Смотрит – смотрящая (сестра)
Думает – думающая (девочка)
Играет – играющий (братик) Лежит – лежащий (ковер)
Висит – висящая (картина)
Катается – катающийся (мальчик)
- Замечательно! Вот мы дошли до цели нашего урока. Слова, которые вы
образовали, есть та новая часть речи, которая называется «причастие». Ее вы
будете изучать в течение месяца, встретите ее в заданиях ОГЭ, ЕГЭ.
Допишите тему нашего урока! (Морфология: причастие)
4. Фаза урока «Осмысление»
- Как вы, думаете, название этой части речи на что намекает, как оно
образовано?
При-част-и-е
(Возможные ответы учащихся: Намекает на то, что оно причастно к чему-
либо; стоит при какой-то части речи; и т.д.)
- Владимир Иванович Даль о причастии сказал, что это «часть речи,
причастная к глаголу». На примере образованных слов мы поняли, что
причастие образуется от глаголов.
Посмотрите на этот рисунок. Глагол Прилагательное
Причастие
Как можете объяснить этот рисунок. (Папа глагол + мама прилагательное =
ребенок причастие)
Почему папа - глагол?
Почему мама - прилагательное?
(Ответы учащихся: потому что причастие образуется от глаголов, отвечает
на вопрос прилагательного «какой?».)
- Мы похожи на своих родителей. Унаследовали от них какие-либо внешние
черты или свойства характера. Так же и причастие имеет в себе признаки
отца-глагола и матери-прилагательного.
Игра в мячик .
(К доске вызывается ученик, который будет записывать слова в столбик)
по форме – круглый;
по величине – большой, маленький;
по материалу - резиновый, пластмассовый;
по назначению - футбольный, теннисный.
- Какие части речи мы использовали для этого (Прилагательные)
У меня в руках мяч. Назовите признаки этого мяча. Учитель передает мяч любому ученику и просит произвести с ним некоторые
действия (учащийся ударяет мяч об пол, роняет на пол, катает, подбрасывает
вверх, передает кому-либо и т.д.).
- Какие признаки приобретает мяч? Мяч какой? (Летящий, падающий,
упавший, пойманный, катящийся, прыгающий…).
- Что можно сказать об этих словах, какие признаки предмета - постоянные
или временные - они называют?
СДЕЛАЕМ ВЫВОД: причастие обозначает признак предмета по действию,
проявляющийся во времени; он не является постоянным.
- Ребята, на основе всего вышесказанного, попробуйте дать определение
причастию. (Ответы учащихся)
Запишите в тетради определение: Причастие — особая форма глагола,
которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы
«какой?» или «что делающий?».
5. Закрепление:
Перед вами причастия. Ваша
Творческое задание (устно, на доске):
задача - раскидать их в две корзины. Для начала внимательно прочитайте все
слова и подумайте, по какому признаку их можно разделить?
Решившая, любящий, бросающая, любивший, рисующий, бросившая,
нарисовавший, кричащие, решающая, закричавшие.
Решающая - решившая,
любящий - любивший,
бросающая - бросившая,
рисующий - нарисовавший
кричащие - закричавшие
- И по какому же признаку вы решили разделить причастия на две группы?
(Возможные ответы учащихся: В первой корзине причастия, которые
отвечают на вопросы «что делающий?», а во втором «что сделавший?» и т.д.)
- У какой части речи, изученной ранее вами, определяется признак по
вопросам?
(Возможные ответы учащихся: У глаголов вопросы «что делать? что
делает?» указывают на несовершенный вид, «что сделать? что сделает?» на
совершенный вид.)
Сделаем вывод: значит, по отцу глаголу причастие унаследовало вид
совершенный и несовершенный. Еще какой морфологический признак глагола вы можете отметить у данных причастий? (род, слова здесь даны в мужском и
женском родах)
Творческое задание (письменно): Используя причастия, составьте
словосочетания со словами:
Вермишель (сорт лапши)
Фасоль (вкусная фасоль, белая фасоль, черная фасоль)
Бандероль (посылка)
Вуаль (легкая прозрачная ткань)
Моль (небольшая бабочка, гусеница которой является вредителем шерстяных
вещей, хлебных зёрен и растений)
Кольраби (капуста)
Салями (колбаса)
(Это задание будет очень полезным, потому что род, вышеперечисленных
слов, учащиеся часто неправильно определяют).
Проверка (учащиеся читают по одному словосочетанию).
Молодцы. Сейчас, ребята, возвращаемся к картине нашего урока и устно
составим по ней предложения, используя причастия в своей речи. Каждое
предложение должно начинаться с причастия!
(Образец: висевшая на стене картина, достающая учебные принадлежности
девочка, катающийся на велосипеде мальчик, стоящий в центре комнаты
мальчик, сидящая возле стола мама, сидящая на стуле мама, смотревшая на
брата сестра, и т.д.)
Замечательно! А сейчас подведем итоги нашего урока.
6. Подведение итогов урока:
Рефлексия: Что нового вы узнали
сегодня?
Что такое причастие?
Какие признаки причастия запомнили?
Как вы думаете, какова роль причастий в речи?
Какое впечатление произвела на вас картина «Опять двойка»?
Домашнее задание: Написать небольшое сочинение по картине, используя
причастия.
Выставление оценок. Урок окочен, спасибо за активное участие! Помните:
грамотным быть всегда модно!
Разработка урока в 7 классе
Разработка урока в 7 классе
Разработка урока в 7 классе
Разработка урока в 7 классе
Разработка урока в 7 классе
Разработка урока в 7 классе
Разработка урока в 7 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.