Тема урока: «Восточные мелодии в творчестве русских композиторов» Цель: -по достижению личностных результатов: - Умение ответственно относиться к учению, самообразованию на основе мотивации к познанию. - Умение уважительно относиться к мнению окружающих. - Умение оценивать своё мнение в сравнении с мнением других обучающихся. - по достижению метапредметных результатов: -Умение осуществлять структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, - Умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение других). -по достижению предметных результатов: -Умение понимать термин «фольклор», «симфоническая сюита», -Умение применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения Задачи: -Обучающая: познакомиться с фрагментом из симфонической сюиты «Шехеразада» Н.А. Римского-Корсакова и узнать, интонации музыки какой страны использовал композитор в произведении; -Развивающая: Помочь детям осмыслить образные, жанровые и стилевые основы народной и профессиональной музыки и значение народного творчества для профессионального музыкального искусства и музыкальной культуры в целом. - Воспитывающая: осознать ценность полученных знаний о традициях и фольклоре своего народа и народов Востока. «Народная мелодия, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека». Тип урока: урок «открытия» нового знания. Музыкальный материал: звук летящего самолёта; фрагменты из симфонической сюиты «Шехеразада».Тема урока: «Восточные мелодии в творчестве русских композиторов» Цель: -по достижению личностных результатов: - Умение ответственно относиться к учению, самообразованию на основе мотивации к познанию. - Умение уважительно относиться к мнению окружающих. - Умение оценивать своё мнение в сравнении с мнением других обучающихся. - по достижению метапредметных результатов: -Умение осуществлять структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, - Умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение других). -по достижению предметных результатов: -Умение понимать термин «фольклор», «симфоническая сюита», -Умение применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения Задачи: -Обучающая: познакомиться с фрагментом из симфонической сюиты «Шехеразада» Н.А. Римского-Корсакова и узнать, интонации музыки какой страны использовал композитор в произведении; -Развивающая: Помочь детям осмыслить образные, жанровые и стилевые основы народной и профессиональной музыки и значение народного творчества для профессионального музыкального искусства и музыкальной культуры в целом. - Воспитывающая: осознать ценность полученных знаний о традициях и фольклоре своего народа и народов Востока. «Народная мелодия, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека». Тип урока: урок «открытия» нового знания. Музыкальный материал: звук летящего самолёта; фрагменты из симфонической сюиты «Шехеразада».
Разработка урока музыки в 4 классе:
«Восточные мелодии в творчестве
русских композиторов»
Хамуева Екатерина Владимировна
Цель:
по достижению личностных результатов:
Умение ответственно относиться к учению, самообразованию на основе мотивации
к познанию.
Умение уважительно относиться к мнению окружающих.
Умение оценивать своё мнение в сравнении с мнением других обучающихся.
по достижению метапредметных результатов:
Умение осуществлять структурирование знаний, анализ объектов с целью
выделения признаков, Умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение других).
по достижению предметных результатов:
Умение понимать термин «фольклор», «симфоническая сюита»,
Умение применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального
произведения
Задачи:
Обучающая: познакомиться с фрагментом из симфонической сюиты
«Шехеразада» Н.А. РимскогоКорсакова и узнать, интонации музыки какой
страны использовал композитор в произведении;
Развивающая: Помочь детям осмыслить образные, жанровые и стилевые основы
народной и профессиональной музыки и значение народного творчества для
профессионального музыкального искусства и музыкальной культуры в целом.
Воспитывающая: осознать ценность полученных знаний о традициях и фольклоре
своего народа и народов Востока. «Народная мелодия, как сказочный источник
живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и
мастерству, учила любить жизнь и человека».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Музыкальный материал: звук летящего самолёта; фрагменты из симфонической
сюиты «Шехеразада».
Ход урока:
1. Орг.момент.
Музыкальное приветствие.
2. Постановка цели урока и определение темы урока:
ребята, можно ли при помощи музыки узнать о культуре, которая
находится далеко от нас? – каким образом? ( по характеру музыки, сравнить
с нашей музыкой. Послушать, спеть..)
Как вы думаете, о чём у нас пойдёт речь на уроке? (попробуем прикоснуться к
музыкальной культуре других народностей).
Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в другую страну. Путь будет
не близкий. На чём мы скорее всего доберёмся? (на самолёте) Итак, загудели турбины (1ряд на звук уу), заработал двигатель (2ряд ррр).
3ряд – пристегните ремни (чикчик). Мы взлетаем. (Звучит звук летящего
самолёта).
В мир какой музыки мы попали? (звучит музыка Востока: турецкая или
арабская танцевальная музыка),(на слайде минареты, восточные сладости,
музыкальные инструменты).
Дети предлагают индийская, арабская, они все близки к «Востоку» и можно
назвать их «восточными»).
Ребята, вы все оживились когда зазвучала музыка, заулыбались, начали
пританцовывать, почему? (нам понравилась, красивая музыка).
Этот красивый и загадочный мир интересовал и русских композиторов.
Заинтересовавшись, они использовали «восточные» темы в своих произведениях.
Догадались, какой будет тема урока? (предлагают дети)
Итак, тема урока: «Восточные мелодии в творчестве русских композиторов».
3. Знакомство с симфонической сюитой «Шехеразада»
Есть ли в названии темы противоречии, проблема, которую нам надо решить?
(русские композиторы должны писать русскую музыку).
Какие действия мы должны предпринять, чтобы решить эту проблему?
(Узнать, почему русские композиторы обращались к восточной музыке, чем она
их привлекала).
А какие музыкальные действия? (послушать, сравнить особенности восточной
музыки с русской музыкой).
Многие композиторы использовали восточные мелодии в своём творчестве
(слайд: М.И.Глинка, А.П.Бородин, Н.А. РимскийКорсаков)
Ярче всего тема Востока представлена в творчестве Н.А. Римского –
Корсакова (напоминаю о композиторе: увлекался морем, стал морским офицером,
отправился в кругосветное плавание, побывал р разных странах ,в том числе и в
странах Востока, которым увлёкся)
Мотивы Востока ярче всего слышны в симфонической сюите «Шехеразада».
Вы знаете, что такое «сюита»? давайте проведём исследование (находим
определение путём схематичного изображения: сюита имеет одну главную
музыкальную тему – тему рассказчицы Шехеразады, а к ней «привязываются»
другие темы, части; затем даём точное определение термину). Героиней какого
литературного произведения является Шехеразада?
Слушаем тему Шехеразады, по музыке мы узнаем, какая она, наша главная
героиня.
Звучит тема. Звучащую тему сопровождать движением руки. Высказывание
ребят: грациозная, загадочная, добрая, красивая, спокойная…Какому инструменту симфонического оркестра поручил композитор тему?
(скрипке)
Какой темп? (медленный), почему композитор выбрал медленный темп? Что
делает Шехеразада? (рассказывает сказку, а рассказывать сказки надо не спеша, её
нельзя рассказывать быстро).
Какая тема? (извилистая, гибкая, узорчатая как восточный ковёр).
давайте сравним с русской темой. Исполняем «Во поле берёза стояла»
(сопровождаем движением руки) Рисунок русской народной песни более ровный
и прямой.
Ребята, могла особенность восточных мелодий привлекать композитора? Да.
Давайте послушаем ещё одну тему из сюиты, танцевальную. – Что придаёт
теме танцевальный характер? (ритм, не ровный, использование бубнов,
треугольников, ведь на одеянии восточной девушки монисто, которое
позвякивает при танце).
Ребята, а неповторимый «восточный», «Узорчатый» ритм могли привлечь Н.
Римского Корсакова? Да.
4. Подведение итогов:(обращаемся к таблице: Особенности русской и
восточной мелодии).
Нам пора собираться домой. Загудели турбины. Заработал двигатель.
Пристегнули ремни. Звучит песня «Моя Россия» (слайды Московского Кремля,
образы русских полей, город)
5. Рефлексия.
Что будем рассказывать дома друзьям, родителям, знакомым о путешествии?
(высказывания ребят, главная мысль: «В гостях хорошо, а дома лучше»)