Логически завершенный день.
Россия – морская держава
их
составлять предложения определённого типа,
Русский язык. 8 класс
Тема. Второстепенные члены предложения
Тип урока:
Комбинированный урок
Цели урока:
Образовательные цели урока:
1.Обобщение и систематизация изученного по теме «Второстепенные члены
предложения»
2.Формирование понятий о второстепенных членах предложения,
грамматических категорий и синтаксической роли в предложении.
3.Формирование умения ориентироваться в синтаксических и грамматических
категориях,
различать
грамматические категории
Развивающие цели урока:
1.Развитие образного и логического мышления.
2.Овладение приёмами языкового анализа, сравнения, классификации.
3.Овладение универсальными приёмами учебной деятельности.
4.Совершенствование речи.
Воспитательные цели урока:
1.Воспитание любви к родному языку, интереса к его познанию
2.Воспитание эстетического отношения к слову.
3.Формирование школьника как личности, развитие его интеллекта, эмоций,
самостоятельного мышления.
4.Воспитание толерантного поведения.
Структура урока.
1. Сообщение темы и целей урока логически завершенного дня.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
4. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью
усвоения навыков.
Физкультминутка
5. Коррекция знаний. Беседа с учащимися.
Выставление оценок
6. Итог урока
7. Рефлексия.
8. Дифференцированное домашнее задание.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация,
учебник, карточки.
Применение образовательной технологии и методики: здоровьесберегающие
технологии, беседа, проблемное обучение, практическая работа, фронтальный
опрос, информационно коммуникативные технологии. Ход урока
держ вами
аа
держ вахаа
держ веаа
ед. ч. мн. ч.
держ выаа
держ ваа
держ вамаа
держ выаа
1. Сообщение темы и целей урока логически завершенного дня.
Здравствуйте, сегодня мы в рамках темы нашего дня – Россия морская держава,
познакомимся с великими русскими художниками и второстепенными членами
предложения.
2. Актуализация опорных знаний.
Морфологические и синтаксические свойства слова держава.
падеж
Им. держ вааа
держ выаа
Р.
держ веаа
Д.
держ вуаа
В.
держ войаа
Тв.
держ воюаа
Пр.
Существительное, неодушевлённое, женский род, 1е склонение
Задание 1: словообразовательный разбор
Корень: держав; окончание: а
Семантические свойства
Держава
Значение высок., поэт. сильное независимое государство, страна. Строились
новые заводы, фабрики, электростанции, страна превращалась в мощную державу,
это вызывало энтузиазм у народа, молодёжь стремилась на стройки первой
пятилетки, на Магнитку, в Кузнецк, Челябинск, Сталинград и другие города;
истор. золотой шар с короной или крестом, символ власти монарха. Когда в
королевском замке, в зале Сената, император возложил на себя корону и, приняв в
руки державу и скипетр, принёс присягу.
Задание 2: подберите синонимы к слову держава
Синонимы: страна, государство, царство, империя
Учитель. Нашу державу омывают большое количество морей и океанов (Тихийс
востока, Северный ледовитый с севера, Атлантический с запада), поэтому мы
рассмотрим художников маринистов, тех, кто передавал всю красоту морей путем
изобразительного искусства.
Стоит упомянуть, что в России также отмечается всемирный день моря. Его
отмечают вот уже на протяжении тридцати двух лет (с 1978 года) по инициативе
ООН в последнюю неделю сентября. В России для празднования этого дня есть
определённая дата – 24 сентября.
Море – удивительная стихия. Многие художники изображают его на своих
картинах. Такие картины (с изображением моря) называют маринами, а
художников, которые их пишут – маринистами. Но не каждый художник может стать маринистом. Ведь море нельзя попросить
замереть и позировать художнику (как это происходит, когда художник пишет
портрет). Море всё время находится в движении. Поэтому за ним нужно
внимательно наблюдать, запомнить его образ, а уже в мастерской перенести его на
холст.
аа
оа
иа
В России первым поклонником маринистов был Петр Первый. Именно он
вместе с первыми кораблями из Голландии привёз и первых художников, умевших
изображать море. Но вскоре на смену зарубежным мастерам появились свои. И
если сначала художники изображали море как место боевых действий, то
постепенно они поняли, что море настолько удивительная стихия, что его стоит
изображать ради него самого.
Рассмотрим наиболее ярких представителей этого направления и их лучшие
работы.
Ив н Констант нович Айваз вский
(1817 год, Феодосия — 1900 год, там же)
— всемирно известный русский художникмаринист, баталист, коллекционер,
меценат. (слайд 2)
Айвазовский был в первую очередь маринист. Метод работы художника
заключался в том, что он не писал своих картин с натуры, а восстанавливал их по
памяти, с помощью схематичных рисунков. Всю свою жизнь писал портрет моря.
Он знал, как выглядит море при солнце и луне, в разную погоду. Он изображал
море задумчивым, торжественным, но чаще – в бурном настроении. (слайд 3) В
1850 году он пишет знаменитую картину «Девятый вал», находящуюся сейчас в
Государственном Русском музее. Она явилась не только синтезом его творчества
за предшествующее десятилетие, но и самым ярким произведением
романтического направления в русской живописи.
К духовным богатствам России относится поэтическая картинная галерея: русская
живопись в рифмах.
Картина Девятый вал (И. Айвазовский)
Девятый вал — распространённый в искусстве, публицистике и разговорной речи
художественный образ, символ роковой опасности, наивысшего подъёма грозной,
непреодолимой силы.
Их было двадцать человек
На потерпевшей бригантине,
Но штормовых валов набег
Разбил корабль и предал тине.
Их было десять, кто сумел
Вскочить в спасательные шлюпки,
Но шторм неистово гремел,
Ломая шлюпки на обрубки.
И вот теперь их пять всего,
Кто стойко борется с пучиной, Но вновь морское божество
Волной взмахнуло, как дубиной.
Сейчас огреет их и съест,
И лишь заря несет надежду,
Что чудотворный мачты крест
Спасет их волн смертельных между.
Картина «Черное море» (слайд 4)
Его мы видели лазурным,
Его мы видели зелёным.
Но миг – и море стало бурным,
И неприветливым. И чёрным.
Вы слышите, как ветер воет?
А море страшное. Живое.
Того гляди, сейчас волна
На нас нахлынет с полотна.
А. Усачёв.
Сильвестр Щедрин (17911830 гг.) в своих картинах изображал только
спокойное море. Причём, писал его только с натуры. До него так никто не делал.
(слайд 5, 6)
Руфин Судковский (1850 – 1885 гг.) писал море в штиль, особо стараясь передать
на картинах прозрачность воды. Например, «Прозрачная вода у Симеиза»,
«Прозрачная вода у Севастополя в Крыму» и просто «Прозрачная вода». (слайд 7,
8)
А сейчас на уроке мы повторим, систематизируем те знания, которые вы получили
на предыдущих уроках.
3. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
На доске располагается таблица
Второстепенный
член
предложения
Дополнение
Определение
Обстоятельство
А нужно ли изучать второстепенные члены предложения? Необходимы ли они в
речи, в жизни? Ниже таблицы ответьте на вопрос: «Нужны ли второстепенные
члены предложения – да или нет? И почему?»
Есть те, кто считает, что нужны второстепенные члены предложения? А те, кто
считает, что не нужны? Мы видим, что мнения по данному вопросу разделились.
(Если мнение у всех одинаковое, то можно задать другой вопрос: кто может дать
полный ответ, зачем нужны второстепенные члены предложения?)
4. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с
целью усвоения навыков.
Какими частями
речи могут быть
выражены?
На
вопросы
отвечает?
какие
Виды
второстепенных
членов Лингвистический эксперимент.
Чтобы разобраться в этом вопросе, я предлагаю вам провести лингвистический
эксперимент.
Вот перед нами вариант стихотворения (Слайд 10):
Ночевала тучка золотая
На груди утесавеликана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Ночевала тучка.
Она умчалась;
Но остался след.
Он стоит, задумался
И плачет он.
Что напоминает вам этот текст? Кто автор стихотворения? (Стихотворение
«Ночевала тучка золотая…» М.Ю.Лермонтова)
Физкультминутка
5. Коррекция знаний. Беседа с учащимися:
Какое впечатление производит этот текст? Почему? А чего не хватает в нем?
Прочитаем текст, который создал М.Ю.Лермонтов (Слайд 11)
Ночевала тучка золотая
На груди утесавеликана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Что изменилось? А какое впечатление производит этот текст? Правильно,
возникает целостная картина. Мы воспринимаем её всеми органами чувств.
Продолжите предложения:
Мы видим …Мы слышим …Мы ощущаем …
(Слайд 12) Благодаря чему возникает целостная картина, полный образ?
Давайте найдем в этом тексте второстепенные члены предложения. (Папка с
текстами у каждого учащегося находится на парте).
Коллективная работа.
1 вариант – найти и обозначить графически обстоятельства; 2 вариант найти и обозначить графически определения.
(Самостоятельная работа учащихся).
Проверьте, правильно ли все нашли требуемые второстепенные члены
предложения. (Самопроверка по тексту на слайде). (Слайд 13)
Какого члена предложения нет в этом тексте? (Дополнения) В этом мастерство
поэта: нет дополнения, а значит, действия героев не переходит на предмет, ещё
больше подчёркивая их одиночество.
Выставление оценок
Выставление оценок, ответы на вопросы учащихся.
6. Итог урока.
Какого стиля текст мы проанализировали? Сколько стилей вам известно и каким
стилем написан этот текст? Какова роль в нём второстепенных членов
предложения?
(Второстепенные члены предложения в художественном стиле помогают
нарисовать целостную картину, создать полный образ).
Оцените работу на уроке.
Какая была цель урока? Достигли ли мы ее?
Что вам было трудно на уроке? Что еще нужно повторить?
7. Рефлексия.
Вместе оценим наш урок. Закончите предложения
Прошёл урок (какой?)…
Мы работали (как?)…, говорили о (чём?)…
Показ подготовленного видеоряда и запись домашнего задания.
8. Дифференцированное домашнее задание.
Придумать 15 словосочетаний, посвященных морской тематике, из которых
составить словарный диктант. (Весь класс).
Дополнительно: высокий уровень: составить 2 предложения с причастным
оборотом, 2 предложения с деепричастным, сделать синтаксический разбор;
средний уровень: составить 4 предложения,
используя придуманные
словосочетания, сделать синтаксический разбор; низкий уровень: разобрать 5
словосочетаний, указать тип и вид связи.
Использованная литература.
1. Учебник Литература 8 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин (2009
год) Часть 1
2. Толковый словарь С. Ожегова.\
3. Орлова Е. Иван Айвазовский. Биография, картины, история создания.
4. Электронный ресурс. https://muzeimira.com/biografia_hudojnikov/
Разработка урока. Второстепенные члены предложения
Разработка урока. Второстепенные члены предложения
Разработка урока. Второстепенные члены предложения
Разработка урока. Второстепенные члены предложения
Разработка урока. Второстепенные члены предложения
Разработка урока. Второстепенные члены предложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.