На уроках географии я стараюсь привлечь детей с чтению дополнительной литературы. Урок географии должен воспитывать у школьников горячую потребность читать. Это важно, потому что между количеством читаемых учениками книг и успехами в учении существует прямая связь. Важной стороной использования дополнительной литературы является обучение учащихся умениям и навыкам самостоятельной работы с книгой, приёмам рационального чтения. Ведь книга наиболее важный источник информации, к которому они будут возвращаться и после школы.
Работа с использованием дополнительной литературы включает в себя три этапа:
1) урок, на котором учитель организует учащихся на глубокую и осмысленную работу с книгой;
2) самостоятельная работа учащихся над книгой;
3) коллективное обсуждение результатов проделанной работы.
Рациональной формой по подготовке к такому обсуждению является написание реферата.
К уроку по книге В.А. Обручева «Земля Санникова» я провела такой урок подготовки, задачи которых:
обучить школьников технике прочтения реферируемой книги;
познакомить с разными формами такой работы;
обучить учащихся написанию реферата;
сформировать у ребят собственную точку зрения о возможностях существования загадочной Земли.
В своём сообщении я коротко рассказала об истории проблемы, чтобы заинтересовать ею учащихся. Учащиеся в атласе нашли группу Новосибирских островов и среди них остров Котельный. Однако позже, несмотря на долгие и упорные поиски экспедиции земли в этом районе не обнаружили.
далее рассказала учащимся о промышленнике Якове Санникове, который В 1811 году промышленник заметил остров, лежащий к северо-западу от Котельного.
В ходе рассказа учитель записывает на доске основные даты, имена путешественников, которые учащиеся переписывают в тетради. Таким образом, у них зафиксирован основной материал по истории вопроса.
ІІ. Обучение написанию реферата.
Главное – ознакомить учащихся с особенностями данного вида письменных работ. План реферата заранее записан на доске, каждый его пункт объясняется и комментируется учителем.
1. Название реферируемой книги, фамилия и краткие сведения о её авторе.
2. Физико-географическая характеристика Земли Санникова в представлении В.А. Обручева:
а) географическое положение острова;
б) его размеры;
в) происхождение, строение, рельеф;
г) климат;
д) растительный и животный мир;
е) население.
3. Выводы о возможности существования острова по условиям, описанным в книге:
а) реальность размеров острова;
б) строение, рельеф и климат острова в зависимости от возможного происхождения и географического положения;
в) жизнь на острове в этих условиях;
г) выводы и мнение автора реферата.
План реферата учащиеся записывав в тетради. Особое внимание уделяю разъяснению содержания пункта «Выводы и мнение автора реферата».
Далее сообщаю учащимся сведения, подкрепляющие их интерес к проблеме. Например, говоря о реальности размеров Земли Санникова, зачитываю из главы «Первый день на Земле Санникова» такие строки: «… вулкан … действительно очень велик, я полагаю, он имеет километров 20 в поперечном и 40 – 50 в продольном направлении», и, не комментируя этого факта, сообщаю размеры известного кратера Нгоронгоро в Африке, диаметр которого 22 км. Это единственный на Земле кратер подобных размеров. От собственной оценки приведённых примеров я воздерживаюсь, давая возможность учащимся выбрать самостоятельный ответ.
Затем обучаю школьников технике прочтения реферируемой книги, познакомив с разными формами такой работы. предлагаю записать на листе бумаги перечень вопросов физико-географической характеристики Земли, ответы на которые предстоит найти в книге. По мере прочтения на листе отмечаются страницы, содержащие соответствующую информацию.
ІІІ. Заключительная часть урока.
Ознакомление учащихся с биографией и личностью В.А. Обручева.
ІY. Задание на дом. Прочитать книгу В.А. Обручева Земля «Санникова». Написать реферат по книге, используя план.
.
МБОУ г. Иркутска ВСОШ №с 1
Урок по книге В.А. Обручева «Земля Санникова»
(обобщение знаний по теме «Природное районирование»)
Учитель: Н.В. Карлацан, учитель географии, І кв. категория.
Форма проведения урока: ученическая конференция с обсуждением результатов проделанной
работы по самостоятельной работе учащихся с книгой «Земля Санникова».
Цель урока:
1. Систематизировать знания о влиянии географического положения, рельефа, климата на
формирование природных комплексов.
2. Продолжить формирование умений работать с источниками информации, работать с книгой.
Средства обучения: Книга В.А. Обручева «Земля Санникова», атлас, настенная карта природных
зон России, физическая карта России, карта тектонического строения России, плакат «Карта Земли
Санникова».
Опережающее задание:
Прочитать книгу В.А. Обручева «Земля Санникова».
Написать реферат по книге.
Ход урока.
І. Организация деятельности учащихся.
Выступления учащихся с сообщениями по теме «Земля Санникова»:
1. Физикогеографическая характеристика Земли Санникова и краткие сведения о её авторе:
1) Географическое положение острова, его размеры;
2) Происхождение острова, строение, рельеф;
3) Климат на острове;
4) Растительный и животный мир;
5) Население острова.
2. Выводы о возможности существования острова по условиям, описанным в книге:
1) Реальность размеров острова;
2) Строение, рельеф и климат острова в зависимости от возможного происхождения и
географического положения;
3) Жизнь на острове в этих условиях;
4) Выводы и мнение авторов рефератов.
ІІ. Подведение итогов.
Возможно ли существование Земли Санникова в восточной части Северного Ледовитого океана?
Объясните, используя тектоническую карту.
РефлексияУрок подготовки к ученической конференции
по книге В.А. Обручева «Земля Санникова»
На уроках географии я стараюсь привлечь детей с чтению дополнительной литературы. Урок
географии должен воспитывать у школьников горячую потребность читать. Это важно, потому что
между количеством читаемых учениками книг и успехами в учении существует прямая связь.
Важной стороной использования дополнительной литературы является обучение учащихся
умениям и навыкам самостоятельной работы с книгой, приёмам рационального чтения. Ведь книга
наиболее важный источник информации. К которому они будут возвращаться и после школы.
Работа с использованием дополнительной литературы включает в себя три этапа:
1) урок, на котором учитель организует учащихся на глубокую и осмысленную работу с книгой;
2) самостоятельная работа учащихся над книгой;
3) коллективное обсуждение результатов проделанной работы.
рациональной формой по подготовке к такому обсуждению является написание реферата. В
практике школы реферат – одна из наиболее распространённых форм работы, но необходимо
планомерно учить технике его написания, иначе он потеряет свою специфическую сторону и
превратится в обычное сообщение или доклад.
К уроку по книге В.А. Обручева «Земля Санникова» я провела такой урок подготовки.
План проведения урока по книге В.А. Обручева «Земля Санникова»
Цель урока:
1. Обучить школьников технике прочтения реферируемой книги, познакомив с разными
формами такой работы.
2. Обучить учащихся написанию реферата.
3. Сформировать у ребят собственную точку зрения о возможностях существования
загадочной Земли.
1. История открытия и проблема существования Земли Санникова.
В своём сообщении я коротко рассказала об истории проблемы, чтобы заинтересовать ею учащихся.
Учащиеся в атласе нашли группу Новосибирских островов и среди них остров Котельный.
Рассказ учителя: «В 1811 году промышленник Яков Санников заметил смотров, лежащий к северо
западу от Котельного. Сообщению Я. Санникова не было оснований не доверять, так им к тому
времени уже были открыты отдельные мелкие острова в группе Новосибирских. Позже, в 1886 и
1893 г.г. о виденной в том же направлении земле сообщил другой известный полярный
исследователь Э. Толь. При совершенно ясной погоде он видел на совершенно том же месте четыре
столовые горы. речь снова шла о земле, уже названной Землёй Санникова. Однако позже, несмотря
на долгие и упорные поиски, ни Э. Толь, ни другие экспедиции земли в этом районе не обнаружили.
Вопрос о реальности её существования полтора столетия был одной из загадок Арктики.
Горячим сторонником существования Земли Санникова стал В.А. Обручев. Что это было:
арктический мираж (ведь невозможно упрекнуть в фантазии Я. Санникова и Э. Толя, жизнью
заплатившего за исследование Арктики), дрейфующий ледяной остров, севший на мель, или это был
отдельно стоящий вулкан – таковы основные версии относительно существования загадочной
земли.
В печати и сейчас появляются материалы, касающиеся Земли Санникова».Далее я обратила внимание учеников на такие публикации, как статьи геолога В.ж Иванова «И
снова Земля Санникова» (Вокруг света. – 1979. № 3. – С. 36), сообщение «Тайна Земли
Санникова» (География в школе. – 1985. № 4. – С. 52) и другие. О проблеме Земли Санникова
можно говорить как об одной из неразгаданных загадок.
В ходе рассказа учитель записывает на доске основные даты, имена путешественников, которые
учащиеся переписывают в тетради. Таким образом, у них зафиксирован основной материал по
истории вопроса.
ІІ. Обучение написанию реферата.
Главное – ознакомить учащихся с особенностями данного вида письменных работ. План реферата
заранее записан на доске, каждый его пункт объясняется и комментируется учителем.
1. Название реферируемой книги, фамилия и краткие сведения о её авторе.
2. Физикогеографическая характеристика Земли Санникова в представлении В.А. Обручева:
1) географическое положение острова;
2) его размеры;
3) происхождение, строение, рельеф;
4) климат;
5) растительный и животный мир;
6) население.
3. Выводы о возможности существования острова по условиям, описанным в книге:
1) реальность размеров острова;
2) строение, рельеф и климат острова в зависимости от возможного происхождения и
географического положения;
3) жизнь на острове в этих условиях;
4) выводы и мнение автора реферата.
План реферата учащиеся записывав в тетради. Особое внимание уделяю разъяснению содержания
пункта «Выводы и мнение автора реферата».
Далее сообщаю учащимся сведения, подкрепляющие их интерес к проблеме. Например, говоря о
реальности размеров Земли Санникова, зачитываю из главы «Первый день на Земле Санникова»
такие строки: «… вулкан … действительно очень велик, я полагаю, он имеет километров 20 в
поперечном и 40 – 50 в продольном направлении», и, не комментируя этого факта, сообщаю
размеры известного кратера Нгоронгоро в Африке, диаметр которого 22 км. Это единственный на
Земле кратер подобных размеров. От собственной оценки приведённых примеров я воздерживаюсь,
давая возможность учащимся выбрать самостоятельный ответ.
Затем обучаю школьников технике прочтения реферируемой книги, познакомив с разными
формами такой работы. предлагаю записать на листе бумаги перечень вопросов физико
географической характеристики Земли, ответы на которые предстоит найти в книге. По мере
прочтения на листе отмечаются страницы, содержащие соответствующую информацию.
ІІІ. Заключительная часть урока.
Ознакомление учащихся с биографией и личностью В.А. Обручева.
ІY. Задание на дом. Прочитать книгу В.А. Обручева Земля «Санникова». Написать реферат по
книге, используя план.МБОУ г. Иркутска ВСОШ № 1
Урок по книге В.И. Обручева
«Земля Санникова»
(обобщение по теме «Природные зоны России»)
Учитель географии: Карлацан Наталья Владимировна,
Адаптированная разработка по методике О.В. Крыловой.
І квалификационная категория2007