Разработка урока "Земля Санникова"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 18.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроках географии я стараюсь привлечь детей с чтению дополнительной литературы. Урок географии должен воспитывать у школьников горячую потребность читать. Это важно, потому что между количеством читаемых учениками книг и успехами в учении существует прямая связь. Важной стороной использования дополнительной литературы является обучение учащихся умениям и навыкам самостоятельной работы с книгой, приёмам рационального чтения. Ведь книга наиболее важный источник информации, к которому они будут возвращаться и после школы. Работа с использованием дополнительной литературы включает в себя три этапа: 1) урок, на котором учитель организует учащихся на глубокую и осмысленную работу с книгой; 2) самостоятельная работа учащихся над книгой; 3) коллективное обсуждение результатов проделанной работы. Рациональной формой по подготовке к такому обсуждению является написание реферата. К уроку по книге В.А. Обручева «Земля Санникова» я провела такой урок подготовки, задачи которых: обучить школьников технике прочтения реферируемой книги; познакомить с разными формами такой работы; обучить учащихся написанию реферата; сформировать у ребят собственную точку зрения о возможностях существования загадочной Земли. В своём сообщении я коротко рассказала об истории проблемы, чтобы заинтересовать ею учащихся. Учащиеся в атласе нашли группу Новосибирских островов и среди них остров Котельный. Однако позже, несмотря на долгие и упорные поиски экспедиции земли в этом районе не обнаружили. далее рассказала учащимся о промышленнике Якове Санникове, который В 1811 году промышленник заметил остров, лежащий к северо-западу от Котельного. В ходе рассказа учитель записывает на доске основные даты, имена путешественников, которые учащиеся переписывают в тетради. Таким образом, у них зафиксирован основной материал по истории вопроса. ІІ. Обучение написанию реферата. Главное – ознакомить учащихся с особенностями данного вида письменных работ. План реферата заранее записан на доске, каждый его пункт объясняется и комментируется учителем. 1. Название реферируемой книги, фамилия и краткие сведения о её авторе. 2. Физико-географическая характеристика Земли Санникова в представлении В.А. Обручева: а) географическое положение острова; б) его размеры; в) происхождение, строение, рельеф; г) климат; д) растительный и животный мир; е) население. 3. Выводы о возможности существования острова по условиям, описанным в книге: а) реальность размеров острова; б) строение, рельеф и климат острова в зависимости от возможного происхождения и географического положения; в) жизнь на острове в этих условиях; г) выводы и мнение автора реферата. План реферата учащиеся записывав в тетради. Особое внимание уделяю разъяснению содержания пункта «Выводы и мнение автора реферата». Далее сообщаю учащимся сведения, подкрепляющие их интерес к проблеме. Например, говоря о реальности размеров Земли Санникова, зачитываю из главы «Первый день на Земле Санникова» такие строки: «… вулкан … действительно очень велик, я полагаю, он имеет километров 20 в поперечном и 40 – 50 в продольном направлении», и, не комментируя этого факта, сообщаю размеры известного кратера Нгоронгоро в Африке, диаметр которого 22 км. Это единственный на Земле кратер подобных размеров. От собственной оценки приведённых примеров я воздерживаюсь, давая возможность учащимся выбрать самостоятельный ответ. Затем обучаю школьников технике прочтения реферируемой книги, познакомив с разными формами такой работы. предлагаю записать на листе бумаги перечень вопросов физико-географической характеристики Земли, ответы на которые предстоит найти в книге. По мере прочтения на листе отмечаются страницы, содержащие соответствующую информацию. ІІІ. Заключительная часть урока. Ознакомление учащихся с биографией и личностью В.А. Обручева. ІY. Задание на дом. Прочитать книгу В.А. Обручева Земля «Санникова». Написать реферат по книге, используя план. .
Иконка файла материала Разработка урока Земля Санникова.doc
МБОУ г. Иркутска ВСОШ №с 1 Урок по книге В.А. Обручева «Земля Санникова»  (обобщение знаний по теме «Природное районирование») Учитель: Н.В. Карлацан, учитель географии, І кв. категория. Форма проведения  урока:   ученическая   конференция   с   обсуждением   результатов   проделанной работы по самостоятельной работе учащихся с книгой «Земля Санникова». Цель урока: 1. Систематизировать   знания   о   влиянии   географического   положения,   рельефа,   климата   на формирование природных комплексов. 2. Продолжить формирование умений работать с источниками информации, работать с книгой. Средства обучения: Книга В.А. Обручева «Земля Санникова», атлас, настенная карта природных зон России, физическая карта России, карта тектонического строения России, плакат «Карта Земли Санникова». Опережающее задание:  Прочитать книгу В.А. Обручева «Земля Санникова».  Написать реферат по книге. Ход урока. І. Организация деятельности учащихся. Выступления учащихся с сообщениями по теме «Земля Санникова»: 1. Физико­географическая характеристика Земли Санникова и краткие сведения о её авторе: 1) Географическое положение острова, его размеры;  2) Происхождение острова, строение, рельеф; 3) Климат на острове; 4) Растительный и животный мир; 5) Население острова. 2. Выводы о возможности существования острова по условиям, описанным в книге: 1) Реальность размеров острова; 2) Строение, рельеф и климат острова в зависимости от возможного происхождения и географического положения; 3) Жизнь на острове в этих условиях; 4) Выводы и мнение авторов рефератов. ІІ. Подведение итогов. Возможно ли существование Земли Санникова в восточной части Северного Ледовитого океана? Объясните, используя тектоническую карту. РефлексияУрок подготовки к ученической конференции  по книге В.А. Обручева «Земля Санникова» На   уроках   географии   я   стараюсь   привлечь   детей   с   чтению   дополнительной   литературы.   Урок географии должен воспитывать у школьников горячую потребность читать. Это важно, потому что между   количеством   читаемых   учениками   книг   и   успехами   в   учении   существует   прямая   связь. Важной   стороной   использования   дополнительной   литературы   является   обучение   учащихся умениям и навыкам самостоятельной работы с книгой, приёмам рационального чтения. Ведь книга наиболее важный источник информации. К которому они будут возвращаться и после школы. Работа с использованием дополнительной литературы включает в себя три этапа: 1) урок, на котором учитель организует учащихся на глубокую и осмысленную работу с книгой; 2) самостоятельная работа учащихся над книгой; 3) коллективное обсуждение результатов проделанной работы. рациональной   формой   по   подготовке   к   такому   обсуждению   является   написание   реферата.   В практике   школы   реферат   –   одна   из   наиболее   распространённых   форм   работы,   но   необходимо планомерно   учить   технике   его   написания,   иначе   он   потеряет   свою   специфическую   сторону   и превратится в обычное сообщение или доклад. К уроку по книге В.А. Обручева «Земля Санникова» я провела такой урок подготовки. План проведения урока по книге В.А. Обручева «Земля Санникова» Цель урока: 1. Обучить   школьников   технике   прочтения   реферируемой   книги,   познакомив   с   разными формами такой работы. 2. Обучить учащихся написанию реферата. 3. Сформировать   у   ребят   собственную   точку   зрения   о   возможностях   существования загадочной Земли. 1. История открытия и проблема существования Земли Санникова. В своём сообщении я коротко рассказала об истории проблемы, чтобы заинтересовать ею учащихся. Учащиеся в атласе нашли группу Новосибирских островов и среди них остров Котельный. Рассказ учителя: «В 1811 году промышленник Яков Санников заметил смотров, лежащий к северо­ западу от Котельного. Сообщению Я. Санникова не было оснований не доверять, так им к тому времени уже были открыты отдельные мелкие острова в группе Новосибирских. Позже, в 1886 и 1893   г.г.   о   виденной   в   том   же   направлении   земле   сообщил   другой   известный   полярный исследователь Э. Толь. При совершенно ясной погоде он видел на совершенно том же месте четыре столовые горы. речь снова шла о земле, уже названной Землёй Санникова. Однако позже, несмотря на долгие и упорные поиски, ни Э. Толь, ни другие экспедиции земли в этом районе не обнаружили. Вопрос о реальности её существования полтора столетия был одной из загадок Арктики. Горячим   сторонником   существования   Земли   Санникова   стал   В.А.   Обручев.   Что   это   было: арктический   мираж   (ведь   невозможно   упрекнуть   в   фантазии   Я.   Санникова   и   Э.   Толя,   жизнью заплатившего за исследование Арктики), дрейфующий ледяной остров, севший на мель, или это был отдельно   стоящий   вулкан   –   таковы   основные   версии   относительно   существования   загадочной земли. В печати и сейчас появляются материалы, касающиеся Земли Санникова».Далее я обратила внимание учеников на такие публикации, как статьи геолога В.ж Иванова «И снова   Земля   Санникова»   (Вокруг   света.   –   1979.   ­   №   3.   –   С.   36),   сообщение   «Тайна   Земли Санникова» (География в школе. – 1985. ­ № 4. – С. 52) и другие. О проблеме Земли Санникова можно говорить как об одной из неразгаданных загадок. В ходе рассказа учитель записывает на доске основные даты, имена путешественников, которые учащиеся  переписывают  в тетради. Таким  образом, у них зафиксирован  основной материал  по истории вопроса.  ІІ. Обучение написанию реферата. Главное – ознакомить учащихся с особенностями данного вида письменных работ. План реферата заранее записан на доске, каждый его пункт объясняется и комментируется учителем. 1. Название реферируемой книги, фамилия и краткие сведения о её авторе. 2. Физико­географическая характеристика Земли Санникова в представлении В.А. Обручева: 1) географическое положение острова; 2) его размеры; 3) происхождение, строение, рельеф; 4) климат; 5) растительный и животный мир; 6) население. 3. Выводы о возможности существования острова по условиям, описанным в книге: 1) реальность размеров острова; 2) строение, рельеф и климат острова в зависимости от возможного происхождения и географического положения; 3) жизнь на острове в этих условиях; 4) выводы и мнение автора реферата. План реферата учащиеся записывав в тетради. Особое внимание уделяю разъяснению содержания пункта «Выводы и мнение автора реферата». Далее сообщаю учащимся сведения, подкрепляющие их интерес к проблеме. Например, говоря о реальности размеров Земли Санникова, зачитываю из главы «Первый день на Земле Санникова» такие строки: «… вулкан … действительно очень велик, я полагаю, он имеет километров 20 в поперечном   и   40   –   50   в   продольном   направлении»,   и,   не   комментируя   этого   факта,   сообщаю размеры известного кратера Нгоронгоро в Африке, диаметр которого 22 км. Это единственный на Земле кратер подобных размеров. От собственной оценки приведённых примеров я воздерживаюсь, давая возможность учащимся выбрать самостоятельный ответ. Затем   обучаю   школьников   технике   прочтения   реферируемой   книги,   познакомив   с   разными формами   такой   работы.   предлагаю   записать   на   листе   бумаги   перечень   вопросов   физико­ географической   характеристики   Земли,   ответы   на   которые   предстоит   найти   в   книге.   По   мере прочтения на листе отмечаются страницы, содержащие соответствующую информацию.  ІІІ. Заключительная часть урока. Ознакомление учащихся с биографией и личностью В.А. Обручева. ІY. Задание на дом. Прочитать книгу В.А. Обручева Земля «Санникова». Написать реферат по книге, используя план.МБОУ г. Иркутска ВСОШ № 1 Урок по книге В.И. Обручева  «Земля Санникова» (обобщение по теме «Природные зоны России»)                                            Учитель географии: Карлацан Наталья Владимировна,  Адаптированная разработка по методике О.В. Крыловой.    І квалификационная категория2007