На уроках географии я стараюсь привлечь детей с чтению дополнительной литературы. Урок географии должен воспитывать у школьников горячую потребность читать. Это важно, потому что между количеством читаемых учениками книг и успехами в учении существует прямая связь. Важной стороной использования дополнительной литературы является обучение учащихся умениям и навыкам самостоятельной работы с книгой, приёмам рационального чтения. Ведь книга наиболее важный источник информации, к которому они будут возвращаться и после школы.
Работа с использованием дополнительной литературы включает в себя три этапа:
1) урок, на котором учитель организует учащихся на глубокую и осмысленную работу с книгой;
2) самостоятельная работа учащихся над книгой;
3) коллективное обсуждение результатов проделанной работы.
Рациональной формой по подготовке к такому обсуждению является написание реферата.
К уроку по книге В.А. Обручева «Земля Санникова» я провела такой урок подготовки, задачи которых:
обучить школьников технике прочтения реферируемой книги;
познакомить с разными формами такой работы;
обучить учащихся написанию реферата;
сформировать у ребят собственную точку зрения о возможностях существования загадочной Земли.
В своём сообщении я коротко рассказала об истории проблемы, чтобы заинтересовать ею учащихся. Учащиеся в атласе нашли группу Новосибирских островов и среди них остров Котельный. Однако позже, несмотря на долгие и упорные поиски экспедиции земли в этом районе не обнаружили.
далее рассказала учащимся о промышленнике Якове Санникове, который В 1811 году промышленник заметил остров, лежащий к северо-западу от Котельного.
В ходе рассказа учитель записывает на доске основные даты, имена путешественников, которые учащиеся переписывают в тетради. Таким образом, у них зафиксирован основной материал по истории вопроса.
ІІ. Обучение написанию реферата.
Главное – ознакомить учащихся с особенностями данного вида письменных работ. План реферата заранее записан на доске, каждый его пункт объясняется и комментируется учителем.
1. Название реферируемой книги, фамилия и краткие сведения о её авторе.
2. Физико-географическая характеристика Земли Санникова в представлении В.А. Обручева:
а) географическое положение острова;
б) его размеры;
в) происхождение, строение, рельеф;
г) климат;
д) растительный и животный мир;
е) население.
3. Выводы о возможности существования острова по условиям, описанным в книге:
а) реальность размеров острова;
б) строение, рельеф и климат острова в зависимости от возможного происхождения и географического положения;
в) жизнь на острове в этих условиях;
г) выводы и мнение автора реферата.
План реферата учащиеся записывав в тетради. Особое внимание уделяю разъяснению содержания пункта «Выводы и мнение автора реферата».
Далее сообщаю учащимся сведения, подкрепляющие их интерес к проблеме. Например, говоря о реальности размеров Земли Санникова, зачитываю из главы «Первый день на Земле Санникова» такие строки: «… вулкан … действительно очень велик, я полагаю, он имеет километров 20 в поперечном и 40 – 50 в продольном направлении», и, не комментируя этого факта, сообщаю размеры известного кратера Нгоронгоро в Африке, диаметр которого 22 км. Это единственный на Земле кратер подобных размеров. От собственной оценки приведённых примеров я воздерживаюсь, давая возможность учащимся выбрать самостоятельный ответ.
Затем обучаю школьников технике прочтения реферируемой книги, познакомив с разными формами такой работы. предлагаю записать на листе бумаги перечень вопросов физико-географической характеристики Земли, ответы на которые предстоит найти в книге. По мере прочтения на листе отмечаются страницы, содержащие соответствующую информацию.
ІІІ. Заключительная часть урока.
Ознакомление учащихся с биографией и личностью В.А. Обручева.
ІY. Задание на дом. Прочитать книгу В.А. Обручева Земля «Санникова». Написать реферат по книге, используя план.
.
Разработка урока Земля Санникова.doc
МБОУ г. Иркутска ВСОШ №с 1
Урок по книге В.А. Обручева «Земля Санникова»
(обобщение знаний по теме «Природное районирование»)
Учитель: Н.В. Карлацан, учитель географии, І кв. категория.
Форма проведения урока: ученическая конференция с обсуждением результатов проделанной
работы по самостоятельной работе учащихся с книгой «Земля Санникова».
Цель урока:
1. Систематизировать знания о влиянии географического положения, рельефа, климата на
формирование природных комплексов.
2. Продолжить формирование умений работать с источниками информации, работать с книгой.
Средства обучения: Книга В.А. Обручева «Земля Санникова», атлас, настенная карта природных
зон России, физическая карта России, карта тектонического строения России, плакат «Карта Земли
Санникова».
Опережающее задание:
Прочитать книгу В.А. Обручева «Земля Санникова».
Написать реферат по книге.
Ход урока.
І. Организация деятельности учащихся.
Выступления учащихся с сообщениями по теме «Земля Санникова»:
1. Физикогеографическая характеристика Земли Санникова и краткие сведения о её авторе:
1) Географическое положение острова, его размеры;
2) Происхождение острова, строение, рельеф;
3) Климат на острове;
4) Растительный и животный мир;
5) Население острова.
2. Выводы о возможности существования острова по условиям, описанным в книге:
1) Реальность размеров острова;
2) Строение, рельеф и климат острова в зависимости от возможного происхождения и
географического положения;
3) Жизнь на острове в этих условиях;
4) Выводы и мнение авторов рефератов.
ІІ. Подведение итогов.
Возможно ли существование Земли Санникова в восточной части Северного Ледовитого океана?
Объясните, используя тектоническую карту.
Рефлексия Урок подготовки к ученической конференции
по книге В.А. Обручева «Земля Санникова»
На уроках географии я стараюсь привлечь детей с чтению дополнительной литературы. Урок
географии должен воспитывать у школьников горячую потребность читать. Это важно, потому что
между количеством читаемых учениками книг и успехами в учении существует прямая связь.
Важной стороной использования дополнительной литературы является обучение учащихся
умениям и навыкам самостоятельной работы с книгой, приёмам рационального чтения. Ведь книга
наиболее важный источник информации. К которому они будут возвращаться и после школы.
Работа с использованием дополнительной литературы включает в себя три этапа:
1) урок, на котором учитель организует учащихся на глубокую и осмысленную работу с книгой;
2) самостоятельная работа учащихся над книгой;
3) коллективное обсуждение результатов проделанной работы.
рациональной формой по подготовке к такому обсуждению является написание реферата. В
практике школы реферат – одна из наиболее распространённых форм работы, но необходимо
планомерно учить технике его написания, иначе он потеряет свою специфическую сторону и
превратится в обычное сообщение или доклад.
К уроку по книге В.А. Обручева «Земля Санникова» я провела такой урок подготовки.
План проведения урока по книге В.А. Обручева «Земля Санникова»
Цель урока:
1. Обучить школьников технике прочтения реферируемой книги, познакомив с разными
формами такой работы.
2. Обучить учащихся написанию реферата.
3. Сформировать у ребят собственную точку зрения о возможностях существования
загадочной Земли.
1. История открытия и проблема существования Земли Санникова.
В своём сообщении я коротко рассказала об истории проблемы, чтобы заинтересовать ею учащихся.
Учащиеся в атласе нашли группу Новосибирских островов и среди них остров Котельный.
Рассказ учителя: «В 1811 году промышленник Яков Санников заметил смотров, лежащий к северо
западу от Котельного. Сообщению Я. Санникова не было оснований не доверять, так им к тому
времени уже были открыты отдельные мелкие острова в группе Новосибирских. Позже, в 1886 и
1893 г.г. о виденной в том же направлении земле сообщил другой известный полярный
исследователь Э. Толь. При совершенно ясной погоде он видел на совершенно том же месте четыре
столовые горы. речь снова шла о земле, уже названной Землёй Санникова. Однако позже, несмотря
на долгие и упорные поиски, ни Э. Толь, ни другие экспедиции земли в этом районе не обнаружили.
Вопрос о реальности её существования полтора столетия был одной из загадок Арктики.
Горячим сторонником существования Земли Санникова стал В.А. Обручев. Что это было:
арктический мираж (ведь невозможно упрекнуть в фантазии Я. Санникова и Э. Толя, жизнью
заплатившего за исследование Арктики), дрейфующий ледяной остров, севший на мель, или это был
отдельно стоящий вулкан – таковы основные версии относительно существования загадочной
земли.
В печати и сейчас появляются материалы, касающиеся Земли Санникова». Далее я обратила внимание учеников на такие публикации, как статьи геолога В.ж Иванова «И
снова Земля Санникова» (Вокруг света. – 1979. № 3. – С. 36), сообщение «Тайна Земли
Санникова» (География в школе. – 1985. № 4. – С. 52) и другие. О проблеме Земли Санникова
можно говорить как об одной из неразгаданных загадок.
В ходе рассказа учитель записывает на доске основные даты, имена путешественников, которые
учащиеся переписывают в тетради. Таким образом, у них зафиксирован основной материал по
истории вопроса.
ІІ. Обучение написанию реферата.
Главное – ознакомить учащихся с особенностями данного вида письменных работ. План реферата
заранее записан на доске, каждый его пункт объясняется и комментируется учителем.
1. Название реферируемой книги, фамилия и краткие сведения о её авторе.
2. Физикогеографическая характеристика Земли Санникова в представлении В.А. Обручева:
1) географическое положение острова;
2) его размеры;
3) происхождение, строение, рельеф;
4) климат;
5) растительный и животный мир;
6) население.
3. Выводы о возможности существования острова по условиям, описанным в книге:
1) реальность размеров острова;
2) строение, рельеф и климат острова в зависимости от возможного происхождения и
географического положения;
3) жизнь на острове в этих условиях;
4) выводы и мнение автора реферата.
План реферата учащиеся записывав в тетради. Особое внимание уделяю разъяснению содержания
пункта «Выводы и мнение автора реферата».
Далее сообщаю учащимся сведения, подкрепляющие их интерес к проблеме. Например, говоря о
реальности размеров Земли Санникова, зачитываю из главы «Первый день на Земле Санникова»
такие строки: «… вулкан … действительно очень велик, я полагаю, он имеет километров 20 в
поперечном и 40 – 50 в продольном направлении», и, не комментируя этого факта, сообщаю
размеры известного кратера Нгоронгоро в Африке, диаметр которого 22 км. Это единственный на
Земле кратер подобных размеров. От собственной оценки приведённых примеров я воздерживаюсь,
давая возможность учащимся выбрать самостоятельный ответ.
Затем обучаю школьников технике прочтения реферируемой книги, познакомив с разными
формами такой работы. предлагаю записать на листе бумаги перечень вопросов физико
географической характеристики Земли, ответы на которые предстоит найти в книге. По мере
прочтения на листе отмечаются страницы, содержащие соответствующую информацию.
ІІІ. Заключительная часть урока.
Ознакомление учащихся с биографией и личностью В.А. Обручева.
ІY. Задание на дом. Прочитать книгу В.А. Обручева Земля «Санникова». Написать реферат по
книге, используя план. МБОУ г. Иркутска ВСОШ № 1
Урок по книге В.И. Обручева
«Земля Санникова»
(обобщение по теме «Природные зоны России»)
Учитель географии: Карлацан Наталья Владимировна,
Адаптированная разработка по методике О.В. Крыловой.
І квалификационная категория 2007
Разработка урока "Земля Санникова"
Разработка урока "Земля Санникова"
Разработка урока "Земля Санникова"
Разработка урока "Земля Санникова"
Разработка урока "Земля Санникова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.