Разработка урока «Жизнь, зачем ты мне дана?» (По произведению М.Горького «Часы»)
Оценка 4.6

Разработка урока «Жизнь, зачем ты мне дана?» (По произведению М.Горького «Часы»)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
28.09.2018
Разработка урока «Жизнь, зачем ты мне дана?» (По произведению М.Горького «Часы»)
Изучение творчества М.Горького в 11 классе может стать основой для собственных размышлений обучающихся о важнейших проблемах существования человека в мире. Произведения, прочитанные вдумчиво, осознанно, оказываются удивительно современными и актуальными. Так, знакомство с эссе М.Горького «Часы» позволит школьникам не только еще раз убедиться в активной жизненной позиции автора, но и задуматься над выбором собственного пути, откликнуться на призыв писателя жить ярко, с полной отдачей, не тратя драгоценные минуты впустую.Файл содержит материал с разработкой урока по эссе "Часы" М.Горького. Данный урок можно провести в 11 классе после изучения пьесы М.Горького "На дне"
Изучение творчества М.docx
Изучение творчества М.Горького в 11 классе может стать основой для  собственных размышлений обучающихся о важнейших проблемах  существования человека в мире. Произведения, прочитанные вдумчиво,  осознанно, оказываются удивительно современными и актуальными. Так,  знакомство с эссе М.Горького «Часы» позволит школьникам не только еще  раз убедиться в активной жизненной позиции автора, но  и задуматься над  выбором собственного пути, откликнуться на призыв писателя жить ярко, с  полной  отдачей, не тратя драгоценные минуты впустую. Цель урока:  ­ выявить главную идею эссе М.Горького «Часы», авторскую позицию; ­ развивать умения работать с текстом, анализировать его, находить  художественные особенности произведения; ­ воспитывать активную гражданскую позицию, стремление жить не  обывательскими интересами, а высокими идеалами. Ход урока.    В начале урока учитель сообщает о времени написания, месте публикации  эссе М.Горького «Часы». Обращается внимание на подзаголовок в  первоначальном издании ­ «Элегия».                                                                        (­ Почему элегия, ведь это жанр лирического стихотворения?)                    Обучающиеся приходят к выводу, что это произведение ­ размышление о  какой­то волнующей проблеме. (­ Подумайте в ходе чтения, о чем заставляет задуматься автор?) Учитель читает эссе М.Горького «Часы». (Тексты у каждого обучающегося на столе). После прочтения задаются вопросы для определения первичного восприятия  текста и приобщения к проблеме. (Какое впечатление произвел текст? Оставляет ли текст равнодушным?  Какова тема текста? О чем размышляет автор?...) ­ О чем сегодня пойдет наш разговор? (о времени, о человеке, о жизни) Сообщается тема урока, которую ребята записывают в тетрадь:  «Жизнь, зачем ты мне дана?» (по произведению М.Горького «Часы») Следующий этап урока ­ фронтальная аналитическая беседа. 1. Работа с названием эссе. ­ Какие ассоциации возникают со словом «часы»?  Учитель записывает ответы ребят на доске (механизм, циферблат, стрелки,  минуты, время, круг, жизнь, смерть, бесконечность, безысходность,  быстротечность, неизбежность... ) На интерактивной доске демонстрируется  картина «Постоянство памяти»,  написанная великим испанским сюрреалистом Сальвадором Дали в 1931 году. (Что вы видите на этой картине? Какой подтекст имеет она?...) В процессе обсуждения этого полотна обучающиеся приходят к выводу, что  художнику удалось изобразить изменчивость и зыбкость времени и  пространства; время бежит неумолимо, мы видим это, но ничего сделать не  можем, просто наблюдаем, как оно расплывается... 2. Работа с содержанием эссе.  Прослеживается ли этот мотив в эссе М.Горького «Часы»?   (Обучающиеся положительно отвечают на данный вопрос, обосновывая свое  мнение: каждая часть эссе начинается со звукоподражательных слов: «Тик­ так, тик­так!», которые не только являются смысловыми скрепами, но  и  создают эффект неумолимо бегущего времени, «...часы холодно и громко  отмечают исчезновение секунд... Маятник стучит, и с каждым звуком жизнь  сокращается на секунду, на крошечную частичку времени, данного каждому  из нас, на секунду, которая уже не вернётся к нам».)  Только ли о быстротечности времени говорится в тексте? Далее ребятам предлагается найти в тексте и назвать эпитеты,  характеризующие часы.  Учитель оформляет запись на доске. Часы           бесстрастные                               скучные                  бурные                                   звуки монотонные                       однообразные         прекрасные          математически правильные        тоскливые               великие Как бы вы распределили в эти группы слова­ассоциации по поводу названия  эссе «Часы»? (Обучающиеся относят к первой группе механизм, циферблат, стрелки,  минуты, ко второй и третьей все остальные: время, круг, жизнь, смерть,  бесконечность, безысходность, быстротечность, неизбежность. Тем самым определяют, что в первой части эссе о часах говорится как о  конкретной вещи, механизме, затем часы воспринимаются как нечто  абстрактное, философское. Это не просто часы, висящие на стене, а «часы  нашей жизни») Запись на доске дополняется выводом. Часы           бесстрастные                               скучные                  бурные                                   звуки монотонные                       однообразные         прекрасные          математически правильные        тоскливые               великие                                механизм                                 человеческая жизнь                       ( в I части)                                 (во II­VIII частях) На следующем этапе урока выявляется взгляд  автора на человеческую жизнь. Обращается внимание обучающихся на то, что эпитеты, характеризующие  часы ­ человеческую жизнь, разделены на две группы. Случайно ли это? (Нет. Ребята находят в тексте подтверждение, что одни часы «скучные,  однообразные, убивающие душу тоской, укоризненно и холодно звучащие», а  другие ­ «высоко прекрасные часы», делающие нашу жизнь яркой и нужной.  Это две противоположные формы жизни: «гниение» и «горение»).   Далее, опираясь на текст эссе, ребята объясняют, что значит каждая форма  жизни. (Работа по вариантам: I ­ «гниение», II ­ «горение») ( «Гниение» ­ страдание, уклонение от жизни, жизнь «кирпича», лежащего  неподвижно в одном здании, жалобы на «бессилие»,  человек «украшает себя  своим несчастьем», боязнь смерти, одиночество, непонимание других,  равнодушие, отсутствие высоких стремлений, желаний... «Горение» ­ «человек борется с тем, что ему мешает жить», «бескорыстно  отдает жизни свой ум и сердце», «стремление вперед ­ вот цель жизни»,  не  боится смерти, так как оставит добрые дела после себя, «служба истине,  справедливости, красоте», ...)  Сторонником какой формы жизни является М.Горький? Обоснуйте  свой ответ.  (Для одиннадцатиклассников ответ очевиден: "Как жить?" ­ спрашивает  Горький в начале эссе и в ходе рассуждений приходит к мысли, что есть  только один верный способ достойно прожить свои часы ­ ярко гореть,  зажигать окружающих"). Учитель читает выразительно VIII часть эссе, затем задает вопрос классу:  Какой характер имеет эта концовка? («поучения», призыва) 3.  На уровне рефлексии ребята отвечают на вопрос: «О чем заставляет  задуматься М.Горький своих читателей?» (О выборе собственного жизненного пути) В каких произведениях художественной литературы поднимается та же  проблема? 4. В качестве домашнего задания предлагается написать небольшое  сочинение­рассуждение «Пути, которые мы выбираем»

Разработка урока «Жизнь, зачем ты мне дана?» (По произведению М.Горького «Часы»)

Разработка урока «Жизнь, зачем ты мне дана?» (По произведению М.Горького «Часы»)

Разработка урока «Жизнь, зачем ты мне дана?» (По произведению М.Горького «Часы»)

Разработка урока «Жизнь, зачем ты мне дана?» (По произведению М.Горького «Часы»)

Разработка урока «Жизнь, зачем ты мне дана?» (По произведению М.Горького «Часы»)

Разработка урока «Жизнь, зачем ты мне дана?» (По произведению М.Горького «Часы»)

Разработка урока «Жизнь, зачем ты мне дана?» (По произведению М.Горького «Часы»)

Разработка урока «Жизнь, зачем ты мне дана?» (По произведению М.Горького «Часы»)

Разработка урока «Жизнь, зачем ты мне дана?» (По произведению М.Горького «Часы»)

Разработка урока «Жизнь, зачем ты мне дана?» (По произведению М.Горького «Часы»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2018