Методическая разработка урока литературы по теме "Донские рассказы М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская литература)
Оценка 4.6

Методическая разработка урока литературы по теме "Донские рассказы М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская литература)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
05.12.2018
Методическая разработка урока литературы по теме  "Донские рассказы  М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская  литература)
В ходе предлагаемого урока рекомендую использовать такие приемы педагогической техники, как: “Ромашка Блума” (“Ромашка вопросов”), прием ассоциации, эвристическую беседу, прием “Незаконченное предложение, напрвленные на формирование умения обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы,на развитие аналитического мышления обучающихся, их творческих способностей,нормированной монологической речи.
Донские рассказы М.А.Шолохова.docx
Класс: 11                                                                                                   Предмет:  литература    Тема: «Донские рассказы» М.А.Шолохова  Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна. Демокрит.      Цели урока:  изучить   “Донские   рассказы”   М.   Шолохова,   выявить   концепцию гражданской   войны   в   ранних   произведениях   М.   Шолохова   на   примере рассказов («Червоточина», «Родинка”, “Чужая кровь”,»Сметный враг»);  показать гражданское и писательское мужество М.Шолохова, одним из первых сказавших правду о гражданской войне как о трагедии народа; проанализировать художественные особенности рассказов; проверить   умение   учащихся   самостоятельно   делать   выводы, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Задачи урока:    формировать умение самостоятельно работать с текстами рассказов; формировать   умение   обобщать,   сравнивать,   сопоставлять,   делать выводы; развивать   аналитическое   мышление,   творческие   способности, монологическую речь, ассоциативный аппарат учащихся, используя в ходе урока   такие   приемы   педагогической   техники,   как:   “Ромашка   Блума” (“Ромашка вопросов”), прием ассоциации,   эвристическая беседа, прием “Незаконченное предложение”. План урока 1. 2. Вступительное   слово   учителя.   Актуализация   знаний   учащихся. Обращение к  эпиграфу урока. Определение целей урока. Слово учителя о  ранних произведениях М.А.Шолохова. 3. 4. 5. 6. Выявление   читательского   восприятия   (“Ромашка   Блума”),   выявление особенностей   “Донских   рассказов”   М.   Шолохова,   особенностей самосознания казаков, казачества. Анализ   прочитанных рассказов. На данном этапе урока используются такие   приемы,   как   прием   ассоциаций,   эвристическая   беседа,   в   ходе которой учителем задаются репродуктивные, проблемные, аналитические вопросы; следующие формы работы: фронтальная и индивидуальная. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя. Домашнее задание (Прием “Незаконченное предложение”). Содержание урока 1. Вступительное слово учителя. Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После   Октябрьской   революции   1917   года   на   всей   территории   огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времени княжения Ивана Калиты,   полыхала   гражданская   война.   От   Балтики   до   Тихого   океана,   от Белого   моря   до   Кавказа   и   оренбургских   степей   шли   кровопролитные сражения, и, кажется, кроме горстки губерний Центральной России, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок. И не случайно, что именно гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода. Актуализация знаний учащихся. Что представляет  собой  гражданская  война  с  исторической  точки зрения? Ответ:   это   вооруженная   борьба   за   власть   между   представителями   разных классов. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри нации, народа, между земляками, соседями, близкими родственниками. Что представляла собой гражданская война в России в начале XX века? Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения? Свое отношение к гражданской войне вы выразили в синквейнах. Представьте их. Промежуточный   вывод.   Гражданская   война   –   величайшее   бедствие, трагедия для страны, народа в целом, для каждой семьи и каждого человека в отдельности.   Она   заставляет   людей   истреблять   друг   друга,   ненасытным Молохом   требуя   жертв,   разделяя   родных   и   близких.   И   совершенно справедливо в этом отношении замечание греческого философа Демокрита. Обращение к первому эпиграфу урока. В   произведениях   каких   писателей,   поэтов   нашла   свое   отражение   тема гражданской войны? Ответ: М. Булгаков Белая гвардия”; Б. Пильняк “Голый год”, “Повесть непогашенной луны”; Д. Фурманов “Чапаев”; А. Серафимович “Железный поток”; И. Бабель “Конармия”; А. Фадеев “Разгром”; М. Волошин “Усобица”;   М.   Цветаева   “Дон”,   “Москве”,   поэма   “Перекоп”;   Д.   Бедный “Проводы”. Определение целей урока. Итак, тема гражданской войны нашла свое воплощение и в прозе, и в поэзии двадцатых годов XX века. И сегодня на уроке мы обращаемся к “Донским рассказам” М. Шолохова. Наша цель – выявить концепцию (систему взглядов) гражданской войны М. Шолохова, т. е. выяснить, какой показывает М. Шолохов гражданскую войну на страницах своих ранних произведений. 2. Слово учителя о М. Шолохове и его ранних произведениях. “Донские рассказы” были опубликованы в 1926 году. Их автор М. Шолохов в это время молод, но, несмотря на то, что ему 21 год, за его плечами уже очень многое: потрясения гражданской войны, мгновенно перечеркнувшие детство, прошедшее   на   Дону,   в   станице   Вешенской.   А   затем   –   реальность   другой жизни. Шолохов   служил   статистиком   по   переписи   населения,   учителем   ликбеза, делопроизводителем заготконторы, добровольно вступив в продотряд, стал продкомиссаром. “Приходилось   бывать   в   разных   переплетах”,­   позже   напишет   он   в автобиографии. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор Махно, и то, как, отпуская подростка, “батька” пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти. События   того   времени   явились   фактическим   материалом,   который   лег   в основу его первых рассказов. Позже, в 1922 году, в Москве М. Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками А. Безыменским, М. Светловым, А. Фадеевым, составлявшими группу   “Молодая   гвардия”,   которые   помогли   молодому   писателю опубликовать   его   первые   рассказы   о   гражданской   войне   в   “Журнале крестьянской молодежи” и на страницах газеты “Молодой ленинец”. Долгое время   гражданская   война   была   окутана   ореолом   подвига,   романтики. Шолохов – один из тех, кто заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Главное в жизни – человечность, доброта, а не классовая жестокость и ненависть. По тем временам это было явное отступление, отход от складывающейся литературной традиции. Между тем   «Донские   рассказы»,   вышедшие   как   бы   тремя   выпусками   –   «Донские рассказы»   (1926   г.),   «Лазоревая   степь»   (1926   г.),   «О   Колчаке,   крапиве   и прочем»   (1927   г.),   сам   Шолохов,   словно   подчёркивая   их   самостоятельное значение, выступил в 1931 году в итоговой книге «Лазоревая степь. Донские рассказы» (1923­1925 г.г.).  Итак, мы обращаемся к “Донским рассказам” М. Шолохова. 3. Выявление читательского восприятия. Какие рассказы произвели на вас наиболее сильное впечатление? Какие чувства вы пережили, читая их? Что больше всего поражает в рассказах М. Шолохова? Что становится центром идейного столкновения в “Донских рассказах” М. Шолохова?   Ответ:   семья;   в   сложных   семейных   отношениях   отразился конфликт эпохи. Где происходит действие в рассказах М. Шолохова? Ответ: в южных областях России, на Дону. Выявление особенностей самосознания казаков, казачества. Комментарий   для   учителя. Для   исторической   памяти   казачества   был характерны представления об общей судьбе и родстве всех казачьих войск, едином   образе   жизни   всех   казаков;   представления   о   личной   свободе, независимости, равенстве, братстве.  казачьих   традициях, Особое   место   занимали   представления   о складывавшиеся   веками,   среди   которых   следует   выделить  свободолюбие, коллективизм,   преданность   воинскому   долгу, нравственность, веротерпимость. Казачество как военное сословие всеми правами и привилегиями было обязано царю и считало себя в числе главных защитников его власти. Но в то же время казачеству была присуща некая двойственность отношений к монарху и правительству: с одной стороны – они стремились к свободе и независимости   от   любых   институтов   власти,   с   другой   –   казаки   преданно защищали царизм перед другими слоями населения. В начале XX века большую часть казачества представляли середняки, то есть зажиточные казаки (кулаки), владевшие земельными наделами. Поэтому после октябрьской революции они оказывали активное сопротивление новой власти, вылившееся в кровавые, ожесточенные формы.   взаимопомощь, Промежуточный вывод. Именно такой кровавой, ожесточенной показана   борьба   казаков   против   новой   власти   в   “Донских   рассказах”   М. Шолохова. Обращение ко второму эпиграфу урока. 4. Анализ рассказов “Родинка”, “Чужая кровь”. 1) Анализ рассказа “Родинка”. “Родинка” ­ один из первых опубликованных рассказов М. Шолохова.        Как вы думаете, можно ли по первым строкам “расшифровать” рассказ, то есть определить, о чем он и как закончится? Ответ: рассказ с первой строчки   будто   дымится   кровью.   Он   словно   начинается   невидимой смертью – ликвидацией банды. И если произведение начинается смертью, то смертью и закончится. Зло порождает зло. Обратите внимание на детали: “баранья кость”, “лошадиный пот”. Что они   означают?   Ответ:   “баранья   кость”   ­   своеобразный   символ   чего­то звериного,   нечеловеческого,   которое   будто   бы   наваливается   на   нас   с первой   строчки   рассказа;   а   “лошадиный   пот”   ­   символ   загнанности   в произведении. Кто   чувствует   себя   загнанным   в   рассказе?   Ответ:   главные   герои: Николка и его отец, атаман банды. Как изображает автор душевное состояние Николки в начале рассказа? Какую роль в произведении играют портрет героя и его воспоминания о детстве?   Ответ:   жизнь   Николки   Кошевого,   эскадронного   командира, выбилась   из   привычного   русла,   привычной   нормы.   Об   этом свидетельствует   портрет   героя.   Шолохов   подчеркивает   противоречие между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война. “Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по­стариковски сутулая”. (А ему 18 лет). В воспоминаниях героя о детстве ощущается тоска по нормальной мирной жизни. О чем думает Николка? Ответ: “Опять кровь – уморился так жить – опостылело все”. Какой   мотив   возникает   в   размышлениях   героя?   Ответ:   мотив очерствения души. Антиподом юного героя становится Атаман банды – родной отец Николки.         Как раскрывается душевное состояние Атамана? Какую   роль   в   его   раскрытии   играет   пейзаж   3   главы?   Ответ: “Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы бычьих копыт   возле   музги   степной”,­   пишет   Шолохов   об   Атамане.   Это   же очерствение   души,   одичание   подчеркивается   и   сравнением   атамана   с волком. “Ведет Атаман банду… как набедивший волк от овечьей отары, уходит   дорогою   и   целиною   бездорожно”.   Тоска   по   утраченной   жизни звучит   и   в   пейзаже   плодородной   земли,   увиденном   глазами   бывшего земледельца,   ставшего   Атаманом   банды.   “Боль,   чудная   и   непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы”. Что   общего   между   жизни   Николки   и   Атамана?   Ответ:   их   жизнь выбилась из привычного русла, они “загнаны”. Почему?   Ответ:   герои   оторвались   от   своей   прежней   жизни,   своих традиций. Каков   центральный   конфликт   рассказа?   В   чем   его   трагизм?   Ответ: конфликт   между   белыми   и   красными   уступает   место   другому,   более важному – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны. Когда этот конфликт достигает своей кульминации? Как осознается Атаманом убийство Николки? Ответ: убийство врага, оправданное ситуацией войны, осознается героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который можно искупить только смертью. Какие   литературные   ассоциации   возникают   у   вас   при   чтении   этого эпизода? Промежуточный   вывод. М.   Шолохов   в   финале   рассказа   показывает,   что христианское раскаянье сильнее классовой ненависти, автор смещает акцент с социального конфликта на общечеловеческий. В   чем, по­вашему,   смысл   названия?   Проанализируйте   семантику   слова “родинка”. Ответ: Слово “родинка” имеет однокоренные слова род, родина, народ, родство, родственный. Родинка – это не только примета, по которой Атаман узнает убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово “родинка” своим корнем связано со словами,   означающими   все   то,   что   оказалось   расколотым,   разрушенным гражданской войной. Ответ: Обращение   к   читательскому   опыту   учащихся. Драматический   раскол казачьего мира, казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов М. Шолохова.   рассказы   “Семейный   человек”, Назовите   эти   рассказы. “Продкомиссар”, “Бахчевник”. И если в рассказе “Родинка” детоубийство – трагическая случайность, то в этих рассказах детоубийство и отцеубийство – сознательный выбор героев. Промежуточный   вывод. Во   многих   ранних   рассказах   М.   Шолохов показывает   трагический   путь   расчеловечивания   героев,   повествуя   о жестокости и крушении всех нравственных начал в человеке. Героям этих рассказов не под силу подняться до христианской любви к врагу, до идеала всепрощения.   А   именно   в   этой   христианской,   всепрощающей   любви   М. Шолохов   видит   спасение   от   полного   расчеловечивания.  И   примером   тому служит рассказ “Чужая кровь”. 2) Анализ рассказа “Чужая кровь”.       Что   общего   в   рассказах   “Родинка”   и   “Чужая   кровь”,   чем   они различаются? Кто   из   героев   рассказа   “Чужая   кровь”   проходит   трудный   путь вочеловечивания? Какие качества, черты русского национального характера воплотились в образе   главного   героя,   деда   Гаврилы?   Ответ:   в   образе   главного   героя воплотились   такие   качества,   как   стойкость,   мудрость,   приверженность традициям, отцовская любовь к сыну, всепрощение и гуманизм. В каких эпизодах они проявляются? Как   разрешается   конфликт   деда   Гаврилы   и   Николая   Косых, девятнадцатилетнего продкомиссара? Сформулируйте идею рассказа. 5. Подведение итогов урока. Какова концепция гражданской войны в “Донских рассказах” М. Шолохова? Заключительное слово учителя. Гражданская война предстает в “Донских рассказах”   М.   Шолохова   как   трагедия,   как   путь   расчеловечивания,   как катастрофа,   в   которой   рушатся   все   человеческие   связи,   нравственные, моральные законы, традиции народа. Но   за   изображением   обоюдной   жестокости   открывается   авторский   идеал незлобливости   и   всепрощения.   М.   Шолохов   в   своих   ранних   рассказах показывает, что вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, охвативших Россию в начале XX века, душа народа неизменно остается живой, чистой. Самые обычные   люди   всегда   сохраняют   в   себе  и   ностальгию   по   прежней   мирной жизни, и память о человеческом в человеке, и страстную мечту о грядущем счастье. 7. Домашнее задание:с.290­291, I книга романа «Тихий Дон». Класс: 11 Дата: 12.03.2014 Учитель: Котова И.И. Тема: М.А.Шолохов.Жизнь,творчество,личность. Цели и задачи урока: 1. 2. 3. Дать обзор жизненного и творческого пути М.А.Шолохова; показать значение его творчества и общественной деятельности. Развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений учащихся. Воспитывать интерес к творчеству М.А. Шолохова. Тип урока: изучение нового материала. Методы и приёмы: использование межпредметных связей с историей (историческая  обстановка 20­30­х годов); сообщение учителя о значении личности и произведений  Шолохова в мировой культуре; сообщения учащихся по биографии и творчеству писателя,  заполнение хронологической таблицы, показ слайдов. Форма проведения: слайдовая презентация с применением новых информационных  технологий. Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, созданная в среде MS  POWER POINT на тему: «М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность».  I.Организационный момент. II. Изучение нового материала. Ход урока 1.Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.. 2. Сообщение ученика ( слайды).Составление хронологической таблицы,тезисные записи.  24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа у  Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын  Михаил. Стихотворение В. Фирсова « Дом, в котором родился Шолохов». Среди шести материков          В краю, где плещет Дон,  Стоит на стыке двух веков Соломой крытый дом. Я низко кланяюсь ему, Не постучав в окно. Другие люди в том дому Живут давным­давно. Но та же в окнах синева. И так же помнит дом того, Кто первые слова Здесь начинал с трудом. Сообщение ученика. ­ До смерти первого мужа Анастасии Даниловны в 1913 году родители будущего писателя  не состояли в браке, так как церковь не признавала разводов. После венчания Миша был  «усыновлён» собственным отцом. Мать Шолохова ­ из крестьянской семьи, отец­ выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб  на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницей. В 1910  году Александр Михайлович с Анастасией Даниловной и сыном Мишей переехали в хутор  Каргинский, сняв квартиру в центре хутора. В 1912 году Миша был принят в мужское училище по второму году обучения. В связи с  болезнью глаз Александр Михайлович повёз сына в Москву, в известную глазную больницу  доктора Снегирёва, там Мишу определили в частную гимназию имени Г. Шелапутина. ­ В 1915 году Александр Михайлович перевёл его в Богучаровскую мужскую гимназию,  Воронежской губернии. В июне 1918­го немецкие войска подошли к Богучару, занятия в  гимназии прекратились. Александр Михайлович забрал сына. Осенью Мишу отдали в  Вешенскую смешанную гимназию. В ней он проучился лишь несколько месяцев. В 1919  году семья Шолоховых вновь переехала в станицу Каргинскую. Сообщение ученика. ­ В середине 1920 года Шолохов работал учителем по ликвидации неграмотности среди  взрослого населения. Почти год работал в Каргинском станичном исполкоме. В 1921 году  был зачислен помощником бухгалтера заготконторы №32. 23 февраля 1922года распоряжением Доноблпродкома Михаил Шолохова в составе группы продработников командировали в Ростов на продкурсы. Окончив их 4 мая 1922 года, он 12  мая вернулся домой и сразу отправился на продовольственную работу в станицу  Букановскую. В конце 1922 года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Не смог поступить на  рабфак, трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием. Встречается здесь с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия». В 1923 году в  газете «Юношеская правда» публикуется его первый фельетон «Испытание». В следующем году – рассказ «Родинка». Сообщение ученика. В начале 1924 года М.Шолохов вернулся на Дон, в станицу Букановскую, и женился на  Марии Петровне Громославской, дочери бывшего станичного атамана, букановской  учительнице. Молодые венчались в Букановской церкви. В 1924 году некоторые время  молодожены жили в Москве. Шолохов ходил по редакциям, предлагал написанные им  рассказы. Умение раскрыть правду действительности в острых общественных и бытовых  конфликтах, проникновенное восприятие душевных движений, стремление «сопрячь» мир  чувств и действительность в едином целом характеризуют рассказы «Нахалёнок»,  «Председатель Реввоенсовета республики» (1925) , «Чужая кровь» (1926), «Червоточина  (1926). Сообщение ученика. ­ В 1924 году журналах появляются рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в  сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926). Темы ранних рассказов –  гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных  сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали знаменитым явлением в советской  литературе первой половины 20­х годов. Комментарии учителя. ­ Уже в «Донских рассказах», подготовивших «Тихий Дон», гражданская война изображена «антиромантично», без прикрас. «Страницы рассказов густо окрашены кровью»,­ писал  Бирюков. Классовая ненависть сильнее родственных чувств. Сын казнит родного отца, отец в схватке убивает собственного сына. Шолохов показывает, как «безобразно просто»  умирали люди. Сообщение ученика. ­ В 1925 году состоялась встреча Шолохова с А.Серафимовичем, который сказал «слова  одобрения и признания». На всю жизнь сохранил писатель благодарность Серафимовичу,  считая его одним из первых своих из учителей. В этом же году умер отец писателя – Александр Михайлович Шолохов. А в феврале 1926  года родилась дочь Светлана. Сообщение ученика. ­ В конце 1926 года Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон» (1928 – 1940), первая  книга которого публикуется в начале 1928 года и сразу получает признание и  восторженные отзывы М. Горького и А. Серафимовича. В 1929 году отдельными изданиями выходит вторая книга «Тихий Дон». Роман принес писателю мировую известность. Это произведение изображает донское  казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной силой рисует  судьбы народа и личности в революции. Сообщение ученика. ­ Работа над завершением третьей книги прерывается, так как Шолохов начинает работу  над романом «Поднятая целина» (первоначальное название «С потом и кровью»),  вышедшим в 1932 году и ставшим событием в литературной жизни страны. «Тихий Дон» охватил важнейшее десятилетие русской жизни (1912 – 1922); «Поднятая  целина» (1932 – 1960) повествует о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни: раскулачивание и коллективизация нашли отражение в романе. Сообщение ученика. ­ В марте 1941 года роман «Тихий Дон» отмечен Государственной (Сталинской) премией 1 степени. Во время Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом  «Правды», «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерки «На Дону», «На  Смоленском направлении», рассказ «Наука ненависти» публиковались в разных изданиях и  имели большую популярность, вдохновляли солдат на ратные подвиги. Во время войны начал публикацию глав из нового романа «Они сражались за Родину»  (доработанный вариант опубликован в 1969 году). Подвиг народа в Отечественной войне определил и сюжетно­композиционный и  эмоционально­стилевой строй незаконченного романа «Они сражались за Родину». Контрастные чередования картин мирной, хотя уже и потревоженной трудовой жизни с  изображением коротких солдатских передышек и внезапно вспыхивающих боёв позволяют  писателю воссоздать единый облик воюющего народа. Сообщение ученика. ­ Рассказ «Судьба человека» (1956 – 1957) стал знаменитым явлением в литературе.  Трагическая история жизни взята в её связи с событиями войны – историческими  испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека. Из жизни Андрея  Соколова автор отбирает только то, что даёт возможность осмыслить человеческую судьбу в связи с трагическими событиями. Это позволяет писателю показать Человека и Войну,  несовместимость мира и фашизма. Сообщение ученика. ­ В 1960 году выходит вторая книга «Поднятой целины». Шолохову присуждена Ленинская премия, которую он передаёт на строительство школы в станице Каргинской. В 1965 году М.А.Шолохову присуждается Нобелевская премия за роман «Тихий Дон». Комментарии учителя. ­ Шведский Король Густав VI Адольф вручает М.А.Шолохову Нобелевскую премию. За что же была присуждена эта премия? «За художественную силу и правдивость,  которыми он в своей донской эпопее изобразил историческую эпоху в жизни русского  народа». Ответные слова Шолохова: «Разумеется, я доволен присуждением мне Нобелевской премии. Тут преобладает чувство  радости оттого, что я хоть в какой­то мере способствую прославлению своей Родины…  Это важнее и дороже личных ощущений…» Сообщение ученика. ­ 21 февраля 1984 года Михаил Александрович Шолохов умер в станице Вешенской и  похоронен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона. В год смерти  писателя на его родине образован Государственный музей­заповедник М.А. Шолохова. Заключительное слово учителя  Урок о жизни и творчестве Михаила Александровича Шолохова хотелось бы закончить  словами Константина Федина, произнесёнными в честь 60­летия Михаила Александровича. «Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его  произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги  показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…» (К. Федин). Эти слова во многом определяют характер творчества нашего великого современника. 3. Беседа.  4. Домашнее задание: с.285-289 (связный ответ по плану), «Донские рассказы».

Методическая разработка урока литературы по теме "Донские рассказы М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская литература)

Методическая разработка урока литературы по теме  "Донские рассказы  М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская  литература)

Методическая разработка урока литературы по теме "Донские рассказы М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская литература)

Методическая разработка урока литературы по теме  "Донские рассказы  М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская  литература)

Методическая разработка урока литературы по теме "Донские рассказы М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская литература)

Методическая разработка урока литературы по теме  "Донские рассказы  М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская  литература)

Методическая разработка урока литературы по теме "Донские рассказы М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская литература)

Методическая разработка урока литературы по теме  "Донские рассказы  М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская  литература)

Методическая разработка урока литературы по теме "Донские рассказы М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская литература)

Методическая разработка урока литературы по теме  "Донские рассказы  М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская  литература)

Методическая разработка урока литературы по теме "Донские рассказы М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская литература)

Методическая разработка урока литературы по теме  "Донские рассказы  М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская  литература)

Методическая разработка урока литературы по теме "Донские рассказы М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская литература)

Методическая разработка урока литературы по теме  "Донские рассказы  М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская  литература)

Методическая разработка урока литературы по теме "Донские рассказы М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская литература)

Методическая разработка урока литературы по теме  "Донские рассказы  М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская  литература)

Методическая разработка урока литературы по теме "Донские рассказы М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская литература)

Методическая разработка урока литературы по теме  "Донские рассказы  М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская  литература)

Методическая разработка урока литературы по теме "Донские рассказы М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская литература)

Методическая разработка урока литературы по теме  "Донские рассказы  М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская  литература)

Методическая разработка урока литературы по теме "Донские рассказы М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская литература)

Методическая разработка урока литературы по теме  "Донские рассказы  М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская  литература)

Методическая разработка урока литературы по теме "Донские рассказы М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская литература)

Методическая разработка урока литературы по теме  "Донские рассказы  М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская  литература)

Методическая разработка урока литературы по теме "Донские рассказы М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская литература)

Методическая разработка урока литературы по теме  "Донские рассказы  М.А.Шолохова " ( 11 класс,русская  литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2018