Разработка урока«Внутренний мир русской избы» (5 класс, изобразительное искусство)
Оценка 4.8

Разработка урока«Внутренний мир русской избы» (5 класс, изобразительное искусство)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
5 кл
28.08.2019
Разработка урока«Внутренний мир русской избы» (5 класс, изобразительное искусство)
Урок составлен по программе Неменского Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд» 5 класс. Тема: «Внутренний мир русской избы» Цель урока: Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудрости устроении человеком внутреннего пространства избы. Познакомить с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятие духовного и материального. Актуализация опорных знаний : по каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы, зачем люди украшали свои жилища.
Урок 5 кл.docx
Тема: «Внутренний мир русской избы» Цель: обобщить знания детей о декоре предметов быта и традиционном интерьере  крестьянской избы. Задачи Образовательная:  познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома;  сформировать понятия духовного и материального; формировать практические навыки работы с художественными материалами; умение  работать в малом коллективе (группе).  Развивающая: развивать творческую и познавательную активность. Воспитательная: воспитывать любовь к Родине и народной культуре. Оборудование урока. Для учителя. Зрительный ряд: иллюстративный материал по теме: «Русская изба», мультимедийная  установка ,презентация: «Внутренний мир русской избы». Музыкальный ряд:  песня «Русская изба». Для учащихся: бумага, карандаши или восковые мелки, гуашь, кисти, рисунки учащихся по теме: «Конструкция и декор предметов народного быта»,  «Русская народная вышивка»,   «Народный праздничный костюм». План урока 1. Организационная часть. 2. Актуализация опорных знаний. 3Формирование новых знаний. 4. Практическая работа. 5. Закрепление знаний. 6. Итог урока. 7. Домашнее задание Класс разделен на 5 групп:  1мастерская по изготовлению посуды, 2 мастерская по  изготовлению предметов быта, 3 мастерская по изготовлению мебели, 4 – вышивальщицы, 5 мастерская по пошиву одежды. Ход урока. 1. Организационная часть. Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старины своей не помним Забываем мы о ней. Хоть и более привычны  Нам полеты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину.                      2. Актуализация опорных знаний. Давным­давно, в далёкие времена жили­были добрые молодцы – могучие богатыри  русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели  они пахать да косить, дома­терема рубить, умели холсты ткать, узорами их  вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору  государство называлось Киевская Русь, так как столица была в Киеве, а не в Москве как сейчас.  ­ Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»? (Ответы детей). Правильно,  это то, что было до нас в далёкие времена.  Умный сильный наш народ  Свою землю бережёт.  А преданья старины  Забывать мы не должны!   И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.  ­ Для чего нужен дом человеку? Как мы себя чувствуем дома? (Ответы детей)  ­ Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше» (Ответы учащихся)  ­ Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом,  чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в  глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором  можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага. Ребята, вы уже догадались ,с  чем мы сегодня будем знакомиться на уроке?  (Ответы учащихся: с русской избой ­ жилищем русских людей.) Сегодня мы с вами должны ответить на следующие вопросы: ­ по каким принципам украшался интерьер крестьянского дома?­ Зачем люди украшали  свои жилища? Я предлагаю совершить экскурсию по русской избе. ­ Итак, мы входим в избу, пахнущую хлебом, деревом, травами. Внутренний мир крестьянского дома тоже был наполнен символами, а все его пространство отражало принцип устройства мира. Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет. ­ Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! 4 слайд.   Много сил и умения вкладывали наши предки в строительство.  Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его ни украшали. Домом  он станет только тогда, когда его согреет тепло очага.   Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». 5слайд.  «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» ­ гласит русская пословица.  Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом.  «Печь краса – в доме чудеса!» Действительно, печь – душа крестьянского дома. Печь кормила, поила, лечила и утешала. 6 слайд.  С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за  печью живёт домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по  традиции прятали невесту.  В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки. 7 слайд.   «По щучьему велению». 8слайд.   «Колобок» 9слайд.   «Гуси – лебеди» 10 слайд.  «Волк и семеро козлят» 11 слайд.  «Царевна –лягушка» 12слайд. Рабочее место хозяйки Расположение печи определяло планировку избы. Её обычно ставили в углу справа или  слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Всё здесь  было приспособлено для приготовления пищи.  У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. 13 слайд. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя  сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. На  полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки,  миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома. А какой еще посудой пользовались в крестьянской избе? Об этом нам расскажут наши  мастера по изготовлению посуды.  Ребята демонстрируют свои рисунки с изображением  посуды.  Посуда на столе 1 учащийся.     На обеденный стол крестьянина ставилась большая чаша ­ одна на всю семью. Размеры ее  порой доходили до полуметра в диаметре. Ели деревянными ложками. Народные мастера  создавали из дерева удивительные по красоте формы чаши, тарелки, блюда, украшали их  резьбой и росписью.  2 учащийся.    Центральное место на праздничном застолье занимали ковши.В них подавали мед, пиво,  квас. С чем можно сравнить ковш? Ковши имели образ ладьи, коней, птиц. Их форма плавно  перетекала от чаши в изящную голову и изогнутый хвост. Форма сосуда и нарядная роспись создавали яркий образ. 3 учащийся.   Поразительно разнообразие форм солониц и богатство их декора. На Руси известны были  два типа солониц: на севере (в Архангельской и Вологодской губерниях) их резали в виде  плывущей птицы. Крышка находилась на спинке и отодвигалась. В Центральной России и  Поволжье форма солоницы напоминала стульчик. Все они богато украшались резьбой или  цветной росписью. Солоница входила в приданное невесты, никогда не продавалась и  переходила по наследству от матери к дочери. А без каких предметов быта не могла обойтись ни одна хозяйка? Об этом нам расскажут наши мастера по изготовлению предметов быта и  продемонстрируют свои рисунки.   (Сообщение учащихся) 1 учащийся.   Почти в каждой избе имелся ткацкий стан – красно. На нем женщины ткали. А так же имелись и прялки, которые передавались из поколения в поколение. Дарились  женам, снохам, дочерям. 2 учащийся. Рубель  – с помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные  холсты. Эти предметы декорированы резьбой.                                                                              Валек  – с помощью него женщины выколачивали белье на реке. 14 слайд. Рабочее место хозяина Угол напротив печи, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь  же стояла лавка, на которой он спал. Под ней, в ящике, хранился инструмент. Здесь  крестьянин занимался поделками и мелким ремонтом. Ребята, какие предметы мебели находились в крестьянской избе? (Сообщения учащихся  мастерской по изготовлению мебели.)                                                                                            1 учащийся.   Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки скамьи,  посудные полки, полати. 15 слайд. К столу относились с уважением и называли «Божьей ладонью», именно поэтому  нельзя было бить по столу, влезать на него детям. Непременным элементом всех  крестьянских праздников и торжеств являлось застолье (за столом). Семья собиралась  вокруг стола, как бы показывая этим свое единство.  Вдоль стен были расположены широкие лавки. На них и сидели, и спали. Лавка  неподвижно укреплялась вдоль стены избы, а скамья была снабжена ножками, ее  передвигали.   2 учащийся.   16 слайд.  Сундуки  Одежду крестьяне хранили в сундуках. Мастерили их из дерева, обшивали железными   полосками для прочности. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в  отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после  свадьбы в дом мужа. 17 слайд.  Колыбель или люлька – кроватка для младенца (большая, широкая на вырост). 3. Формирование новых знаний 18 слайд.   Красный угол Почётное место в избе – «красный угол» ­ находилось по диагонали от печи. Здесь на  специальной полке стояли иконы, горела лампада. Все крестьяне в старину были  верующими. Само слово «крестьянин» произошло от «христианин».  Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил красный угол, снимал  шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время  свадьбы – молодых.  В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава. А раз это место для гостей, то и украшалось оно особенно богато. Это вышитые полотенца  на стенах, скатерть на столе, разноцветные половички. Наши рукодельницы сегодня расскажут о символике орнамента и покажут свое  мастерство. (Демонстрация презентации «Орнамент в народной вышивке», выполненная учащимися). И гостей встречали хозяйка и хозяин в праздничных костюмах. (Демонстрация презентации  «Народной праздничный костюм», выполненная учащимися и  выставка эскизов русского народного костюма). 4.  Практическая работа 19слайд.  Учащимся предлагается выполнить коллективную работу  «Интерьер русской  изб». Каждая группа учащихся выполняет отдельные детали композиции, а затем составляет  общее панно, прикрепив их на подготовленное заранее изображение  угла избы. 5. Закрепление знаний. Ребята, ответьте на вопросы: 20 слайд. ­ По каким принципам украшался интерьер крестьянского дома?­ Зачем люди  украшали свои жилища?  Ответы учащихся. Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного  на два основных центра – духовный и материальный.  Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего  тела, здоровья, благосостояния. В переднем «красном» углу избы находился духовный центр дома.  Духовный ­ от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями.  Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами,  попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми  полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы. Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер  избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский  народ. 6. Итог урока.  Что нового вы узнали сегодня  на  уроке? (Ответы учащихся.) Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными  защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми  хозяйками. Позвольте мне подарить вот такие домики, но они не простые – в них народные  мудрости, надеюсь, что они вам пригодятся.  Пословицы о доме и семье  ­ Без хозяина дом – сирота.  ­ Не красна изба углами, а красна пирогами.  ­ Семья сильна, когда над ней крыша одна.  ­ Вся семья вместе, так и душа на месте.  ­ Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.  ­ Коли в семье лад, так ненадобен и клад.  ­ Мир в семье любовью держится. 7. Домашнее задание: Хочу посоветовать вам, обсудить эти пословицы дома, в своей  семье.  Следующая тема будет “ Народные праздники»”. Вспомните, какие народные праздники  отмечаются в наше время.  .

Разработка урока«Внутренний мир русской избы» (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока«Внутренний мир русской избы» (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока«Внутренний мир русской избы» (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока«Внутренний мир русской избы» (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока«Внутренний мир русской избы» (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока«Внутренний мир русской избы» (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока«Внутренний мир русской избы» (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока«Внутренний мир русской избы» (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока«Внутренний мир русской избы» (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока«Внутренний мир русской избы» (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока«Внутренний мир русской избы» (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока«Внутренний мир русской избы» (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока«Внутренний мир русской избы» (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока«Внутренний мир русской избы» (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока«Внутренний мир русской избы» (5 класс, изобразительное искусство)

Разработка урока«Внутренний мир русской избы» (5 класс, изобразительное искусство)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2019