Разработка вечера по химии, предназначена для учащихся 8,9 классов. Вечер организуется и проводится для формирования интереса к предмету. Материал подобран увлекательный и зрительно достаточно яркий. Подготовка к вечеру проводится 3-4 недели (решение ребусов, оформление газет и т.д.). помогают в проведении вечера старшеклассники из числа детей хорошо знающих и интересующихся химией. Старшеклассники сами готовят практическую часть вечера, получая при этом дополнительный опыт работы с реактивами и литературой.
Вечер по химии.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Первомайская средняя общеобразовательная школа
Разработка химического вечера
«Посвящение в химики».
Автор: Фатеев Владимир Афанасьевич
учитель химии, биологии
первой квалификационной категории с. Первомайское – 2017г.
Пояснительная записка.
За месяц до проведения вечера создаем творческую группу из учащихся
ХХ1 классов. Они составляют план проведения вечера, пишут сценарий,
руководят подготовкой вечера.
Эксперимент проводят подготовленные для этого лаборанты
старшеклассники. Они готовят оборудование и реактивы для опытов.
Заранее проводим конкурсы на лучшую стенгазету, плакат или рисунок,
посвященный химии или экологии. К проведению вечера привлекаем учителей
труда, рисования, музыки, классных руководителей.
В химики посвящаются учащиеся VIII и IX классов.
Вечер проводится с целью развития интереса к одной из сложнейших
наук – химии, а в рамках школы – формирование интереса к изучению
предмета.
Ведущий I. Дорогие друзья! Мы собрались в этом зале, чтобы совершить
таинство посвящения в химики большой когорты наших товарищей, которых
объединяет любовь к удивительной науке — химии.
Ведущий II. Великий М. В. Ломоносов говорил: «Химия руками,
математика очами физическими по справедливости называться может».
Чтец.
О, физика наука из наук!
Все впереди! Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть станет математика очами.
Не разлучайте этих трех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанье человеческое шире.
М. Алигер. Поэма «Ленинские горы»
Ведущий П. Для представления кандидатов на соискание почетного
звания «Юный химик» — слово сборной команде VIII1Х классов.
(Команды поют песни о химии на мотивы популярных мелодий.)
Ведущий I. Велик и могуч русский язык! Именно он объединяет людей и
все области человеческого знания. Убедитесь сами! Для этого предлагаем
выполнить задание, в котором требуется продемонстрировать знания химика
и знатока русского языка.
• Приведите примеры омонимов (слова, одинаковые по звучанию, но
разные по значению) химических терминов: моль, цилиндр, пестик, радикал,
флюс, чернь, ерш, бор, термит. Ответы. Флюс — материал, вводимый в шихту для образования шлака;
воспаление надкостницы или десны, сопровождающееся отеком окружающих
тканей.
Ерш — щетка для мытья химической посуды; рыба семейства окуневых.
Бор — химический элемент; сосновый лес; стержень со стальной или
алмазной головкой.
Моль — единица количества вещества; вид мелких бабочек.
Пестик — короткий стержень из фарфора, агата, металла с округлым
концом для размельчения чеголибо в ступке; главная часть цветка.
Термит — горючая порошкообразная смесь, сгорающая при высокой
температуре; отряд насекомых.
Радикал — группа атомов, при химических реакциях остающаяся без
изменений; частица с неспаренными электронами; математический знак;
сторонник коренных, решительных мер.
Цилиндр — химический мерный сосуд; геометрическое тело; головной
убор.
Чернь — черное или темносерое изображение, нанесенное на металл
(золото, серебро) путем гравировки и заполнения штрихов так называемым
черненым сплавом (из серебра, меди и др.); о людях, принадлежащих к
непривилегированным, эксплуатируемым классам.
Ведущий II. На пути к химическому Олимпу посетим «Блефклуб». В
нем вам предложат вопросы по химической терминологии. От вас требуются
смекалка, знание истории химии, быстрота реакции и ответы: «да» или «нет».
Ведущий I. Верите ли вы, что...
... зодой, судой, утлероднокислым поташом, минеральной щелочной
«Блефклуб»
солью в XVIIIXIX вв. называли карбонат калия?
(Нет.)
... «ямчугом», «селитряной землей», «минеральным хрусталем» называли
нитрат натрия?
(Нет.)
... «купоросной кислотой», «купоросным маслом», «серным маслом»,
«купоросным спиртом» в XVII в. в России называли серную кислоту? (Да.)
... «духом из солей», «кислым спиртом», «спиритусом салис», «соленым
спиртом», «морской кислотой», «муриевой кислотой»
называли азотную кислоту? (Нет.)
... символом постоянства у всех народов является поваренная соль? (Да.)
... «кипрский купорос», «турецкий купорос», «синий купорос», «медный
(Да.)
купорос» — это названия одного вещества?
... «королевской водкой», «вторичной водой», «царской водкой»
называли азотную кислоту? (Нет.)
... «адский камень», «ляпис» — это названия нитрата серебра?
(Да.) ... оксимуриевой кислотой К. Л. Бертолле называл хлор?
(Да.)
Ведущий II. Отдавая дань уважения великим русским химикам,
вспомним некоторые страницы их биографий.
«Колесо истории»
За правильный ответ (подчеркнут) на каждое задание — максимально 5
баллов.
Задание 1
• Назовите имя первого русского ученогоэнциклопедиста,
основоположника химической науки. До него химия не считалась наукой, а
относилась к категории искусств.
• Он является основоположником русской научной терминологии. Он
ввел в обращение такие слова, как «термометр», «формула», «поршень»,
«атмосфера», «барометр» и др.
•По словам А. С. Пушкина: «Он создал первую химическую
лабораторию. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был
"первым нашим университетом"».
Варианты ответов: 1. Менделеев Д. И. 2. Ломоносов М. В. 3. Бутлеров
А. М.
Задание 2
Он любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, изготовлять
чемоданы.
• Учеба вначале давалась ему нелегко. На первом курсе педагогического
института он умудрился по всем предметам, кроме математики, получить
неудовлетворительные оценки, но институт окончил с отличием.
• Его будущий зять Александр Блок о нем писал: Юн давно все знает, что
бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание
самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не
бывает...»
Варианты ответов: 1. Бутлеров А. М. 2. Менделеев Д. И. 3. Воскресенский А.
А.
Задание 3
• Ему было тогда 14 лет, и он увлекался химией. Под его кроватью в
общежитии пансионата всегда находили склянки с химикатами. Однажды
ночью, когда все спали, он стал готовить смесь для бенгальского огня,
который хотел показать сверстникам днем. Но смесь неожиданно
воспламенилась, пламя подпалило мальчику волосы и брови. Комната
наполнилась дымом. Все проснулись, и поднялся переполох. Ктото закричал:
«Пожар! Горим!» В наказание его три дня ставили в угол во время обеда, а на
шею вешали черную доску с надписью «Великий химик». Через 20 лет он
действительно стал великим химиком. Одним из его увлечений было занятие физическими упражнениями. Он
имел атлетическое сложение, отличался большой физической силой: мог
поднять легко на руки двух товарищей и согнуть кочергу в букву «Б».
• Д. И. Менделеев дал ему как ученому такую характеристику:«... один из
Замечательных русских ученых. Он русский и по ученому образованию, и по
оригинальности трудов. Ученик знаменитого нашего академика Н. Н. Зинина,
он сделался химиком не в чужих краях, а в Казани, где и продолжает раз
вивать самостоятельную химическую школу. Направление ученых трудов (...)
не составляет продолжения или развития идей его предшественников, но
принадлежит ему самому. В химии существует его (бутлеровская. — Э. К.)
школа, его (бутлеровские. — Э. К.) направления».
Варианты ответов: 1. Бутлеров А. М. 2. Зинин Н. Н. 3 Чичибабин А. Е.
Задание 4
• Он внебрачный сын князя Л, С. Гедионова и солдатской дочери А. К.
Антоновой и был записан в метрической книге как сын камердинера.
• Он известен как химик, генерал и композитор. На одном из зданий по
ул. Ленина находится мемориальная доска, извещающая о пребывании этого
ученого в г. Курске.
• Его научное наследие составляет более 90 печатных трудов по
органической химии, он автор оперы «Князь Игорь», «Богатырской
симфонии» и других музыкальных произведений.
Варианты ответов: 1 Бородин А. П. 2.Чайковский П. И. 3. Мусоргский
М. П.
Ведущий I. Химия наука экспериментальная. Приступить к
эксперименту может лишь тот, кто в совершенстве знает правила
безопасности.
Приглашаем вас в музей «Полуживых фигур», знакомьтесь: «Жертва
взрыва».
Ведущий И. Представляем экспонат «Жертва взрыва».
(Входит ученик в порванной одежде, глаз перевязан черной повязкой,
лицо в саже, волосы всклокочены.)
Жертва взрыва.
Получал я водород,
К нему прибавил кислород,
А они взорвались сразу,
И остался я без глаза.
Ведущий I.
Ему хотелось волшебства,
В пробирке он поджег два вещества... (Звучит траурная музыка. Взявшись за руки, выходят Жертва щелочи в
одежде с большими дырами и заплатами и Жертва кислоты в
аналогичном костюме.)
Жертва щелочи (размазывая слезы).
Вы не думайте, друзья,
Что пришла так в школу я.
Злая щелочь платье съела,
Вот такое, братцы, дело.
Жертва кислоты.
Попробовать на вкус решил я кислоту.
Глядь, языка уж нет во рту!
Растаял мой язык, как лед,
И до сих пор во рту все жжет.
Ведущий II.
Перед тем как с веществами общаться,
Надо бы узнать как с ними обращаться.
Ведущий I.
Последний экспонат — «Жертва любопытства».
(Входит ученик с поднятыми вверх руками. К рукам прикреплены
рисунки — руки без пальцев.)
Жертва любопытства (плача).
Сунул палец я в пробирку,
Вместо пальца — просто дырка.
Ведущий II.
Вот беда! Игра опасна,
Слезы льешь теперь напрасно.
Ведущие (вместе),
Чтоб жизнь свою не подвергать опасности,
Ты свято соблюдай все правила безопасности!
Ведущий I. Настало время пригласить всех присутствующих на
«химическую кухню», где шефповаром работает Баба Яга.
(На сцене — столы с реактивами. Входят посетители. Это два юных
химика. БабеЯге помогают поварята.)
«Химическая кухня»
Баба Яга.
Мои гости дорогие,
Как же долго вас ждала!
И я к вашему приходу
Свой сюрприз приберегла.
Проходите, отдохните.
Приглашаю вас к столу.
И, как принято, вначале Я вас чаем угощу.
Чай покрепче заварила,
Булок вкусных испекла.
Подкрепитеська с дороги,
Я же отдохну пока.
(Ученик кусает булку.)
Ученик I.
Твоя булка, словно камень,
Съешь — зубов не соберешь.
Размочука ее в чае.
Бабуля, нас не проведешь.
(Помещает булку в стакан с «чаем» — это раствор иода. Булка
приобретает синий цвет.)
Ученик II.
Все ясно!
Булочки ты не пекла,
Из буфета принесла.
Вместо чая — раствор иода
Нам в стаканы налила.
Ученик I.
В булке той крахмал «сидел»,
Он от иода посинел.
Баба Яга.
Не хотите чай, тогда
Предложу вам молока.
Молоко парное,
Вкусное такое.
(Поварята сливают растворы хлорида бария и сульфата натрия.)
Ученик I. (Берет стакан с «молоком» и делает вид, что подносит ко
рту. Баба Яга и поварята хлопают в ладоши, подпрыгивают от радости,
смеются.)
Ученик II (товарищу).
Подождика пить пока,
Нет в стакане молока:
В натрийдваэсочетыре
Хлорид бария прилили
И в осадке получили
Барийэсочетыре.
(Речь сопровождается показом планшетов с формулами веществ. Все
действующие лица отходят в глубь сцены. На сцену выходят Змей
Горыныч с помощниками и два новых юных химика.)
Змей Горыныч (обращаясь к юным химикам). Проходите, прошу.
Перед вами отделение клиническое,
Точнее, химическохирургическое.
(Обращается к зрителям.)
А вас, дорогие свидетели,
Приглашаем присутствовать при вивисекции.
Помощник I (обращаясь к ученику).
Готов ли ты, о, юный друг,
Конечность в жертву принести?
Знай, жертвенность твоих коллег
Во все века была в чести!
Ученик I. Готов!
Помощник II (медленно говорит и делает),
На руку «иод» мы нанесем,
И «спиртом» ножичек протрем.
Вдоль кисти сделаем надрез...
Ученик I. А в чем научный интерес?
Змей Горыныч.
«Кровь» по руке течет рекой,
Но ватой соберем мы «кровь».
От раны нету и следа!
(Показывают руку зрителям.)
Ты, значит, химик хоть куда!
Исчез, как не было, порез.
В том весь научный интерес.
Ученик П.
А фокус ваш совсем не нов,
Как получить, я знаю, «кровь»:
В пробирке надо соль железа (Ш) растворить
И тиоцианат в нее прилить.
Змей Горыныч.
Вот новая трудность на вашем пути:
Огнем испытание надо пройти.
Видишь, впереди «вулкан»,
Ты его пробудишь сам!
(Ученик проводит опыт «Вулкан» — разложение дихромата аммония
при нагревании.)
Змей Горыныч (обращаясь к залу).
Зрелище славное: искры столбом.
Браво! Кто может сравниться с тобой?
Кто может дать объяснение этому «чуду»?
(Учащиеся дают объяснение опыта.)
Помощник II. Платок носовой теперь в руки возьму,
Сначала «водой» ключевой намочу
И пламенем спички его подожгу.
(Проводит опыт «Несгораемый платок».)
Что скажешь теперь, мой любезнейший друг?
Иль, может, ответить тебе недосуг?
Ученик I.
На твой вопрос — ответ простой:
Ты намочил платок водой
И в спирте тоже намочил.
Его поджег. Весь спирт сгорел,
Зажечь платок он не успел.
Вода, испаряясь, тепло забирала
И этим платочек она защищала,
Помощник I.
Это диво, так уж диво!
Чудо сделано красиво:
Чтобы получить «дымок»,
Нам не нужен огонек.
(Проводит опыт «Дым без огня».)
Змей Горыныч.
Что ж надолго ты умолк,
Растерялся, мой дружок?
Перед нами как не тщился,
Запас знаний истощился?
Ученик П.
Не один я здесь, нас много,
И ребята мне помогут.
Вместе мы ответ найдем,
С честью выиграем бой.
(Учащиеся объясняют «тайну» опыта «Дым без огня».)
Баба Яга.
Достойно прошли через все испытанья!
Змей Горыныч.
Науку прекрасную выбрали вы.
Вместе.
И в юные химики вас посвящая,
Мы в вашу честь зажигаем огни.
(Помощники поджигают спирт, налитый в выпарительные чашки.
Спирт горит синим, зеленым и красным пламенем. См.; Химия в школе. —
1984, — № 1. — С. 64.)
Ведущий I. Наступает торжественный момент. Прощу кандидатов на
звание «Юный химик» встать. Ведущий II. Приглашаю на сцену представителей классов.
(Представители от классов выходят на сцену, подходят к столу,
покрытому красной скатертью, на котором лежит макет учебника «Ос
новы химии» Д. И. Менделеева 1895 года издания. Кладут на учебник
правую руку.)
Сейчас от имени одноклассников они присягнут на верность химии.
Ученик I.
Мы жизнь свою решили посвятить
Науке царственной, великой химии.
Уверены, она научит жить
В согласии с надеждами счастливыми,
Ученик II.
С тобою, химия, мы многого добьемся.
И от тебя мы никогда не отречемся.
Перед лицом друзей, учителей
Торжественно клянемся:
Ученик III.
Всегда уроки посещать,
Про кружки не забывать,
Энциклопедии читать,
Знания в жизни применять!
Все. Клянемся!
Ученик IV.
Все законы изучать,
Пройденное повторять,
Задачи трудные решать,
Контрольные на «пять» писать!
Все. Клянемся!
Ученик I.
Эксперимент осуществлять,
Честь нашей школы защищать,
Своих позиций не сдавать,
Престиж науки поднимать,
Идти вперед, не уставать!
Все. Клянемся!
Ученик II.
Учителей не подводить,
Всегда, во всем примером быть,
Народу пользу приносить,
Науку химию любить
И верно ей всегда служить.
Все. Клянемся, клянемся, клянемся!
Ученики III и IV (вместе). Знайте, люди: это тут
Менделеевы растут!
(Аплодисменты. Поздравления. Звучит «Гимн химии».)
Жюри подводит итоги конкурсов, вручает награды победителям. Используемая литература:
1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М.,»АСТПресс» 1999г.
2. Кульба Ф.Я. Руководство к лабораторным работам по общей и
неорганическрй химии. Ленинград, Издательство «Химия», 1976г.
3. Подборка журнала «Химия в школе» за 2010 год.
4. Подборка журнала «Химия для школьников» за 2010 год.
Разработка вечера "Посвящение в химики"
Разработка вечера "Посвящение в химики"
Разработка вечера "Посвящение в химики"
Разработка вечера "Посвящение в химики"
Разработка вечера "Посвящение в химики"
Разработка вечера "Посвящение в химики"
Разработка вечера "Посвящение в химики"
Разработка вечера "Посвящение в химики"
Разработка вечера "Посвящение в химики"
Разработка вечера "Посвящение в химики"
Разработка вечера "Посвящение в химики"
Разработка вечера "Посвящение в химики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.