Разработка занятия "Кукла-оберег"
Оценка 4.9

Разработка занятия "Кукла-оберег"

Оценка 4.9
Работа в классе +1
docx
технология +1
Взрослым
24.04.2018
Разработка занятия "Кукла-оберег"
Уж так устроен человек, что даже у самых заядлых атеистов и нигилистов есть капелька суеверия. Обязательно постучим по дереву, сплюнем через левое плечо, а вернувшись домой за забытой вещью, посмотримся в зеркало. Видимо, срабатывают многовековые привычки, передающиеся из поколения в поколение. Возможно, по этой же причине человек нуждается в самых разных амулетах и талисманах. На Руси издревле такими оберегами считались тряпичные куколки. На занятии учащиеся познакомятся с куклой-оберегом и научаться ее изготавливать.
кукла - оберег.docx
Тема 6 урока: Куклы­обереги. Изготовление куклы «Берегини» Цель: Познакомить учащихся с куклами­оберегами; со смыслом, вкладываемом в куклу­ оберег, научить изготавливать куклу­оберег. Задачи: ­ знакомство с миром народных кукол, обрядами; ­ овладение технологией изготовления куклы­закрутки; ­ развитие творческого начала, воображения, фантазии на основе ознакомления с традициями  своего народа; ­ развитие глазомера, чувства цвета, ритма и пропорций; ­ развитие эстетического вкуса; ­ учить через игру выражать свои чувства; ­ приобретение навыков работы с различными материалами; ­ приобщение детей к традиционной культуре России. Оборудование и материалы: ­Презентация «Куклы­обереги»; ­ варианты готовых кукол­закруток;  ­ 2 цветных и 1 белый лоскут ткани размером 15*15 см; ­ нитки; ­ ветошь для заполнения. 1. Организационный момент 2. Слово учителя Послушайте отрывок из сказки: (слайд 2) ХОД УРОКА В некотором царстве жил­был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и  прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было  восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из­под одеяла куклу, отдала  ей и сказала:        ­ Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с  родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и  никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее  совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью … И вот так и стала Василиса жить…  Подкармливает куколку и жалуется ей. А  куколка покушает, послушает и советы дает…         ­ Все вы, наверное, в детстве слышали ту сказку про Василису и ее куколку. А если нет ­  можете взять в библиотеке и прочесть. Но кто мне скажет, почему я начала урок с этой  сказки? Как вы думаете? (ответы детей: кукла­оберег) (слайд3)    ­ Правильно. Именно об этом я и хочу с вами поговорить сегодня. Уж так устроен человек, что даже у самых заядлых атеистов и нигилистов есть капелька  суеверия. Обязательно постучим по дереву, сплюнем через левое плечо, а вернувшись домой  за забытой вещью, посмотримся в зеркало. Видимо, срабатывают многовековые привычки,  передающиеся из поколения в поколение. Возможно, по этой же причине человек нуждается в  самых разных амулетах и талисманах. На Руси издревле такими оберегами считались  тряпичные куколки. Но некоторые из них наделялись магической силой. Впрочем, никакой  мистики в этом нет. Кукла рождалась в добрых руках: злые люди с куколками возиться не  будут, у них на это просто не хватит терпения. А в кукольном искусстве необходимо желание принести добро людям. Доброта этих рук передавалась кукле, а от куклы в свою очередь  переходила к хозяину оберега. К тому же в старину куклы­амулеты делались из ношеных  тряпочек, причём брались тряпочки от платьев “удачливых”, которые приносили успех. У  каждой девушки такое заветное платье есть: в одном экзамены хорошо сдаются, в другом на  работу устроилась, а в третьем повстречала любимого человек.                                                      Наверное, любая девочка, может, и мальчик, так или иначе, сталкивались с куклами в своей  жизни. Не так давно и у меня была кукла, которую подарили мне, чтобы она защищала меня и  помогала в проблемах. Не знаю, действительно ли она помогала, но то, что она была подарена  от чистого сердца, ­ это я знала точно. И, возможно, именно эта мысль помогала куда больше,  чем магические обряды? Кто знает... (слайд 4) Данных, когда была изготовлена первая в мире кукла, нет. В чехословацком захоронении  "Брно­2" была найдена маленькая фигурка из мамонтовой кости. Отличалась от обычных  фигурок она тем, что у нее конечности были подвижно прикреплены к туловищу. Этой  фигурке ­ 30­35 тыс.лет. Чем была эта куколка для живущих в то время людей ­ мы можем  только предполагать.        Египетские куклы более известны и отличались тем, что конечности и волосы тщательно  вытачивались, то есть на изготовление тратили много времени и делали все тщательно.  Казалось бы, зачем вкладывать столько сил и времени в простую игрушку?     (слайд 5)      В Греции и Италии куклы делали из воска и глины. А на очень большие праздники делались  терракотовые куколки (по БСЭ ­ Терракота: итал. terra cotta, от terra ­ земля, глина и cotta ­  обожжённая, керамические неглазурованные изделия с цветным пористым черепком), иногда  их делали из слоновой кости. Известно, что с такими куклами расставались перед  замужеством, отдавая куклу в "жертву" Венере.        Известна специалистам и таджикская кукла­оберег "Лухтак". Обереговая сила такой  куколки была предназначена для конкретного одного человека ­ того, кому была изготовлена  эта куколка. Если кукла предназначалась мужчине, она не имела лица, длинную шею  выплетали яркими узорами, которые символизировали мужское начало. У женской куклы  лицо выплетали нитями в виде геометрического ромба, символизируя женское начало. (слайд 6)        А сказки, подобные той, с которой я начала урок, известны у разных народов. К примеру,  подобная сказка есть у казымских хантов и называется "Хилы и Аки черное сердце". Или  наша сказка "Терешечка", в которой родительская любовь была вложена в обычное полено,  обернувшееся в один прекрасный момент ребенком, хотя и необычным.         И отголоском сказки звучит африканский обряд, при котором девочкам, достигающим  половой зрелости, торжественно дарят куклу, которую те хранят до рождения первого  ребенка. (слайд 7).  При рождении ей дарят вторую куклу, которую нужно хранить до рождения следующего  ребенка и т.д. Причем такой обряд известен не только в Африке, а и у народностей нашего  Севера, к примеру, у чукчей.        На Руси обережные куколки делали из подручного материала: дерева, ткани, ниток,  соломы, кости. Каждая куколка делалась с определенной целью, имела свое название, свою  историю, свой обряд приготовления.        Некоторые куколки изготавливались не только для себя или для своих близких, но и "для  выкупа". Купить такие куклы нельзя, силу потеряет, а вот выкупить ­ запросто. Главное ­  выбрать душой из массы куколок именно ту, которая ваша! Чтобы увидев эту куклу, вы  почувствовали, что она ваша, что вы уже знаете, куда ее поставить или положить. Только  тогда эта кукла будет оберегом для вас. Ну а на место, где лежала эта куколка, клали выкуп ­ деньги, товар, пищу.        Интересно, что славянские куклы (впрочем, как и у некоторых других народов мира)  имеют одну характерную особенность. У таких кукол нет лица. Точнее ­ лик куклы может  быть вывязан каким­либо традиционным узором, нитями, природными материалами. Но лики  не могут иметь глаз, рта, носа. Считалось, что такая кукла не позволит вселиться злому духу  в себя и творить зло вокруг себя, а кроме этого ­ такая кукла не может быть двойником  человека, и с ее помощью нельзя будет вредить человеку.        Конечно же, я рассказала далеко не все о куклах­оберегах. Но хотелось бы отметить, что любимая детская игрушка, которая прошла с вами многие годы детства, достойна того, чтобы ее не выкидывали, а сохранили на память. Возможно, она еще не раз отплатит вам за вашу  преданность.  3. Практическая работа: Изготовление куклы­оберега (слайд 8)  А теперь поговорим о том, как же в домашних условиях сделать простейшую куколку.  Можно ли это сделать нам с вами? Можно. И для этого не нужно быть "крутым кукольным  мастером". Главное ­ иметь желание и немного времени. (слайды 9­15) Помните, что при изготовлении куколки не пользуются ни ножницами, ни иглой, ни клеем. Кукла изготавливается только на основе разрыва ткани и нитей, скручивания и завязывания.  Изготовление куклы. Вопросы для закрепления изученного материала: 1) Как вы считаете, после чего именно кукла, которую подарили Василисе, стала  оберегом? Любая ли кукла, подаренная матерью, может считаться оберегом? Может  ли ей быть, к примеру, кукла Барби? 2) Почему на славянских куклах не рисовали лицо? 3) Чем отличается таджикская кукла­оберег от славянской? 4) Сталкивались ли вы в жизни с такими куклами? А может быть, сами делали?  4. Итоги урока: выставка работ 5.Д/з: принести материал для изготовления куклы «Ангела» (лоскут белой ткани 25*25 см,  нитки белого цвета)

Разработка занятия "Кукла-оберег"

Разработка занятия "Кукла-оберег"

Разработка занятия "Кукла-оберег"

Разработка занятия "Кукла-оберег"

Разработка занятия "Кукла-оберег"

Разработка занятия "Кукла-оберег"

Разработка занятия "Кукла-оберег"

Разработка занятия "Кукла-оберег"

Разработка занятия "Кукла-оберег"

Разработка занятия "Кукла-оберег"

Разработка занятия "Кукла-оберег"

Разработка занятия "Кукла-оберег"

Разработка занятия "Кукла-оберег"

Разработка занятия "Кукла-оберег"

Разработка занятия "Кукла-оберег"

Разработка занятия "Кукла-оберег"

Разработка занятия "Кукла-оберег"

Разработка занятия "Кукла-оберег"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2018