Разработка занятия на тему: "Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл—11 кл +1
11.07.2017
Цели:
образовательные: обобщить и углубить знания по словообразованию, способы образования слов, порядок словообразовательного анализа.
развивающие: развивать умение безошибочно выполнять типичные задания по теме , определять средства и способы образования слов.
воспитательные: работать над воспитанием уважения к родному языку, к культуре и истории своей страны.
9 Словообразование.docx
Тема занятия: Словообразование. Морфологические и неморфологические
способы словообразования
Цели:
образовательные: обобщить и углубить знания по словообразованию, способы
образования слов, порядок словообразовательного анализа.
развивающие: развивать умение безошибочно выполнять типичные задания по
теме , определять средства и способы образования слов.
воспитательные: работать над воспитанием уважения к родному языку, к
культуре и истории своей страны.
Вид занятия: практическое
Тип занятия : комбинированный
Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный
самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Формы: индивидуальный и фронтальный опрос, групповая работа,
самостоятельная работа.
Междисциплинарные связи: литература, культура речи
Методическое обеспечение занятия : рабочая программа по дисциплине, план
занятия, раздаточный материал к занятию.
Литература:
1.Русский язык .1011 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый
уровень/А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 3е изд. – М.: Просвещение,2016.
Ход занятия:
І. Организационный момент .
1.1.Проверка готовности аудитории: наличие методической разработки,
плана занятия, текстов для работы.
1.2.Проверка присутствия студентов и их готовность к занятию: внешний вид,
наличие конспекта.
1.3.Проверка домашнего задания.
ІІ. Сообщение темы занятия, определение цели . Мотивация учебной
деятельности. ІІІ. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос.
– Итак, что же такое "Словообразование"? Что оно изучает?
– Что такое морфема? (Значимая часть слова). Почему "значимая"? (т. к.
несет информацию о слове).
– На какие виды делятся морфемы?
Объяснительный диктант.
Прикасаться, разыскать, замочек, непогода, каблучок, неряха, бледнозеленый,
извозчик, придвигать, бесхитростный.
Задание: выписать ряд слов, найти лишнее слово и объяснить свой ответ:
Попугайничать, скромничать, лентяйничать. (Лишнее слово скромничать.
В глаголе скромничать вычленяется суффикс –ича (скромный > скромнича
ть). В остальных словах – суффикс –нича. Например: лентяй > лентяйнича
ть.
IV. Работа над темой занятия
1. Лекция
План
1 Словообразование
а) морфологические способы;
б) неморфологические способы;
Задание: Если вас попросят подобрать слова с корнем дуб вы, конечно, легко
справитесь с заданием. Попробуем усложнить задание. Подберите слова с
корнями пт и й Запишем эти корни на доске.
Подсказка: Найти ответ непросто, надо подойти с другой стороны, уйти от
стереотипов, пойти нестандартным путем.
Догадались? Ответ содержится в вышесказанной фразе. Слова найти, подойти,
уйти, пойти как раз и содержат искомый корень й.
Слова с корнем пт : птица, птенец, птаха, птичник, птичий.
Запись в тетрадях я:
– заключено лексическое значение
– образуют новые слова
– образует формы слов Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в
образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся: а)
окончания;
б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени л, глагола
повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий,
сравнительной степени прилагательных и наречий.
На какие 2 части делятся изменяемые слова?
Что такое основа?
Как называются слова с одним и тем же корнем?
Что надо учитывать, когда подбираешь однокоренные слова?
(лексическое значение слова)
Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение,
например: носикносить называются….? (омонимичными)
Чем различаются формы слова и однокоренные слова? (Ответ у доски,
у плаката).
(Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и
тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит
значение корня, например: проход, проходной, проходить. А при изменении
слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется
только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым,
например: проход
2 Практикум
, проход
, проход
).
Упражнение 1 . Определить способ словообразования:
безделье дел(о) > бездель[й](е) – приставочносуффиксальный способ;
веселый весел(ый) > весель[й](е) – суффиксальный способ;
богомолье бог(а) моли(ть) > богомоль[й]е – сложение основ с
суффиксацией;
железобетонный железобетон > железобетонный – суффиксальный способ;
сочувствие со / чувств / и [й / э] приставочносуффиксальный способ;
бездушный без / душ / н / ый приставочносуффиксальный способ;
милосердие милосердие – сложение основ.
Упражнение 2 . Один за другим, по цепочке учащиеся называют слово из
упражнения, определяя его способ словообразования.
Буквоед (сложение основ с помощью соединительной гласной),
волнорез (сложение основ с помощью соединительной гласной),
летописец (суффиксальный способ), литературоведческий (образование
слова из сочетания слов), искусствовед (сложение основ с помощью
соединительной гласной), законодательство (суффиксальный),
законопослушный (сложение основ с помощью соединительной гласной), МХАТ (аббревиация), ТЮЗ (аббревиация), пресссекретарь (сложение
начальной части слова с целым словом), премьерминистр (сложение
начальной части слова с целым словом), завмаг (образование слова из
сочетания слов), дровосек (сложение основ с помощью соединительной
гласной), евразийский(образование слова из сочетания слов), северо
восточный (образование слова из сочетания слов),чугунолитейный
(образование слова из сочетания слов), посудохозяйственный (образование
слова из сочетания слов), старпом (образование слова из сочетания
слов), дензнаки (образование слова из сочетания слов), красноречие
(образование слова из сочетания слов), чернобелый (образование слова из
сочетания слов), старомосковский (образование слова из сочетания слов),
чернобурая (образование слова из сочетания слов), мясомолочный
(образование слова из сочетания слов), полстраны (сложение начальной части
слова с целым словом), КамАЗ (сложение начальных букв слов),
АО (сложение начальных букв слов).
Упражнение 3 .На каждую словообразовательную модель придумать по 3
слова.
І. со ник , собеседник, сотрудник, сообщение
ІІ. ёноч ек , козлёночек
ІІІ. без иц а, бездельница, безработица, безвкусица
Упражнение 4. Распределите слова в соответствии со способом
образования:
Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон,
негромкий, безуспешный, безрезультатный, прибежать, межконтинентальный,
паровозный.
приставочный
суффиксальный приставочно
сложение
суффиксальны
й
«Это интересно!»
Определим способ образования слов «дояр», «зонт».
Слово дояр более позднее по времени возникновения. Оно возникло на основе
слова доярка (вычитанием суффиксак)
Слово зонтик возникло раньше, чем зонт. Зонтик – измененное
заимствованное слово. Оно произведено от голландского слова Sonndeck.
Конечный элемент этого слова был похож по звучанию на русский суффикс
ик и стал восприниматься как суффикс со значением уменьшительности,
ср.: столик, домик. Слово зонт как неуменьшительное произведено от зонтик усечением суффикса ик. Такой способ называют обратным
словообразованием.
Диктант с последующей работой по тексту.
(1) Я шёл напрямик, через предгорья, вдали от дорог и селений. (2) Можно
было в Крымске сесть на автобус и через пару часов оказаться в
Новороссийске, у тёплого моря. (3) Но я предпочёл идти пешком по
бездорожью, чтобы через дватри дня увидеть море с вершины горы. (4)
Ради этого захватывающего мгновения и мучил себя подъёмамиспусками,
переходил вброд горные ручьи и речки.(5) Вершины гор, издали казавшиеся
близкими, по мере приближения уплывали ввысь и вдаль.
Задания:
1 Выписать из текста однокоренные слова . (вдали, издали, вдаль)
2 Морфемный разбор слов напрямик, захватывающего, казавшиеся. (напрям
ик; захватывающего; казавшиеся)
3 Из предложения № 3 выписать слово, образованное приставочно
суффиксальным способом (бездорожью)
4 Определить способ образования слов приближения (суф.), увидеть( прист.),
спусками (бессуф.).
V. Рефлексия. Итоги занятия.
Что изучается в разделе "Словообразование"?
Какие способы словообразования существуют?
На какие группы делятся способы словообразования?
1.
2.
3.
« Что нового я узнал сегодня…»
С помощью какого суффикса «ножи» и «ноги» превращаются в одно слово? (
ищ: ножищи)
VI. Домашнее задание.
1 Составить синквейн.
2 Теоретический материал
Написание синквейна
Словообразование
1.
Трудное, но интересное
Объясняет, развивает, учит Понятным становится слово
Здорово!
Словообразование
2.
Сложное, неоднозначное
Привлекает, завораживает, развивает
Ясным становится слова суть!
А это главное!
Разработка занятия на тему: "Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования"
Разработка занятия на тему: "Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования"
Разработка занятия на тему: "Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования"
Разработка занятия на тему: "Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования"
Разработка занятия на тему: "Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования"
Разработка занятия на тему: "Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.