Разработка занятия по факультативу "Литературное краеведение" (6 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка представляет собой статью, касающуюся патриотического воспитания учащихся. Представлены методические разработки занятий по "Литературному краеведению" и литературе, в частности, сопоставительный анализ рассказов сарапульской писательницы Маргариты Кульминской "Виола для тёти Нюры" и рассказа Евгения Носова "Живое пламя". На занятии используется технология Развития критического мышления, составление синквейна
Иконка файла материала публикация Давлятшина А.Р..docx
КАК СОХРАНИТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ И НЕ ДАТЬ ПРЕВРАТИТЬ ИХ В «ИВАНОВ, НЕ ПОМНЯЩИХ РОДСТВА»? Давлятшина Альбина Ринатовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №13, г. Сарапул Родины себе не выбираем, Имени себе мы не даём. Землю, где родились и живём, С детства называем Отчим краем  [2]. Флор Васильев   Любовь к родному краю, гордость за свою малую Родину имеет огромное значение   для   развития   личности   ребёнка.  К  сожалению,  молодежь   с   легкостью оставляет родные места, а вместе с ними теряет духовную связь со своим очагом. Многие дети не знают историю своего края, а что говорить о России в целом? Кому ещё, как не им, нашим детям, энергичным и молодым, сохранять духовные ценности, преумножать богатства Родины, созданные усилиями поколений? Как помочь   учащимся   понять,   что   литература   с   её   мудростью   и   духовностью   не далёкое  прошлое, а самая актуальная современность, что именно она является хранительницей непреходящих духовных ценностей, которые связывают прошлое и настоящее и указывают дорогу в будущее?  Как учителя и просто как человека, меня   не   может   не   волновать   и   другой   вопрос:   не   утратит   ли   общество   своих корней, берущих начало в отеческом доме?  С введением Федерального государственного образовательного стандарта 2 поколения   серьёзно   встал   вопрос   о   духовно­нравственном   воспитании обучающихся. Поэтому в условиях модернизации  школы  особое место занимает литературное краеведение. В настоящее время курс «Литературное краеведение» вошёл в практику нашей школы в качестве регионального компонента основной образовательной программы и ориентирован на учащихся 5­9 классов. Программа по   краеведению   составлена   нашей   коллегой,   учителем   русского   языка   и литературы Рябовой Людмилой Анатольевной [2].  Данный курс как одна из формвнеклассной работы актуальна, так как воспитательное и образовательное значение курса   литературы   в   школе   не   проявится   в   полной   мере   без   литературного краеведения, которое позволит школьникам глубже осмыслить и личность самого писателя, и проникнуть в его творческую лабораторию. Краеведческие занятия формируют устойчивый интерес к поискам чего­то нового, воспитывают жажду познания, тем самым способствуют развитию творческой мысли.   Цель   курса   «Литературное   краеведение»   ­   формирование   и   развитие духовного мира личности, обладающей культуросообразным поведением, в ходе системного   изучения   художественных   произведений   писателей   родного   края   и развитие интереса к их творчеству.    Задачи курса:  1.   обучать,   развивать   и   воспитывать   школьников   в   духе   патриотизма   и сопричастности к богатой истории края; 2. помочь учащимся глубже осмыслить значение познания родного края; 3. организовать поисковую и исследовательскую работу учащихся;  4. изучать материалы удмуртских краеведов и оценить их вклад в сохранение истории края. На протяжении трёх лет я пыталась постепенно приучать детей к изучению краеведческого   материала,   стараясь   разнообразить   его.   Многое   зависит   от личности самого педагога: надо обладать хорошими знаниями, быть увлечённым человеком, постоянно совершенствоваться и духовно расти. Важно заинтересовать ребят историей родного края, развить этот интерес.      Сопричастность к прошлому и настоящему невозможно воспитать только словами   или   передачей   знаний:   нужны   эффективные   подходы   и   средства, способные   возбуждать,   волновать,   вызывать   истинно   высокие   чувства   и переживания, которые формируют эмоционально­ценностное отношение личности к действительности.  И вот перед учителем встаёт ряд вопросов:  Как же спланировать занятия, чтобы они были увлекательными, нужными и запоминающимися? Какие методы, формы, приёмы целесообразно применять на занятиях краеведения? Безусловно, чтобы   достичь   желаемого   результата,   необходимо   правильно   выбрать   форму,которая   бы   отвечала   поставленной   цели.  На   практике     я   стараюсь   сочетать традиционные формы обучения с инновационными технологиями.        На   занятиях  краеведения  активно   применяю   технологию   развития критического   мышления,   так   как   это   позволяет   оживить   урок,   сделать   его увлекательным   и   эмоциональным.   Развиваются   познавательные   способности   и познавательные   процессы   личности.   Также   развитие   критического   мышления направлено   на   удовлетворение   потребностей   личности   в   уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.    Например, при знакомстве с удмуртской народной сказкой «Кот и соболёк» в 5­м классе на стадии вызова я использую приём «ключевые слова». Учащиеся ещё не знают сюжет этой сказки, и, чтобы заинтриговать их, выписываю на доску 5­ 6 ключевых слов. Учащимся предлагается в паре или индивидуально составить и записать  свою  версию   сказки,  употребив  все  предложенные  ключевые   слова.  А потом   зачитывают   «свою»   версию     в   классе   и   сопоставляют   её   с   версией «оригинального текста». Использование данного приёма развивает воображение, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала.    Интерес у детей вызывает ещё один приём «Чтение с остановками». Этот приём использую при изучении небольших по объёму произведений. Материалом для   его   проведения   служит   повествовательный   текст.   Вначале   учащиеся   по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока   текст   читается   по   частям.   После   чтения   каждого   фрагмента   ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данный приём тоже развивает фантазию, активизирует внимание.         Важное место в формировании краеведческой культуры занимают ролевые самостоятельность,   инсценировки,   игры,   развивающие   творчество, эмоциональность. Так, в 5­м классе при изучении удмуртских волшебных сказок «Про Елену Красоту, золотую косу», «Кот и соболёк» учащиеся примеряют на себя роли сказочных героев и действуют в соответствии с особенностями ситуации и принятых ролей. В этом случае используется групповая форма работы. Самое главное – дети с интересом выполняют эту работу.Наиболее эффективными формами были признаны и нетрадиционные формы занятия: уроки­встречи, уроки­экскурсии, музейные уроки. Как это реализуется на практике,   можно   проследить   на   следующих   примерах.   Активно   с   учащимися посещаем школьные и городские музеи, театры. Так, в 2015 году запоминающимся мероприятием   в   рамках   реализации   комплексной   программы   «Город–дОрог! Город дорОг, которые мы выбираем» и ресурсного центра по работе с одарёнными детьми   по   направлению   «Литературное   краеведение»   стало   для   учащихся театральное представление «Жизнь моя – скверный анекдот» и просмотр фильма «Тайны сарапульского смотрителя», посвящённые памяти Н.С. Миловского. Тайна личности этого писателя и его творчества стало для учащихся открытием. Музей для учащихся является средством формирований целостной личности, приобщения   к   культурным   ценностям   и   традициям.   При   этом   решаются важнейшие задачи: ­ формирование познавательной мотивации; ­ потребность посещать музеи.    Экскурсия   в   музеи   —   это   особый   вид   деятельности   учителя,   она,   как никакая другая форма его работы, демонстрирует школьникам связь прошлого и настоящего.  Экскурсии способствуют развитию познавательного интереса. Здесь же они получают патриотическое воспитание, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей.  Посещение передвижных выставок – это тоже приобщение детей к культуре города.  В апреле 2016 года была организована экскурсия в ДК «Заря», где учащимся рассказали   о   70   памятных   местах   г.   Сарапула   в   годы   Великой   Отечественной войны.     Краеведение   является   интегрирующим   звеном   между   учебной   и воспитательной   деятельностью   школы   и   обеспечивает   межпредметные   связи. Установление параллелей, схожих образов, близких мотивов – основной момент на занятиях   краеведения.   Межпредметные   связи   позволяют   глубже   осмыслитьпроцесс развития всей русской литературы с её общечеловеческими ценностями. Поэтому эффективно использую на уроках краеведения такие приёмы проблемно­ поискового   метода,   как   сравнение   и   сопоставление,   чтобы   показать   связь муниципальной и региональной литературы с отечественной литературой.     Рассмотрим эти приёмы на примере двух произведений М.В. Кульминской «Виола для тёти Нюры» и Е.И. Носова «Живое пламя» (7 класс).     Цель занятия: проследить, как писатели поднимают тему на страницах своих произведении, выражают своё отношение к истинным ценностям.   Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. выявить с помощью сопоставительного анализа общие темы и различия в изображении характеров и поведения героев; 2.   охарактеризовать   индивидуальную   художественную   манеру   каждого   из авторов.         Коротко   говорим   о   писателях,   об   особенностях   их   творчества.   Это писатели 20 века. Многие произведения их носят автобиографический характер. Главными словами для них были «любовь к Отечеству», «память».          Главный   вопрос,   на   который   учащиеся   должны   найти   ответ,   касается названия: «В чём смысл названий предложенных произведений? Что же объединяет эти   два   произведения?»   Учащиеся   в   группах   высказывают   свои   мнения, зачитывают отрывки из текста для подтверждения своих мыслей. Они отмечают, что в обоих рассказах описывается послевоенное время. Повествование ведётся от 1­го лица. В произведениях  М. Кульминская и Е. Носов не дают описания боёв, бомбардировок и других героических сцен. Однако упоминание о тех страшных временах присутствуют в обоих рассказах. Также учащиеся обращают внимание на художественной детали и раскрывают её роль в произведениях. Они приходят к выводу, что ключевой деталью является цветок в обоих рассказах, так как это символ человеческой памяти. Эта вечная память о людях, проживших яркую, но короткую   жизнь.   Поучительный   урок   извлекают   учащиеся   из   произведений   – нельзя   забывать   историю,   людей:   память   питает   корни   «нравственного   духа народа».   Здесь   же   уместно   провести   параллель   с   повестью   Ч.   Айтматова «Буранный полустанок», в которой тоже затронута проблема памяти. Учащихся неможет   не   оставить   равнодушным   эта   повесть.   Легенда   о   манкурте­рабе,   не помнящего   своего   прошлого,   затронула   души   детей.   Вместе   с   учащимся   мы приходим к выводу, что самое жестокое злодеяние для человека ­ потеря живой памяти.   На   стадии   «рефлексии»   применяю   такие   приёмы,   как   синквейны,   хокку, хайку, диаманты, письмо по кругу. Так, при изучении темы «Сопоставительный анализ произведений М.В. Кульминской «Виола для тёти Нюры» и Е.И. Носова «Живое   пламя»   учащимся   было   предложено   создать   синквейн   –   творческую работу,   позволяющую   в   сжатой   форме   выразить   эмоциональное   восприятие изучаемой темы. В качестве примера приведу некоторые работы учащихся: 1.Виола Мужественная, удивительная Помнят, радуют, встречают Вот мы опять встретились  Память 2. Маки Красные, живые Пламенеют, слепят, встречают И у людей так бывает Память С   разработкой  данного   занятия   я   поделилась   на   городском   семинаре «Использование   в   урочной   и   внеурочной   деятельности   книг   серии   «Память Сарапула»   и   «Сарапульское   детство»   в   рамках   реализации   комплексной программы «Город ­ дОРог! Город дорОг, которые мы выбираем» и ресурсного центра   по   работе   с   одарёнными   детьми   по   направлению   «Литературное краеведение».  Успешные результаты школьного краеведения во многом зависят, как учитель сумеет заинтересовать краеведческой (поисковой) деятельностью своих учеников.Залог успеха в работе по краеведению состоит в том, чтобы внеклассные занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследовательским процессом.   Учащиеся   8­9   классов   активно   включаются   в   поисковую   и исследовательскую   деятельность.   Поисково­исследовательский   характер краеведения является основой формирования и развития познавательного интереса учащихся. Очень показательно и результативно участие детей во Всероссийском   Юные конкурсе   сочинений   по   истории   Российского   предпринимательства.   исследователи,   изучив   архивные   документы,   подшивки   газет   о   личности   купца П.А. Башенина, о его деятельности, написали о нём эссе. Так, учащиеся школы Юшков Антон и Иванов Дмитрий на Форуме   победителей стали дипломантами регионального этапа. Их работы были  по достоинству оценены представителями общероссийской   общественной   организации   «Деловая   Россия»   и  как     лучшие отправлены в Москву.  Таким образом, литературное краеведение, как никакая другая дисциплина, должно стать действенным помощником учителя по воспитанию у учащихся  любви к своей малой Родине, к литературе и культуре родного края.  Хочется верить, что наши дети и внуки не превратятся в манкуртов, не помнящих своего прошлого, и не назовут   родные   края   «дырой».   И   пусть   напоминанием   для   подрастающего поколения   станут   слова   учёного­литературоведа   Д.С.   Лихачёва:  «Любовь   к родному   обществу,   знание   его   истории   ­   основа,   на   которой   только   и   может осуществляться культура всего общества… Память – это не сохранение прошлого, это забота о будущем» [3]. Библиография 1. Флор Васильев. Лирика. – Ижевск: Удмуртия, 1967, ­ с. 97 2. Рябова Л. А. Взаимосвязанное изучение мировой, отечественной, региональной и муниципальной литературы: учеб.­метод. пособие. ­  Ижевск: Изд­во ИПК и ПРО УР, 2012. – 68 с.  3. Лихачев Д.С. Прошлое — будущему: Статьи и очерки. Л.: «Наука», 1985, с. 65.

Посмотрите также