«Как привлечь ребенка к деятельности на уроке?» - этим вопросом задаются многие учителя начальных классов и ученные этой области. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [1] устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших программу начального общего образования, одно из основных является формирование познавательного интереса младших школьников. Развитие познавательного интереса способствует успешному усвоению учащимися знаний, умений и компетентностей, в том числе и самостоятельной организации процесса усвоения, то есть умения учиться.
По мнению В.А. Сластенина, познавательный интерес является внутренней движущей силой учения, которая проявляется в целенаправленном состоянии учащегося, обусловленном знаниями, умениями, опытом творческой деятельности, и характеризуется потребностью учащегося в знаниях, его готовностью к активному познанию как деятельность, приносящая удовлетворение [54, с. 122].
Мы считаем, что наиболее точное и емкое определение познавательного интереса дано И.В. Метельским, который представляет познавательный интерес как активную познавательную направленность, которая связана с положительным отношением к эмоционально окрашенным предметом исследования, преодолением трудностей, радостью познания, созданием успеха и развитием индивидуального самовыражения [30, с. 87].
В развитии познавательного интереса выделяются следующие стадии: любопытство, любознательность, познавательный интерес, творческий интерес. Данные стадии определяют разную степень избирательной направленности, отношения учащихся к учебному предмету.
Стадия любопытства обусловлена внешними обстоятельствами, которые привлекают человека. На этой стадии отсутствует стремление к познанию, а интерес на данной стадии ситуативный, фрагментарный.
Стадия любознательности, проявляется в стремлении к познанию, интерес приобретает поисковый характер.
На стадии познавательного интереса, стремление к познанию всегда исходит от человека. Интерес не пропадает с окончанием ситуации, человека погружается в исследование события, явления, объекта, деятельности.
В свою очередь, стадия творческого интереса связана со стремлением осуществить самостоятельную, поисковую, творческую деятельность. В основном это интерес связан с определенной отраслью знаний, который в последующем переходит в профессиональный интерес [51, с. 35].
Многие исследователи отмечают, что младшие школьники еще не способны долгое время удерживать свое внимание. Их привлекает все новое и яркое. Произвольное внимание младших школьников развивается наряду с формированием мотивов учения, которые, прежде всего, связаны с познавательным интересом [29, с. 629].
К эффективным средствам формирования познавательных интересов младших школьников относят проблемные задания, творческие задания, дидактические игры, дидактические карточки. Из средств наглядности, применяемых на уроках в начальной школе, значимое место занимает дидактический материал, а именно дидактические карточки.
Дидактическая карточка представляет собой рациональное средство наглядности, содержащую научную информацию, вопросы, задания и организационные указания. В ней содержатся основные сведения, задачи и вспомогательные решения в описательной форме, при помощи которых учащиеся индивидуально, группами или коллективно на уроке или во время практической работы выполняют задания для накопления, а также контроля учителем знаний и умений [2, с. 21].
Использование дидактических карточек способствует самостоятельному овладению учащимися необходимым материалом и формированием у них умений работать с различными источниками информации. А так же, усилению мотивации обучения у учащихся, развитию познавательного интереса, познавательной активности, формированию умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал, формированию у учащихся познавательной деятельности, развитию творческого воображения у учащихся благодаря условным заменителям, схемам и рисункам, развитию самоконтроля и самокоррекции, развитию определенного вида мышления (теоретического, наглядно-образного, логического).
Для выработки познавательного интереса у учащихся дидактические карточки используются:
- перед изучением новой темы с целью создания проблемной ситуации и увлечения учащихся темой урока;
- перед изучением новой темы с целью создания ситуации успеха некоторым учащихся и включения их в активную учебную деятельность;
- на этапе закрепления с целью ускорения процесса усвоения нового материала индивидуально каждым учащимся;
- для индивидуального контроля результатов обучения, диагностики уровня усвоения материала и формирования умений;
- с целью обработки пропущенных тем;
- с целью коррекции знаний, для выяснения типичных ошибок и их устранения;
- с целью углубленного обучения;
- с целью опережающего обучения;
- с целью развития памяти, логического и творческого мышления, развития контроля, самоконтроля, формирования умения самостоятельного поиска решения, навыков коллективной творческой работы [42].
Дидактические карточки должны быть доступными, интересными, увлекательными и включать учащихся в разные виды деятельности. Применение дидактических карточек на уроках помогает оживить учебный процесс, развивает у учащихся память, внимание, мышление, формирует проницательность, познавательную активность и познавательные интересы.
Тема «Строение тела человека»
Задание: собери и приклей каждый орган человека на свое место.
Данный вид дидактических карточек предполагается включить практический этап урока. На этапе закрепления с целью ускорения процесса усвоения нового знания индивидуально каждым учащимся. На усмотрение учителя, задание выполняется в парах или группах. Задача учеников – приклеить все органы на свои места. Иллюстративные дидактические карточки дают возможность учащимся оживить полученные ранее представления об изучаемых объектах и на этой основе извлекать из памяти необходимую информацию. Такие карточки повышают активность и самостоятельность учащихся на уроках, так как изобразительные материалы понятны учащимся даже при беглом их просмотре, вызывают интерес и легко усваиваются.
Тема «Строение тела человека»
Задание: Изучи схему и вставь слова в пропуски.
Дидактическая карточка – схема разработана нами для проверки знаний, умений и навыков. Ее так же можно использовать с целью индивидуального контроля результатов обучения, диагностики уровня усвоения материала и формирования умений, с целью обработки пропущенных тем, с целью коррекции знаний, для выяснения типичных ошибок и их устранения.
Тема «Если хочешь быть здоров»
Задание: раздели картинки на 2 группы.
По какому признаку можно разделить картинки?
Работу с иллюстративными карточками, мы предлагаем включить в мотивационно – целевой этап урока, перед изучением новой темы, с целью создания проблемной ситуации и увлечения учащихся темой урока. После проверки задания учитель может задать проблемный вопрос, чтобы учащиеся смогли сформулировать тему урока.
Так же, работу с этими карточками можно включить в практический этап урока, с целью закрепления полученных на уроке знаний.
Выполняя данное задание, ребенок проводит аналогию со свей жизнью, опираясь уже на имеющийся опыт. Мы формируем такие качества как:
¾ определение умений сравнивать;
¾ находить общее и отличное;
¾ делать соответствующие выводы.
Тема «Пожар!»
Задание: Глядя на картинку, сформулируй правило.
Картинка |
Правило |
|
|
Никогда и нигде не играйте ___________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________ |
|
|
Никогда в лесу______________________________ ______________________________________________________________________________________ |
|
|
Никогда самостоятельно______________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________ |
|
|
Не оставляй без присмотра ___________________ ______________________________________________________________________________________ |
|
|
Никогда не
_________________________________ |
|
Пусть знает каждый гражданин Пожарный номер_____________ |
Тема «Берегись автомобиля»
Задание: Прочитайте и обговорите в группе ситуацию на карточках. Дайте ответ и обоснуйте его.
Ситуация 1
Три мальчика и две девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: Две девочки. Зеленый мигающий сигнал светофора предупреждает, что скоро включится желтый, а затем красный. Поэтому безопаснее всего дождаться следующего зеленого сигнала. Бежать через дорогу опасно.
Ситуация 2
Из автобуса вышли шесть человек, трое из них, пока автобус стоял на остановке, перешли дорогу по пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди, и один остался на остановке. Сколько человек поступили правильно?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: Один. Правильно подождать, пока автобус отъедет от остановки, и только затем переходить дорогу.
Ситуация 3
Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги, двое ушли домой, остальные остались играть на дороге. Сколько ребят поступили правильно?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: Ни одного. Играть на проезжей части дороги нельзя.
Ситуационные карточки с заданиями мы рекомендуем использовать как на мотивационно – целевом этапе, перед изучением новой темы с целью создания проблемной ситуации и увлечения учащихся темой урока. Так же можно включить эти карточки в практический этап урока, с целью закрепления нового материала учащимися. Работа проходит в группах. Эти карточки можно дифференцировать по уровню знания учащихся, и заранее распределить детей.
Тема «Город и село»
Данный вид карточек мы можем отнести к иллюстративным карточкам-заданиям. Мы предлагаем использовать эти карточки для выявления знаний учащихся об изученных объектах. Они хорошо подойдут для контроля знаний.
Тема «Неживая и живая природа»
Задание:
1) Зачеркни пары одинаковых картинок.
2) Выдели в круг картинки, которые остались без пары. В чем главное отличие этих картинок?
(камень – неживая природа, олень – живая природа)
Эти карточки мы включили в мотивационно – целевой этап урока, перед изучением новой темы, с целью создания проблемной ситуации и увлечения учащихся темой урока. После проверки задания учитель задает проблемный вопрос, чтобы учащиеся смогли сформулировать тему урока. Данный вид карточек отличный способ привлечь интерес ребенка к теме урока, настроить на активную и продуктивную работу.
Тема «Какие бывают растения»
После того, как каждая группа правильно отгадает номер своей карточки, она подходит за следующей карточкой. На практике не обязательно делить класс именно на 3 группы, можно сделать большее количество групп и дифференцировать их по уровню знаний. Несколько групп могут выполнять один вид карточек. После того как каждая группа изучит материал на свои карточка, они выполняют последующее задания. При выступлении, группа, опираясь на выполненную работу на карточках, дает характеристику тому растению о котором узнала. При выступлении групп можно выслушать каждую группу, группы могут дополнять выступления других групп.
На практике не обязательно делить класс именно на 3 группы, можно сделать большее количество групп и дифференцировать их по уровню знаний. Несколько групп могут выполнять один вид карточек. После того как каждая группа изучит материал на свои карточка, они выполняют последующее задания. При выступлении, группа, опираясь на выполненную работу на карточках, дает характеристику тому растению, о котором узнала.
1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // КонсультантПлюс.
2. Анастасова Л.П. Дидактический материал и методика его использования на уроках биологии / Л.П. Анастасова. – М.: Просвещение, 2001. - 82 с.
3. Маклаева Э.В. Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в процессе обучения решению текстовых задач / Э.В. Маклаева, Е.К. Дмитриева // Молодой ученый. - 2017. - №14. - С. 629-633. - URL https://moluch.ru/archive/148/41581/
4. Метельский И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу / И.В. Метельский // Начальная школа. – 2014. - № 4. – С. 87-91.
5. Танкова А.В. Работа с дидактическими карточками на уроках в начальной школе / А.В. Танкова. – 2020. - https://multiurok.ru.
6. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение. – 1988. – 124 с.
7. Якиманская И.С. Технология ориентированного образования / И.С. Якиманская. – М., 2000. – 120 с.
8. Якимова М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности / М.С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - С. 122-124.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.