«Воспитательная среда как условие формирования и
развития личности школьника с ОВЗ»
Содержание.
Введение.
Воспитательная среда как условие формирования и развития личности школьника с
ОВЗ.
1.1Научнотеоретические основы социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья
1.2 Обеспечение воспитательной среды специального (коррекционного)
образовательного учреждения
1.3. Формирование воспитательной среды специального (коррекционного)
образовательного учреждения,
обеспечивающей социализацию детей с
ограниченными возможностями здоровья»
Заключение.
Список литературы.Введение
«Ребенок – активная сила, долженствующая и несущая в себе чувство
ответственности. Задача воспитателя заключается в том, чтобы
пробудить и одухотворить в каждом эту человеческую силу – способности,
изменяя обстоятельства, изменять и самих себя. И если маленький комочек
жизни, которого тысячелетия труда превратили в одаренного властелина
мира и собственной судьбы, все же вырастет не человеком в полном
смысле этого слова, то повинно в этом общество. Причем основная доля
вины ложится на того, для кого воспитание, творение человека является
профессией, специальностью, на учителя», писал В.А.Сухомлинский.
Для любого общества проблема воспитания и социализации подрастающего
поколения является одной из важнейших. Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года определяет одной из приоритетных задач
школы – обеспечение успешной социализации ребенка. Основной целью
специального образовательного учреждения является подготовка учащихся к
самостоятельной жизни и труду, обеспечивая тем самым условия их социализации и
интеграции в общество.
Актуальность проблемы социализации детей с ограниченными возможностями
здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают
в общественнополитические, социальные, бытовые ситуации. От умения давать
правильную оценку происходящему событию зависит жизненная позиция человека и
определяется его место в обществе. Однако решение этой проблемы затрудняют
особенности психофизического развития учащихся с ограниченными
возможностями здоровья, обусловленные нарушениями центральной нервной
системы.
В коррекционных образовательных учреждениях активизировалась инициатива
и творческий настрой, идет поиск нового содержания, новых методик, новых
организационных форм воспитания. Инновационный подход в организации
воспитательной работы специальной (коррекционной) школе интернат повлёк за
собой изменение приоритетов в деятельности подходов всех уровней.
Дети и подростки, воспитывающиеся в специальной (коррекционной) школе
интернат обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально
развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать,
осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из
окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма
узок круг интересов. Учащиеся коррекционной школы интерната отличаются
проблемами эмоционально личностного развития, подвержены любому влиянию,
особенно негативному.
2Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные
привычки и сформировать социальнонормативные модели поведения. Поэтому
приоритетное направление заняла воспитательная работа, в связи, с чем возникает
проблема планирования её деятельности и ставит задачу создания системы
инновационного подхода к организации воспитательной работы в специальной
(коррекционной) школе интернат, которая позволит на высоком современном
уровне развивать и социализировать наших воспитанников.
Воспитательная среда как условие формирования и
развития личности школьника с ОВЗ.
1.1 Научнотеоретические основы социализации детей с
ограниченными возможностями здоровья
Процесс социализации, как известно, включает в себя как относительно
контролируемые, осознанные и направленные воздействия на человека через
систему разнообразных социальных институтов, так и спонтанные, стихийные
влияния социальной среды.
Исследования ученых (Л.С.Выготский, М.Ф.Гнездилов, А.Н.Граборов,
Г.М.Дульнев, Л.В.Занков, Ф.М.Новик, В.Г.Петрова, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф и др.)
свидетельствуют о значительном потенциале детей с ограниченными возможностями
здоровья, резерве здоровых качеств, которые могут проявиться в благоприятных
условиях системы образования и являться основой их социализации.
Обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию –
факторы социализации, важнейшим из которых является воспитание. Успех
воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а значит и его
социализации, в значительной степени определяется тем, насколько эффективно
школа использует воспитательный потенциал той среды, где дети и подростки
проводят большую часть времени, т.е. среды коррекционной школы.
Любую социальную среду можно создавать, преобразовывать, а также
использовать для достижения какойлибо цели. Поиск новых, эффективно
действующих механизмов социальнопсихологической адаптации личности ребенка
к быстро меняющейся жизни в социуме позволили предположить, что среда,
имеющая реальное социальное наполнение, может обеспечить включение школьника
с ограниченными возможностями здоровья в доступные виды жизнедеятельности и
отношений, тем самым способствовать его социализации.
Качественное своеобразие процесса социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья обусловливается организацией среды обучения и
воспитания, обеспечивающей социокультурную деятельность детей с ограниченными
возможностями здоровья.
3Модель воспитательной среды специального (коррекционного) образовательного
учреждения обладает системными свойствами (целостность, динамичность,
открытость) и включает целевой, содержательный, технологический, оценочно
результативный компоненты, обусловленные особенностями и возможностями
социокультурной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание модели реализуется через совместную деятельность ребенка с
педагогом по направлениям: социальнокультурное, психологоадаптационное,
социальноадаптационное, физкультурнооздоровительное, учебнообразовательное,
профессиональноориентационное, правовое. Модель воспитательной среды
коррекционного образовательного учреждения позволяет целенаправленно,
поэтапно, в соответствии с логикой взаимодействия компонентов осуществлять
социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в социум
осуществляется путем различных вариантов взаимодействия внутренней
воспитательной среды образовательного учреждения с внешней социокультурной
средой: открытого пространственнопредметного, коммуникативно открытого,
деятельностно открытого, внутрикоммуникативного, внутридеятельностного,
внутрипространственнопредметного.
Практическая реализация модели обеспечивается комплексом педагогических
условий, необходимых для социализации ребенка с ограниченными возможностями
здоровья:
– формированием субъектной позиции ребенка с ограниченными
возможностями здоровья в процессе коррекционного обучения;
– включением детей в специально организованную деятельность, направленную
на усвоение социальных ролей;
– поддержкой и развитием всех форм проявлений динамики в социальном
развитии ребенка;
– восстановлением и развитием важнейших форм жизнедеятельности ребенка
(игра, труд, познание, общение);
– созданием системы мониторинга уровня социализации ребенка с
ограниченными возможностями здоровья, направленной на разработку и
корректировку индивидуальных программ обучения и воспитания,
профессиональнотрудовой подготовки воспитанников;
Эффективность воспитательной среды специального (коррекционного)
образовательного учреждения обусловлена переходом ребенка с ограниченными
4возможностями здоровья на более высокий уровень социализации. Уровень
социализации ребенка выявляется соответствующей системой мониторинга
основных показателей:
– качества знаний, умений, навыков, необходимых для общения и взаимодействия с
другими людьми;
– уровня самостоятельности при выполнении практических действий;
– социальной адаптации (усвоение норм, традиций, групповой культуры);
– включенности в общество (вхождение в ролевую структуру групп),
в соответствии с характеристиками каждого из трех уровней.
Социализация процесс усвоения и воспроизводства индивидом социального
опыта по мере включения его в многоплановые и разносторонние
общественные отношения.
Сущность социализации состоит в приспособлении и обособлении человека в
условиях конкретного общества, т.е. способности жить в обществе и быть
успешным.
Понятие «человек с ограниченными возможностями здоровья» при традиционном
подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. В
соответствии с концепцией развития высших психических функций Л.С.Выготского
своеобразие развития личности ребенка с отклонениями в развитии изменяет
отношение человека к миру и, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми.
Как свидетельствуют исследования ученыхдефектологов В.В.Воронковой,
М.Ф.Гнездилова, А.Н.Граборова, Г.М.Дульнева, В.Г.Петровой, Т.А.Власовой,
А.Р.Лурия, Ю.Т.Матасова, М.С.Певзнер, Г.Е.Сухаревой и др., психофизическое
развитие аномальных детей осуществляется по общим закономерностям детского
развития при решающем воздействии специального обучения. Результатом
образования детей данной категории должна являться максимальная социализация
и трудовая адаптация детей и подростков в современных экономических условиях.
Для возможности участия детей с ограниченными возможностями здоровья в жизни
общества необходимо главный акцент в воспитании и социализации делать не
столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения ими
определенной системы знаний и ценностей, сколько на создании определенных
условий для их социального воспитания опыта.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно с
интеллектуальной недостаточностью, в социальнокультурную среду представляет
собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики и является
закономерным этапом развития системы специального образования.
Процесс социализации ребенка, становление и развитие его как личности
происходят во взаимодействии с окружающей средой. Среда является частью
пространства, совокупностью социальных, культурных, а также специально
5организованных психологопедагогических условий, в результате взаимодействия
которых с индивидом происходит становление личности, её мировосприятие.
Взаимодействие личности и окружающей ребенка среды понимается как
оптимальное соотношение возможностей и потребностей ребенка с ограниченными
возможностями здоровья и возможностей и потребностей общества.
Одними из первых о значимости среды в воспитании детей в российской педагогике
заявили Ю.С.Мануйлов, А.Ф.Лазурский, Л.Н.Толстой К.Д. Ушинский. В первой
трети ХХ века идея воспитания средой нашла отражение в работах
Н.И.Иорданского, А.Г.Калашникова, С.Моложавого, М.В.Крупениной,
С.Т.Шацкого, В.Н.Шульгина и др. А.С.Макаренко в контексте социального
воспитания вообще отождествлял среду с воспитанием, утверждая, что воспитывает
не сам воспитатель, а среда, а задача учителя – создать такую среду.
Воспитательную среду можно не только использовать в воспитательном воздействии
на школьников, но и преобразовывать, и даже создавать и использовать для
достижения какойлибо цели, в данном исследовании – для социализации ребенка с
ограниченными возможностями .Основным подходом, является помощь ребенку с
ограниченными возможностями здоровья включиться в социальные отношения
общества. В социализации такого ребенка приоритетным является его адаптация к
окружающей среде и использование возможностей среды для его адаптации, т.е.
очевидна приоритетность воспитания перед обучением.
Под воспитательной средой специального (коррекционного)
образовательного учреждения понимается совокупность влияний и условий
формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а
также возможностей для его развития, содержащихся в социальном,
пространственнопредметном и деятельностном окружении.
61.2 «Обеспечение воспитательной среды специального
(коррекционного) образовательного учреждения»
Воспитательная среда меняет свое качественное состояние в зависимости от
вариантов взаимосвязи структурных компонентов (пространственнопредметного,
деятельностного, коммуникативного), которые могут принадлежать как внутренней
воспитательной среде образовательного учреждения, так и внешней
социокультурной среде. В зависимости от доминирующего компонента, выделены
варианты взаимодействия воспитательной среды с социокультурной средой:
открытый пространственнопредметный – это такой вид
взаимодействия, когда в структуру воспитательной среды школы включается
архитектурноэстетическая и символическая организация жизненного пространства
ребенка, настенная информация, различные предметы и символы;
коммуникативно открытый вариант взаимодействия: сутью этого
варианта взаимодействия является создание социальных ситуаций
коммуникативных взаимодействий, в рамках которых происходит встреча ребенка,
педагога и других субъектов воспитательной среды с субъектами социокультурной
среды, т. е. в структуру воспитательной среды школы включается
коммуникационная сфера (взаимоотношения, общение, настроения, распределение
социальных ролей и статусов), ценности, установки, особенности субъектов
социокультурной среды;
деятельностно открытый вариант взаимодействия предполагает, что в
структуру воспитательной среды школы включается совокупность различных видов
деятельности (концепции основного, коррекционного и дополнительного
образования), формы и методы организации образования детей с нарушениями в
развитии, ориентированные на их социализацию;
7 внутрикоммуникативно открытый вариант взаимодействия
предполагает взаимодополнение деятельностного и пространственнопредметного
компонентов воспитательной среды содержанием социокультурной среды, которое
обеспечивает разнородность пространственных условий, связность и управляемость
их функциональных зон, обновление содержания образования с учетом изменений в
сфере экономики, культуры, технологий и возможность применить полученные
знания в различных видах практической деятельности;
внутридеятельностно открытый вариант взаимодействия предполагает
взаимодополнение коммуникативного и пространственнопредметного компонентов
воспитательной среды содержанием социокультурной среды, в процессе которого
происходит создание и функционирование новых общностей детей, детей и
взрослых, использование вариативных форм, методов, средств, жизнедеятельности
ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
внутрипространственнопредметный вариант взаимодействия
предполагает взаимодополнение коммуникативного и деятельностного компонентов
воспитательной среды содержанием социокультурной среды, в результате которого
появляются новые возможности для реализации различных задач возрастного
развития ребенка, адаптации детей к социальным изменениям, возможности
применения индивидуального субъектного опыта в практической деятельности.
Социализация как интегральная содержательная характеристика образа
жизни ребенка на каждом возрастном этапе развития, включает: качество знаний,
умений, навыков, необходимых для общения и взаимодействия с другими людьми;
степень самостоятельности при выполнении практических действий; социальная
адаптация (усвоение норм, традиций, групповой культуры); включенность в
общество (вхождение в ролевую структуру групп).
Разработанный мониторинг основных критериев социализации позволил
осуществить качественный и количественный контроль динамики уровня
социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с
выделенными уровневыми характеристиками: «низкий уровень» – знания
фрагментарны, находятся на элементарном уровне, не соответствующем возрасту;
запас знаний очень скуден, недостаточен для общения и взаимодействия с другими
людьми; практические действия выполняются только совместно со значимыми
взрослыми; ребенок социально не адаптирован, не может самостоятельно
включиться в общество людей; «средний уровень» – знания не систематизированы,
объем знаний о правилах социального поведения позволяет организовать общение и
взаимодействие с другими людьми; практические действия выполняются
самостоятельно нерегулярно; социальная адаптация недостаточная, включенность в
общество вызывает некоторые затруднения; «высокий уровень» – показатели знаний,
умений, навыков, личностных свойств и качеств сформированы в соответствии с
8требованиями возраста и пола; большая часть практических действий регулярно
выполняется самостоятельно; социально адаптирован, включение в социум не
вызывает затруднений.
Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья, напрямую
зависит от наличия в коррекционной школе специально организованных условий,
т.е. пространство школы должно быть особым образом организовано путем создания
специальной воспитательной среды.
1.3 «Формирование воспитательной среды специального
(коррекционного) образовательного учреждения, обеспечивающей
социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья»
Руководствуясь структурой управленческих задач (В.С.Лазарев, М.М.Поташник и
др.), разработаны целевой, содержательный, технологический,
оценочно
результативный компоненты модели воспитательной среды специального
(коррекционного) образовательного учреждения, обусловленные особенностями и
возможностями социокультурной деятельности детей с ограниченными
возможностями здоровья (рис.).
Содержание модели воспитательной среды специального (коррекционного)
образовательного учреждения реализуется через обеспечение разных видов
активности ребенка, организацию занятий в соответствии со специально
разработанными программами и технологиями, а также определенными вариантами
взаимодействия взрослого и ребенка.
Разработка и внедрение модели воспитательной среды специального
(коррекционного) образовательного учреждения средствами социальнокультурной
деятельности позволяет качественно изменить воспитательный процесс в
специальных учреждениях, способствует социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья в новых социальных и экономических условиях.
Несмотря на то, что особенностью данной модели является специфика
содержания всех ее компонентов, обусловленная психофизическим развитием
ребенка с ограниченными возможностями здоровья, она может быть использована
9для формирования воспитательной среды любого специального (коррекционного)
образовательного учреждения.
10ЦЕЛЬ
создание условий для
социализации детей с
возможностями здоровья
ограниченными
ПРИНЦИПЫ
оптимизации среды обитания
ребенка с нарушениями в развитии
реалистичности
комплексности
единства и взаимодополняемости в
содержании и формах культурно-
досуговой деятельности
деятельностного подхода
ЗАДАЧИ
сохранение и укрепление здоровья с учетом реальных проблем
развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы через
обеспечение различных видов активности ребенка (умственной,
интегрирование в сферу образования
физической, игровой)
развитие индивидуальных способностей и потенциальных возможностей
определение места ребенка в современном обществе
подготовка к самостоятельной трудовой жизни в реальных условиях
защита и представление интересов ребенка в обществе
рыночной экономики
СОДЕРЖАНИЕ
(направления
деятельности)
оздоровительное
психолого-
адаптационное
социально-
культурное
(творческое)
социально-
адаптационное
образовательное
профессионально-
ориентационное
учебно-
социально-
правовое
ТЕХНОЛОГИИ
коррекционно-
образовательные
взаимодействия
воспитательной среды
с социокультурной
средой:
- открытое
пространственно-
предметное
-коммуникативно
открытое
-деятельностно
открытое
-
внутрикоммуникативн
о открытое
-внутридеятельностно
открытое
- открытое
внутрипространственн
о-предметное
РЕЗУЛЬТАТ
УСЛОВИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
обеспечение субъектной
позиции ребенка
поддержание и развитие всех
форм и проявлений динамики
в развитии ребенка
восстановление и развитие
важнейших форм
жизнедеятельности ребенка
включение детей в
специально организованную
деятельность, направленную
на усвоение социальных
ролей
мониторинг уровня
социализации ребенка,
направленный на разработку
и корректировку
индивидуальных программ
качество знаний,
умений, навыков
позволяет общаться и
взаимодействовать
самостоятельно
е выполнение
практических
работ
социально
адаптированы
- включены в
общество
другими людьми;
обучения, воспитания,
профессионально-трудовой
Рис. Модель воспитательной среды специального
подготовки
(коррекционного) образовательного учреждения,
навыковдейств
ий; позиция
обеспечивающей социализацию детей с ОВЗ ограниченными
возможностями здоровья
11Заключение
Воспитание направляет и управляет процессом социализации человека, т.е.
понимается как относительно контролируемая обществом и государством
социализация человека в условиях образования. Воспитание является результатом
взаимодействия ребенка с "жизненной средой». Среда понимается как упорядоченная
совокупность закономерно связанных системных компонентов воспитательного
процесса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида,
образующих целостность.
Качество обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья напрямую зависит от наличия в коррекционной школе целенаправленно
созданной воспитательной среды.
Подходы к пониманию и моделированию воспитательной среды школы
определяются тем, в каком функциональном качестве она рассматривается: как
факт, фактор, условие или средство образования. «Воспитательная среда
специального (коррекционного) образовательного учреждения» совокупность
влияний и условий формирования личности ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, а также возможностей его социализации, содержащихся в
социальном, пространственнопредметном и деятельностном окружении. Для
улучшения качественных характеристик среды воспитательное пространство школы
может быть расширено за счет включения в него компонентов социокультурной
среды. Взаимодействие среды школы и социокультурной среды осуществляется
открытым пространственнопредметным, коммуникативно открытым,
деятельностно открытым, внутрикоммуникативно открытым, внутридеятельностно
открытым, открытым внутрипространственнопредметным вариантами.
Условиями социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья
являются:
– воспитательная среда специального (коррекционного) учреждения;
– обеспеченность условий ее построения и функционирования на практике;
– специальные условия обучения и воспитания: специализированная коррекционная
помощь и психологическая поддержка; выравнивание «стартовых» возможностей
ребенка, оптимизация социальнопсихологической среды жизнедеятельности
ребенка, обеспечение индивидуализации и интеграции в содержании и формах
учебной и социальнокультурной деятельности; создание условий для активной
коммуникации; защита и представление интересов ребенка в обществе;
– организация взаимодействия среды специального (коррекционного)
образовательного учреждения с социокультурной средой;
– мониторинг знаний, норм, ценностей, позволяющих ребенку с ограниченными
возможностями здоровья выполнять общественно заданные функции.
12Модель воспитательной среды специального (коррекционного) образовательного
учреждения включает целевой, содержательнопроцессуальный, критериально
оценочный компоненты, обусловленные особенностями и возможностями
социокультурной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание модели реализуется через совместную деятельность ребенка с
педагогом по направлениям: социальнокультурное, психологоадаптационное,
социальноадаптационное, физкультурнооздоровительное, учебнообразовательное,
профессиональноориентационное, правовое. Модель воспитательной среды
образовательного коррекционного учреждения позволяет целенаправленно,
поэтапно, в соответствии с логикой взаимодействия компонентов осуществлять
социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Главной целью педагога является помощь детям с ограниченными способностями
здоровья. Им нужно помочь социально адаптироваться, самориализоваться в
обществе. Если здоровый ребенок познает окружающий мир не только на уроке, но
и, в большей степени, во внеурочное время, когда ребята получают возможность
непосредственного общения со сверстниками, то дети с ограниченными
возможностями здоровья, обучающиеся на дому, лишены такой возможности. При
сохраненном интеллекте такие ребята имеют маленький опыт социализации, их
познания об окружающем мире поверхностны, будущее выглядит для них
неопределенно. В большинстве случаев отсутствует желание "учиться и познавать".
Воспитание ребенка с ограниченными возможностями требует наличия специальных
знаний, перестройки при необходимости межличностных отношений в семье, отказа
от порочных стилей взаимодействия и использования тактики воспитательной
работы с учетом дефекта, типа семьи, условий жизни. Но надо осознать, что
готовых рецептов воспитания на все случаи жизни не может быть. Родители должны
сами познать закономерности развития своего ребенка и соотносить с ними свои
действия. Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в
развитии, в целом зависит от согласованных и взаимосвязанных действий родителей
и всех участников коррекционноинтегративного педагогического процесса.
Список литературы
131. Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб: Питер, 2002. 432с.
2.
Брызгалова, С.И. Введение в научнопедагогическое исследование.
Калининград: Издво КГУ, 2003. 151с.
3. Быков А. В. Психологическая служба в учреждениях социально
педагогической поддержки детей и подростков / А. В. Быков, Т. И.
Шульга ; Ун т Рос. акад. образования. М. : Издво УРАО, 2001. 98 с.
4. Воспитание и развитие детей в детском доме. М.: ВЕЧЕ, 1996. 416с.
5. Овчинников А. Н. Педагогические условия социальной реабилитации
детейсирот в воспитательной системе школыинтерната : автореф. дис.
канд. пед. наук / Овчинников Анатолий Николаевич ; [Тул. гос. пед. унт
им. Л. Н. Толстого]. Тула, 2002. 23 с.
6.
Роготнева А.В. Организация воспитательной работы в детских домах и
интернатных учреждениях, М.: Владос, 2008. 271 с.
7. Худенко ЕД., Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова Организация и
планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной)
школеинтернате, детском доме. Пособие для воспитателей и учителей,
М.: АРКТИ, 2008. 312 с.
8.
Юнина В.В. Содержание воспитательной среды детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях школы / В.В.Юнина // Рос. психол.
журн. – М., 2007. – №4. – С. 83–86 (0.3 п.л.).
14