Воспитательная среда как условие формирования и развития личности школьника с ОВЗ.docx
«Воспитательная среда как условие формирования и
развития личности школьника с ОВЗ»
Содержание.
Введение.
Воспитательная среда как условие формирования и развития личности школьника с
ОВЗ.
1.1Научнотеоретические основы социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья
1.2 Обеспечение воспитательной среды специального (коррекционного)
образовательного учреждения
1.3. Формирование воспитательной среды специального (коррекционного)
образовательного учреждения,
обеспечивающей социализацию детей с
ограниченными возможностями здоровья»
Заключение.
Список литературы. Введение
«Ребенок – активная сила, долженствующая и несущая в себе чувство
ответственности. Задача воспитателя заключается в том, чтобы
пробудить и одухотворить в каждом эту человеческую силу – способности,
изменяя обстоятельства, изменять и самих себя. И если маленький комочек
жизни, которого тысячелетия труда превратили в одаренного властелина
мира и собственной судьбы, все же вырастет не человеком в полном
смысле этого слова, то повинно в этом общество. Причем основная доля
вины ложится на того, для кого воспитание, творение человека является
профессией, специальностью, на учителя», писал В.А.Сухомлинский.
Для любого общества проблема воспитания и социализации подрастающего
поколения является одной из важнейших. Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года определяет одной из приоритетных задач
школы – обеспечение успешной социализации ребенка. Основной целью
специального образовательного учреждения является подготовка учащихся к
самостоятельной жизни и труду, обеспечивая тем самым условия их социализации и
интеграции в общество.
Актуальность проблемы социализации детей с ограниченными возможностями
здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают
в общественнополитические, социальные, бытовые ситуации. От умения давать
правильную оценку происходящему событию зависит жизненная позиция человека и
определяется его место в обществе. Однако решение этой проблемы затрудняют
особенности психофизического развития учащихся с ограниченными
возможностями здоровья, обусловленные нарушениями центральной нервной
системы.
В коррекционных образовательных учреждениях активизировалась инициатива
и творческий настрой, идет поиск нового содержания, новых методик, новых
организационных форм воспитания. Инновационный подход в организации
воспитательной работы специальной (коррекционной) школе интернат повлёк за
собой изменение приоритетов в деятельности подходов всех уровней.
Дети и подростки, воспитывающиеся в специальной (коррекционной) школе
интернат обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально
развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать,
осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из
окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма
узок круг интересов. Учащиеся коррекционной школы интерната отличаются
проблемами эмоционально личностного развития, подвержены любому влиянию,
особенно негативному.
2 Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные
привычки и сформировать социальнонормативные модели поведения. Поэтому
приоритетное направление заняла воспитательная работа, в связи, с чем возникает
проблема планирования её деятельности и ставит задачу создания системы
инновационного подхода к организации воспитательной работы в специальной
(коррекционной) школе интернат, которая позволит на высоком современном
уровне развивать и социализировать наших воспитанников.
Воспитательная среда как условие формирования и
развития личности школьника с ОВЗ.
1.1 Научнотеоретические основы социализации детей с
ограниченными возможностями здоровья
Процесс социализации, как известно, включает в себя как относительно
контролируемые, осознанные и направленные воздействия на человека через
систему разнообразных социальных институтов, так и спонтанные, стихийные
влияния социальной среды.
Исследования ученых (Л.С.Выготский, М.Ф.Гнездилов, А.Н.Граборов,
Г.М.Дульнев, Л.В.Занков, Ф.М.Новик, В.Г.Петрова, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф и др.)
свидетельствуют о значительном потенциале детей с ограниченными возможностями
здоровья, резерве здоровых качеств, которые могут проявиться в благоприятных
условиях системы образования и являться основой их социализации.
Обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию –
факторы социализации, важнейшим из которых является воспитание. Успех
воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а значит и его
социализации, в значительной степени определяется тем, насколько эффективно
школа использует воспитательный потенциал той среды, где дети и подростки
проводят большую часть времени, т.е. среды коррекционной школы.
Любую социальную среду можно создавать, преобразовывать, а также
использовать для достижения какойлибо цели. Поиск новых, эффективно
действующих механизмов социальнопсихологической адаптации личности ребенка
к быстро меняющейся жизни в социуме позволили предположить, что среда,
имеющая реальное социальное наполнение, может обеспечить включение школьника
с ограниченными возможностями здоровья в доступные виды жизнедеятельности и
отношений, тем самым способствовать его социализации.
Качественное своеобразие процесса социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья обусловливается организацией среды обучения и
воспитания, обеспечивающей социокультурную деятельность детей с ограниченными
возможностями здоровья.
3 Модель воспитательной среды специального (коррекционного) образовательного
учреждения обладает системными свойствами (целостность, динамичность,
открытость) и включает целевой, содержательный, технологический, оценочно
результативный компоненты, обусловленные особенностями и возможностями
социокультурной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание модели реализуется через совместную деятельность ребенка с
педагогом по направлениям: социальнокультурное, психологоадаптационное,
социальноадаптационное, физкультурнооздоровительное, учебнообразовательное,
профессиональноориентационное, правовое. Модель воспитательной среды
коррекционного образовательного учреждения позволяет целенаправленно,
поэтапно, в соответствии с логикой взаимодействия компонентов осуществлять
социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в социум
осуществляется путем различных вариантов взаимодействия внутренней
воспитательной среды образовательного учреждения с внешней социокультурной
средой: открытого пространственнопредметного, коммуникативно открытого,
деятельностно открытого, внутрикоммуникативного, внутридеятельностного,
внутрипространственнопредметного.
Практическая реализация модели обеспечивается комплексом педагогических
условий, необходимых для социализации ребенка с ограниченными возможностями
здоровья:
– формированием субъектной позиции ребенка с ограниченными
возможностями здоровья в процессе коррекционного обучения;
– включением детей в специально организованную деятельность, направленную
на усвоение социальных ролей;
– поддержкой и развитием всех форм проявлений динамики в социальном
развитии ребенка;
– восстановлением и развитием важнейших форм жизнедеятельности ребенка
(игра, труд, познание, общение);
– созданием системы мониторинга уровня социализации ребенка с
ограниченными возможностями здоровья, направленной на разработку и
корректировку индивидуальных программ обучения и воспитания,
профессиональнотрудовой подготовки воспитанников;
Эффективность воспитательной среды специального (коррекционного)
образовательного учреждения обусловлена переходом ребенка с ограниченными
4 возможностями здоровья на более высокий уровень социализации. Уровень
социализации ребенка выявляется соответствующей системой мониторинга
основных показателей:
– качества знаний, умений, навыков, необходимых для общения и взаимодействия с
другими людьми;
– уровня самостоятельности при выполнении практических действий;
– социальной адаптации (усвоение норм, традиций, групповой культуры);
– включенности в общество (вхождение в ролевую структуру групп),
в соответствии с характеристиками каждого из трех уровней.
Социализация процесс усвоения и воспроизводства индивидом социального
опыта по мере включения его в многоплановые и разносторонние
общественные отношения.
Сущность социализации состоит в приспособлении и обособлении человека в
условиях конкретного общества, т.е. способности жить в обществе и быть
успешным.
Понятие «человек с ограниченными возможностями здоровья» при традиционном
подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. В
соответствии с концепцией развития высших психических функций Л.С.Выготского
своеобразие развития личности ребенка с отклонениями в развитии изменяет
отношение человека к миру и, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми.
Как свидетельствуют исследования ученыхдефектологов В.В.Воронковой,
М.Ф.Гнездилова, А.Н.Граборова, Г.М.Дульнева, В.Г.Петровой, Т.А.Власовой,
А.Р.Лурия, Ю.Т.Матасова, М.С.Певзнер, Г.Е.Сухаревой и др., психофизическое
развитие аномальных детей осуществляется по общим закономерностям детского
развития при решающем воздействии специального обучения. Результатом
образования детей данной категории должна являться максимальная социализация
и трудовая адаптация детей и подростков в современных экономических условиях.
Для возможности участия детей с ограниченными возможностями здоровья в жизни
общества необходимо главный акцент в воспитании и социализации делать не
столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения ими
определенной системы знаний и ценностей, сколько на создании определенных
условий для их социального воспитания опыта.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно с
интеллектуальной недостаточностью, в социальнокультурную среду представляет
собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики и является
закономерным этапом развития системы специального образования.
Процесс социализации ребенка, становление и развитие его как личности
происходят во взаимодействии с окружающей средой. Среда является частью
пространства, совокупностью социальных, культурных, а также специально
5 организованных психологопедагогических условий, в результате взаимодействия
которых с индивидом происходит становление личности, её мировосприятие.
Взаимодействие личности и окружающей ребенка среды понимается как
оптимальное соотношение возможностей и потребностей ребенка с ограниченными
возможностями здоровья и возможностей и потребностей общества.
Одними из первых о значимости среды в воспитании детей в российской педагогике
заявили Ю.С.Мануйлов, А.Ф.Лазурский, Л.Н.Толстой К.Д. Ушинский. В первой
трети ХХ века идея воспитания средой нашла отражение в работах
Н.И.Иорданского, А.Г.Калашникова, С.Моложавого, М.В.Крупениной,
С.Т.Шацкого, В.Н.Шульгина и др. А.С.Макаренко в контексте социального
воспитания вообще отождествлял среду с воспитанием, утверждая, что воспитывает
не сам воспитатель, а среда, а задача учителя – создать такую среду.
Воспитательную среду можно не только использовать в воспитательном воздействии
на школьников, но и преобразовывать, и даже создавать и использовать для
достижения какойлибо цели, в данном исследовании – для социализации ребенка с
ограниченными возможностями .Основным подходом, является помощь ребенку с
ограниченными возможностями здоровья включиться в социальные отношения
общества. В социализации такого ребенка приоритетным является его адаптация к
окружающей среде и использование возможностей среды для его адаптации, т.е.
очевидна приоритетность воспитания перед обучением.
Под воспитательной средой специального (коррекционного)
образовательного учреждения понимается совокупность влияний и условий
формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а
также возможностей для его развития, содержащихся в социальном,
пространственнопредметном и деятельностном окружении.
6 1.2 «Обеспечение воспитательной среды специального
(коррекционного) образовательного учреждения»
Воспитательная среда меняет свое качественное состояние в зависимости от
вариантов взаимосвязи структурных компонентов (пространственнопредметного,
деятельностного, коммуникативного), которые могут принадлежать как внутренней
воспитательной среде образовательного учреждения, так и внешней
социокультурной среде. В зависимости от доминирующего компонента, выделены
варианты взаимодействия воспитательной среды с социокультурной средой:
открытый пространственнопредметный – это такой вид
взаимодействия, когда в структуру воспитательной среды школы включается
архитектурноэстетическая и символическая организация жизненного пространства
ребенка, настенная информация, различные предметы и символы;
коммуникативно открытый вариант взаимодействия: сутью этого
варианта взаимодействия является создание социальных ситуаций
коммуникативных взаимодействий, в рамках которых происходит встреча ребенка,
педагога и других субъектов воспитательной среды с субъектами социокультурной
среды, т. е. в структуру воспитательной среды школы включается
коммуникационная сфера (взаимоотношения, общение, настроения, распределение
социальных ролей и статусов), ценности, установки, особенности субъектов
социокультурной среды;
деятельностно открытый вариант взаимодействия предполагает, что в
структуру воспитательной среды школы включается совокупность различных видов
деятельности (концепции основного, коррекционного и дополнительного
образования), формы и методы организации образования детей с нарушениями в
развитии, ориентированные на их социализацию;
7 внутрикоммуникативно открытый вариант взаимодействия
предполагает взаимодополнение деятельностного и пространственнопредметного
компонентов воспитательной среды содержанием социокультурной среды, которое
обеспечивает разнородность пространственных условий, связность и управляемость
их функциональных зон, обновление содержания образования с учетом изменений в
сфере экономики, культуры, технологий и возможность применить полученные
знания в различных видах практической деятельности;
внутридеятельностно открытый вариант взаимодействия предполагает
взаимодополнение коммуникативного и пространственнопредметного компонентов
воспитательной среды содержанием социокультурной среды, в процессе которого
происходит создание и функционирование новых общностей детей, детей и
взрослых, использование вариативных форм, методов, средств, жизнедеятельности
ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
внутрипространственнопредметный вариант взаимодействия
предполагает взаимодополнение коммуникативного и деятельностного компонентов
воспитательной среды содержанием социокультурной среды, в результате которого
появляются новые возможности для реализации различных задач возрастного
развития ребенка, адаптации детей к социальным изменениям, возможности
применения индивидуального субъектного опыта в практической деятельности.
Социализация как интегральная содержательная характеристика образа
жизни ребенка на каждом возрастном этапе развития, включает: качество знаний,
умений, навыков, необходимых для общения и взаимодействия с другими людьми;
степень самостоятельности при выполнении практических действий; социальная
адаптация (усвоение норм, традиций, групповой культуры); включенность в
общество (вхождение в ролевую структуру групп).
Разработанный мониторинг основных критериев социализации позволил
осуществить качественный и количественный контроль динамики уровня
социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с
выделенными уровневыми характеристиками: «низкий уровень» – знания
фрагментарны, находятся на элементарном уровне, не соответствующем возрасту;
запас знаний очень скуден, недостаточен для общения и взаимодействия с другими
людьми; практические действия выполняются только совместно со значимыми
взрослыми; ребенок социально не адаптирован, не может самостоятельно
включиться в общество людей; «средний уровень» – знания не систематизированы,
объем знаний о правилах социального поведения позволяет организовать общение и
взаимодействие с другими людьми; практические действия выполняются
самостоятельно нерегулярно; социальная адаптация недостаточная, включенность в
общество вызывает некоторые затруднения; «высокий уровень» – показатели знаний,
умений, навыков, личностных свойств и качеств сформированы в соответствии с
8 требованиями возраста и пола; большая часть практических действий регулярно
выполняется самостоятельно; социально адаптирован, включение в социум не
вызывает затруднений.
Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья, напрямую
зависит от наличия в коррекционной школе специально организованных условий,
т.е. пространство школы должно быть особым образом организовано путем создания
специальной воспитательной среды.
1.3 «Формирование воспитательной среды специального
(коррекционного) образовательного учреждения, обеспечивающей
социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья»
Руководствуясь структурой управленческих задач (В.С.Лазарев, М.М.Поташник и
др.), разработаны целевой, содержательный, технологический,
оценочно
результативный компоненты модели воспитательной среды специального
(коррекционного) образовательного учреждения, обусловленные особенностями и
возможностями социокультурной деятельности детей с ограниченными
возможностями здоровья (рис.).
Содержание модели воспитательной среды специального (коррекционного)
образовательного учреждения реализуется через обеспечение разных видов
активности ребенка, организацию занятий в соответствии со специально
разработанными программами и технологиями, а также определенными вариантами
взаимодействия взрослого и ребенка.
Разработка и внедрение модели воспитательной среды специального
(коррекционного) образовательного учреждения средствами социальнокультурной
деятельности позволяет качественно изменить воспитательный процесс в
специальных учреждениях, способствует социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья в новых социальных и экономических условиях.
Несмотря на то, что особенностью данной модели является специфика
содержания всех ее компонентов, обусловленная психофизическим развитием
ребенка с ограниченными возможностями здоровья, она может быть использована
9 для формирования воспитательной среды любого специального (коррекционного)
образовательного учреждения.
10 ЦЕЛЬ
создание условий для
социализации детей с
возможностями здоровья
ограниченными
ПРИНЦИПЫ
оптимизации среды обитания
ребенка с нарушениями в развитии
реалистичности
комплексности
единства и взаимодополняемости в
содержании и формах культурно-
досуговой деятельности
деятельностного подхода
ЗАДАЧИ
сохранение и укрепление здоровья с учетом реальных проблем
развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы через
обеспечение различных видов активности ребенка (умственной,
интегрирование в сферу образования
физической, игровой)
развитие индивидуальных способностей и потенциальных возможностей
определение места ребенка в современном обществе
подготовка к самостоятельной трудовой жизни в реальных условиях
защита и представление интересов ребенка в обществе
рыночной экономики
СОДЕРЖАНИЕ
(направления
деятельности)
оздоровительное
психолого-
адаптационное
социально-
культурное
(творческое)
социально-
адаптационное
образовательное
профессионально-
ориентационное
учебно-
социально-
правовое
ТЕХНОЛОГИИ
коррекционно-
образовательные
взаимодействия
воспитательной среды
с социокультурной
средой:
- открытое
пространственно-
предметное
-коммуникативно
открытое
-деятельностно
открытое
-
внутрикоммуникативн
о открытое
-внутридеятельностно
открытое
- открытое
внутрипространственн
о-предметное
РЕЗУЛЬТАТ
УСЛОВИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
обеспечение субъектной
позиции ребенка
поддержание и развитие всех
форм и проявлений динамики
в развитии ребенка
восстановление и развитие
важнейших форм
жизнедеятельности ребенка
включение детей в
специально организованную
деятельность, направленную
на усвоение социальных
ролей
мониторинг уровня
социализации ребенка,
направленный на разработку
и корректировку
индивидуальных программ
качество знаний,
умений, навыков
позволяет общаться и
взаимодействовать
самостоятельно
е выполнение
практических
работ
социально
адаптированы
- включены в
общество
другими людьми;
обучения, воспитания,
профессионально-трудовой
Рис. Модель воспитательной среды специального
подготовки
(коррекционного) образовательного учреждения,
навыковдейств
ий; позиция
обеспечивающей социализацию детей с ОВЗ ограниченными
возможностями здоровья
11 Заключение
Воспитание направляет и управляет процессом социализации человека, т.е.
понимается как относительно контролируемая обществом и государством
социализация человека в условиях образования. Воспитание является результатом
взаимодействия ребенка с "жизненной средой». Среда понимается как упорядоченная
совокупность закономерно связанных системных компонентов воспитательного
процесса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида,
образующих целостность.
Качество обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья напрямую зависит от наличия в коррекционной школе целенаправленно
созданной воспитательной среды.
Подходы к пониманию и моделированию воспитательной среды школы
определяются тем, в каком функциональном качестве она рассматривается: как
факт, фактор, условие или средство образования. «Воспитательная среда
специального (коррекционного) образовательного учреждения» совокупность
влияний и условий формирования личности ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, а также возможностей его социализации, содержащихся в
социальном, пространственнопредметном и деятельностном окружении. Для
улучшения качественных характеристик среды воспитательное пространство школы
может быть расширено за счет включения в него компонентов социокультурной
среды. Взаимодействие среды школы и социокультурной среды осуществляется
открытым пространственнопредметным, коммуникативно открытым,
деятельностно открытым, внутрикоммуникативно открытым, внутридеятельностно
открытым, открытым внутрипространственнопредметным вариантами.
Условиями социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья
являются:
– воспитательная среда специального (коррекционного) учреждения;
– обеспеченность условий ее построения и функционирования на практике;
– специальные условия обучения и воспитания: специализированная коррекционная
помощь и психологическая поддержка; выравнивание «стартовых» возможностей
ребенка, оптимизация социальнопсихологической среды жизнедеятельности
ребенка, обеспечение индивидуализации и интеграции в содержании и формах
учебной и социальнокультурной деятельности; создание условий для активной
коммуникации; защита и представление интересов ребенка в обществе;
– организация взаимодействия среды специального (коррекционного)
образовательного учреждения с социокультурной средой;
– мониторинг знаний, норм, ценностей, позволяющих ребенку с ограниченными
возможностями здоровья выполнять общественно заданные функции.
12 Модель воспитательной среды специального (коррекционного) образовательного
учреждения включает целевой, содержательнопроцессуальный, критериально
оценочный компоненты, обусловленные особенностями и возможностями
социокультурной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание модели реализуется через совместную деятельность ребенка с
педагогом по направлениям: социальнокультурное, психологоадаптационное,
социальноадаптационное, физкультурнооздоровительное, учебнообразовательное,
профессиональноориентационное, правовое. Модель воспитательной среды
образовательного коррекционного учреждения позволяет целенаправленно,
поэтапно, в соответствии с логикой взаимодействия компонентов осуществлять
социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Главной целью педагога является помощь детям с ограниченными способностями
здоровья. Им нужно помочь социально адаптироваться, самориализоваться в
обществе. Если здоровый ребенок познает окружающий мир не только на уроке, но
и, в большей степени, во внеурочное время, когда ребята получают возможность
непосредственного общения со сверстниками, то дети с ограниченными
возможностями здоровья, обучающиеся на дому, лишены такой возможности. При
сохраненном интеллекте такие ребята имеют маленький опыт социализации, их
познания об окружающем мире поверхностны, будущее выглядит для них
неопределенно. В большинстве случаев отсутствует желание "учиться и познавать".
Воспитание ребенка с ограниченными возможностями требует наличия специальных
знаний, перестройки при необходимости межличностных отношений в семье, отказа
от порочных стилей взаимодействия и использования тактики воспитательной
работы с учетом дефекта, типа семьи, условий жизни. Но надо осознать, что
готовых рецептов воспитания на все случаи жизни не может быть. Родители должны
сами познать закономерности развития своего ребенка и соотносить с ними свои
действия. Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в
развитии, в целом зависит от согласованных и взаимосвязанных действий родителей
и всех участников коррекционноинтегративного педагогического процесса.
Список литературы
13 1. Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб: Питер, 2002. 432с.
2.
Брызгалова, С.И. Введение в научнопедагогическое исследование.
Калининград: Издво КГУ, 2003. 151с.
3. Быков А. В. Психологическая служба в учреждениях социально
педагогической поддержки детей и подростков / А. В. Быков, Т. И.
Шульга ; Ун т Рос. акад. образования. М. : Издво УРАО, 2001. 98 с.
4. Воспитание и развитие детей в детском доме. М.: ВЕЧЕ, 1996. 416с.
5. Овчинников А. Н. Педагогические условия социальной реабилитации
детейсирот в воспитательной системе школыинтерната : автореф. дис.
канд. пед. наук / Овчинников Анатолий Николаевич ; [Тул. гос. пед. унт
им. Л. Н. Толстого]. Тула, 2002. 23 с.
6.
Роготнева А.В. Организация воспитательной работы в детских домах и
интернатных учреждениях, М.: Владос, 2008. 271 с.
7. Худенко ЕД., Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова Организация и
планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной)
школеинтернате, детском доме. Пособие для воспитателей и учителей,
М.: АРКТИ, 2008. 312 с.
8.
Юнина В.В. Содержание воспитательной среды детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях школы / В.В.Юнина // Рос. психол.
журн. – М., 2007. – №4. – С. 83–86 (0.3 п.л.).
14
Разработки классных часов для детей с ОВЗ
Разработки классных часов для детей с ОВЗ
Разработки классных часов для детей с ОВЗ
Разработки классных часов для детей с ОВЗ
Разработки классных часов для детей с ОВЗ
Разработки классных часов для детей с ОВЗ
Разработки классных часов для детей с ОВЗ
Разработки классных часов для детей с ОВЗ
Разработки классных часов для детей с ОВЗ
Разработки классных часов для детей с ОВЗ
Разработки классных часов для детей с ОВЗ
Разработки классных часов для детей с ОВЗ
Разработки классных часов для детей с ОВЗ
Разработки классных часов для детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.