«Развернутый план урока географии «От плоской Земли к земному шару» (5 класс) в соответствии с ФГОС»
Оценка 4.7

«Развернутый план урока географии «От плоской Земли к земному шару» (5 класс) в соответствии с ФГОС»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
география
5 кл
17.11.2020
«Развернутый план урока географии  «От плоской Земли к земному шару» (5 класс) в соответствии с ФГОС»
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ООО (ФГОС) с 2015-16 учебного года. В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности. Современный педагог понимает, что современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться.
География в условиях ФГОС ООО.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема проекта:

«Развернутый план урока географии

«От плоской Земли к земному шару» (5 класс)

в соответствии с ФГОС»

 

 

 

    Составитель: учитель географии

МАОУ СОШ п. Азанка

Кадовб Марина Леонидовна,

I квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание работы.

 

 

I. Актуальность…………………………………………………………………………………3

II. Основная часть……………………………………………………………………………...3

III. Место и роль темы «Земля и  ее изображения» в курсе географии…………………12

IV. Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований

новых ФГОС…………………………………………………………………………………….12

V.  География. 5 класс. Урок 3.  Технологическая карта урока к § 3……………………16

VI. Самоанализ урока…………………………………………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Актуальность.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ООО (ФГОС) с 2015-16  учебного года. В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.

Современный педагог  понимает, что современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими.  В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов  - научить учащихся учиться. А это означает, что учащихся необходимо  научить:

•    основам  организации  собственной  учебной  деятельности;

•    способам  поиска, переработки и представления информации;

•    приемам и методам умственного труда;

•    основам  коммуникативных умений.

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно - деятельностный  подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Согласно вышесказанному на уроках географии:

1. Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу обучения.

2. Происходит освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве России, отдельных регионов, мира в целом.

Позитивный настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как проблематизация, мотивация, актуализация имеющегося субъективного опыта, коммуникация, рефлексия.

Эмпирические, теоретические и методологические знания обеспечивают фундаментальный базис географической подготовки в единстве его теоретических и прикладных аспектов и способствуют формированию географического стиля мышления.

Ценность школьной географии заключается в том, что она – единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально - ориентированное представление о Земле как о планете людей. Это также единственный предмет, знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания. Данную дисциплину можно отнести к числу тех классических школьных предметов, на которые ложится особая ответственность за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире. География занимает уникальное место среди наук, играя роль своего рода «мостика» между естественными и общественными науками.

 

II. Основная часть.

            На первый план в содержании географического образования выходит системно - деятельностный подход   

Цели обучения - это система ценностей, общий ориентир для конструирования содержания предмета.

Стратегическая цель - формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире.

Поэтому задача учителя - научить учащихся

ü    основам организации собственной учебной деятельности;

ü    способам поиска, переработки и представления информации

ü    приемам и методам умственного труда;

ü    основам коммуникативных умений.

При освоении географии как учебного предмета ведущей является по­знавательная деятельность Основным принципом профессиональной деятельности учителя географии становится формирование у ребенка понимания, что он делает и для чего он это делает. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а приучался добывать их сам, и это было бы для него увлекательно и интересно.

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение,  отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

 

Классификация методов обучения географии на основании источника знаний.

В современной дидактике выделяют следующие активные методы обучения: 

  • словесные методы (источником является устное или печатное слово, например: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, семинар, экскурсия, самостоятельная работа (работа с учебником и книгой, конспектирование, составление плана текста));
  • наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия, например: метод иллюстраций, метод демонстраций);
  • практические методы (учащиеся  получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия, например: устные и письменные упражнения, творческие работы, лабораторные работы, практические работы);
  • методы проблемного обучения (сообщающее изложение с элементами проблемности; познавательное проблемное изложение; диалогическое проблемное изложение; эвристический или частично-поисковый метод; исследовательский метод.)

УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

 Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования. Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию обучающегося– умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни. Что дают универсальные учебные действия?

 • обеспечивают возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

• создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

 • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

 В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

ü  Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

ü  Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий

ü  Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

ü  Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

ü  Оценка – выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

ü  Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

 Сформированность универсальных учебных действий свидетельствует об уровне развития личности учащегося, его умении учиться, т.е. его способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В повседневной учебной деятельности универсальные учебные действия и связанные с ними навыки учебной работы - это способность ученика к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Умение объяснять явления действительности, ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, решать проблемы, связанные с выполнением определенной социальной роли (потребителя, избирателя, и др.), искать, анализировать и обрабатывать информацию, ориентироваться в мире профессий. К предметным результатам относятся специфичные для географии как учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции (например, умение мыслить пространственно и комплексно), опыт творческой деятельности (например, участие в географических исследованиях и проектах, имеющих социальный или экологический характер), ценностные установки (например, убежденность в необходимости охраны природы, рационального природопользования).

Все предметные географические умения можно объединить в четыре большие группы:

ü  умения работать с географическими картами и моделями Земли;

ü  умения ориентироваться на местности и по карте;

ü  умения давать географические характеристики территории и отдельных географических процессов, явлений и объектов;

ü  умения выявлять географические особенности размещения объектов, явлений, процессов.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

 – способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

 Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

 Большая часть важнейших предметных географических умений относится к разряду универсальных учебных умений:

- отбирать необходимые источники информации, уметь работать с ними, в том числе с текстом учебника, географическими картами и различной информацией на цифровых носителях;

- систематизировать, анализировать, обобщать и синтезировать информацию; - оценивать территориальные аспекты природных и общественных процессов;

- искать решения географических задач и проблем;

- выражать свою точку зрения, принимать участие в обсуждении проблем развития различных территорий

 

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по географии.

 

 Предметные результаты освоения курса географии  на уровне основного общего образования предполагают, что по его итогам у учащегося сформированы

ü  представления о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

ü  первичные навыки использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

ü  представления и основополагающие теоретические знания о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

ü  практические  умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

ü  основы  картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

ü  навыки нахождения, использования и презентации географической информации;

ü  умения  и навыки  использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

ü  представления об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

 

Выпускник научится:

ü  выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам; 

ü  ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

ü  представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

ü  использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

ü  проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

ü  различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

ü  использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

ü  оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

ü  различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;  использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

ü  описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

ü  различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

ü  устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

ü  объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; 

ü  приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий; 

ü  различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

ü  оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

ü  использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте  реальной жизни;

ü  различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;  оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

ü  объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

ü  оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России; 

ü  использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

ü  различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

ü  использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

ü  находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

ü  различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

ü  использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны; 

ü  объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

ü  сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

ü  сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран; 

ü  уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута; 

ü  описывать погоду своей местности; 

ü  объяснять расовые отличия разных народов мира;

ü  давать характеристику рельефа своей местности; 

ü  уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории

ü  приводить примеры современных видов связи, применять  современные виды связи для решения  учебных и практических задач по географии;

ü  оценивать место и роль России в мировом хозяйстве. Выпускник получит возможность научиться:

ü  создавать простейшие географические карты различного содержания;

ü  моделировать географические объекты и явления; работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

ü  подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

ü  ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

ü  использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

ü  приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

ü  воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

ü  составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

ü  сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

ü  оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

ü  объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

ü  оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

ü  давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

ü  делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

ü  наносить на контурные карты основные формы рельефа;

ü  давать характеристику климата своей области (края, республики);

ü  показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

ü  выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

ü  оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

ü  объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России

ü  выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

ü  обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России; 

ü  выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

ü  объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

ü  оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

 

            Личностные результаты освоения учебного предмета «География» на уровне основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

            Метапредметные результаты освоения учебного предмета «География» на уровне основного общего образования должны отражать: 

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 

 

III. Место и роль темы «Земля и  ее изображения» в курсе географии.

Материал второго раздела  5 класса — «Земля и ее изображения» (5 часов)— не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер.

Содержание урока «От плоской Земли к земному шару» носит межпредметный характер, опирается на имеющиеся знания обучающихся по истории. В ходе урока дети знакомятся с великими учеными древности, их вкладом в развитие знаний о Земле. Урок носит ярко выраженную научную направленность – формирование представлений о шарообразности Земли в ходе проведения простейшего эксперимента – опыта по получению тени от различных по форме предметов.

Основные образовательные идеи раздела.

-Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течении долгого времени.

-Формы и движения Земли во многом определяют особенности её природы.

 -Картографические изображения земной поверхности – величайшее изобретение человечества.

Раскрывает такие учебные понятия, как: плоскость, шар, окружность земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное ( осевое) движение Земли, годовое ( орбитальное) движение Земли, глобус, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, стороны горизонта, ориентирование, компас, румб, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

IV. Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований

новых ФГОС

Первое:

ü  четко определить и сформулировать для себя тему урока;

ü  определить место темы в учебном курсе;

ü  определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

ü  обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

Второе:

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

 В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока - шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата. При формулировке целей они определяются в терминах субъектной позиции учащихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности

Третье:

1.                  Спланировать учебный материал

2.                  Подобрать учебные задания, целью которых является:

ü  узнавание нового материала;

ü  воспроизведение;

ü  применение знаний в новой ситуации;

ü  применение знаний в незнакомой ситуации;

ü  творческий подход к знаниям.

3.                  Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

4.                  Составить три набора заданий:

ü  задания, подводящие учащегося к воспроизведению материала;

ü  задания, способствующие осмыслению материала учащимся;

ü  задания, способствующие закреплению материала учащимся.

Четвертое:

Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач - регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.

Пятое:

Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что- то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.

Шестое:

Разработать структуру урока.

Седьмое:

Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

                   что контролировать;

                   как контролировать;

                   как использовать результаты контроля

Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Восьмое:

Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

Девятое:

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 


V.  География. 5 класс. Урок 3.

Технологическая карта урока к § 3

Предмет

География   

 

Класс

5 класс

 

УМК

Учебник: Е.М. Домогацких «География. Введение в географию. 5 класс», М., «Русское слово», 2015.

 

Тип урока

Урок  усвоения  нового знания

 

Тема урока

От плоской Земли к земному шару

 

Цель урока

 Способствовать формированию  у обучающихся представлений об истинной форме Земли, выяснить эволюцию развития представлений о форме планеты Земля, способствовать умению формулировать проблему.

 

Задачи урока

(планируемые результаты)

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

- работать с текстом с целью поиска необходимой информации.

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- выделять главные мысли в содержании текста, находит ответы на вопросы;

- воспроизводить информацию о форме Земли.

 

Методы обучения

Технология проблемно-диалогического обучения, ИКТ

 

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Групповая, индивидуальная

 

Средства обучения

Мультимедиапроектор, ПК, презентация «От плоской Земли к шару».

 

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

 

Осущест-вляемые учебные действия

Формиру-емые способы действий

Осущест-вляемые учебные действия

Форми-руемые способы действий

Осущест-вляемые учебные действия

Формируемые способы действий

 

1. Организаци-онный момент.

Приветствие учащихся, проверка наличия  всех необходимых для урока учебных принадлежностей, пожелание работать эффективно и с удовольствием.

 

 

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку

Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

2. Постановка цели и задач урока

1.Работает с рубриками перед параграфом – учитель задает вопросы.

Слайд 2. Вспомните

1.Что такое планета?

2. Какую форму имеют планеты?

Слайд 3,4,5,6

3. Что такое горизонт?

Вы узнаете

1. Какую форму имеет Земля.

2. Почему люди в древности считали, что Земля плоская.

3.Кто и почему говорил, что Земля имеет форму шара.

4. Подводит итог работы над рубриками.

5. Ставит проблему для формулировки цели учащимися. Всегда ли люди были уверены в шарообразности Земли?

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения

о теме урока

Выделяют существенную информацию из ответов на вопросы.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника ответы.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

 

3. Актуализация знаний

Мотивация на решение проблемы (презентация).

Глаза иногда нас обманывают,  и мы не сразу понимаем, что именно перед нами. На этом основана работа фокусников. Но для того, чтобы стать жертвой обмана зрения, нам не нужны фокусники. Достаточно выйти на открытое пространство и оглядеться. Перед собой мы видим обширную плоскость. Есть такая загадка: «Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь. Что это?»

Мы то умные, мы знаем, что эта линия условная и дойти до нее не возможно!!! А в древности люди ее боялись, они предполагали, что за этой линией черная дыра и все корабли падают в нее.

 Как называется линия до которой невозможно дойти?.

Слайд 5.

А так ли на самом деле? Правда ли что за горизонтом чёрная дыра?

На какие вопросы мы сегодня должны ответить? Какие вопросы есть у вас?

Читают текст с учебника

Анализировать и воспринимать географическую информацию, представленную в текстовом виде в параграфе

- формулировать проблему

 

 

 

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

 

 

4. Первичное усвоение новых знаний

1. Обсуждение и выдвижение гипотез.

Рассмотрите рисунки и расскажите, как в древности люди представляли себе нашу Землю. 

Создание проблемной ситуации

Групповая работа по формированию представлений о форме Земли

Умение работать в группе

 

 

 

 

5. Первичная проверка понимания

Представление древних о форме Земли

Слайды 7,8,9,10,11,12

 

 

Обсуждение и выдвижение гипотез

 

 

 

 

Организация физминутки для глаз.

Первый шаг к истине

На самом деле эти представления соответствуют действительности?

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализировать и воспринимать географическую информацию, представленную в –иллюстративном  виде в параграфе

-Анализируют и обобщают материал

-Сравнение представле-ний

- Обсуждение и выдвижение гипотез

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Слушать и понимать речь других;

 

 

 

Умение с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли

Слушать и понимать речь других;

 

 

Умение принимать и сохранять учебную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагают задачи урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Первичное закрепление

Как древние люди представляли форму Земли?

- Кто и почему говорил, что Земля имеет форму шара?

Какие доказательства шарообразности Земли привел Аристотель?

- Почему в древности люди считали Землю плоской?

- Какую форму имеет Земля?

Слайд 19

Самостоятельное применение знаний

Слайды 13 – 18 (презентация).

- Перечислите известные вам доказательства выпуклости и шарообразности Земли.
- Какое событие 16 века доказало шарообразность нашей планеты?
- При какой еще форме Земли возможно постепенное исчезновение корабля за горизонтом?
- Какое событие 20 века окончательно доказало шарообразность Земли?

 

 

 

Задает вопросы

«Тонкие вопросы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задает «Толстые вопросы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование мыслительных операций(синтез, анализ, сравнение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование мыслительных операций(синтез, анализ, сравнение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

Умение с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли

Слушать и понимать речь других;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли

Слушать и понимать речь других;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Домашнее задание

Слайд 19 Параграф  3,

Задание «От теории к практике» выполнить в тетради

Проводят опыт по получению тени, отбрасываемой  различными фигурами

Формируют учебное действие: наблюдение за формой

Полученной тени, отбрасываемой  различными фигурами

 

 

Описывают ход проведения опыта

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Итог урока

Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Как оцените свою работу?

Слайды 20-22

Мини тест по уроку и взаимопроверка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умеет корректировать свою деятельность на основе контроля и оценки своих действий

 

 

9. Рефлексия

Ответить на вопросы: Что нового я узнал? В чем я ошибался до сегодняшнего урока? Понравился урок или нет? Слайд 23

 

 

 

 

 

 

 

 


 

VI. Самоанализ урока.

1          Основные цели

Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей.

Поставленные учителем цели достигнуты. Практические цели, поставленные учениками, достигнуты. 

2          Урок строго структурирован. Тип – урок усвоения новых знаний. Этапы урока, логика построения, применяемые методы соответствуют типу урока, его цели и содержанию.     

3          Способы мотивации: приветствие учащихся,  пожелание работать эффективно и с удовольствием, поощрения положительными комментариями и позитивными характеристиками, заслуженной похвалой преуспевающих учеников, а также сочетания разных форм работы.         

4         Урок соответствует требованиям ФГОС.

•          Ориентированность на стандарты нового поколения.

•          Развитие УУД (универсальных учебных действий): умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Выделять основное из информации и т.д.

•          Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской (простейшие опыты на определение формы тени)  

5          Содержание урока

•          Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся.

•          Урок соответствует требованиям  содержания образовательной программы по географии.

•          Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (прослеживается взаимосвязь теории и практики).

•          Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей (с  историей).    

6          Методика проведения урока

•          Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов.

•         Оптимальное соотношение репродуктивной и исследовательской деятельности. Учащиеся читают, повторяют, пересказывают, отвечают  на вопросы по содержанию текста. Выполняют исследовательские задания  на доказательство утверждения, приведение аргументов, сравнивают информацию.

•          Деятельность учащихся преобладает в сравнении с деятельностью педагога. Дети достаточно самостоятельны (выдвигают гипотезы, анализируют информацию, выделяют главное)

•          Какие применяет педагог применяет такие  методы получения новых знаний, как опыт, сравнение, наблюдение, чтение, поиск информации.

•          Использует диалог в качестве формы общения.

•          Идет постоянная обратная связь между учеником и учителем.

•          Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной.

•          Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности.

•          Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока.

•          Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Количество наглядного материала на уроке соответствует  целям, содержанию занятия?

•          Действия, направленные на  развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.       

7          Психологические моменты в организации урока

•           Учитель принимает во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению.

•          Учебная деятельность направлена на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания.

•          Виды учебной деятельности разнообразны.

•          Имелись паузы для эмоциональной разгрузки учащихся.

•          Объем домашнего задания оптимален и интересен для учащихся. Не требует дифференцирования по уровню сложности. Инструктаж по его выполнению понятен учащимся.


 

Тема проекта: «Развернутый план урока географии «От плоской

Тема проекта: «Развернутый план урока географии «От плоской

Содержание работы. I . Актуальность…………………………………………………………………………………3

Содержание работы. I . Актуальность…………………………………………………………………………………3

I . Актуальность. Современное образование в

I . Актуальность. Современное образование в

Стратегическая цель - формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире

Стратегическая цель - формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире

В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные

В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на…

Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на…

Земли и отдельных регионов и стран;  использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных…

Земли и отдельных регионов и стран;  использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных…

России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни; ü находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление…

России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни; ü находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление…

России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы; ü давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени,…

России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы; ü давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени,…

России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и…

России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и…

ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,…

ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,…

Второе: Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

Второе: Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

Шестое: Разработать структуру урока

Шестое: Разработать структуру урока

«Развернутый план урока географии «От плоской Земли к земному шару» (5 класс) в соответствии с ФГОС»

«Развернутый план урока географии  «От плоской Земли к земному шару» (5 класс) в соответствии с ФГОС»

V . География. 5 класс. Урок 3

V . География. 5 класс. Урок 3

Приветствие учащихся, проверка наличия всех необходимых для урока учебных принадлежностей, пожелание работать эффективно и с удовольствием

Приветствие учащихся, проверка наличия всех необходимых для урока учебных принадлежностей, пожелание работать эффективно и с удовольствием

На этом основана работа фокусников

На этом основана работа фокусников

Обсуждение и выдвижение гипотез

Обсуждение и выдвижение гипотез

Аристотель? - Почему в древности люди считали

Аристотель? - Почему в древности люди считали

Отвечают на вопросы Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Отвечают на вопросы Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Итог урока Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Итог урока Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

VI . Самоанализ урока. 1

VI . Самоанализ урока. 1

Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач

Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2020