Под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с окружающим миром (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.)
Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.
Одним из компонентов функциональной грамотности является читательская грамотность.
Когда мы говорим «читательская компетентность», то имеем в виду достаточный уровень развития у учащихся навыков и умений пользоваться письменной информацией: поиск необходимых текстов, их правильный отбор и классификация в соответствии с заданной темой, их прочтение и трактование, устное и письменное представление прочитанного. Из вышесказанного следует, что читательская компетентность включает в себя следующие понятия – «грамотность» (навыки чтения, письма, счета и работы с документами), «минимальная грамотность» (способность читать и писать простые сообщения), а также «функциональная грамотность» (способность человека использовать навыки и умения чтения и письма в условиях его взаимодействия с окружающим миром).
Принципы обучения чтению на уроках иностранного языка
Чтение – это активный процесс, поэтому ученик должен быть заинтересован в содержании текста. Именно содержание таит в себе потенциальную возможность побудить у учащихся положительную мотивацию, вызвать потребность в чтении на иностранном языке [Носонович, Мильруд, 1999: 14].
Главный фактор в чтении – это прогнозирование и предположения. Ученики должны быть подготовлены учителем к работе с текстовым материалом. Для преодоления трудностей необходимо приготовить различный стимулирующий материал для работы с текстом. Это могут быть различные изображения, фотографии, интересный заголовок текста и, в конце концов, устные высказывания самого учителя. Важное значение имеет и подготовка учеников к работе с текстом и с языковой стороны восприятию текста с языковой стороны.
Соответствие заданий и темы. При организации работы с текстом педагогу необходимо осуществлять правильный подбор различных упражнений, вопросов и заданий к тексту для того, чтобы они помогали решать поставленные задачи и мотивировали учащихся на процесс чтения.
Работа с текстом до конца. В тексте содержится большое количество слов, как новых, как и знакомых, а также различных грамматических явлений, речевых образцов, тезисов и т.д. Всё это максимально нужно использовать для развития учащегося.
Методы и приёмы работы над текстом на уроке иностранного языка
Чтение является основным видом учебно – речевой деятельности при обучении иностранным языкам. Для того чтобы данный вид деятельности стал интересной и плодотворной базой обучения говорению, письму и аудированию, педагогу принципиально важно обучить своих учеников правильной работе с текстовым материалом. Поэтому важно основываться в своей работе на следующие этапы:
– предтекстовый;
– текстовый;
– послетекстовый.
Предтекстовый этап.
Целью данного этапа является формулирование речевой задачи для первичного знакомства с текстом, развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение прогнозировать содержание текст, создание положительного мотивирующего фактора для учащихся, уменьшение языковых и речевых трудностей.
На предтекстовом этапе учитель может в своей работе использовать:
– «мозговой штурм»
ориентиры предвосхищения содержания (верно-не верно, согласен-не согласен, до-после);
– прогнозирование,(попытка спрогнозировать содержание книги, просмотрев рассечение вопроса (смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия);иллюстрации)
– различные образы, возникающие при чтении заголовка текста,
– раскрытие имеющихся у учеников знаний по вопросам, поднятым в тексте,
– предваряющие вопросы (придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте);
глоссарий (актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста);
В начале работы с текстовым материалом учителю нужно сделать процесс понимания задания и постараться показать важные моменты работы над данным текстом:
· определить перед чтением по названию и (или) по составу текста, по изображениям, которые находятся в тексте, к какому виду (типу) этот текстовый материал относится (например, статья в газету или письмо);
· главные герои, о которых может идти речь;
· попросить учеников найти и подчеркнуть известные им слова, фразы, слова, о значении которых они могут догадаться без словаря и попросить ответить на вопрос о чем может быть данный материал (на русском языке и изучаемом), при этом делать опору на то, что они уже подчеркнули.
Текстовый этап
Целями текстового этапа являются: контроль уровня сформированности различных языковых навыков и речевых умений; формирование соответствующих навыков и умений. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача - обеспечение полноценного восприятия текста. Это стадия осмысления, на которой учащиеся вступают в непосредственный контакт с текстом
На данном этапе главным является понимание того, что ученики читают. Контроль понимания текстового материала должен быть тесно связан с видом чтения (см. выше) и с учебно-речевыми задачами, поставленными перед учениками.
К стратегиям на данном этапе относятся:
· чтение в парах;
· чтение с пометками;
· чтение с вопросами;
· чтение с остановками;
· тайм-аут (паузы для сохранения информации);
· преобразование текста в таблицу;
· компрессия текста (план в вопросах, с ключевыми словами);
· кластер.
Послетекстовый этап
Целью послетекстового этапа является использование ситуации текста в опоры для развития умений и навыков строить монологические высказывания в устной и письменной речи.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом, контроль понимания прочитанного.
Главная задача - осуществление стадии рефлексии. На этом этапе приёмы смыслового чтения направлены на подготовку к монологическим и диалогическим высказываниям по
теме..
Упражнения на этом этапе должны быть нацелены на развитие умений следующих планов:и
· репродуктивного (написание лексических диктантов, правильное воспроизведение того или иного задания и т.д.),
· репродуктивно-продуктивного (высказывание суждения и т.д.),
· продуктивного (письменные и устные языковые высказывания, анализ слов, сравнение разных явлений в языке, умение делать выводы и т.д.).
Распространённые стратегии этого этапа:
· отношение между вопросом и ответом;
· вопросы после текста (оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста);
· ромашка Блума (шесть лепестков-шесть типов вопросов)
o простые (Кто? Когда? Где? Как?)
o уточняющие (Правильно ли я понял..?)
o практические (Как можно применить..?Что можно сделать из..?)
o интерпретационные (Почему?)
o творческие (Что будет, если..?)
o оценочные (Как вы относитесь ?);
· взаимовопросы;
· синквейн;
· сводные таблицы;
· задание на соотнесения;
· верно, неверно, нет информации;
· проверочный лист;
· люкентекст (текст с пропусками);
· изменение перспективы (ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц);
· восстановление деформированного текста (перепутаны фрагменты текста, или последовательность предложений).Само собой разумеется, что задания, используемые учителем, будут зависеть от вида чтения (просмотровое, изучающее и т.д.).
Задания на формирование функциональной грамотности способствуют повышению мотивации учащихся, расширяют их кругозор, развивают творческие способности– всё это необходимо для того, чтобы выпускник школы мог ориентироваться в жизненных ситуациях и использовать язык для решения коммуникативных задач.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.