Тема: Развитие диалогической речи учащихся на уроках русского языка
Аннотация
В данной квалификационной работе рассматриваются пути развития диалогической речи у учащихся на уроках русского языка. Автор приходит к выводу, что обучение диалогической речи развивает мышления и речевые компетенции учащихся в национальной школе. Использованы новые образовательные технологии для развития диалогической речи учащихся в национальной школе.
Показаны стратегия и содержание обучения диалогической форме общения, классификация интерактивных методов интерактивных методов взаимодействия на учебных занятиях с учащимися, интерактивные методы обучения диалогической речи, речевые упражнения в обучении диалогической форме общения.
Данная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения и рекомендаций, списка использованной литературы и приложения.
Содержание
1. Введение
2. Основная часть.
2. 1. Диалогическая форма общения как объект усвоения.
2. 2. Стратегия и содержание обучения диалогической форме общения.
2. 4. Интерактивные методы обучения диалогической речи. Речевые упражнения в обучении диалогической форме общения.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.
5. Приложение.
Введение
Русский язык является ключом к получению необходимой новейшей информации, ознакомлению учащихся с общечеловеческими ценностями и непосредственно русской наукой, культурой и литературой, с обычаями и традициями русского народа и других народов через русский язык.
Русский язык является средством демонстрации миру научных и культурных ценностей узбекского народа, имеющих глубокие исторические корни, таких культурных памятников древности Востока, как архитектурные памятники Самарканда, Бухары, Хивы и т.д.
Все это является основой для формирования целей обучения русскому языку, которые заключаются в выработке у учащихся языковой компетенции, навыков и умений по всем четырем видам речевой деятельности.
Методика обучения русскому языку как иностранному (РКИ) представляет собой самостоятельную педагогическую дисциплину о законах и правилах обучения языку и способах овладения языком, а также об особенностях образования и воспитания средствами языка.
Как писал А. А. Леонтьев: «Предмет методики обучения русскому языку как иностранному – оптимальная система управления учебным процессом, т.е. система, направленная на наиболее эффективное овладение учащимися русским языком».
Описание русского языка с целью его преподавания иностранцам – отдельная отрасль педагогической грамматики с определенными особенностями.
Цель моей выпускной квалификационной работы- показать, что основной и ведущей целью в преподавании русского языка в узбекской школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. Несмотря на то, что диалогическая речь сложнее монологической, и с точки напряженности внимания, и с точки зрения разнообразия и качества используемых речевых образцов, и по ряду других причин, тем не менее, с точки зрения последовательности в обучении устной речи все же предпочтение следует отдать диалогической речи. Ведь именно через диалог отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые используются затем в монологической речи.
Актуальность квалификационной работы обусловлена важной ролью овладения иностранными языками в современном мире и такими факторами как: особая социальная значимость диалогической речи в межличностной коммуникации, интерес к проблематике речевого взаимодействия в современной методике, педагогике и лингвистике, особое место, которое занимает диалогическая речь в методике изучения иностранных языков.
Основная часть
2. 1. Диалогическая форма общения как объект усвоения
Периоды и этапы развития методики отражают изменения, происходящие в общественной, политической и социально-экономической жизни Узбекистана, и существенным образом влияющие на процессы образования, воспитания и обучения.
Большинство существующих методов преподавания иностранных языков, в том числе и те, которые принято называть активными, как правило, не учитывают личности учащегося, его потенциальных интеллектуальных и творческих возможностей, его взаимоотношений в учебной группе. Тем самым не используются те очевидные резервы активизации учебной деятельности, которые заложены в личности обучаемого и групповом взаимодействии.
Между тем потенциальная эффективность диалоговой системы обучения заключается в ее направленности на общее развитие личности обучаемого, интеллектуальных, эмоциональных и мотивационных ее сторон.
Вариант диалогового обучения является методом активизации резервных возможностей личности обучаемого. Этот метод предполагает не столько воздействие на обучающегося, сколько его встречную активность, которая чрезвычайно усиливается в условиях группового взаимодействия.
Что же касается развития личности учащегося, то оно протекает, главным образом, в условиях двух основных типов деятельности - учебной и деятельности общения. Необходимым элементом этих двух типов деятельности, как известно, является познавательная активность личности обучаемого. Поскольку мы рассматриваем проблему общения как проблему личности и группы, общепсихологический подход (исследование личности) должен быть дополнен социально-психологическим (взаимосвязь индивида с другими членами группы).
Состояние диалога вызывает у обучаемого потребность не только правильно понять требования, предъявляемые ему окружающими, и конкретной учебной ситуацией, но и предъявить к себе свои требования, преодолеть внутренние препятствия и правильно оценить свои возможности и результаты своей деятельности. Для того, чтобы самооценка и саморегуляция приводили к самоутверждению личности обучаемого и взаимообогащению всех учащихся, учитель должен постоянно помогать им.
Орудия преподавателя в борьбе за успех каждого и группы в целом - поощрения, тактичность в замечаниях, вера в успех каждого, общая доброжелательность. Это вдвойне важно, если принять во внимание, что обучаемый - взрослый человек с определившимся характером и привычками.
2. 2. Стратегия и содержание обучения диалогической форме общения
Один из методов включения учащихся в диалогическое общение - это ролевая игра. Роли, в которых выступает учащийся, помогают ему освободиться от привычных представлений о самом себе, активизировать свои творческие возможности, т.е. способствуют раскрытию и проявлению его личности. Важно также и то, что ролевая деятельность повышает эмоциональный тонус учебного процесса. В результате, как правило, учащийся стремится проявить свои лучшие стороны. Ситуации, создаваемые преподавателем на уроке, организуются как переплетение ролевых ожиданий и неформальных личностных проявлений. Учащийся, в зависимости от типа своей личности, от степени владения изучаемым языком, от конкретной роли в данной ситуации, может «самовыражаться» или «прятаться за свою социальную роль».
Игровая деятельность - это всегда мотивированное общение. Поэтому любой акт общения на уроке заведомо оправдан. Управление игровой деятельностью - это также управление диалогическим общением. Учитель вовлекает каждого в общую деятельность, продуманно распределяет роли в каждой новой игре, этюде, делает временным лидером каждого, одним словом, управляет общением, учит диалогу. Чтобы управлять диалогом, учитель должен владеть средствами установления и поддержки контакта, т.е. его внешней техникой и произвольно управлять ею. С другой стороны, он должен обучать учащихся приемам диалога, определенным коммуникативным стереотипам.
Итак, метод активизации резервных возможностей личности обучаемого опирается на основные положения парадигмы личностно-ориентированного образования в рамках диалоговой концепции культуры.
Диалогическое общение понимается в широком плане как взаимодействие, которое протекает в процессе самореализации с установкой на раскрытие творческих резервов каждого учащегося.
Дидактико-методические приемы метода организации диалогического общения органически вытекают из его научных, психолого-педагогических оснований. Центральным стержнем метода, организующим всю учебную деятельность, является двухплановость:
Первый план (обучаемого)
- учение
- диалогическое общение
- игровая деятельность
- план содержания (акт общения)
- глобальное восприятие языкового материала
- непроизвольное и произвольное запоминание и т.д.
Второй план (обучающего)
- обучение
- управление диалогическим общением
- учебная деятельность
- план формы (языковые средства)
- организация языкового материала
- средства организации речевой коммуникации, в частности, невербальной коммуникации
Таким образом, главное для учащегося - само диалогическое общение в форме игровой деятельности. При этом языковой материал воспринимается глобально, синтезированно и запоминается, главным образом, непроизвольно.
Задача преподавателя - организация учебной деятельности с максимальной эффективностью. Он последовательно и целенаправленно использует все возможности подачи учебного материала, в частности, невербальной коммуникации ( интонация, жест, мимика, ритм и т.д.) для организации его запоминания. Доброжелательность, тактичность преподавателя, поощрение, одобрение - это также второй план, который создает особый микроклимат в группе, обстановку доверия и уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. В то время как учащиеся решают поставленную перед ними смысловую или эмоциональную задачу, учитель планомерно отрабатывает формы языковых явлений.
Вторым приемом метода активизации учебной деятельности через диалогическое общение является глобальный подход к языку при дедуктивном способе его освоения. При значительном объеме учебного материала это единственно возможный путь его восприятия и запоминания.
Тематическая беседа как форма устной коммуникации
Разнообразны по своему характеру речевые упражнения, ситуация в которых задаётся с помощью рисунка, серии рисунков, фотографий, плана-схемы. Это может быть:
- составление рассказа с использованием данных слов и словосочетаний;
- постановка вопросов к каждому рисунку;
- нахождение на рисунке ситуации, при которой можно было бы употребить следующие прилагательные в краткой форме;
- описание внешности каждого из изображенных предметов или лиц на рисунке;
- рассказ о характере каждого из них.
Усложнение задания с использованием рисунков приближает учебные действия учащихся к речевой реальности т.к. наглядный материал ситуативных упражнений несёт и социокультурную нагрузку, ставит перед учащимися развивающие задачи.
Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учащихся группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.
Ведущий (учитель, тренер) вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности учащихся, его задачей становится создание условий для их инициативы. Учитель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально использоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся. Интерактивные методы могут применяться при организации учителем следующей работы со учащимися:
® организация тематических занятий, организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом, формирование портфолио учащегося, организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе, для создания образовательных ресурсов.
Для решения воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:
1. Интерактивная экскурсия.
2. Использование кейс-технологий.
3. Проведение видеоконференций.
4. Круглый стол.
5. Мозговой штурм.
6. Дебаты.
7. Фокус-группа.
8. Деловые и ролевые игры.
9. Case-study (анализ конкретных, практических ситуаций).
10. Учебные групповые дискуссии.
11. Тренинги.
Приобретение ключевых компетенций зависит от активности самого учащегося. Поэтому одной из важнейших задач является внедрение в учебный процесс активных методов, которые в совокупности дают возможность организовать интерактивное обучение. Из объекта воздействия учащийся становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Совместная деятельность означает, что каждый вносит в нее свой особый вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности учащихся школ. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели: развитие интеллектуальных способностей учащихся, самостоятельности мышления, критичности ума; достижение быстроты и прочности усвоения учебного материала, глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений; развитие творческого потенциала – способности к «видению» проблемы, оригинальности, гибкости, диалектичности, творческого воображения, легкости генерирования идей, способности к самостоятельной поисковой деятельности; эффективности применения профессиональных знаний, умений и навыков в реальной производственной практике.
Таким образом, реорганизация системы образования в Узбекистана предполагает как стартовую основу переход к таким методам обучения, которые основаны на конструктивистском, оперативном подходе, вместо традиционного линейного подхода, когда в процессе обучения знания давались впрок (по принципу – чем больше, тем лучше).
2. 4. Интерактивные методы обучения диалогической речи. Речевые упражнения в обучении диалогической форме общения
В плане диалогической речи ученики должны уметь вести беседу, реализуя такие коммуникативные функции, как получение информации; обмен мнениями (впечатлениями, суждениями) о спектакле, фильме, книге и т. п.; возражение по поводу оценки того или иного факта, события с обоснованием своей точки зрения. При этом учащиеся должны использовать в своей речи различные инициативные реплики (вопросы, восклицания, просьбы, приказания, приглашения) и ответные реплики (согласие или отказ, сообщение сведений, переспрос, возражение, дополнение, уточнение). Существенным является также тот факт, что отмечается снижение мотивации к изучению иностранного языка у школьников. Поэтому, не обеспечив мотивации, невозможно добиться выполнения программных требований. В методических работах исследована роль личностной индивидуализации как одного из источников создания мотивации.
Как показал опыт работы одним из эффективных средств создания мотива к иноязычному общению учащихся являются нетрадиционные методы обучения. К ним можно отнести ролевые игры и прием инсценировки.
В методической литературе ролевая игра определяется как спонтанное поведение учащихся, их реакция на поведение других людей, участвующих в гипотетической ситуации. Ролевая игра — это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного в участников иноязычного общения.
Исследователи разработали определенные правила ролевых игр, а именно:
—учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни;
—учащийся должен адаптироваться к своей роли в предложенной ситуации, при этом в одних случаях он может играть самого себя, в других — взять на себя воображаемую роль;
— участникам ролевых игр необходимо вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни, их поведение должно соответствовать их роли;
— участники игры должны концентрировать свое внимание на использовании единиц иностранного языка в целях коммуникации, а не на их закреплении.
Большинство методистов выделяют в ролевой игре три этапа: подготовительный, собственно игру и заключительный. Некоторые авторы предлагают более детальный план:
—подготовительный этап в классе,
—подготовительный этап дома,
—собственно игра,
—заключительный этап.
Подготовительный этап в классе предусматривает вступительную беседу преподавателя, который знакомит учащихся с ролевой ситуацией и с лексикой ролевой игры. Подготовка дома включает чтение текстов, статей по проблеме.
После проведения ролевой игры необходимым элементом является заключительный этап,предусматривающий выполнение определенных заданий (например, написать статью в газету по проблеме, письмо другу и т. д.).
В зависимости от цели занятия и уровня подготовленности учащихся ролевые игры могут проводиться в парах, в подгруппах и в целой группе.
Ролевая игра в парах— самый простой вид ролевых игр. Здесь можно использовать анкеты, которые учащиеся должны заполнить, задавая друг другу вопросы.
Ролевые игры в подгруппах могут проводиться по-разному. Многие авторы считают, что все подгруппы должны играть одновременно, а учитель контролировать их работу, переходя от одной подгруппы к другой. Но допускается и такой вариант, когда подгруппы играют по очереди: одна подгруппа играет, а остальные слушают и оценивают с тем, чтобы принять участие в дальнейшем обсуждении. Иногда работа в подгруппах может быть первой ступенью к проведению ролевых игр на более высоком уровне — когда все участники разыгрывают дискуссии, «круглые столы» и др.
Действия учителя и учеников включают условно четыре этапа.
1. Ознакомление с ситуацией. Учитель устанавливает декорацию (картонный домик), которая затем всегда ассоциируется у ребят с театром. Учитель приглашает учеников подготовить постановку сказки «Репка» и объявляет, что театру нужны актеры на роли дедушки, бабушки, внучкии.д. Сформировав труппу, учитель вводит необходимую лексику.
Учащиеся, не включенные в труппу, входят в состав жюри. Потом они будут актерами и покажут свою интерпретацию сказки.
2. Постановка задач. Учитель поясняет: прежде чем сыграть свою роль, каждый ученик должен выяснить все о репке с помощью доступных ему языковых средств, стараясь употребить в диалоге как можно больше знакомых слов и структур.
3. Инсценировка. Приведем примерный варианты. «Колобок», «Репка»,
4. Подведение итогов. В заключение учитель благодарит актеров, просит жюри назвать лучшего ученика (того, кто употребил больше лексики, допустив при этом меньше ошибок) и в случае необходимости анализирует речь актеров с точки зрения грамматики, лексики, узуса и т. д. в форме рекомендаций к следующим спектаклям.
Аналогичным образом можно инсценировать сказку «Красная Шапочка», для чего понадобится ввести новые слова. Целесообразно разделить сказку на эпизоды и в конце каждого урока показывать очередной отрывок, стараясь увязать его с конкретными программными требованиями соответствующего этапа обучения.
Подстановочные упражнения с модификацией подставляемого элемента. Во многих учебниках можно найти задания типа: «Раскройте скобки», «Вставьте вместо точек…» К этому же виду упражнений относятся подстановочные таблицы усложненного типа, когда слова для подстановки даются в исходной форме, учащийся самостоятельно (в опоре на образец или без опоры) должен включить их в структуру высказывания:
Акрам едет в библиотеку… Нодира едет на работу… |
машина трамвай |
Чтобы преодолеть механический характер выполнения упражнения, учащиеся могут быть поставлены перед выбором нужного элемента подстановки:
- У тебя новый телевизор? – Да, я … его вчера. - У тебя есть газета? – Нет. Раньше я … ее, а сейчас не покупаю. |
покупал купил |
Когда здесь построят новый магазин? Когда вы кончаете работу? Когда Олег приедет в Москву? |
через два часа через неделю через шесть месяцев |
(«Русский язык для всех»)
Трансформационные упражнения предполагают изменения конструкции в зависимости от изменившегося коммуникативного задания (речевой интенции) или ситуации. При этом изменение задачи подсказывается учащемуся, а упражнение выполняется с опорой на речевой образец, рисунок, контекстную подсказку и т.п. Задание к упражнению может быть чисто грамматическим: «Замените прошедшее время глагола будущим», «Дайте отрицательные ответы на вопросы» и подобное. Но упражнения будут более эффективными, если задать необходимость перестройки высказывания контекстом (Вчера я ходил на стадион. Завтра я тоже …); включить нужные фразы в диалог (Вы едете на каникулы в Ташкент? – Нет, … в Ташкенте я уже был(а) – упражнение выполняется по аналогии с образцом.
Заключение
Рассмотрев проблемы обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения русского языка, как иностранного, можно сделать следующие выводы.
Нужно отметить, что поставленные в данной выпускной квалификационной работе цель и задачи успешно выполнены. Так, мы изучили методику обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения русского языка, как иностранного, с учетом характерных черт монологического высказывания и диалога; научились формированию речевых навыков (произносительных, лексических и грамматических) с помощью упражнений на формирование навыков монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения русского языка, как иностранного.
Также следует сказать, что «начальный этап» не являлся просто «пустым звуком», «дополнением» для названия темы выпускной квалификационной работы, так как именно на начальном этапе происходит формирование основополагающих навыков иноязычного общения, что и помогает нам добиться нужных результатов при обучении русскому языку, как иностранному.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что культурологический подход, являясь одним из подходов в реализации идей личностно-ориентированного образования, оказывает большое влияние не только на построение процесса обучения, методы преподавания, но и утверждает новый стиль взаимоотношений учитель - ученик, ученик - группа, как диалоговое общение полноправных личностей-культур. Замена прежней системы отношений «субъект-объект» на более широкую систему отношений «субъект-субъект» создает основу для подлинной гуманизации образовательного процесса. В культурологических дисциплинах, к которым безусловно принадлежит иностранный язык, эти отношения имеют содержание: «личность учащегося - культура - личность преподавателя».
Действительно, идея активного обучения требует «додумывания» и теоретической доработки. Сегодня активное обучение упрекают в отсутствии четкой теоретической концепции, в смешивании под одним названием различных подходов и методов (в частности, нет общепринятой классификации методов).
Список использованной литературы:
1. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: Для преподавателей русского языка как иностранного. М., 2004.
2. Азимов А.Г. Словарь методических терминов/ А.Г. Азимов, А.Н. Щукин. СПб.: Златоуст, 1999. 472с.
3. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики/ Н.А. Алексеев. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. - 216с.
4. Ариян М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении ИЯ/ М.А. Ариян // Иностр.языки в школе. 1999. C. 17-21.
5. Астафурова Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально значимых ситуациях межкультурного общения (лингвистический и дидактический аспекты): Дис. ...д-ра пед.наук/ О.А. Артемьева. Тамбов., 1999. 509с.
6. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский-М.: Педагогика, 1989. 560с.
7. Борисова Е.Г., Латышева А.Н. Лингвистические основы РКИ (педагогическая грамматика русского языка): Учебное пособие. М., 2003.
Класс: 4
Лексическая тема: Из чего это делают?
Грамматическая тема: Что и из чего делают?
Цели:
Обучающая: познакомить учащихся с лексическим материалом на тему: « Из .чего это делают?». Дать понятие о падежах. На материале усвоенной лексики, выработать использование слов, выражение числа при счете; Усвоение типовых слов: молоко, масло, бумага, хлопок, мыло, дерево, вата…
Развивающая: отработать навыки устной и письменной речи учащихся, обогатить словарный запас; формировать навыки правильного использования в речи слов, выражающих предметы; способствовать развитию внимания, памяти и связной речи учащихся; вызвать интерес к уроку.
Воспитательная: воспитать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающей среде, привить любовь к чтению книг; воспитать внимание к слову, культуру общения;
Тип урока: комбинированный
Метод: Беседа, кластер, метод проектов, игровые методы.
Оборудование: раздаточные материалы, иллюстрации, мультимедийная презентация; маркеры, бумага формата А-3, картинки, выставка книг, визитки, кроссворд, текст для аудирования;
Формирование ключевых компетенций.
|
Ход урока. |
Элементы ключевых компетенций |
Метод |
1. |
Организационный момент.
|
Коммуникативная компетенция (понимает на слух простые фразы и несложный разговор на русском языке; умеет задать простой вопрос и дать ответ в пределах изученного материала; умеет вести диалог, состоящий из вопросов и ответов). |
Беседа. |
2. |
Актуализация знаний. |
Коммуникативная компетенция -умеет задать простой вопрос и дать ответ в пределах изученного материала; |
игровые методы, работа по картине |
3. |
Изучение нового материала. |
Компетенция личностного самосовершенствования - психологически готов к изучению русского языка, совершенствовать свои знания и умения; Информационная компетенция (понимает простые фразы на русском языке в пределах изученного материала); Математическая грамотность, осведомленность о новостях науки и техники, умение пользоваться ими (понимает и воспроизводит информацию о количестве предметов). |
Кластер мультимедиа, метод проектов. |
4. |
Закрепление изученного материала |
Коммуникативная компетенция - умеет правильно писать изученные слова, составлять связной текст, в пределах изученной лексики, умеет читать слова и предложения; Общекультурная компетенция – может следовать морально-нравственным правилам русского речевого этикета в пределах изучаемого; Компетенция социально-гражданской активности (умеет рассказать о значении книг на русском языке в пределах изученного) |
Метод проектов.
|
5. |
Итог урока. Рефлексия. |
Коммуникативная компетенция- понимает на слух простые фразы и несложный разговор на русском языке в пределах изученного, умеет задать простой вопрос и дать ответ в пределах изученного. Компетенция личностного самосовершенствования - стремится совершенствовать свои знания и умения; |
игровые методы |
6. |
Домашнее задание. |
Информационная компетенция умение пользоваться существующими источниками информации, такими как: книги, учебники, |
Самостоятельное чтение текста, запись изученных конструкций |
Ход урока:
I. Орг. момент.
- Приветствие.
-Рапорт дежурного.
-Вступительное слово учителя:
Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с новыми словами.Давайте, поговорим о погоде.
Учитель: Какая сегодня погода?
- Какая погода была вчера?
- Как вы думаете, какая будет завтра?
Ученики отвечают на вопросы.
II. Опрос домашнего задания.
Учитель: Мы сегодня темы «Что из чего делают?» и « Транспорт» объединим.
Как вы думаете, почему?
Ученики отвечают на вопросы по пройденному материалу:
Учитель беседует по пройденному материалу, задаёт вопросы. Ученики читают стихи и пословицы записывают выводы на доске и в тетрадь.
III. Объяснение нового материала.
Учитель:
-Почему на уроке русского языка мы говорим о том, как сказать, что и из чего делают?
Ученики отвечают на вопросы.
Беседа о предметах и что из них делают.
Работа с рисунками. Показать рисунки и составить вопросы с помощью вопросительных слов: Из чего это делают?
Работа в группах.
Цель: Развивать самостоятельное мышление учащихся.
Задание 1.
Работа с рисунками. Назовите предметы и ответьте на вопросы.
- Из чего делают масло?
- Из чего делают стул?
- Что делают из хлопка?
Какая команда ответит быстро тот получает приз.
Задание 2. Вопрос – шутка для логического мышления.
В состав какого молочного продукта входит коровий рог?
Выберите правильный ответ.
ПИРОГ ПОРОГ ДОРОГА ТВОРОГ
Какая команда быстрее решит кроссворд, составит предложения.
Задание 3. Работа с учебником. Команды работает с текстом и отвечает на вопросы по раздаточному материалу. Из чего это делают?
Например:
- Из чего делают творог?
- Из молока и т.д.
V. Подведение итогов
1. Работа экспертной группы.
2. Поощрение учащихся.
3. Оценка
VI. Задания на дом
Выполнять упражнение 4 стр. 47. Выучить стихотворение «Пшеница».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.