Развитие эмоциональной сферы дошкольника через игру
Оценка 4.7

Развитие эмоциональной сферы дошкольника через игру

Оценка 4.7
doc
09.11.2022
Развитие эмоциональной сферы дошкольника через игру
Развитие эмоциональной сферы через игру.doc

 

           Развитие эмоциональной сферы дошкольника через игру

 

    В настоящее время проблема эмоционального благополучия детей стала достаточно актуальной – и не только в семье, но и в условиях дошкольных учреждений. Многие родители считают, что эмоциональный комфорт невозможен в условиях детского сада. Но ведь там ребенок проводит большую часть дошкольного детства. Именно дошкольные учреждения обеспечивают всестороннее и полноценное развитие детей, закладывают фундамент дальнейшего становления личности ребенка. От того, какие условия будут созданы в дошкольных учреждениях для эмоционального благополучия детей, зависит эффективность работы педагогов. Многими психологами и педагогами было доказано, что эмоциональное состояние во многом определяет направления развития ребенка, как физического, нравственного, умственного, эстетического, так и развития его психики. Изучением проблемы эмоций занимались такие авторы, как Выготский Л.С., Васильев И.А., Изард К.Е., Леонтьев А.Н., Додонов Б.И., Лабунская В.А., Якобсон П.М. и др.

        Эмоциональную сферу можно рассматривать как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики

         В жизни дошкольников эмоции играют важную роль. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, воображение, память, мышление – они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации, поэтому и необходимо изучить внутренний мир ребенка, чтобы понять эмоциональную открытость, естественность, непосредственность, которые характеризуют дошкольника.

Игра дошкольников предоставляет большие возможности для исследования эмоций. Она насыщена самыми разнообразными эмоциями: радостью, восторгом, удивлением, волнением и т.д. Это дает возможность использовать игру не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

О том, насколько значимы эмоции, переживание игровых событий, возвышенные мотивы игры говорят исследования советских психологов (А.В. Запорожец, Я.З.Неверович, Г.П. Хризман и др.). Эмоции цементируют игру, делают ее увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребенку для его душевного комфорта. Психологи подчеркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.

Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха, зависимости ребенка от мира взрослых, представляет собой единственное место, где ребенок получает возможность свободного самовыражения, исследования, изучения собственных чувств и переживаний. По-настоящему игра осуществляется только тогда, когда ее содержание дано в острой содержательной форме. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций; а сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры. Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития игровой деятельности. Исходя из конкретного предметного содержания, которое является источником детских эмоций, можно говорить о следующих основных линиях развития эмоционального поведения ребенка в игре:

1.                     развитие эмоционального отношения ребенка к игре как к деятельности в целом;

2.                     развитие эмоций, возникающих в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами-куклами;

3.                     развитие эмоциональных отношений в процессе коллективных игр.

Для наиболее полной реализации воспитательных возможностей игровой деятельности и развития эмоциональной сферы детей  необходимо уметь выделять каждую из этих линий и владеть приемами организации игры. 

Эмоциональное отношение ребенка к игре.

Наблюдая за поведение детей в ходе игр, взрослый может отметить существенные индивидуальные различия в готовности откликнуться на предложение поиграть, в степени эмоциональной включенности в длительную игру. Если одни дети с радостью погружаются в мир ситуаций и действий, испытывая при этом подлинные и глубокие эмоции, то другие – после отдельных неудачных попыток вступить в игру, переключаются на занятия иного рода. Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа детей.

У эмоционально активных детей ярко выражен интерес к игре и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течение длительного времени: от 30 минут до часа. Эти дети совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.

Эмоционально подкрепленные действия повторяются многократно и с большим аффективным напряжением: дети не слышат посторонних шумов, не отвечают на обращенные к ним вопросы.

Важно отметить, что многие эмоционально окрашенные действия начинают сопровождаться речью: восклицанием, обращением за помощью к взрослому.

У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Количество манипуляций с предметами незначительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдаются ярко выраженные радости или удивления. Прерывая действия, дети отвлекаются, смотрят по сторонам. Мимика их мало выразительна. Игра почти не сопровождается речью. Инициатива при общении со взрослыми отсутствует. Дети повторно соглашаются играть повторно, но, не умея самостоятельно развить игру, быстро прекращают ее. Задача взрослого – сформировать у ребенка устойчивый интерес к игре, желание участвовать в ней.

Использование показа и словесных указаний помогает эмоционально пассивным детям освоить новые способы элементарных игровых действий с одними и теми же предметами. Взрослый должен нацеливать детей на создание игровых ситуаций, естественно вытекающих из предметных действий и являющихся как бы их продолжением.

Развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процессе игры.

Наблюдение за игрой дает возможность определить, как складываются отношения со сверстниками: рады дети совместной игре или нет, принимает партнер инициативу своего товарища или сопротивляется ей, какие эмоции при этом испытывает ребенок. Диапазон эмоций, адресованных партнеру по игре, может быть очень широким: от полного безразличия и игнорирования до заинтересованности и поддержания эмоциональных контактов, взаимных действий. Например, реальные отношения в игре маленьких детей определяются их отношением к игрушке, и действиям с ней. Если интерес ребенка сталкивается с таким же интересом сверстника, то возможно возникновение отрицательных эмоций, выражаемых в форме несогласия, недовольства, вплоть до возникновения конфликта. Если детям хорошо знакомы функциональные свойства игрушек, то наблюдается копирование действий, речевых высказываний, эмоций.

Необходимо отметить многообразие вариантов складывающихся в игре отношений между детьми. Суть их различия заключается в предпочтении ребенком игры, совместной со сверстником, с взрослым.

В тех случаях, когда дети стремятся к совместным играм, их поведение зависит от ряда причин: может ли ребенок видеть, слышать, понимать другого и откликаться на его предложения; может ли взаимодействовать на речевом уровне и на уровне игровых действий; свободен ли от эмоциональных стереотипов поведения отрицательного характера и т.д.

Следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживают тесную связь с уровнем развития игровых умений. Отрицательные эмоции процветают чаще тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть игру. Раскрывая содержание, способы и приемы игры, воспитатель тем самым устраняет почву, на которой возникают конфликты.

Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей с трудностями в развитии. Как ведущая деятельность, определяющая психическое развитие дошкольника, игра вместе с тем является и наиболее адекватным средством для перестройки различных нарушений в психическом развитии.

Перестройке негативных эмоциональных проявлений способствует готовность детей к заряжению чувствами от взрослого и сверстников, их способность к созвучности переживаний, к подражанию, в том числе отсроченному и приуроченному к их собственным игровым действиям. Дети заимствуют у взрослого игровые действия, проникаются его эмоциональным настроением; в результате оно начинает противостоять тем негативным эмоциональным проявлениям, которые детям необходимо преодолеть.

Целям коррекции может способствовать перенос отрицательных эмоций и качеств личности ребенка на игровой образ. Так, некоторые из детей наделяют персонажей собственными отрицательными эмоциями и чертами характера. Способность вхождения в роль, уподобление себя образу – важное условие, необходимое для коррекции устойчивых эмоциональных проявлений и черт характера. Процесс перевоплощения, таким образом, является важным условием перестройки эмоциональной сферы.

      Признавая важную роль  разных видов деятельности,    все  же необходимо  подчеркнуть значение игры.

      Известно, что она естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности  способна осуществлять позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, волевой и других сферах личности, формировать новые формы поведения. Игра создает благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации. В процессе ролевых перевоплощений, выполнения игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций, адекватного оформления экспрессивных действий.

Важное место принадлежит сенсорным играм, которые, помимо  выполнения своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика ребенка и приводят в действие  эмоциональную сферу в целом. Эти игры не требуют большой предварительной подготовки и весьма привлекательны для детей раннего и младшего  дошкольного возраста.

         Необходимо отметить также игры на развитие  эмоциональной экспрессии, или  эмоционально-экспрессивные игры. Они направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности,  иными словами, «языка» эмоций; создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости.  Используются в совместной деятельности, начиная со средней группы.                                                                                         

К  четырем годам у детей складывается определенный эмоциально-чувственный опыт, и они способны действовать от определенного лица, ориентироваться на установки взрослого и др.

        В работе с детьми желательно использовать  произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки и др. обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное  миропонимание, отзывчивость, служат поводом для диалога  взрослого с детьми.

       С помощью взрослого ребёнок может  развернуть особую сюжетно-ролевую игру, созданную по сюжету произведений, то есть в играх-драматизациях. Дети «дочувствуют» то, что ими пережито во время восприятия художественного  произведения.

     А.В.Сухомлинский писал: «Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину».

       В.М.Минаева разработала программу заданий, игр  и занятий для изучения и развития  эмоциональной сферы дошкольников. В основе  диагностики и развитии  эмоции ею положены параметры:

-адекватная реакция на разные явления жизни,

-дифференциация и интерпретация эмоциональных  состояний  других людей,

-широта диапазона понимаемых и переживаемых  эмоций,

-адекватное проявление эмоциональных состояний в общении.

         На  занятиях  с детьми  по коррекции эмоциональной  сферы можно использовать следующие методические средства: 

1.Ролевые игры.                                                                                     

 2.Психогимнастические игры.

 3.Коммуникативные игры.

 4.Игры и задания, направленные на  развитие произвольности.

 5.Игры направленные на  воображение.

 6.Задания с использованием «терапевтических» метафор.

 7.Релаксационные методы.

        Таким образом, с помощью сюжетно-ролевой игры, подвижных игр и игровых  упражнений, элементов  психогимнастики,  техники выразительных  движений, этюдов, психомышечной  тренировки,  мимики и  пантомимики, литературных произведений  и  сказок (игр-драматизаций) можно  способствовать развитию  эмоциональной  сферы  дошкольников.

 

Литература

1. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/Под ред. А. В. Можейко. - М: ТЦ Сфера, 2009.(Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (3) .

2. Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. – М.: Просвещение, 2010. -  254-268 с.

3. Азаров,  Ю. П. Игра в дошкольном возрасте / Ю. П. Азаров. - М. : Мысль, 2007. - 48 с.                                           


Развитие эмоциональной сферы дошкольника через игру

Развитие эмоциональной сферы дошкольника через игру

О том, насколько значимы эмоции, переживание игровых событий, возвышенные мотивы игры говорят исследования советских психологов (А

О том, насколько значимы эмоции, переживание игровых событий, возвышенные мотивы игры говорят исследования советских психологов (А

Для наиболее полной реализации воспитательных возможностей игровой деятельности и развития эмоциональной сферы детей необходимо уметь выделять каждую из этих линий и владеть приемами организации игры

Для наиболее полной реализации воспитательных возможностей игровой деятельности и развития эмоциональной сферы детей необходимо уметь выделять каждую из этих линий и владеть приемами организации игры

Задача взрослого – сформировать у ребенка устойчивый интерес к игре, желание участвовать в ней

Задача взрослого – сформировать у ребенка устойчивый интерес к игре, желание участвовать в ней

Отрицательные эмоции процветают чаще тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть игру

Отрицательные эмоции процветают чаще тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть игру

Важное место принадлежит сенсорным играм, которые, помимо выполнения своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика ребенка и приводят в действие эмоциональную сферу в целом

Важное место принадлежит сенсорным играм, которые, помимо выполнения своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика ребенка и приводят в действие эмоциональную сферу в целом

В.М.Минаева разработала программу заданий, игр и занятий для изучения и развития эмоциональной сферы дошкольников

В.М.Минаева разработала программу заданий, игр и занятий для изучения и развития эмоциональной сферы дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2022