ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ
ПЕДАГОГА–ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
О.В. Шатохина, педагог-психолог
Д/с «Берёзка» р.п. Чишмы,
Республика Башкортостан, Россия
«Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях», « Использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям». «Взаимодействие взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития», «Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности», «Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности» (ФГОС ДО п.3.2).
Предлагаемый метод психо-лого-ритмики (ПЛР) позволяет достигать этих целей в работе с дошкольниками. Метод психо-лого-ритмики можно использовать, как в игровой терапии с детьми проводимой педагогом-психологом, так и в совместной деятельности педагога-психолога с воспитателями, логопедами. Очень хорошо применять его в работе с родителями. Играя вместе с ребенком, родители видят его со стороны, начинает лучше понимать своего ребенка, да и самих себя. А для ребенка игра с родителями настоящий праздник!
Метод психо-лого-ритмики (ПЛР) - включает в себя двигательно-пространственные композиции, сопровождаемые музыкальными и речевыми ритмами. В основу метода психо-лого-ритмики легли фундаментальные труды Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Р.Элькони, П.Я.Гальперина. Принцип «ведущей игровой деятельности» является основополагающим (Л.С.Выготский).
Метод ПЛР универсален, т.к. может применяться во всех типах образовательных учреждений. Приемлем в использовании педагогами, воспитателями, специалистами для решения профилактических, коррекционно - развиваюших, обучающих задач. Специально подготовлен только ведущий, желательно владеющий коммуникативными, пантомимическими и музыкальными навыками
Метод ПЛР является в основном тренинговым, т. к. не требует специального разучивания текстов, движений и «совершенного» исполнения их всеми участникам. Специально подготовлен только ведущий, желательно владеющий коммуникативными, пантомимическими и музыкальными навыками.
В процессе психо-лого-ритмики возможно отмечать (диагностировать) психо-физическое состояние всех участников процесса в данный момент и отслеживать динамику их личностного развития. Все наше существование подчинено природным ритмам. Ритмическая структура ПЛР, как костяк, на который наложены сюжетные двигательные композиции. Ритмическая структура ПЛР (повторение с добавлением нового содержания) оказывает терапевтическое воздействие на психо-физические процессы детей и взрослых, так как соответствует природным ритмам.
Универсальность метода ПЛР заключается в том, что для одних участников это преодоление отклонения в нормальном развитии, а для других профилактика их возникновения.
«Социальную ситуацию развития» создает взрослый, т.к. выступает в роли «носителя образца действия», а ребенок ему подражает. Вначале помощь взрослого максимальна, но с каждым новым шагом она слабеет, т.к. освоив игровые действия ребенок меняет позицию «ведомого» на позицию «ведущего». Действуя в том или ином «образе» ребенок решает свои личностные проблемы, т.е. происходит катарсис его неудовлетворенных желаний. Взаимодействуя в общем действии, один участник решает свои личностные проблемы, а другой экспериментирует со своим телом, речью, эмоциями, отношениями. Таким образом, создаются условия для самостоятельного и коллективного творчества. Это синтетический вид деятельности, т.к. оказывает влияние на все сферы психики детей и взрослых и предоставляет возможность творческого самовыражения всем участникам процесса. Осуществлению преемственности в процессе воспитания и обучения ребенка.
Для педагогов и родителей ПЛР служит повышением своей психолого-педагогической компетентности, так как расширяет возможности для приобретения специальных знаний, умений, предоставляет поле для самореализации, проявления инициативы и творчества. Педагог научается комбинировать различные методики, технологии и приемы работы для решения педагогических задач. Родители получают в руки «инструменты» регуляции детско-родительских отношений.
Особенностью предлагаемого метода ПЛР является построение композиций по законченному сюжету и заданной (например, быть сказочными или взяты из жизни взрослых и детей). Воспитатели, специалисты, дети используют составные элементы этой композиции. Например, логопед использует пальчиковую игру в индивидуальной работе, воспитатель психологическую игру применяет в совместной игровой деятельности с детьми во время прогулки, а дети в самостоятельной и совместной игровой деятельности. Для создания яркого «образа» используются разнообразные выразительные средства: пантомима, интонационно окрашенная речь, звуки живой природы, театральные шумы, шумовые инструменты, атрибуты, изготовленные из природных и подручных материалов.
В многократном повторении образуются двигательные, речевые и поведенческие стереотипы, на основе которых ребенок может импровизировать. Поскольку педагог или родитель выступает, как непосредственный участник наравне с ребенком, появляется возможность корректировать взаимоотношения «ребенок-педагог», «ребенок-родитель», «родитель-педагог» не только извне, но и самостоятельно каждому участнику.
Метод ПЛР обеспечивает полноценное профессиональное взаимодействие в
психолого-педагогическом процессе, так как удовлетворяет потребность в разнообразной деятельности, обновляет формы и содержание коррекционно-
развивающего процесса. В процессе взаимодействия создается целостное развивающее пространство, вырабатывается единый профессиональный язык у всех участников образовательного коррекционно-развивающего процесса, что приводит к интенсификации процесса развития.
Список использованной литературы:
1 Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» М. «Просвещение» 2005г.
2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М. «Просвещение» 1994г.
3. Лесина С.В. «Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия» В. «Учитель» 2007г.
4. Лютова Г.К. Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» СПб «Речь» 2011г.
5. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать» М. 2010г.г.
6. Щипицина Л.М. «Азбука общения» СПб МУСР им. Р. Валенберга 2006г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.