Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста
Оценка 4.9

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста

Оценка 4.9
doc
31.10.2022
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста
СТАТЬЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ.doc

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ

ПЕДАГОГА–ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                                          О.В. Шатохина, педагог-психолог

                                                                          Д/с «Берёзка» р.п. Чишмы,

                                                                          Республика Башкортостан, Россия                                                                            

 

   «Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях», « Использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям». «Взаимодействие взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития», «Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности», «Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности» (ФГОС ДО п.3.2).

   Предлагаемый метод психо-лого-ритмики (ПЛР) позволяет  достигать  этих целей в работе с дошкольниками. Метод психо-лого-ритмики можно использовать, как в игровой терапии  с детьми проводимой педагогом-психологом, так и  в совместной деятельности педагога-психолога с  воспитателями, логопедами. Очень хорошо применять его в работе с родителями. Играя вместе с ребенком, родители видят его со стороны, начинает лучше  понимать своего ребенка, да и самих себя. А для ребенка игра с родителями  настоящий  праздник!

  Метод психо-лого-ритмики (ПЛР) - включает в себя двигательно-пространственные композиции, сопровождаемые музыкальными и речевыми ритмами. В основу метода психо-лого-ритмики легли фундаментальные труды Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Р.Элькони, П.Я.Гальперина. Принцип «ведущей игровой деятельности» является основополагающим (Л.С.Выготский).

   Метод ПЛР универсален, т.к. может применяться во всех типах образовательных учреждений. Приемлем в использовании  педагогами, воспитателями, специалистами для решения профилактических, коррекционно - развиваюших, обучающих задач. Специально подготовлен только ведущий, желательно владеющий коммуникативными, пантомимическими и музыкальными навыками

  Метод ПЛР является в основном тренинговым, т. к. не требует специального   разучивания текстов, движений и «совершенного» исполнения их  всеми участникам. Специально подготовлен только ведущий, желательно владеющий коммуникативными, пантомимическими и музыкальными навыками.

  В процессе психо-лого-ритмики возможно отмечать (диагностировать) психо-физическое состояние всех участников процесса в данный момент и отслеживать динамику их личностного развития. Все наше существование подчинено природным ритмам. Ритмическая структура ПЛР, как костяк, на который наложены сюжетные двигательные композиции. Ритмическая структура ПЛР (повторение с добавлением нового содержания) оказывает терапевтическое воздействие на психо-физические процессы детей и взрослых, так как соответствует природным ритмам.

  Универсальность метода ПЛР заключается в том, что для одних участников это преодоление отклонения в нормальном развитии, а для других профилактика их возникновения.

  «Социальную ситуацию развития» создает взрослый, т.к. выступает в роли «носителя образца действия», а ребенок ему подражает. Вначале помощь взрослого максимальна, но с каждым новым шагом она слабеет, т.к. освоив игровые действия ребенок меняет позицию «ведомого» на позицию «ведущего». Действуя в том или ином  «образе» ребенок решает свои личностные проблемы,  т.е. происходит катарсис его неудовлетворенных желаний. Взаимодействуя в общем действии, один участник решает свои личностные проблемы, а другой экспериментирует со своим телом, речью, эмоциями, отношениями. Таким образом, создаются условия для самостоятельного и коллективного творчества. Это синтетический вид деятельности, т.к. оказывает влияние на все сферы психики детей и взрослых и предоставляет возможность творческого самовыражения всем участникам процесса. Осуществлению преемственности в процессе воспитания и обучения ребенка.

  Для педагогов и родителей ПЛР служит  повышением своей психолого-педагогической компетентности, так как расширяет возможности для приобретения специальных знаний, умений, предоставляет поле для самореализации, проявления инициативы  и творчества. Педагог научается комбинировать различные методики, технологии и приемы работы для решения педагогических задач. Родители получают в руки «инструменты» регуляции детско-родительских отношений.

  Особенностью предлагаемого метода ПЛР является построение композиций по  законченному сюжету и заданной (например, быть сказочными или взяты из жизни  взрослых и детей). Воспитатели, специалисты, дети  используют составные  элементы этой композиции. Например, логопед использует пальчиковую игру в индивидуальной работе, воспитатель психологическую игру применяет  в совместной игровой деятельности с детьми во время прогулки, а дети в самостоятельной и совместной игровой деятельности.  Для создания яркого «образа» используются разнообразные выразительные средства: пантомима, интонационно окрашенная речь, звуки живой природы, театральные шумы, шумовые инструменты, атрибуты, изготовленные   из природных и подручных материалов.

   В многократном повторении образуются двигательные, речевые  и поведенческие стереотипы,  на основе которых ребенок может импровизировать. Поскольку педагог или родитель выступает,  как непосредственный участник наравне с ребенком, появляется возможность корректировать взаимоотношения «ребенок-педагог», «ребенок-родитель», «родитель-педагог» не только извне, но и самостоятельно каждому участнику.

    Метод ПЛР обеспечивает полноценное профессиональное взаимодействие в

психолого-педагогическом процессе, так как удовлетворяет потребность в разнообразной деятельности, обновляет формы и содержание коррекционно-

развивающего процесса. В процессе взаимодействия создается  целостное развивающее  пространство,  вырабатывается единый профессиональный язык у всех участников образовательного коррекционно-развивающего  процесса, что приводит к интенсификации процесса развития.

 

                                                                                                       

Список использованной литературы:

1 Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» М. «Просвещение» 2005г.

2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М. «Просвещение» 1994г.

3. Лесина С.В. «Коррекционно-развивающие занятия и  мероприятия» В. «Учитель» 2007г.

4. Лютова Г.К. Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» СПб «Речь»  2011г.

5. Фопель  К.  «Как научить детей сотрудничать» М. 2010г.г.

6. Щипицина Л.М. «Азбука общения» СПб МУСР им. Р. Валенберга 2006г.

 

 

 

 

 

 

 


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Л.С.Выготский). Метод ПЛР универсален, т

Л.С.Выготский). Метод ПЛР универсален, т

Взаимодействуя в общем действии, один участник решает свои личностные проблемы, а другой экспериментирует со своим телом, речью, эмоциями, отношениями

Взаимодействуя в общем действии, один участник решает свои личностные проблемы, а другой экспериментирует со своим телом, речью, эмоциями, отношениями

Метод ПЛР обеспечивает полноценное профессиональное взаимодействие в психолого-педагогическом процессе, так как удовлетворяет потребность в разнообразной деятельности, обновляет формы и содержание коррекционно- развивающего процесса

Метод ПЛР обеспечивает полноценное профессиональное взаимодействие в психолого-педагогическом процессе, так как удовлетворяет потребность в разнообразной деятельности, обновляет формы и содержание коррекционно- развивающего процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2022