Развитие функциональной грамотности учащихся
Оценка 5

Развитие функциональной грамотности учащихся

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
математика
11.06.2022
Развитие функциональной грамотности учащихся
В методическом пособие рассказано об аспектах развития функциональной математической грамотности учащихся на уроках и во внеурочное время через практико- ориентированные задачи, задания из аттестационной работы выпускников и заданий Из PIZA.
Развитие функциональной математической грамотности учащихся.docx

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Пастухова Н. А.,

Преподаватель математики МОУ «СОШ №18 им. А.А. Мыльникова»

г. Энгельс Саратовской области

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. Поэтому главной задачей в системе российского образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни.

А.В. Хуторской считает, что овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в обществе можно при условии владения следующими ключевыми образовательными компетенциями: ценностно-смысловыми, общекультурными, учебно-познавательными, информационными, коммуникативными, социально-трудовыми и компетенциями личностного самосовершенствования. Таким образом, развитие функциональной грамотности в образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.

Математика является движущей силой науки и технического прогресса. Многие математические теории возникли в связи с практическими потребностями человека.  Математическое  моделирование, теория игр и теория информации, математическая статистика и теория вероятностей - это лишь небольшой перечень математических теорий, помогающих развитию современных технологий.

Невозможно представить без математики и повседневную жизнь. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять математические  расчеты: правильно рассчитать проценты по кредиту или воспользоваться скидкой в магазине. Каждый из нас должен уметь  находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

 Одной из оставляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся.   В международном исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) термин «функциональная математическая  грамотность» означает «способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе».

Математическая  грамотность  –  это  способность  человека  мыслить,  формулировать,  применять  и  интерпретировать математику  для  решения  задач  в  разнообразных  практических контекстах.  Она  включает  в  себя математические рассуждения,  понятия,  процедуры  и  факты,  а  такжеинструменты  для  описания,  объяснения  и  предсказания  явлений.  Она помогает  людям  понять  роль  математики  в  мире,  высказывать  хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане.

В Федеральном Госстандарте в описание личностной характеристики выпускника входит умение учиться, способность применять полученные знания на практике. Среди требований, устанавливаемых в Стандарте к освоению обучающимися основной образовательной программы основного общего образования,  включается  умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера.

Работа над формированием математической грамотности основана на следующих положениях: обучение математическому моделированию, сочетание теоретических и практических знаний, личная значимость приобретаемых знаний, обогащение социального опыта, межпредметная интеграция, освоение метадеятельности.

Кроме специально разработанных заданий для формирования математической грамотности учитель использует текстовые арифметические задачи практико – ориентированной направленности.

В качестве источника практико-ориентированных задач можно использовать задания, предлагаемые в тестах PISA, в контрольно-измерительных материалах ВПР и для итоговой аттестации выпускников основной и средней школы.

При решении таких задач дети должны самостоятельно ставить цели, анализировать, сопоставлять, оценивать. 

Практико-ориентированные задачи способствуют:

 -   Повышению качества математической подготовки учащихся;

- Пониманию использования математики во всех видах деятельности  человека; -  Созданию  предпосылок  для  творческой деятельности учащихся.

В таких задачах раскрываются  приложения математики в окружающей нас действительности, в смежных дисциплинах, в них учащиеся знакомятся  с использованием математики в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций, в решение практических задач, возникающих в различных областях человеческой деятельности. 

Большое значение имеет формирование общего приема решения задач. Общий прием решения задач включает: знание этапов решения, методов (способов) решения, типов задач, обоснование выбора способа решения на основании анализа текста задачи, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями.

К этапам решения можно отнести:

1) анализ текста задачи;

2) перевод текста на язык математики;

3) установление отношений между данными и вопросом;

4) составление плана решения задачи;

5) осуществление плана решения;

6) проверка и оценка решения задачи.
Примеры практико-ориентированных задач из КИМ по математике.

1. Больному прописано лекарство, которое нужно пить о 0,5 г. 3 раза в день в течении 8 дней. В одной упаковке 8 таблеток лекарства по 0,25 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?

2. В летнем лагере 245 детей и 29 воспитателей. В автобус помещается не более 46 пассажиров. Сколько автобусов требуется, чтобы перевезти всех из лагеря в город?

3.Пакетик сока стоит 14 рублей 50 копеек. Какое наибольшее число пакетиков сока можно купить на 100 рублей? 

4. После уплаты 13% налога на доходы работник получил 30 450 руб.  Каков до- ход работника?

5. Цена на товар повысилась на 10%, а затем понизилась на 10% от новой величины. Сколько процентов начальной цены составляет конечная цена?

Пример задания на математическую грамотность из теста PISA.

Скорость падения капель

Внутривенные капельные вливания используются для введения жидкости и лекарств пациентам. Для осуществления вливания медицинским сёстрам нужно вычислять скорость падения капель (D), в каплях в минуту.

Они используют формулу , где

 – показатель «число капель в единице объёма», который измеряется в каплях в миллилитре (мл),

 – объём вливания (в мл),

n –  время (в часах), за которое требуется сделать вливание.

Вопрос 1

Медицинская сестра хочет увеличить вдвое время вливания.

Приведите точное описание того, как изменится значение D если n увеличить в два раза, а  и  оставить без изменения.

Код 2: Ответ принимается полностью

       В объяснении описаны и направление, и величина изменения.

Код 1: Ответ, в котором правильно описано либо направление, либо величина изменения, но не оба.

Вопрос 2.

Медицинским сёстрам также нужно вычислять объём вливания (), используя скорость падения капель D.

Вливание со скоростью 50 капель в минуту надо сделать пациенту за
3 часа. Показатель «число капель в единице объёма» для данного вливания равен 25 каплям в миллилитре.

Чему равен объём вливания (в мл)?

Код 1: Ответ принимается полностью. 360 или приведены верное преобразование формулы и подстановка значений

На сайте Института стратегии и развития образования Российской Академии образования по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.

Учитель математике на уроках и во внеурочное время для формирования у учащихся математической грамотности может использовать не только задания из соответствующего учебного пособия, но из других источников.

Основная проблема при формировании математической грамотности: как сформулировать (переформулировать) задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью которого уже можно решить привычную математическую задачу? Как оценить математические связи между событиями. Кроме того, важна интерпретация результата, полученного математическими вычислениями, обратный перевод с математического языка на язык решаемой проблемной задачи. Важно, чтобы учащиеся поняли, что реальные объекты и процессы в жизни редко принимают правильную математическую форму. Тем не менее, во всех рассматриваемых задачах можно найти подходящую математическую модель, распознать математическую составляющую в модели.

Таким образом, важность решение таких задач позволит продемонстрировать практическую значимость математики, а также позволит решить одну из задач, стоящих перед образованием на современном этапе его развития — воспитание самостоятельной, конкурентоспособной личности, способной решать различные жизненные задачи.  Использование реальной ситуации в заданиях на формирование математической грамотности способствует социализации обучающихся посредством обогащения их социального опыта. Математический аппарат, который применяется  при решении практико-ориентированных задач,  наполняется для обучающихся  практическим смыслом, что  повышает их мотивацию , стимулирует познавательный интерес и активность к изучению математики.

Литература:

1. Рослова Л.О., Краснянская К.А., Квитко Е.С.Концептуальные основы формирования и оценки математической  грамотности. /Отечественная и зарубежная педагогика, 2019.Т.1, №4(61).С58-79

 2.Шевкин, А.В. Текстовые задачи в школьном курсе математики / А.В. Шевкин // Математика (приложение к газете "1 сентября"). - 2005. - № 17. - С.22-30.

3.Сергеева Т.Ф. Математика на каждый день. 6-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. / Т.Ф. Сергеева - М.: Просвещение,2020, 112с.

4. Банк заданий. Математическая грамотность.// Официальный сайт ФГБНУ «Институт стратегии образования РАО». – Режим доступа: http://www.skiv..instrao.ru

5. Распечатай и реши. https://www.time4math.ru/oge


 

Скачано с www.znanio.ru

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ

Каждый из нас должен уметь находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц,…

Каждый из нас должен уметь находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц,…

Кроме специально разработанных заданий для формирования математической грамотности учитель использует текстовые арифметические задачи практико – ориентированной направленности

Кроме специально разработанных заданий для формирования математической грамотности учитель использует текстовые арифметические задачи практико – ориентированной направленности

Примеры практико-ориентированных задач из

Примеры практико-ориентированных задач из

Приведите точное описание того, как изменится значение

Приведите точное описание того, как изменится значение

Тем не менее, во всех рассматриваемых задачах можно найти подходящую математическую модель, распознать математическую составляющую в модели

Тем не менее, во всех рассматриваемых задачах можно найти подходящую математическую модель, распознать математическую составляющую в модели
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2022