РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Пастухова Н. А.,
Преподаватель математики МОУ «СОШ №18 им. А.А. Мыльникова»
г. Энгельс Саратовской области
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. Поэтому главной задачей в системе российского образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни.
А.В. Хуторской считает, что овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в обществе можно при условии владения следующими ключевыми образовательными компетенциями: ценностно-смысловыми, общекультурными, учебно-познавательными, информационными, коммуникативными, социально-трудовыми и компетенциями личностного самосовершенствования. Таким образом, развитие функциональной грамотности в образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.
Математика является движущей силой науки и технического прогресса. Многие математические теории возникли в связи с практическими потребностями человека. Математическое моделирование, теория игр и теория информации, математическая статистика и теория вероятностей - это лишь небольшой перечень математических теорий, помогающих развитию современных технологий.
Невозможно представить без математики и повседневную жизнь. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять математические расчеты: правильно рассчитать проценты по кредиту или воспользоваться скидкой в магазине. Каждый из нас должен уметь находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Одной из оставляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся. В международном исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) термин «функциональная математическая грамотность» означает «способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе».
Математическая грамотность – это способность человека мыслить, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя математические рассуждения, понятия, процедуры и факты, а такжеинструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане.
В Федеральном Госстандарте в описание личностной характеристики выпускника входит умение учиться, способность применять полученные знания на практике. Среди требований, устанавливаемых в Стандарте к освоению обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, включается умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера.
Работа над формированием математической грамотности основана на следующих положениях: обучение математическому моделированию, сочетание теоретических и практических знаний, личная значимость приобретаемых знаний, обогащение социального опыта, межпредметная интеграция, освоение метадеятельности.
Кроме специально разработанных заданий для формирования математической грамотности учитель использует текстовые арифметические задачи практико – ориентированной направленности.
В качестве источника практико-ориентированных задач можно использовать задания, предлагаемые в тестах PISA, в контрольно-измерительных материалах ВПР и для итоговой аттестации выпускников основной и средней школы.
При решении таких задач дети должны самостоятельно ставить цели, анализировать, сопоставлять, оценивать.
Практико-ориентированные задачи способствуют:
- Повышению качества математической подготовки учащихся;
- Пониманию использования математики во всех видах деятельности человека; - Созданию предпосылок для творческой деятельности учащихся.
В таких задачах раскрываются приложения математики в окружающей нас действительности, в смежных дисциплинах, в них учащиеся знакомятся с использованием математики в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций, в решение практических задач, возникающих в различных областях человеческой деятельности.
Большое значение имеет формирование общего приема решения задач. Общий прием решения задач включает: знание этапов решения, методов (способов) решения, типов задач, обоснование выбора способа решения на основании анализа текста задачи, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями.
К этапам решения можно отнести:
1) анализ текста задачи;
2) перевод текста на язык математики;
3) установление отношений между данными и вопросом;
4) составление плана решения задачи;
5) осуществление плана решения;
6)
проверка и оценка решения задачи.
Примеры практико-ориентированных задач из КИМ по математике.
1. Больному прописано лекарство, которое нужно пить о 0,5 г. 3 раза в день в течении 8 дней. В одной упаковке 8 таблеток лекарства по 0,25 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
2. В летнем лагере 245 детей и 29 воспитателей. В автобус помещается не более 46 пассажиров. Сколько автобусов требуется, чтобы перевезти всех из лагеря в город?
3.Пакетик сока стоит 14 рублей 50 копеек. Какое наибольшее число пакетиков сока можно купить на 100 рублей?
4. После уплаты 13% налога на доходы работник получил 30 450 руб. Каков до- ход работника?
5. Цена на товар повысилась на 10%, а затем понизилась на 10% от новой величины. Сколько процентов начальной цены составляет конечная цена?
Пример задания на математическую грамотность из теста PISA.
Скорость падения капель
Внутривенные капельные вливания используются для введения жидкости и лекарств пациентам. Для осуществления вливания медицинским сёстрам нужно вычислять скорость падения капель (D), в каплях в минуту.
Они используют формулу
, где
– показатель «число
капель в единице объёма», который измеряется в каплях в миллилитре (мл),
– объём вливания (в мл),
n – время (в часах), за которое требуется сделать вливание.
Вопрос 1
Медицинская сестра хочет увеличить вдвое время вливания.
Приведите точное описание
того, как изменится значение D если n увеличить в два раза, а
и
оставить без изменения.
Код 2: Ответ принимается полностью
В объяснении описаны и направление, и величина изменения.
Код 1: Ответ, в котором правильно описано либо направление, либо величина изменения, но не оба.
Вопрос 2.
Медицинским сёстрам также
нужно вычислять объём вливания (
), используя скорость
падения капель D.
Вливание со скоростью 50
капель в минуту надо сделать пациенту за
3 часа. Показатель «число капель в единице объёма» для данного вливания равен
25 каплям в миллилитре.
Чему равен объём вливания (в мл)?
Код 1: Ответ принимается полностью. 360 или приведены верное преобразование формулы и подстановка значений
На сайте Института стратегии и развития образования Российской Академии образования по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
Учитель математике на уроках и во внеурочное время для формирования у учащихся математической грамотности может использовать не только задания из соответствующего учебного пособия, но из других источников.
Основная проблема при формировании математической грамотности: как сформулировать (переформулировать) задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью которого уже можно решить привычную математическую задачу? Как оценить математические связи между событиями. Кроме того, важна интерпретация результата, полученного математическими вычислениями, обратный перевод с математического языка на язык решаемой проблемной задачи. Важно, чтобы учащиеся поняли, что реальные объекты и процессы в жизни редко принимают правильную математическую форму. Тем не менее, во всех рассматриваемых задачах можно найти подходящую математическую модель, распознать математическую составляющую в модели.
Таким образом, важность решение таких задач позволит продемонстрировать практическую значимость математики, а также позволит решить одну из задач, стоящих перед образованием на современном этапе его развития — воспитание самостоятельной, конкурентоспособной личности, способной решать различные жизненные задачи. Использование реальной ситуации в заданиях на формирование математической грамотности способствует социализации обучающихся посредством обогащения их социального опыта. Математический аппарат, который применяется при решении практико-ориентированных задач, наполняется для обучающихся практическим смыслом, что повышает их мотивацию , стимулирует познавательный интерес и активность к изучению математики.
Литература:
1. Рослова Л.О., Краснянская К.А., Квитко Е.С.Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности. /Отечественная и зарубежная педагогика, 2019.Т.1, №4(61).С58-79
2.Шевкин, А.В. Текстовые задачи в школьном курсе математики / А.В. Шевкин // Математика (приложение к газете "1 сентября"). - 2005. - № 17. - С.22-30.
3.Сергеева Т.Ф. Математика на каждый день. 6-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. / Т.Ф. Сергеева - М.: Просвещение,2020, 112с.
4. Банк заданий. Математическая грамотность.// Официальный сайт ФГБНУ «Институт стратегии образования РАО». – Режим доступа: http://www.skiv..instrao.ru
5. Распечатай и реши. https://www.time4math.ru/oge
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.