Развитие и перспективы ребёнка с нарушениями речи
Оценка 5

Развитие и перспективы ребёнка с нарушениями речи

Оценка 5
doc
дефектология
11.10.2020
Развитие и перспективы ребёнка с нарушениями речи
Развитие и перспективы ребёнка.doc

Развитие и перспективы ребёнка с речевыми нарушениями

Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадёт в дошкольном образовательном учреждении, а затем  в школе. Логопед не только открывает ребёнку неограниченные возможности общения, он - своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей, коммуникативных навыков. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и с взрослыми – ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям,  ощущает себя полноценным человеком.

Для выработки единого подхода к коррекции речевого развития я, логопед, взаимодействую с педагогическим коллективом, психологом, логопедами дошкольных образовательных учреждений, родителями. Роль родителей в коррекционной работе трудно переоценить. Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь –  заслуга,  прежде всего, семейного воспитания. И, напротив, недостаточное внимание к  речи  ребёнка нередко становится главной причиной нарушений речи и неэффективности моей работы.

Коррекционная работа в школе осуществляется мной в основном в группе, но также я учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка, при этом следуя единому плану занятий и понимая особенности детей, имеющих определённый логопедический диагноз.  Одним из сложных диагнозов в общеобразовательной  школе является «Нерезко выраженное общее недоразвитие речи». У детей с таким диагнозом отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. Обучающиеся данной  категории  испытывают  стойкие  трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы  вследствие недостаточной сформированности предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Коррекционную работу я веду по следующим направлениям:

  1. Развитие звуковой стороны речи.
  2. Развитие  лексического запаса и грамматического строя речи.
  3. Формирование связной речи.
  4. Развитие  и совершенствование психологических предпосылок к обучению.
  5. Формирование полноценных  учебных умений.
  6. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.

Занятия с данной группой детей проводятся 3 раза в неделю и занимают от 1,5 до 2 лет, в зависимости от тяжести нарушения, физического и психического здоровья детей.

Следующая группа формируется с диагнозом  « Фонетико-фонематическое недоразвитие речи» (1 класс). Изучение звуковой стороны речи детей показывает  несформированность всей совокупности элементов речи: звукопроизношения, ритмико-слоговой структуры слова, восприятия фонем.

Основные проявления, характеризующие это состояние:

  1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков. Один и тот же звук может служить заменителем 2-3 звуков. Например, «тюмка», «тяска», «тяпка» вместо сумка, чашка, шапка.
  2. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию. Например, «лакета», «табака» вместо ракета, собака.
  3. Смешение звуков. Характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Это нарушение наиболее часто встречается  и в школе.

Иногда даже при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения  в восприятии звуков.

Задачи коррекционной работы:

1. Формирование звукопроизношения.

2. Развитие фонематического слуха.

3. Подготовка к обучению грамоте.

Дети с ФФНР, часто неожиданно для окружающих, оказываются неуспевающими по письму и чтению. Во 2 классе у детей можно увидеть в письменных работах: «Рола мыла руки мыром», «курича», « яицко».  Обучающиеся  с такими ошибками зачисляются в группы соответственно диагнозам: «Нарушения письма и чтения, обусловленные  фонематическими  нарушениями речи» (2-4 классы), "Нарушения письма и чтения, обусловленные  НОНР"  (2-3  классы).

Нарушения письма и чтения, так называемые дисграфия (специфическое нарушение письма)  и дислексия (специфическое нарушение чтения), часто отмечаются у детей, которые правильно произносят все звуки. Это говорит о том, что дисграфия и дислексия возникают в результате отклонений в развитии устной речи, недостаточностью ряда психических функций: внимания, памяти, зрительного гнозиса,  сукцессивных (анализ и синтез, реализуемый по частям, последовательно) и симультантных  процессов (анализ и синтез, имеющий одновременный характер). У таких учеников нет затруднений при усвоении зрительно-пространственного расположения букв в слове и, как правило, они списывают предъявляемые тексты без ошибок. Основной симптоматикой  дисграфии является наличие специфических ошибок в письменных работах, симптоматикой дислексии - наличие специфических ошибок при чтении, нарушение понимания  прочитанного, которое проявляется на уровне отдельного слова, предложения, текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны.

Для устранения нарушений письма и чтения необходима единая система коррекционного воздействия. Работа проводится в группе, подгруппе, индивидуально.

Основные направления коррекции:

  1. Развитие фонематического восприятия.
  2. Работа над звукопроизношением.
  3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
  4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.
  5. Развитие грамматических навыков.
  6. Развитие связной речи.

Дисграфия и дислексия могут быть вызваны рядом причин, не обусловленных речевым недоразвитием. К таким причинам можно отнести: недостаточное усвоение школьной программы, педагогическую запущенность, влияние двуязычия. В этих случаях не наблюдаются специфические ошибки.

Нарушения письменной речи являются распространённым речевым расстройством. Моя работа как логопеда носит дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребёнка. До настоящего времени  в логопедии недостаточно разработан психолингвистический аспект коррекции нарушений письменной речи, представляющий собой значимую проблему логопедического воздействия. Практика показывает, что дети с нарушениями  письма  не всегда  начинают писать идеально даже после коррекционной работы. Они имеют плохой почерк (особенно в старших классах), допускают орфографические ошибки. Современные исследования показывают, что дисграфия и дислексия являются следствием нарушений межполушарного взаимодействия головного мозга. Часто такие люди бывают талантливы в других областях (например, в физике, математике) или у них хорошо развиты творческие способности.

При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии и дислексии сглаживается. И научить детей с данными нарушениями   писать и читать грамотно, связно  выражать свои мысли в устной и письменной форме - основная задача всех участников коррекционного процесса.

Группу "Нарушения звукопроизношения" посещают первоклассники, имеющие диагноз "Дислалия". Логопедическую работу по устранению  дислалии  строю на основе выработки новых артикуляционных навыков путём использования компенсаторных возможностей  организма (зрительных и слуховых восприятий, тактильных и кинестетических ощущений).

  1. Занятия провожу в определённой последовательности:
  2. Постановка звука.
  3. Автоматизация навыка произношения в слогах, словах.
  4. Автоматизация навыка произношения в предложениях, стихах, скороговорках, текстах.
  5. Дифференциация сходных по звучанию и артикуляции звуков.
  6. Автоматизация звука в самостоятельной речи.

На последнем этапе большое значение имеет отношение родителей. Если родители не контролировали  произношение звука в повседневной жизни, то, даже если все этапы коррекционной работы ребёнок прошёл хорошо, дефектное произношение может сохраниться.


Развитие и перспективы ребёнка с речевыми нарушениями

Развитие и перспективы ребёнка с речевыми нарушениями

Коррекционную работу я веду по следующим направлениям:

Коррекционную работу я веду по следующим направлениям:

Рола мыла руки мыром», «курича», « яицко»

Рола мыла руки мыром», «курича», « яицко»

В этих случаях не наблюдаются специфические ошибки

В этих случаях не наблюдаются специфические ошибки

На последнем этапе большое значение имеет отношение родителей

На последнем этапе большое значение имеет отношение родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2020