«Развитие индивидуальных способностей младших школьников на основе принципов гражданско-патриотического и поликультурного воспитания».
Оценка 4.6

«Развитие индивидуальных способностей младших школьников на основе принципов гражданско-патриотического и поликультурного воспитания».

Оценка 4.6
Лекции +1
doc
воспитание +1
1 кл—4 кл
12.06.2024
«Развитие индивидуальных  способностей младших школьников на основе принципов гражданско-патриотического и поликультурного воспитания».
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Профилактико-коррекционными мерами должны стать действия по усилению гуманитарной и патриотической составляющей в образовании всех уровней и создание целостных программ воспитания на различных ступенях образования. Именно патриотическая идея как духовно-нравственная и социальная ценность является тем фундаментом, на котором во все времена консолидируются все слои общества, а патриотическая направленность воспитания всегда была присуща педагогике и являлась неотъемлемой её частью.
доклад.doc

Доклад

 

Тема: «Развитие индивидуальных  способностей младших школьников на основе принципов гражданско-патриотического и поликультурного воспитания».

 

 «Всякая благородная личность глубоко 
осознает свое кровное родство, 
свои кровные связи с Отечеством». 
В.Г. Белинский 

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине.

Человек, не знающий своего прошлого, не укоренённый в ценностных основах своей семьи и культурных традициях своего народа не может стать самодостаточным в будущем. А социально-экономическая нестабильность современного общества оказывает негативное влияние на сознание подрастающего поколения, порождая в детской среде равнодушие, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, снижая интерес к отечественной истории и её героическому прошлому, способствуя падению престижа армии и воинской службы, являясь, в конечном счёте, угрозой национальной безопасности государства.

В докладе президента РАО, д. пед. н., профессора  Н.Д. Никандрова на Общем собрании Российской академии образования в декабре 2008 года были обозначены риски социализации, которые, по его словам, не означают катастрофы, но с большой долей вероятны. В их числе были названы следующие:

·             формирование равнодушия как черты характера или активной неприязни к людям;

·             рост жестокости как черты характера;

·             антипатриотизм и утрата чувства Родины;

·             примитивизация культурных предпочтений.

Профилактико-коррекционными мерами должны стать, по его мнению, действия по усилению гуманитарной и патриотической составляющей в образовании всех уровней и создание целостных программ воспитания на различных ступенях образования.

В этой связи актуальность приобретает знакомство ребёнка с родным краем в целях воспитания уважительного отношения к земле своих прародителей, её  историческим и культурным традициям; осмысление личной причастности к событиям прошлого и настоящего, формирование дееспособной, энергичной, инициативной личности. В стратегическом плане это способствует становлению гражданственного самосознания.

Гражданственность рассматривается как патриотизм, нравственность и правовая культура. Патриотизм – сложное чувство, оно не возникает само по себе, а специально воспитывается, формируется. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотическое чувство, пройдя ряд этапов, поднимается до осознанной любви к своему Отечеству. Идея патриотизма – необходимое условие совершенствования любого государства. Именно патриотическая идея как духовно-нравственная и социальная ценность является тем фундаментом, на котором во все времена консолидируются все слои общества, а патриотическая направленность воспитания всегда была присуща педагогике и являлась неотъемлемой её частью:

·             со времён великого князя Киевской Руси Владимира Мономаха патриотическое воспитание  понималось, прежде всего, как воспитание защитника и радетеля родной земли, своего Отечества, жизнь во благо которого представляется высшей добродетелью и основой нравственного самосознания;

·             А. Дистервег утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живет человек, т. е. всю современную культуру в широком смысле слова и конкретной страны, являющейся его родиной, сформулировав тем самым принцип культуросообразности в педагогике как условие патриотического воспитания;

·             К. Д. Ушинский отводил патриотическому воспитанию и нравственному развитию ребёнка ведущую роль;

·             Профессор П. Ф. Каптерев к особенностям педагогического процесса на основе национальных ценностей относил язык, религию и быт. Усвоение родного языка он рассматривал как приобщение  к национальным духовным ценностям и общечеловеческим знаниям;

·             В. А. Сухомлинский  патриотизм определял, в первую очередь, через любовь к родной земле, самобытной культуре, которую создали народы, проживающие в её пределах, постижение своих национальных ценностей.

В Государственном образовательном стандарте начального общего образования нового поколения Российской Федерации конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования. Другими словами, воспитание как ценностно-ориентированный процесс поставлено во главу угла школьного образования: это воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека. Стратегическая цель – формирование у детей ценностного отношения к Родине, её культурно-историческому прошлому, уважения к государственной символике, родному языку, бережного отношения к народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; готовность к самостоятельному выбору демократических ценностей и исполнению гражданского долга, усвоению основ толерантности, самосознания гражданина Российской Федерации.  Возрождается понятие национального воспитательного идеала – формирование российской идентичности.

Мы живём в Приднестровской Молдавской Республике, которая находится в едином образовательном пространстве с Российской Федерацией, поэтому выстраиваем свою образовательную политику в контексте тех изменений, которые определяет Россия, адаптируя её научно-методический опыт к условиям нашего государства.

 На сегодняшний день наиболее острыми социально значимыми проблемами для нашего государства являются:

·             миграция коренного населения;

·             демографический кризис;

·             утрата семейных ценностей и девальвация института семьи;

·             рост численности молодого поколения с ориентацией на внешние рынки труда [1].

Учитывая социальные проблемы нашего государства, воспитание гражданского самосознания становится стратегической целью образовательной политики ПМР. Поэтому содержание образования для наших детей ориентировано на формирование воспитательного идеала приднестровца – креативного и инициативного, нравственного и эрудированного молодого человека, гражданина Приднестровской Молдавской Республики, который принимает судьбу своей Родины  как личную, понимает собственную ответственность за настоящее и будущее своего Отечества. Он воспитан в духовных и культурных традициях своего народа, толерантен к духовным и культурным святыням  других народов нашего государства, выстраивает конструктивные дружеские и деловые отношения с представителями других народов и конфессий Приднестровья. 

Сейчас многие образовательные учреждения создают специальные программы развития гражданских начал у подрастающего поколения. Варианты этой работы достаточно разнообразны.

Формы гражданско-патриотического и поликультурного воспитания младших школьников через внеклассную и внеурочную деятельность:

-беседы, классные и информационные часы, читательские конференции;

-тематические утренники, проведение совместных праздников с родителями;

-торжественные линейки, уроки Мужества,

-экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания;

-просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности;

-конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;

-ролевые игры, проигрывание ситуаций;

-встречи с ветеранами Великой Отечественно войны и труда, знаменитыми земляками;

-социальные акции, операции;

-работа с детскими общественными организациями.

Направления работы по гражданско-патриотическому и поликультурному воспитанию

Всю работу по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности мы ведем по направлениям:

1. Историко – краеведческое и экскурсионное направление– система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе. Работа по этому направлению проходит на уроках по курсу «Окружающий мир». Учащиеся начальной школы посещают Музеи,  Ребята встречаются с ветеранами Великой Отечественно войны, участвуют в праздниках , посвященных 23 февраля «Богатырские забавы» , «О рыцарстве, о доблести, о славе», посвященных Дню Победы. Проводятся тематические классные часы «Улицы нашего микрорайона», «Уроки Мужества» и многое др.

2. Гражданско-патриотическое направление - основано на любви к Родине и народу, национальном самосознании, гражданском долге, готовности к достойному служению Отечеству.

По этому направлению проводятся  беседы, информационные часы  «Конституция ПМР и права человека», «Символы страны», «Я – гражданин ПМР», участвуют  в акции «Открытка ветерану».

В ходе организации процесса формирования гражданственности учащихся учителями начальной школы широко используются возможности учебных предметов.

Содержание и организация уроков математики предоставляют большие возможности для реализации задач воспитания гражданственности учащихся начальных классов. На занятиях воспитываются такие личностные качества гражданина, как бережливость, настойчивость, целеустремленность, стремление познать истину; формируется хозяйственное отношение к общественной и личной собственности, обращается внимание школьников на такие проблемы, как состояние общественного транспорта, лифтов в многоэтажных домах, оборудования дворовых детских площадок и т. д.

Формированию гражданских качеств младших школьников на уроках математики способствует выполнение таких заданий, как составление и решение задач, содержащих материал о родине, о Республике,   растительном и животном мире и т. д., использование на занятиях стихотворений, пословиц и поговорок .

Большое значение имеет анализ содержания задач, в условии которых имеются сведения о нашей Республике, городе, микрорайоне.

3. Литературно-музыкальное и художественное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально – образного содержания произведения, от переживания детей.

Большие возможности для формирования гражданских качеств младших школьников предоставляют уроки литературного  чтения.

 В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины.

На произведениях классиков ребята учатся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.

Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений. Изучение молдавского и украинского языков, литературного чтения способствует воспитанию любви и уважения к родному языку, гордости за свой народ, республику. Воспитание гражданственности осуществляется  через ознакомление учащихся с родным языком, мифологией, историей и традициями народов проживающих в нашей стране. На уроках русского языка и литературного чтения учащиеся знакомятся с литературным творчеством русских, молдавских, украинских и др. авторов, учатся находить общее в укладе жизни славянских народов, узнают об особенностях быта жителей других стран, что способствует формированию чувства патриотизма, интернационализма, культуры межнациональных отношений, толерантности. Большие возможности для формирования гражданских качеств младших школьников предоставляют  уроки чтения.

Чтение и разбор рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают учащимся понять и оценить гражданские поступки людей, знакомят с понятиями справедливость, честность, товарищество, дружба, гражданственность.

 

 4. Физкультурно-оздоровительное и туристическое направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения.

Кроме уроков физической культуры, учащиеся разучивают народные игры.

На праздниках к 23 февраля и 8 марта соревнуются в конкурсах «Браво, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»

5. Экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения.

Дети участвуют в акциях «Сбережём лес» (сбор макулатуры), «Сбережем елочку» изучают лекарственные растения своего края. Учащиеся участвуют в акции «Поможем пернатым друзьям» (вывешивали кормушек в школьном дворе).

6. Трудовое направление – привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки.

Мальчики оказывают помощь в ремонте школьной мебели. Ребята участвуют в операциях «Уют», «Хозяева класса» «Доброе дело». Активное участие в общественно полезном труде развивает отзывчивость, умение замечать, кому нужна помощь, оказывать ее, формирует у ребенка патриотическую гражданскую позицию, т.е. понимание того, что ты в ответе за то, что происходит вокруг.

7. Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений.

Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.

Были проведены классные часы «Моя семья», «Я – продолжатель своего рода», «Семья – основа государства», «Мой дом».

При отборе содержания гражданско-патриотического воспитания необходимо учитывать личный опыт учащихся, полученный в ходе организации их жизнедеятельности и приобщения к реальной социальной действительности.

Драгоценное время детства и отрочества дано, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и нашел свой собственный путь к духовным ценностям поколений; открыл для себя чувства любви и долга, приобщился к делам милосердия и сострадания, нашел свое призвание, раскрыл бы таланты, сокрытые в нем. И в контексте родной культуры и отечественной истории мог бы приобщиться к тому лучшему, что культивирует наш народ на протяжении веков, взращивая в себе патриотические начала и гражданскую идентичность, готовый к диалогу с людьми разных культур и вероисповеданий, любящий Приднестровье, готовый совершенствовать своё Отечество и растить здесь своих детей. Ибо любовь к Родине присуща человеку на всех этапах взросления и проявляется по-своему: сначала это неосознанное чувство единства с отцом и матерью, чуть позже – это привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; затем – это постепенное осознание своей принадлежности к Отечеству.

Особое место в  работе по  развитию гражданско-патриотического сознания учащихся отводится в МОУ « ТСШ№11» развитию индивидуальных способностей учащихся.

Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей первой деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

Подобно тому как дети различают по своим физическим качествам, говорил Василий Александрович Сухомлинский, так неодинаковы силы, необходимые для умственного труда. Память, наблюдательность, воображение, мышления не только по их глубине, устойчивости, быстроте протекания, но и в качественном отношении имеют индивидуальную характеристику у каждого школьника.

Выделяя характерные особенности детей данного возраста, мы должны в то же время отметить, что дети разные. Факти­чески в классе невозможно найти двух совершенно одинако­вых учеников.

Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особен­ностями, которые не могут (да и не должны) быть ликвидиро­ваны при всем старании преподавателя. В то же время эти индивидуальные особенности налагают свои требования на организацию учебного процесса. Прежде всего люди родятся на свет с разными типами нервной системы, которые дают разные типы темпераментов: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Мы не можем сказать, что одни из этих типов хорошие, а другие плохие. Дело не в этом: они разные. Один хорош в одном отношении, другой - в другом.

Темперамент сам по себе не определяет ни способностей, ни характера человека. Так, например, сангвиники отличают­ся быстротой реакции, а флегматики характеризуются медлительностью, им трудно переключаться с одного дела на дру­гое, в то время как сангвиники делают это легко. Холерики способны к длительной активной работе, но им трудно тор­мозить себя, сдерживать. Меланхолики отличаются быстрой утомляемостью, хотя, в свою очередь, обладают рядом других положительных качеств. Уже эти характеристики показыва­ют, что людям с разными темпераментами нужен разный темп и разный режим работы.

Индивидуальные различия касаются и познавательной сферы людей: одни имеют зрительный тип памяти, другие - слуховой, третьи - зрительно-двигательный и т.д. У одних наглядно-образное мышление, а у других - абстрактно-логическое. Это означает, что одним легче воспринимать материал с помощью зрения, другим - на слух; одним требу­ется конкретное представление материала, а другим - схематическое и т.д. Пренебрежение индивидуальными особенно­стями учащихся при обучении ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижение поставленных целей.

Понимая, что при обычных способах организации учебно­го процесса индивидуализация учебной работы весьма за­труднена, мы считаем важным ставить эти вопросы: учитель должен видеть, как велики резервы в учебном процессе, кото­рые до сих пор не используются. Вместе с тем необходимо отметить, что эти резервы не могут быть полностью использованы без опоры на достижения современной техники.

Степень достижения поставленных целей отдельным учеником существенно зависит от того, насколько процесс усвое­ния строится с учетом всех указанных особенностей данного учащегося.

Индивидуальный подход заключается в управлением человека, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика.

Все признанные мэтры педагогики сходятся во мнении, что каждый ребенок по своей натуре творец. Необходимо лишь как можно раньше разглядеть в нем творческое начало и развить индивидуальные способности. Основная роль в этом уделяется семье и школе.

Младший школьный возраст представляет собой очень важный этап в процессе формирования личности ребенка.

Каждый день ему приходится усваивать массу новой информации в школе, тренируя интеллектуальные способности, абстрактное мышление, память. Именно в этот период очень важно развить и закрепить еще и творческий потенциал ребенка, так как в дальнейшем сделать это будет намного труднее.

Вовлечение младших школьников в творчество помогает им раскрыть свои психические качества, формирует эстетический вкус, обогащает их внутренний мир. Ребенок, имеющий возможность с раннего детства проявлять свои творческие способности, сохраняет креативность и в зрелом возрасте, а именно это качество наряду с деловыми задатками высоко ценится в современном мире.

В чем выражаются творческие способности:

-Гибкость мышления, позволяющая быстро переключаться с одной идеи на другую.

-Оригинальность, выражающаяся в умении находить свежие решения.

-Любознательность – способность с любопытством воспринимать все новое.

-Смелость в достижении конечного результата, преодоление боязни ошибиться.

-Тяга к экспериментированию, созиданию нового.

-Роль школы в развитии творческих способностей младших школьников

В число основных задач современной школы входит развитие творческих способностей учеников, начиная с младшего возраста. Это достигается путем внедрения в образовательный процесс инновационных педагогических программ и вовлечения в творчество детей во время внеурочной деятельности.

Сегодня существует множество общеобразовательных программ, главными критериями которых являются индивидуальный подход к ребенку, предоставление ему широких возможностей для самореализации, поощрение любых творческих начинаний.

Уроки рисования помогают раскрыть художественные способности, занятия музыкой и пением дают возможность проявить себя музыкально одаренным детям, на уроках труда школьники знакомятся с декоративно-прикладным искусством.

Дополнительный толчок к развитию творческих способностей младших школьников дает посещение ими различных кружков и секций. Самовыражению детей и улучшению их коммуникативных навыков способствует участие в театральной деятельности.

Опытный педагог сможет привить ребенку любовь к творчеству и познанию, укрепит его веру в собственные силы, поможет личностному росту.

Для достижения этих результатов используются различные методики, но главной движущей силой для развития творческих способностей младших школьников остается игра. Игровая форма применяется во всех видах работы, будь то проведение предметных олимпиад, викторин, декад литературного чтения и т.д. Каждый ребенок любит играть, и педагогу остается лишь направить этот процесс в нужное русло, в дальнейшем усложняя творческие формы игровой активности.

В качестве примеров подобной деятельности можно использовать технологии проведения личностно-ориентированных уроков, на которых учитель подбирает примеры, весь учебный дидактический материал, основанный на наглядном доказательстве важности таких понятий как Родина, дом, народ, семья. Учителя начальных классов нашей школы  стараются  находить воспитательную стержневую линию и затем ее реализует с помощью различных форм и приемов работы с учащимися на основе глубокого знания их личных особенностей.

В развитии познания и творчества учащихся начальных классов нашей школы в рамках проведения работы по гражданско-патриотическому воспитанию большой эффект дают уроки литературного чтения, русского языка, окружающего мира, природоведения, исследовательская деятельность, а также внеклассные мероприятия,  о которых мы говорили выше.

Классный руководитель, учитель, который систематически своим обликом, своими поступками показывает, что, значит, быть гражданином, может быть уверен, что его питомцы сумеют проникнуть осознать важность тех нравственных начал, которые позволяют ощутить себя нужным обществу, в котором живешь, способным быть востребованным и успешным в этом обществе.

            Подводя определенные итоги по данному вопросу, хотелось бы вспомнить слова великого Ф.М.Достоевского, который утверждал, что без чувства гражданина в душе человек не может  называться человеком культурным. Писатель так же замечал, что культура – это тот внутренний остов, помогающий проснуться совести, проявиться интеллигентности, ощутить  любовь ко всему, что тебя окружает.


Скачано с www.znanio.ru

Доклад Тема: «Развитие индивидуальных способностей младших школьников на основе принципов гражданско-патриотического и поликультурного воспитания»

Доклад Тема: «Развитие индивидуальных способностей младших школьников на основе принципов гражданско-патриотического и поликультурного воспитания»

Отечества, жизнь во благо которого представляется высшей добродетелью и основой нравственного самосознания; ·

Отечества, жизнь во благо которого представляется высшей добродетелью и основой нравственного самосознания; ·

Сейчас многие образовательные учреждения создают специальные программы развития гражданских начал у подрастающего поколения

Сейчас многие образовательные учреждения создают специальные программы развития гражданских начал у подрастающего поколения

Воспитание гражданственности осуществляется через ознакомление учащихся с родным языком, мифологией, историей и традициями народов проживающих в нашей стране

Воспитание гражданственности осуществляется через ознакомление учащихся с родным языком, мифологией, историей и традициями народов проживающих в нашей стране

Последние влияют на своеобразие возникающих качеств

Последние влияют на своеобразие возникающих качеств

Каждый день ему приходится усваивать массу новой информации в школе, тренируя интеллектуальные способности, абстрактное мышление, память

Каждый день ему приходится усваивать массу новой информации в школе, тренируя интеллектуальные способности, абстрактное мышление, память

внутренний остов, помогающий проснуться совести, проявиться интеллигентности, ощутить любовь ко всему, что тебя окружает.

внутренний остов, помогающий проснуться совести, проявиться интеллигентности, ощутить любовь ко всему, что тебя окружает.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2024