Развитие исследовательской компетенции обучающихся 7-9 классов при решении алгебраических задач

  • doc
  • 27.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие исследовательской компетенции обучающихся.doc

Развитие исследовательской компетенции обучающихся 7-9 классов при решении алгебраических задач

.

Ключевые слова: компетенции, исследовательская компетенция, аддитивная цепочка, метод наибольшего общего делителя,

В современном обществе на данном этапе его развития происходят качественные изменения – глобальная информатизация, расширение роли международных связей и их преобладающее значение. Данные тенденции развития общества определяют такие качества личности, как мобильность, динамизм, конструктивность и т.д. Формирование такой личности в системе образования обеспечивает развитие исследовательской компетенции. Исследовательская компетенция» - это знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в исследовательской компетентности в деятельностных, актуальных проявлениях [2,с.17]. Процесс развития исследовательской компетенции при обучении математики, так же, как и в других предметных областях, основан на организации исследовательской деятельности. Под исследовательской деятельностью понимается форма организации воспитательно-образовательного процесса, при которой обучающиеся ставятся в ситуацию, когда они сами овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) учителем, решают творческие, исследовательские задачи с заранее неизвестным результатом [1,с.1]. Рассмотрим основные этапы проведения исследования:

1. Постановка проблемы, создание проблемной ситуации (обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы);

2.Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы (это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования);

3. Планирование и выбор необходимого инструментария (выбор методов, приемов, средств, материала, который будет использован в исследовании);

4. Поиск решения проблемы, проведение исследований (организация наблюдения, умение делать выводы и умозаключения, использование разных источников информации);

5.Представление (изложение) результатов исследования (умение излагать структурированный материал, защищать полученные результаты, аргументировано отвечать на возникшие вопросы и трудности).

В работах многих ученых в области методики преподавания математики, посвященных привлечению обучающихся к исследовательской деятельности в процессе решения задач, подтверждается, что результатом является развитие исследовательских умений, а также закрепление и углубление, систематизация и обобщение, полученных знаний. К алгебраическим задачам частично-поискового характера относятся задачи, для решения которых используются нестандартные методы; готовый теоретический материал, предоставленный учителем

Пример. Постройте аддитивную цепочку для с помощью метода Брауэра и определите является ли полученная последовательность арифметической прогрессией.

Ход работы

Цель: построить аддитивную цепочку и определить является ли она арифметической прогрессией.

Задачи:

- проанализировать сущность метода Брауэра,

- построить аддитивную цепочку по данному методу,

- определить является ли цепочка арифметической прогрессией.

Решение. Для  построим аддитивную цепочку по методу наибольшего собственного делителя, то есть 7, 6, 3, 2, 1. Далее строим цепочку по методу Брауэра по формуле . Получаем то есть 7, 6, 3, 2, 1. Далее строим цепочку по методу Брауэра по формуле . Получаем . Между членами цепочки ставятся их удвоения 2, 6, 14, 126 В итоге цепочка имеет вид: 1, 2, 3, 6, 7, 14, 63, 126, 127. Данная аддитивная цепочка не является арифметической прогрессией, так как разность между членами цепочки не одинакова.

Ответ: 1, 2, 3, 6, 7, 14, 63, 126, 127.

Библиографический список

1.Леонтович, А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся / А.В. Леонтович // Школьные технологии. - 2004. - № 5. – 89 с.

2.Хуторской, А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сборник научных трудов [Текст]/ под ред. А.В. Хуторского/Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК».- М.- 2007. - 37 с