Развитие коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства.
Оценка 4.8

Развитие коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства.

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
изобразительное искусство
Взрослым
13.07.2022
Развитие коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства.
статья Тряпицына М.Ю..doc

Развитие коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства.

Учитель изобразительного искусства

ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная)

школа-интернат о. Муром»: Тряпицына М.Ю.

 

   Коммуникативная компетенция в современной модели образования названа одной из базовых компетентностей современного человека (умение эффективно сотрудничать с другими людьми). Успешная социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна без речевого общения и взаимодействия. Проблема формирования коммуникативной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья как средство наиболее полной и успешной социализации учащихся, имеет огромную значимость и актуальность.

     По мнению Льва Семёновича Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обуславливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей. В.Г. Петрова справедливо замечает, что ребенок с ОВЗ (ребенок с интеллектуальной недостаточностью), владея в той или иной степени речью, «редко участвует в беседах, на вопросы отвечает односложно и далеко не всегда правильно».

   Вместе с тем установлено, что включение речи в познавательные процессы (восприятие, представление, воображение и т.д.), без которых не может развиваться изобразительная деятельность, оказывает положительное влияние на развитие личности ребёнка. В свою очередь, хорошо организованные занятия рисованием представляют сильное средство развития речи учащихся (И.А. Грошенков).

   Именно эта закономерность требует, чтобы педагогическая деятельность учителя была нацелена на коррекцию и развитие основной функции речи – функцию общения, регулирующей деятельность.

   В работе по развитию речевой коммуникации необходимо опираться на возможности умственно отсталых учащихся и, в первую очередь, развивать:

-       способность ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;

-        умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;

-        восприятие речи;

-        умение подражать;

-        умение соблюдать очередность в разговоре;

-        умение применять навыки общения в повседневной жизни.

Компенсация  недостатков ребёнка  возможна  при включении  его  в различную    творческую деятельность. Сам процесс изобразительного творчества  является  мощным средством коррекционной работы  с  «особыми»    детьми. 

   Развитие коммуникативных возможностей обучающихся в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях: во-первых, происходит обогащение словаря учащихся терминами, которые первоначально используются ими на уроках рисования, а затем постепенно входят в активный словарный запас; во-вторых, осуществляется становление и развитие речи как средства общения; в-третьих, совершенствуется регулирующая функция речи, содержащая большой потенциал позитивного воздействия на коррекцию и развитие целенаправленной деятельности учащихся.

  Поэтому  на уроке основное внимание уделяется рассуждению в ходе работы над рисунком, так как это усиливает активность учащихся, повышает их внимание, обеспечивает лучший контроль за движениями руки, делает изобразительные действия более целенаправленными.

    Так, при анализе образца изображения зимующей птицы (синица, воробей) прошу одного из учащихся (1-го или 2-го уровня) словесно описать структуру птицы, используя конструктивный способ (т.е. раскладываем на геометрические фигуры). Далее прошу его показать на доске порядок выполняемых действий при рисовании птицы с опорой на геометрические фигуры.

   Конечно, в работу включается весь класс, дети рассуждают (кто-то согласен, кто-то думает иначе). Затем в альбомах учащиеся самостоятельно выполняют рисунок. В конце урока осуществляется выставка и анализ работ, где также происходит обсуждение и общение.

   В ходе таких уроков формируются коммуникативные умения,  которые необходимы для более успешной социализации умственно отсталых детей:

- умение сотрудничать;           

- слушать и слышать;

- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

- говорить самому.

   Обязательно включаю в уроки нетрадиционные способы изображения. Благодаря использованию различных форм изобразительной деятельности складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией.

   Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. Наиболее часто применяю такие способы изображения: рисование ватными палочками, печатание (осенние листья, коврик и др.), монотипия (дорисовывание отпечатка), пуантилизм, тампонирование и др.

   При использовании нетрадиционной техники изображения не возникает напряжения, связанного с различными возможностями и способностями учащихся, т.к.  все учащиеся могут получить успешный результат. У учащихся развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и учителем.

   Большую помощь в работе над развитием коммуникативных навыков оказывают дидактические игры, коррекционно-развивающие упражнения, пословицы и поговорки; загадки, ребусы и другое. Например, при работе по теме: «Берёзонька белая» использую не только загадку или стихотворение, но также предлагаю детям прослушать русскую народную песню «Во поле берёзка стояла». Во время прослушивания учащиеся пытаются подпевать. Создан необходимый эмоциональный фон, дети настроены на общение. После прослушивания ребята уже пытаются описать берёзу (белая, кудрявая), все дети включаются в работу.

   В результате такой деятельности наряду с развитием и коррекцией психических процессов происходит активизация словаря учащихся. Это можно проследить по ответам обучающихся и по включению в речь детей новых слов.

   Разные нетрадиционные формы уроков позволяют глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, заставляют активнее общаться детей друг с другом, открыто выражать свои мысли. Хорошо зарекомендовали себя уроки-экскурсии в школьном музее «Русская изба». Обычно такие уроки предшествуют уроку декоративного рисования или рисованию с натуры.

   Во 2-м классе проводится экскурсия «Тюк, тюк, разгорайся наш утюг», на которой ребята в игровой форме знакомятся с предметами, которые в далёком прошлом заменяли утюг (камень, рубель), рассматривают угольный и чугунный утюги. Пробуют гладить с помощью рубеля, после чего делают вывод о том, что это способ глажения белья тяжёлый и неэффективный. Также пробуют гладить чугунным и угольным утюгами (в холодном варианте). Затем на следующем уроке учащиеся с опорой на конструктивный способ изображения рисуют угольный утюг и украшают его декоративными элементами.

   В 4-м классе проводится экскурсия «Сверху пар, снизу пар – кипит наш русский самовар». В ходе экскурсии учащиеся узнают, почему самовар получил такое название (САМоВАР), также о месте рождения самовара и его разновидностях. Рассматривают устройство самовара и сравнивают его с чайником. С удовольствием разучивают новую игру «Баба, баба, самовар, чайник кипятила». Затем на следующем уроке учащиеся с опорой на конструктивный способ изображения рисуют самовар.

В 1-м классе проводится экскурсия «Эх, варежки хороши – их вязали от души». В ходе урока учащиеся узнают, что тёплые вещи, в том числе варежки вяжут из шерсти животных (овец), затем с помощью прялки получают шерстяную нить, которую  сматывают в клубочек. А уж клубочек в умелых руках может в любую тёплую вещь превратиться. В игровой форме учащиеся закрепили части варежки (примеряя по очереди варежки, у которых нет какой-либо части: верхней части, нижней части, большого пальца или манжеты). В конце урока детям предлагается дид. игра «Найди варежку с одинаковым узором», в которую дети с удовольствием играют. Затем на следующем уроке изобразительного искусства учащиеся украшают бумажную варежку декоративным узором.

   Непринужденная атмосфера, которая складывается на уроке в школьном музее, заставляет участников взаимодействовать друг с другом, с экспонатами, т.е. помогает устанавливать коммуникацию между учащимися и предметами старины.

   Учащиеся воспринимают их не как картинку или абстрактный предмет, они имеют возможность посмотреть, потрогать, поработать с экспонатами (т.е. задействовать большее количество анализаторов), а в некоторых случаях сделать своими руками. Например, куклу-закрутку по теме: «Русские народные игрушки».

   Некоторые экскурсии проводят сами учащиеся среднего и старшего звена. Т.о. круг общения и взаимодействия расширяется. И посещение музея становится не формальным, а экскурсовода дети воспринимают как интересного собеседника. Соответственно желание общаться возрастает. Посещение музея становится мероприятием – мерой приятного общения, взаимодействия.

   Также для развития коммуникативных умений создаются такие ситуации, которые вызывали бы у детей интерес к изучаемой теме, желание высказаться и поделиться своим жизненным опытом; проявить настойчивость в отстаивании своего мнения. Содержание учебного материала приближается к процессу естественного общения.

   Например, в 6-м классе по теме: «Рисование экологического плаката» на этапе урока «актуализация знаний» учащимся предлагается обсудить экологические проблемы родного края, в том числе по строящейся атомной станции в с. Монаково. Дети легко и непринуждённо вступают в обсуждение проблемы, пытаются размышлять, задают вопросы. Заинтересованность налицо, а значит и с мотивацией проблем не будет.

   Таким образом, выбранные мной приемы, методы, способы и формы организации учебной деятельности создают эффективные условия для развития коммуникативной компетенции и являются действенным средством повышения эффективности процесса обучения. Использование различных приемов коррекционного воздействия позволяет обогатить детей знаниями и развить умения, необходимые для успешной речевой и социальной адаптации в современном мире. Проводимая работа в данном направлении повышает социальную активность детей, происходит систематическое развитие коммуникативных навыков. Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У них развивается уверенность в своих силах. Полученные навыки учащиеся смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.

Литература

1. Особенности образовательного процесса в классах коррекции: технологии, уроки развития/авт. - сост. Л.В.Афанасьева. — Волгоград: Учитель, 2010.

2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки – Ярославль Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 96 с.: ил.

3. Ефименкова Л.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов-М., 1970

4. Музейная педагогика: Из опыта методической работы /Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 416 с. – (Программа развития).

5. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Развитие коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства

Развитие коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства

Поэтому на уроке основное внимание уделяется рассуждению в ходе работы над рисунком, так как это усиливает активность учащихся, повышает их внимание, обеспечивает лучший контроль за…

Поэтому на уроке основное внимание уделяется рассуждению в ходе работы над рисунком, так как это усиливает активность учащихся, повышает их внимание, обеспечивает лучший контроль за…

Разные нетрадиционные формы уроков позволяют глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, заставляют активнее общаться детей друг с другом, открыто выражать свои мысли

Разные нетрадиционные формы уроков позволяют глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, заставляют активнее общаться детей друг с другом, открыто выражать свои мысли

Например, в 6-м классе по теме: «Рисование экологического плаката» на этапе урока «актуализация знаний» учащимся предлагается обсудить экологические проблемы родного края, в том числе по…

Например, в 6-м классе по теме: «Рисование экологического плаката» на этапе урока «актуализация знаний» учащимся предлагается обсудить экологические проблемы родного края, в том числе по…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.07.2022