Развитие коммуникативных компетенций младших школьников
Оценка 4.6

Развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
другое
1 кл—4 кл
17.08.2023
Развитие коммуникативных компетенций младших школьников
Статья о развитии коммуникативных компетенций младших школьников
Развитие коммуникативных компетенций младших школьников.docx

 

 

Сообщение по теме:

«Развитие коммуникативных компетенций

у учащихся начальной школы»

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель  начальных классов,

Малкова  Анна Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения», - говорил еще Антуан Сент-Экзюпери

 На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности.

Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Поэтому, формирование коммуникативной компетентности учащихся – одна из важнейших задач учебно-воспитательного процесса в школе.

Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной форме. Обучение школьников устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) приобретает особую значимость в современной ситуации развития общества.

Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты:

1.  эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);

2.  когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);

3.  поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).

В отличие от предметно-практической деятельности, действие в коммуникации направлено на установление отношений между субъектами, а не на создание овеществленного результата.

Основной единицей коммуникации является речевой акт. Мне кажется, что осуществляя общение, учащийся должен говорить не ради самой речи, а ради того, чтобы она оказала нужное воздействие.

Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Тогда же у большинства детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств, способствующих успешной социальной адаптации. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов.

Главной задачей учителя начальных классов считаю создание условий для формирования коммуникативной компетенции у младших школьников. А добиться этого можно  через разнообразие форм и методов на уроках.

Один из методов, самый распространённый и используемый всеми и мной в том числе  – это использование физминуток на уроках. Элементы здоровье сберегающих технологий, которые преследуют цель укрепления здоровья учащихся, помощь детям на протяжении всего урока оставаться активными и бодрыми, оказывается могут способствовать также и развитию речи детей. Например, физминутка «Звериная зарядка», при проведении обязательно произносится  текст:

Звериная зарядка.
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся
кулачками потереть глаза
Любят долго потянуться
потянуться
Обязательно зевнуть
зевнуть, прикрывая рот ладошкой
Ну и хвостиком вильнуть
движение бедрами в стороны
А волчата спинку выгнуть
прогнуться в спине вперед
И легонечко подпрыгнуть
легкий прыжок вверх
Ну, а мишка косолапый
руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса
Широко расставив лапы
ноги на ширине плеч
То одну, то обе вместе
переступание с ноги на ногу
Долго топчется на месте
раскачивание туловища в стороны
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала!
развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх

Так же использую на уроках работу в группах и мини – группах.

При такой форме работы учащиеся класса делятся на группы при выполнении задания по различным предметам. «Спикером» группы могут стать все учащиеся по очереди. Результаты работы каждой группы демонстрируются на доске или у доски. При данной форме работы дети учатся: отстаивать  своё мнение, представлять работу группы, дискутировать, слушать внимательно друг друга,  задавать вопросы, выслушивать другого.

У ребят повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты общего труда, формируется  самооценка, оценка своих возможностей и способностей.

Конечно же в начальной школе не обходятся уроки без игровых технологий, которые  позволяют активизировать детей, поддерживая их интерес, развивают их речь. Так, например, игра с мячом очень хорошо развивает внимание детей, быстроту мыслительной реакции. Позволяет не только оживить класс на уроке, но и закрепить полученные знания. На уроках обучения грамоте при изучении букв я бросаю мяч учащимся в произвольном порядке, произнося при этом существительное (в ед.ч или мн.ч), которое начинается с буквы, обозначающей твёрдый звук. Ребёнок должен бросить мяч обратно, назвав слово с этой же буквой, но обозначающей мягкий звук. Или слова во множественном – единственном числе, или слова на парные согласные и т.д. Данная игра позволяет работать над формированием коммуникативной компетенции, развивая речь учащихся, пополняя их словарный запас, заставляя их корректно и внимательно относиться друг к другу.

Очень продуктивна с точки зрения развития коммуникативных  навыков проектная деятельность.

Начиная с 1 класса,  некоторые учащиеся занимаются под моим руководством проектной деятельностью. Разнообразная  тематика проектов способствует расширению кругозора учащихся, развитию устной и письменной речи.

В Букваре Т.М.Андриановой практически на каждой странице дети встречаются с пословицами и поговорками. Их использование очень полезно для обогащения словаря первоклассников, их кругозора и коммуникативных навыков. Ведь пройти мимо пословицы нельзя. Нужно обязательно объяснить её значение.

Творческий подход в обучении со стороны учителя очень важен в развитии коммуникативных навыком детей. Например, знакомство с новой геометрической фигурой – лучом проходило  на уроке по плану:

1.  Проблемная ситуация –загадка о фигуре.

2.  Сравнение внешнего вида фигуры с ее названием.

3.  Сравнение фигуры с раннее изученной т.е. с отрезком.

4.  Нахождение предметов в окружающем мире, похожих или содержащих данную фигуру.

5.  Чертеж фигуры (в воздухе, затем в тетради)

Затем я  заметила за мальчиком, что он пытается придумывать рифмованные строки для фигур. Так почему же не использовать детское творчество для закрепления материала? Тем более, что процесс придумывания загадок, стихов требует сначала большой наблюдательности, фантазии, аналитической работы, знания свойств фигуры, отличия от других, связь с предметами окружающей среды.

Для развития коммуникативных компетенций, детям с 1 класса предлагается работа над предложениями. Задания: «Расставь точки», «Вставь пропущенные слова», «Расскажи, о чем прочитали», «Из набора слов составить предложения по данной тематике», «Составление предложений по картинкам» и т.д.

Работа по развитию речи осуществляется не только  через уроки,  но и внеклассные мероприятия (классные часы «Кто я и кто моя семья», «Эти незнакомые знакомые слова» и т.д.) и внеурочную деятельность. Основной своей задачей на уроке, помимо работы над грамотностью устной и письменной речи, над её правильностью, вижу формирование у детей способности свободно излагать свои мысли, полно, логично, не боясь показывать свою индивидуальность.

В наше время, когда книгу для детей и взрослых, к сожалению, почти заменили телевизор и компьютер, когда в речи детей, да и их родителей много мусора, грязи, грубости, мало чистоты, полноценной правильной речи, остро ощущается необходимость развивать и коммуникативную компетенцию родителей, прививать им любовь к правильной речи и желание передать эту любовь детям. Актуальнее всего решать данную проблему через систему родительских собраний. Для этого на родительских собраниях в ход встречи включены цикл лекций на темы: «Родители и дети: проблемы общения», «Как понимать своего ребёнка (обучение элементам активного слушания)», «Компьютерный сленг и мой ребёнок (моё отношение к нему)» и т.д.

Обобщив имеющиеся научные разработки по проблеме коммуникативной компетентности, можно сделать вывод, что коммуникативной компетентность - это система психологических знаний о себе и о других, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющая строить эффективное общение в соответствии с целями и условиями межличностного взаимодействия.

Коммуникативная компетентность является одним из фундаментальных качеств учащихся. Коммуникативные знания, умения, навыки, обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса в обучении.


 

Скачано с www.znanio.ru

Сообщение по теме: «Развитие коммуникативных компетенций у учащихся начальной школы»

Сообщение по теме: «Развитие коммуникативных компетенций у учащихся начальной школы»

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения», - говорил еще

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения», - говорил еще

В отличие от предметно-практической деятельности, действие в коммуникации направлено на установление отношений между субъектами, а не на создание овеществленного результата

В отличие от предметно-практической деятельности, действие в коммуникации направлено на установление отношений между субъектами, а не на создание овеществленного результата

А лисята как проснутся кулачками потереть глаза

А лисята как проснутся кулачками потереть глаза

У ребят повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты общего труда, формируется самооценка, оценка своих возможностей и способностей

У ребят повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты общего труда, формируется самооценка, оценка своих возможностей и способностей

Творческий подход в обучении со стороны учителя очень важен в развитии коммуникативных навыком детей

Творческий подход в обучении со стороны учителя очень важен в развитии коммуникативных навыком детей

Актуальнее всего решать данную проблему через систему родительских собраний

Актуальнее всего решать данную проблему через систему родительских собраний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.08.2023